Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2612/2021 ~ М-1724/2021 от 13.04.2021

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ Р. Ф.

<дата>

Пушкинский городской суд <адрес> в составе:

Председательствующего судьи: Голубятниковой И.А.

при помощнике Хорошко А.С.

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ищук Д. А.    к ГУ Управлению ПФР по <адрес> и <адрес> об оспаривании решения, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии

УСТАНОВИЛ:

Истец обратился в суд с требованиями о признании незаконным решения пенсионного органа от <дата> в части невключения периодов работы в специальный стаж, обязании включить в специальный стад в соответствии с п.16с.1 статьи 30 Федерального закона № 400-ФЗ с <дата> по <дата> в ГУ Правительства Москвы «Московская городская поисково-спасательная служба» в должности спасателя, с <дата> по <дата> в ГКУ <адрес> «Пожарно-спасательный центр» в должности спасателя, обязании назначить страховую пенсию с момента обращения.

В обоснование требований истец указал, что относится к лицам, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций. Истец <дата> обратился с заявлением о назначении пенсии досрочно, в чем ему было отказано, в виду отсутствия специального стажа.

В судебном заседании истец требования и доводы, изложенные в иске, поддержал.

Представитель ответчика в судебном заседании против удовлетворения требований возражал, пояснив, что учреждения, в которых работал истец не входят в структуру МЧС.

Изучив материалы дела, суд не находит требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению.

Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от <дата> N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее – Закона о страховых пенсиях), вступившим в силу с <дата>

В соответствии со статьей 8 Закона о страховых пенсиях право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).

Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Закона о страховых пенсиях.

В соответствии с пунктом 16 частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от <дата> N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, лицам, проработавшим не менее 15 лет в качестве спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях федерального органа исполнительной власти, осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики, нормативно-правовому регулированию в области гражданской обороны, защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, и участвовавшим в ликвидации чрезвычайных ситуаций, по достижении возраста 40 лет либо независимо от возраста.

В соответствии с частью 2 статьи 30 указанного Федерального закона Списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.

Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности).

Аналогичное правовое регулирование имелось и в период действия Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (подпункт 16 пункт 1 статьи 27), когда истец выполнял соответствующую трудовую функцию.

Таким образом, законодателем четко определен круг лиц, имеющих право на льготное пенсионное обеспечение. Такими лицами являются спасатели (по Перечню должностей и специальностей, утверждаемых Правительством Российской Федерации) профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований федерального органа исполнительной власти (МЧС России).

Материалами дела установлено:

В системе обязательного пенсионного страхования истец <дата> года рождения зарегистрирован <дата>;

истец <дата> обратился к ответчику с заявлением о назначении страховой пенсии в соответствии с пунктом 16 частью 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" от <дата> N 400-ФЗ.;

Решением ГУ-Управление ПФР по <адрес> и <адрес> от <дата> истцу отказано в установлении указанной пенсии по причине отсутствия специального стажа на соответствующих видах работ. В специальный стаж истца ответчиком не был включен период его работы с <дата> по <дата> в должности спасателя в ГУ Правительства Москвы «Московская городская поисково-спасательная служба», ГКУ <адрес> «Пожарно-спасательный центр», так как учреждение не входит в структуру МЧС;

Как усматривается из материалов дела, истец работал в должности спасателя в период с <дата> по <дата> в Московской городской Поисково-спасательной службе Правительства Москвы, в период с <дата> по <дата> в ГКУ <адрес> «Пожарно-спасательный центр», что подтверждается трудовой книжкой.

Оценив представленные доказательства, суд приходит к выводу, что спорные периоды не подлежат включению в специальный стаж по испрашиваемому основанию, поскольку учреждения, в которых работал истец не входят в структуру МЧС, при этом суд исходит из следующего.

Положениями пункта 1 Постановления Правительства Российской Федерации N 781 от <дата> установлено, что при досрочном назначении трудовой пенсии по старости в соответствии с подпунктом 16 пунктом 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" применяются Перечни должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций, утвержденные Постановлением Правительства Российской Федерации от <дата> N 702.

Перечень должностей и специальностей работников, постоянно работавших спасателями в профессиональных аварийно-спасательных службах, профессиональных аварийно-спасательных формированиях и участвовавших в ликвидации чрезвычайных ситуаций предусматривает, что правом на досрочное назначение трудовой пенсии по старости пользуются специалисты профессиональных аварийно-спасательных служб и профессиональных аварийно-спасательных формирований МЧС России, работающие в должности "спасатель", установленной в соответствии с Постановлением Минтруда России от <дата> N 84, а также отдельные руководители аварийно-спасательных подразделений.

