К делу № 2-533/2012
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
с.Успенское 20 ноября 2012 года
Успенский районный суд Краснодарского края в составе:
председательствующего Цаюкова А.Е.,
при секретаре Конаревой Н.А.,
с участием представителя истца
старшего помощника прокурора Успенского района Костюк А.И.,
истца Гуренко Е.Н.,
представителя ответчика администрации
муниципального образования Успенский район Буланова А.Н.,
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление прокурора Успенского района в интересах Гуренко Е.Н. к администрации муниципального образования Успенский район, департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма,
УСТАНОВИЛ:
Прокурор Успенского района обратился в суд в интересах Гуренко Е.Н. к администрации муниципального образования Успенский район, департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма.
В обоснование заявленных требований указал следующее.
В прокуратуру Успенского района обратился Гуренко Е.Н., <данные изъяты> года рождения с заявлением о защите в судебном порядке его жилищных прав.
Постановлением администрации муниципального образования Успенский район от 02 августа 2012 года №1240 «О принятии Гуренко Е.Н. на учет в качестве нуждающегося в жилых помещениях» он принят на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении в отдельный список по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на льготном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» с 10 апреля 2012 года, однако до настоящего времени жилое помещение по договору социального найма вне очереди Гуренко Е.Н. не предоставлено.
Прокурор просит обязать администрацию муниципального образования Успенский район, департамент семейной политики Краснодарского края предоставить Гуренко Е.Н. жилое помещение вне очереди по договору социального найма в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством.
В судебном заседании представитель истца старший помощник прокурора Успенского района Костюк А.И. заявленные исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд иск удовлетворить.
Истец Гуренко Е.Н. в судебном заседании исковые требования поддержал в полном объеме, просил суд иск удовлетворить.
Представитель ответчика администрации муниципального образования Успенский район Буланов А.Н. исковые требования не признал, просил суд в удовлетворении иска отказать. Пояснил, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей жильем производится в рамках краевой целевой программы «Дети Кубани» на 2009-2013 годы, исходя из даты их постановки на учет. В 2011 году обеспечены жильем 10 человек состоящих на указанном учете. В 2012 году предполагается строительство жилья еще для 20 человек. Учет граждан указанной категории ведется в Успенском районе с 2008 года, предоставление жилья по договорам социального найма осуществляется в порядке очередности. Гуренко Е.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и поставлен на учет в 2012 году. Предоставление Гуренко Е.Н. жилья вне очереди не представляется возможным, так как это нарушит права впереди стоящих очередников. Краевая целевая программа «Дети Кубани» рассчитана до 2013 года, и граждане указанной категории сохраняют право на обеспечение жильем до момента его предоставления. Гуренко Е.Н. будет обеспечен жилым помещением по мере выделения субвенции на его приобретение.
Представитель ответчика департамента семейной политики Краснодарского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица департамента по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края в судебное заседание не явился, о месте и времени слушания дела уведомлен надлежащим образом, представил возражения, в которых указал, что департамент по финансам, бюджету и контролю Краснодарского края необоснованно привлечен к участию в деле в качестве третьего лица, также просил рассмотреть дело в его отсутствие.
Суд, выслушав стороны, исследовав материалы дела, считает, что требования прокурора Успенского района подлежат удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст.1 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» Гуренко Е.Н. относится к категории лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, что не оспаривается ответчиком.
Постановлением администрации муниципального образования Успенский район от 02 августа 2012 года №1240 Гуренко Е.Н. принят на учет граждан в качестве нуждающихся в жилом помещении в отдельный список по категории «дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, состоящие на льготном учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях» с 10 апреля 2012 года.
До настоящего времени жилое помещение по договору социального найма вне очереди Гуренко Е.Н. не предоставлено.
