№
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 06 февраля 2023 г.
Волжский районный суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Андреевой Е.А.,
при секретаре Срыбной А.С.,
с участием административного истца – Косарева А.М.,
представителей административных ответчиков – Обухова С.В., Ишимовой Е.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №а-299/2023 по административному исковому заявлению Косарева А. М. к ФКУ ИК-5 УФСИН Р. по <адрес>, ФСИН Р. об оспаривании действий/бездействия, связанных с условиями содержания в исправительном учреждении и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении,
У С Т А Н О В И Л:
Истец Косарев А.М. обратился в суд с иском к ФКУ ИК-5 УФСИН Р. по <адрес>, ФСИН Р. об оспаривании действий/бездействия, связанных с условиями содержания в исправительном учреждении и присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, мотивируя свои требования тем, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН Р. по <адрес>. По прибытии в исправительное учреждение был трудоустроен подсобным рабочим, затем швеей (после прохождения обучения в ФКП ОУ № по профессии «швея»). При трудоустройстве в исправительном учреждении он не был ознакомлен с правовым актом, устанавливающим нормы выработки либо нормы рабочего времени, а также с правовым актом, устанавливающим систему оплаты труда, в связи с чем фактически был лишен возможности оценивать обоснованность размера начисленной заработной платы.
Согласно постановлению Правительства от ДД.ММ.ГГГГ № с ДД.ММ.ГГГГ размер МРОТ на территории <адрес> составляет 15 279 рублей. Согласно ст. 105 УИК РФ, осужденные имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством РФ, а в соответствии с ч. 3 ст. 107 УИК РФ на лицевой счет осужденных, независимо от всех удержаний, должно зачисляться не менее 25% начисленной им заработной платы. Фактически же полученные им денежные средства составили: за май 2021- 140,42 руб., за июнь 2021- 641,70 руб., за июль 2021 - 956,14 руб., за август 2021- 77, 94 руб., за 174 рабочих часа; за сентябрь 2021 – 500,54 руб., за 181 отработанный час; за октябрь 2021- 716, 48 руб., за 165 часов; за ноябрь 2021- 1484,18 руб. за 174 отработанных часа; за январь 2022- 741,84 руб. за 144 часа и т.д.
За время нахождения в ИК-5 УФСИН Р. по <адрес>, выходной день был один раз в неделю - в среду, то есть продолжительность непрерывного отдыха составляла только 24 часа. Администрация колонии неоднократно привлекала его и других осужденных без предоставления других дней отдыха и доплат.
Также при увольнении с работы в связи с принятием судом решения о замене назначенного наказания в виде лишения свободы более мягким наказанием в виде принудительных работ и освобождении из исправительной колонии ему не была выплачена компенсация за неиспользованный отпуск.
В результате незаконных действий (бездействия) со стороны администрации он на протяжении всего периода отбывания наказания в исправительном учреждении испытывал моральные страдания, связанные с чувством собственной правовой незащищенности и беспомощности, осознанием невозможности как-либо эффективно повлиять на сложившуюся ситуацию.
С учетом вышеизложенного, истец просил суд признать незаконными действия и бездействие администрации ФКУ ИК-5 УФСИН Р. по <адрес>, взыскать в его пользу компенсацию за нарушение установленных законодательством Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении в размере 500 000 руб.
Истец Косарев А.М. в судебном заседании исковые требования поддержал. Настаивал на том, что перечисленные им в иске действия администрации исправительного учреждения свидетельствуют о нарушении условий содержания и должны рассматриваться в порядке гл. 22 КАС РФ.
В судебном заседании представители ответчиков ФКУ ИК-5 УФСИН Р. по <адрес>, ФСИН Р. О. С.В., Ишимова Е.В. (выступающая также в качестве представителя заинтересованного лица УФСИН Р. по <адрес>) исковые требования не признали, просили в их удовлетворении отказать по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав пояснения истца, представителей ответчиков, изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии со ст. 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным главой 22 КАС РФ, с учетом особенностей, предусмотренных ст. 227.1 КАС РФ.
Согласно ч. 5 ст. 227.1 КАС РФ при рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия.
Согласно ст. 103 УИК РФ каждый осужденный к лишению свободы обязан трудиться в местах и на работах, определяемых администрацией исправительных учреждений. Администрация исправительных учреждений обязана привлекать осужденных к труду с учетом их пола, возраста, трудоспособности, состояния здоровья и, по возможности, специальности, а также исходя из наличия рабочих мест.
Осужденные привлекаются к труду в центрах трудовой адаптации осужденных и производственных (трудовых) мастерских исправительных учреждений, на федеральных государственных унитарных предприятиях уголовно-исполнительной системы и в организациях иных организационно-правовых форм, расположенных на территориях исправительных учреждений и (или) вне их, при условии обеспечения надлежащей охраны и изоляции осужденных.