Работникам других спасательных подразделений право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости предоставляется в случаях, когда это прямо предусмотрено законодательством.

Досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, указанным в подпункте 16 пункта 1 статьи 27 Федерального закона от <дата> N 173-ФЗ и подпункте 16 части 1 статьи 30 Федерального закона от <дата> N 400-ФЗ, основано на учете специфики выполняемых ими работ и направлено на защиту от риска утраты профессиональной трудоспособности до достижения общеустановленного пенсионного возраста и обусловлено особыми условиями осуществления профессиональной деятельности, сопряженными с более высокой по сравнению с деятельностью спасателей иных профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований суточной загруженностью, повышенной степенью сложности и интенсивности труда в процессе ликвидации или локализации последствий чрезвычайных ситуаций, зона которых может охватывать не только территорию субъекта Российской Федерации, всю территорию Российской Федерации, а также в порядке оказания международной помощи при участии в ликвидации последствий стихийных бедствий на территории зарубежных стран.

Компетенция аварийно-спасательных служб, созданных органами государственной власти субъекта Российской Федерации, органами местного самоуправления ограничена полномочиями по предупреждению чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального, местного характера, стихийных бедствий, эпидемий и ликвидации их последствий.

Так, в силу подпункта "д" пункта 1 статьи 11 Федерального закона "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" при недостаточности собственных сил и средств для организации и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ при чрезвычайных ситуациях межмуниципального и регионального характера органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе обращаться к Правительству Российской Федерации за помощью.

В соответствии с подпунктом "е" пункта 2 статьи 11 указанного Закона органы местного самоуправления самостоятельно организуют и проводят аварийно-спасательные и другие неотложные работы, а также поддерживают общественный порядок при их проведении; при недостаточности собственных сил и средств обращаются за помощью к органам исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Таким образом, деятельность спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий имеет существенные отличия от деятельности спасателей в профессиональных аварийно-спасательных службах и формированиях субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Соответственно дифференциация в условиях реализации права на назначение трудовой пенсии по старости для спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий и спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления не может расцениваться как нарушающая конституционные права граждан, замещающих должности спасателей профессиональных аварийно-спасательных служб и формирований субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления, поскольку основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленным в законодательстве разграничением функций.

В соответствии с положениями статьи 20 Федерального закона "Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей" финансовое обеспечение деятельности профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, созданных в форме казенных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, а также финансовое обеспечение выполнения государственных (муниципальных) заданий профессиональными аварийно-спасательными службами, профессиональными аварийно-спасательными формированиями, созданными в форме бюджетных и автономных учреждений, в том числе прав и гарантий спасателей, осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы Российской Федерации.

Следовательно, исполнительные органы субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, создавая свои профессиональные аварийно-спасательные службы и формирования, вправе за счет средств собственного бюджета предусматривать для соответствующих категорий спасателей дополнительные гарантии пенсионного обеспечения.

Спасатели поисково-спасательных служб и отрядов субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления не входят в систему МЧС России, поэтому правом на досрочное назначение страховой пенсии по старости не пользуются. Не имеют этого права и работники аварийно-спасательных служб и формирований, создаваемых в организациях, а также в других министерствах и ведомствах.

При таких обстоятельствах, принимая во внимание, что ни ГУ Правительства Москвы «Московская городская поисково-спасательная служба», ни ГКУ <адрес> «Пожарно-спасательный центр» не являются структурным подразделением Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, и что сама работа истца основана на объективных различиях в характере и содержании профессиональной деятельности, обусловленных закрепленном в законодательстве разграничением функций, оснований для удовлетворения иска не усматривается.

Руководствуясь статьями 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд

Р Е Ш И Л :

Исковые требования Ищук Д. А.    к ГУ Управлению ПФР по <адрес> и <адрес> об оспаривании решения, включении периодов работы в специальный стаж, назначении пенсии оставить без удовлетворения.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Пушкинский городской суд в течение месяца со дня принятия решения в окончательной форме.

Мотивированное решение составлено <дата>.

Судья                                                                         И.А.Голубятникова

2-2612/2021 ~ М-1724/2021

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Ищук Дмитрий Александрович
Ответчики
ГУ УПФ РФ № 16 по г. Москве И МО
Суд
Пушкинский городской суд Московской области
Судья
-Голубятникова Инна Алексеевна
Дело на странице суда
pushkino--mo.sudrf.ru
13.04.2021Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
14.04.2021Передача материалов судье
16.04.2021Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
16.04.2021Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.05.2021Подготовка дела (собеседование)
13.05.2021Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
01.06.2021Судебное заседание
07.06.2021Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.07.2021Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
14.07.2021Дело оформлено
14.07.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее