Дело №2-1197/2017
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Севастополь 12 апреля 2017 года
Ленинский районный суд города Севастополя в составе
председательствующего - судьи Фисюк О.И.
при секретаре – Шинкаренко В.В.
с участием истца – Атанов А.Г., представителя истца - Бозунов А.А., представителя ответчика МО РФ – Максименко Д.А., представителя ответчика Правительства РФ - Бузовской М.Д., представителя третьего лица ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ – Разумов С.В. , рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Атанов А.Г. к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, третьи лица – Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Атанов Д.А., Иерусалимова (Атанова)Е.А. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации,
У С Т А Н О В И Л:
ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в суд с иском к ответчикам, просит признать за ним в порядке приватизации право собственности за счет средств Министерства обороны Российской Федерации на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>.
Исковые требования обоснованы тем, что Атанов А.Г. на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ вместе с женой Атанова И.И., сыном Атанов Д.А., дочерью Атанова Е.А., был вселен в <адрес> в <адрес>. Квартира была предоставлена истцу и членам его семьи МО РФ, в ДД.ММ.ГГГГ указанная квартира была исключена из числа служебных квартир, его жена Атанова И.И. и дочь Атанова Е.А. были выписаны из указанной квартиры в ДД.ММ.ГГГГ, брак между истцом и Атанова И.И. расторгнут в ДД.ММ.ГГГГ, с момента вселения и до настоящего времени в квартире оставались проживать истец и его сын Атанов Д.А. В ДД.ММ.ГГГГ истец обратился в Министерство обороны РФ с просьбой передать ему занимаемое помещение в собственность в порядке приватизации, однако в этом ему было отказано на основании принадлежности квартиры к фонду РФ и рекомендовано обратиться с настоящим иском в суд.
В судебном заседании истец и его представитель иск поддержали по изложенным основаниям.
Представитель ответчика МО РФ – Максименко Д.А. в судебном заседании иск не признала в полном объеме по тем основаниям, что спорная квартира является собственностью государства и относится к государственному жилищному фонду, была предоставлена для проживания истцу и членам его семьи на основании ордера, договор социального найма на квартиру не заключался, кроме того, из представленной суду справки усматривается, что истец уже принимал участие в приватизации квартиры, которой потом распорядился, однако не предоставил доказательств того, что вернул деньги от ее продажи уполномоченному органу. Поскольку законодателем не оговорены случаи повторной приватизации государственного фонда одним и тем же лицом, оснований для передачи спорной квартиры в порядке приватизации истцу не имеется.
Представитель ответчика Правительства РФ - Бузовской М.Д. в судебном заседании иск также не признала по тем основаниям, что в материалах дела отсутствуют достаточные доказательства об отсутствии в Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним сведений, подтверждающих факт неучастия истца в приватизации жилых помещений на территории РФ, также пояснила, что в подордерном деле отсутствуют справка КЭЧ, которая является единственным допустимым доказательством того, что истец сдал свою квартиру МО РФ.
Представитель третьего лица ФГКУ «Крымское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ - Разумов С.В. в судебном заседании поддержал позицию представителей ответчиков, просил в удовлетворении иска отказать.
Представитель третьего лица ФГКУ «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ в судебное заседание не явился, о дне, месте и времени рассмотрения дела извещен надлежаще, подал заявление о рассмотрении дела в его отсутствие, просил в удовлетворении иска отказать в связи с тем, что спорная квартира не входит в специализированный жилищный фонд МО РФ, а истец не относится к категории лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением по договору социального найма.
На основании ст.167 ГПК РФ суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся участников.
Заслушав участников, исследовав материалы дела, суд считает, что иск не подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно ст.217 ГК РФ имущество, находящееся в государственной или муниципальной собственности, может быть передано его собственником в собственность граждан и юридических лиц в порядке, предусмотренном законами о приватизации государственного и муниципального имущества. При приватизации государственного и муниципального имущества предусмотренные настоящим Кодексом положения, регулирующие порядок приобретения и прекращения права собственности, применяются, если законами о приватизации не предусмотрено иное.
В соответствии с требованиями ст.2 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» от 4 июля 1991 года №1541-1 граждане РФ, занимающие жилые помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде, включая жилищный фонд, находящийся в хозяйственном ведении предприятий или оперативном управлении учреждений (ведомственный фонд), на условиях социального найма, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи, а также несовершеннолетних в возрасте от 14 до 18 лет приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных настоящим Законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов РФ. Жилые помещения передаются в общую собственность либо в собственность одного из совместно проживающих лиц, в том числе несовершеннолетних.
В соответствии со ст.11 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» каждый гражданин имеет право на приобретение в собственность бесплатно в порядке приватизации жилого помещения в государственном и муниципальном жилищном фонде социального использования один раз.
Согласно ст.6 Закона РФ «О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации» передача жилых помещений в собственность граждан осуществляется уполномоченными собственниками указанных жилых помещений органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также государственными или муниципальными унитарными предприятиями, за которыми закреплен жилищный фонд на праве хозяйственного ведения, государственными или муниципальными учреждениями, казенными предприятиями, в оперативное управление которых передан жилищный фонд.
Судом установлено, что решением жилищной комиссии в/ч 70092 от ДД.ММ.ГГГГ квартира жилой площадью 39,81 кв.м. по адресу: <адрес>, выделена Атанов А.Г. на состав семьи из 4 человек (л.д.81).
ДД.ММ.ГГГГ 1997 отделением Морской инженерной службы КЧФ Атанов А.Г. выдан талон к ордеру № на вселение в указанную квартиру (л.д.9).
Согласно справке ГУПС «ЕИРЦ» от ДД.ММ.ГГГГ в <адрес> в <адрес> зарегистрированы Атанов А.Г. (основной наниматель) и его сын Атанов Д.А., жена Атанов И.В. и дочь Атанова Е.А. выписаны из квартиры (л.д.11).
Судом установлено, что брак между Атанов А.Г. и Атанова И.И. расторгнут ДД.ММ.ГГГГ Отделом ЗАГС Ленинского района города Севастополя Управления ЗАГС (л.д.12).
Согласно данным Управления государственной регистрации и кадастра Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ № отсутствуют сведения о наличии зарегистрированной за Атанов А.Г. недвижимости (л.д.23).
Статьей 3 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ "О статусе военнослужащих" устанавливаются государственные гарантии правовой и социальной защиты военнослужащих, членов их семей и граждан, уволенных с военной службы в запас. При увольнении военнослужащих с военной службы государство гарантирует исполнение обязательств, предусмотренных федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
Согласно п. 1 ст. 15 ФЗ "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим обеспечение их жилыми помещениями в форме предоставления им денежных средств на приобретение или строительство жилых помещений либо предоставления им жилых помещений в порядке и на условиях, установленных настоящим Федеральным законом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, за счет средств федерального бюджета. Военнослужащим - гражданам, заключившим контракт о прохождении военной службы до 1 января 1998 года (за исключением курсантов военных профессиональных образовательных организаций и военных образовательных организаций высшего образования), и совместно проживающим с ними членам их семей, признанным нуждающимися в жилых помещениях, федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом, в которых федеральным законом предусмотрена военная служба, предоставляются субсидия для приобретения или строительства жилого помещения (далее - жилищная субсидия) либо жилые помещения, находящиеся в федеральной собственности, по выбору указанных граждан в собственность бесплатно или по договору социального найма с указанным федеральным органом исполнительной власти или федеральным государственным органом по месту военной службы, а при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, по состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями при общей продолжительности военной службы 10 лет и более - по избранному месту жительства в соответствии с нормами предоставления площади жилого помещения, предусмотренными статьей 15.1 настоящего Федерального закона.