Судом установлено, что Косарев А.М. осужден ДД.ММ.ГГГГ приговором <данные изъяты> районного суда <адрес> по ч.3 ст.30, ч. 4 ст. 159 ч.2 УК РФ к 4 годам лишения свободы, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Косарев А.М. отбывал наказание в ФКУ ИК-5 УФСИН Р. по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ
После замены оставшейся неотбытой части наказания на принудительные работы отбывал наказание в виде принудительных работ в ИУФИЦ ФКУ ИК-11 ГУФСИН по <адрес> с ДД.ММ.ГГГГ
В период отбывания наказания Косарев А.М. привлечен к оплачиваемому труду, с ДД.ММ.ГГГГ привлечен к труду подсобным рабочим 2 разряда на полный рабочий день со сдельной оплатой труда, ДД.ММ.ГГГГ переведен подсобным рабочим 2 разряда в цех мясных полуфабрикатов со сдельной оплатой труда. ДД.ММ.ГГГГ Косареву А.М. предоставлен ежегодный оплачиваемый отпуск с ДД.ММ.ГГГГ в количестве 12 рабочих дней; ДД.ММ.ГГГГ он освобожден от исполнения трудовых обязанностей, ему начислена и выплачена компенсация за 1 рабочий день ежегодного оплачиваемого отпуска.
Данные обстоятельства подтверждаются выписками из приказов ФКУ ИК-5 УФСИН Р. по <адрес> о привлечении и оплате труда осужденных, о предоставлении отпуска осужденным.
При этом Косарев А.М. был ознакомлен с приказом о привлечении к труду, с нормами выработки, с нормой времени на изготовление одного изделия, нормативным актом об оплате труда, ему ежемесячно выдавались расчетные листки, что подтверждается ведомостями ознакомления.
Согласно ч. 1 ст. 105 УИК РФ осужденные к лишению свободы имеют право на оплату труда в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде.
Размер оплаты труда осужденных, отработавших полностью определенную на месяц норму рабочего времени и выполнивших установленную для них норму, не может быть ниже установленного минимального размера оплаты труда.
Оплата труда осужденного при неполном рабочем дне или неполной рабочей неделе производится пропорционально отработанному осужденным времени или в зависимости от выработки.
Согласно ст. 104 УИК РФ продолжительность рабочего времени осужденных к лишению свободы, правила охраны труда, техники безопасности и производственной санитарии устанавливаются в соответствии с законодательством Российской Федерации о труде. Время начала и окончания работы (смены) определяется графиками сменности, устанавливаемыми администрацией исправительного учреждения по согласованию с администрацией предприятия, на котором работают осужденные.
С учетом характера работ, выполняемых осужденными, содержащимися в исправительных учреждениях и тюрьмах, допускается суммированный учет рабочего времени.
Работающие осужденные имеют право на ежегодный оплачиваемый отпуск: продолжительностью 18 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в воспитательных колониях; 12 рабочих дней - для отбывающих лишение свободы в иных исправительных учреждениях. Указанные отпуска предоставляются с выездом за пределы исправительного учреждения или без него в соответствии со статьей 97 настоящего Кодекса.
Как пояснил представитель административного ответчика, применяется суммированный учет рабочего времени.
Из приказов о приеме на работу следует, что Косарев А.М. принимался на соответствующие должности со сдельной оплатой труда (оплата труда производится за объем выполненных работ, независимо от потраченного времени).
Согласно табелям учета рабочего времени осужденные работают шесть дней в неделю, из них 5 дней – 7 часов рабочего времени, 1 день – 5 часов, в праздничные дни Косарев А.М. к труду не привлекался.
Из справки начальника ОПиОТЗО ФКУ ИК-5 УФСИН Р. по <адрес> следует, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ Косарев А.М. не выполнял установленную для него норму выработки, его заработок исчислялся исходя из объема выполненных работ.
Административным ответчиком заявлено, что административным истцом пропущен срок обращения в суд, что является самостоятельным основанием для отказа в административном иске.
Согласно ч. 1 ст. 219 КАС РФ, если настоящим Кодексом не установлены иные сроки обращения с административным исковым заявлением в суд, административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В постановлении Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснено, что проверяя соблюдение предусмотренного ч. 1 ст. 219 КАС РФ трехмесячного срока для обращения в суд, судам необходимо исходить из того, что нарушение условий содержания лишенных свободы лиц может носить длящийся характер, следовательно, административное исковое заявление о признании незаконными бездействия органа или учреждения, должностного лица, связанного с нарушением условий содержания лишенных свободы лиц, может быть подано в течение всего срока, в рамках которого у органа или учреждения, должностного лица сохраняется обязанность совершить определенное действие, а также в течение трех месяцев после прекращения такой обязанности.
Косарев А.М. был освобожден из ФКУ ИК-5 УФСИН Р. по <адрес> ДД.ММ.ГГГГ, как следует из материалов дела, обращался с настоящим исковым заявлением в Борский городской суд <адрес>, однако определением судьи названного суда от ДД.ММ.ГГГГ административное исковое заявление было возвращено ввиду неподсудности Борскому городскому суду <адрес>, после чего административный иск был направлен в Волжский районный суд <адрес> ДД.ММ.ГГГГ.
С учетом отбывания в названный период наказания административным истцом в учреждениях исправительной системы суд находит причины пропуска срока обращения в суд уважительными.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в постановлении от 25 декабря 2018 года № 47 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания» разъяснил, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, в том числе право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий и питанием, право на самообразование и досуг, создание условий для осуществления трудовой деятельности.
При рассмотрении настоящего дела судом не установлено нарушений условий для осуществления трудовой деятельности административного истца, таким образом, оснований для признания незаконными действий/бездействия административных ответчиков, связанных с условиями содержания в исправительном учреждении и присуждения компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, не имеется.
Руководствуясь ст.ст. 175 - 180 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административного искового заявления Косарева А. М. отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Волжский районный суд Самарской области в течение месяца после принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 10.02.2023 г.
Председательствующий /подпись/ Е.А. Андреева