Согласно статье 5 Соглашения между Правительством РФ и Кабинетом Министров Украины о взаимном признании прав и регулировании отношений собственности Черноморского Флота Российской Федерации на жилищный фонд и объекты социально-бытового назначения в местах дислокации его воинских формирований на территории Украины от 16 марта 2000 года лица, увольняемые с воинской службы из состава Черноморского Флота РФ на территории Украины и члены их семей, избравшие постоянное место жительства территорию Украины в местах дислокации ЧФ РФ, обеспечиваются жилой площадью за счет средств РФ.
Таким образом, из смысла и содержания пункта 1 статьи 15 ФЗ "О статусе военнослужащих", а также этой международно-правовой нормы следует, что в процессе увольнения, т.е. до исключения из списков личного состава части, увольняемые военнослужащие ЧФ, избравшие постоянным местом жительства территорию ФИО8, в местах дислокации ЧФ должны были быть обеспечены жилой площадью, предназначенной для постоянного проживания, за счет средств федерального бюджета РФ, в том числе и с учетом права на бесплатное получение жилья в собственность в избранном месте постоянного жительства.
Постановлением Правительства РФ «Об уполномоченном органе Правительства РФ по управлению жилищным фондом и объектами социально-бытового назначения в местах дислокации воинских формирований Черноморского Флота на территории Украины» от 31 августа 2000 года № 643 права на приобретение и осуществление от имени Российской Федерации имущественных прав и обязательств в отношении жилищного фонда и объектов социально-бытового назначения, расположенных в местах его воинских формирований на территории Украины, делегированы управлению Черноморского флота Российской Федерации.
Из докладной записки ВРИО начальника строительства инженерного обеспечения и расквартирования, заместителя командующего по строительству инженерному обеспечению и расквартированию ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ следует, что Атанов А.Г. участвовал в приватизации квартиры по адресу: <адрес> 1995 году. В связи с невозможностью сдать приватизированную квартиру администрации города Бахчисарая данная квартира была продана Атанов А.Г. (л.д.93) по рыночной стоимости в размере 11000 грн., указанная сумма была переведена Атанов А.Г. на расчетный счет 1997 ОМИС (л.д.78-79).
В соответствии с пунктами 27, 37, 40 приказа Министра обороны РФ от 15.02.2000 N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации", зарегистрированного в Минюсте РФ 07.06.2000 N 2260, в редакции, действовавшей на дату предоставления спорной квартиры 29.05.2003 г., для принятия на учет нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) военнослужащими подается в порядке подчиненности рапорт. К рапорту прилагается копия справки о сдаче жилого помещения в КЭЧ района. Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части по форме согласно приложению N 7 к настоящей Инструкции, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района и с необходимыми документами: выписками из протокола заседания жилищной комиссии воинской части (гарнизона), справками о сдаче жилых помещений в КЭЧ района по форме согласно приложению N 8 к настоящей Инструкции или забронированного жилого помещения; копиями жилищного договора (для военнослужащих, обеспечиваемых служебными жилыми помещениями); паспортами (свидетельствами о рождении) членов семьи; копиями финансового лицевого счета и выписками из домовой книги (поквартирной карточки) (для военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных по месту жительства), справками о проверке жилищных условий (для военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных по месту жительства); выписками из личного дела военнослужащего о составе семьи; справками, подтверждающими место военной службы военнослужащих, справками (заключениями) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации и другими документами, относящимися к решению данного вопроса, представляется на утверждение начальнику гарнизона.
Для оформления ордеров на заселение жилых помещений для постоянного проживания, служебных жилых помещений и служебных жилых помещений, пригодных для временного проживания, воинские части представляют в КЭЧ района следующие документы: утвержденный список распределения жилых помещений по воинской части; выписки из протокола заседания жилищной комиссии воинской части (гарнизона); справки о сдаче жилых помещений в КЭЧ района. В справке о сдаче жилого помещения указывается информация о действиях, произведенных со справкой о сдаче жилого помещения по предыдущему месту военной службы. Если военнослужащий проживал в служебном жилом помещении или имел забронированное жилое помещение, представляется справка о сдаче им служебного или забронированного жилого помещения; паспорта (свидетельства о рождении) членов семьи, подлежащих включению в ордер, а также письменное обязательство совершеннолетних членов семьи об освобождении ими после получения жилого помещения ранее занимаемой жилой площади; копии жилищного договора (для военнослужащих, обеспечиваемых служебными жилыми помещениями); копии финансового лицевого счета и выписки из домовых книг (поквартирной карточки) (для военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных по месту жительства), выписки из личного дела военнослужащего о составе семьи, справки (заключения) учреждений здравоохранения, санэпидстанций, бюро технической инвентаризации, о проверке жилищных условий (для военнослужащих и членов их семей, зарегистрированных по месту жительства), справки, подтверждающие место военной службы военнослужащих, и другие документы, относящиеся к решению данного вопроса.
Начальники КЭЧ районов при оформлении ордеров на жилое помещение запрашивают в КЭЧ района, выдавшей справку о сдаче жилья, по прежнему месту военной службы (жительства) военнослужащего, подтверждение факта сдачи жилого помещения. Ответы на запросы направляются в течение трех дней после поступления обращения.
Материалы подордерного дела не содержат справки КЭЧ о сдаче Атанов А.Г. квартиры в <адрес>, не предоставлена такая справка и суду. Таким образом, установленные судом обстоятельства позволяют прийти к выводу, что <адрес> в <адрес> была выделена Атанов А.Г. на состав семьи из 4 человек с нарушением действовавшего на то время закона.
Учитывая вышеизложенное, суд приходит к выводу, что поскольку Атанов А.Г. реализовал свое право на безвозмездное получение в собственность жилого помещения, а именно: участвовал в приватизации <адрес> в 1995 году, полученной от ЧФ РФ, соответствовавшей нормам обеспечения жильем в Украине, доказательств сдачи указанной квартиры КЭЧ не предоставил, основания для передачи Атанов А.Г. спорной <адрес> в <адрес> в порядке приватизации отсутствуют, поскольку в соответствии с нормами законодательства Российской Федерации в области прав граждан на приватизацию жилого помещения, такое право гражданам предоставляется только один раз, что препятствует получению в порядке бесплатной приватизации жилого помещения второй раз.
Доводы истца и его представителя о том, что Атанов А.Г. после продажи <адрес> в <адрес> в августе 2003 г. перечислил 555-му пункту авиации флота 11 тыс. грн. (л.д.15) от ее продажи, не могут быть приняты во внимание, поскольку, во-первых, данные квитанции не подменяют собой справку КЭЧ о сдаче квартиры, а, во-вторых, как пояснила представитель Правительства РФ Бузовской М.Д. и с этим соглашается суд, 555-ый пункт авиации флота не является уполномоченным органом, который вправе принимать такие платежи.
Таким образом, поскольку Атанов А.Г. реализовал свое право на получение жилья в порядке бесплатной приватизации, в удовлетворении иска должно быть отказано.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 12, 56, 98, 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении иска Атанов А.Г. к Министерству обороны Российской Федерации, Правительству Российской Федерации, третьи лица – Федеральное государственное казенное учреждение «Южное региональное управление жилищного обеспечения» МО РФ, Федеральное государственное казенное учреждение «Крымское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, Атанов Д.А., Иерусалимова (Атанова)Е.А. о признании права собственности на жилое помещение в порядке приватизации отказать.
Судебные расходы по оплате государственной пошлины отнести на истца.
Решение суда может быть обжаловано в Севастопольский городской суд через Ленинский районный суд города Севастополя в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.
Решение в окончательной форме принято 17 апреля 2017 года.
Судья –