Согласно ч.1 ст. 8 Федерального закона от 21.12.1996 года N 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей» дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, а также дети, находящиеся под опекой (попечительством), не имеющие закрепленного жилого помещения, после окончания пребывания в образовательном учреждении или учреждении социального обслуживания, а также в учреждениях всех видов профессионального образования, либо по окончании службы в рядах Вооруженных Сил Российской Федерации, либо после возвращения из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы, обеспечиваются органами исполнительной власти по месту жительства вне очереди жилой площадью не ниже установленных социальных норм.
Дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение устанавливаются законодательством субъектов Российской Федерации и относятся к расходным обязательствам субъектов Российской Федерации.
В соответствии со ст.4 указанного закона дополнительные гарантии по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, предоставляемые в соответствии с действующим законодательством, обеспечиваются и охраняются государством.
Федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации осуществляют разработку и исполнение целевых программ по охране и защите прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, обеспечивают создание для них государственных учреждений и центров.
Статьей 5 федерального закона установлено, что предусмотренные указанным законом дополнительные гарантии для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (за исключением детей, обучающихся в федеральных государственных образовательных учреждениях), являются расходными обязательствами субъектов Российской Федерации. Законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации могут устанавливаться дополнительные виды социальной поддержки детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.4,6 ст.5 Закон Краснодарского края от 03.06.2009 года N 1748-КЗ "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" лица, имевшие статус лиц из числа детей-сирот, состоящие на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, в органах местного самоуправления, если они не были ранее обеспечены жилыми помещениями, имеют право на предоставление жилого помещения государственного жилищного фонда Краснодарского края по договору социального найма один раз.
Указанным лицам могут предоставляться по договорам социального найма жилые помещения муниципального жилищного фонда органами местного самоуправления в случае наделения данных органов в установленном законодательством Российской Федерации порядке государственными полномочиями Краснодарского края по обеспечению указанных лиц жилыми помещениями.
Согласно ст.1 Закона Краснодарского края от 15.12.2004 года N 805-КЗ "О наделении органов местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края отдельными государственными полномочиями в области социальной сферы" органы местного самоуправления муниципальных образований Краснодарского края наделяются отдельными государственными полномочиями по предоставлению жилых помещений по договору социального найма детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, а также лицам из их числа в соответствии с Законом Краснодарского края "Об обеспечении дополнительных гарантий прав на имущество и жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в Краснодарском крае" путем приобретения (строительства) жилья.
Статья 86 Бюджетного кодекса РФ устанавливает, что расходные обязательства муниципального образования, при осуществлении органами местного самоуправления переданных им отдельных государственных полномочий, устанавливаются муниципальными правовыми актами органов местного самоуправления в соответствии с федеральными законами (законами субъекта Российской Федерации), исполняются за счет и в пределах субвенций из бюджета субъекта Российской Федерации, предоставляемых местным бюджетам.
Исходя из положений статьи 57 Жилищного кодекса РФ и статьи 8 Федерального закона «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей» предоставление детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей во внеочередном порядке жилых помещений по договорам социального найма не ставится законом в зависимости от наличия или отсутствия других лиц, обладающих аналогичным правом.
Удовлетворяя требования прокурора, суд считает, что обеспечение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа вне очереди жилыми помещениями, не может быть поставлено в зависимости от каких-либо условий, в частности наличия целевой программы «Дети Кубани». В связи с чем, доводы ответчика о наличии целевой программы «Дети Кубани», согласно которой выделяются средства на приобретение жилья лицам указанной категории, суд считает не состоятельными, так как законодательство РФ не содержит дополнительных условий при наделении детей-сирот жильем наличием или отсутствием специальных программ в субъектах Российской Федерации.
Учитывая изложенное, суд считает, что исковые требования законны, обоснованы и подлежат удовлетворению.
Определяя срок исполнения решения, суд учитывает, что для выполнения всех действий, связанных с приобретением (строительством) жилья требуется значительный промежуток времени, и устанавливает время исполнения решения суда до 31 декабря 2013 года.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Исковое заявление прокурора Успенского района в интересах Гуренко Е.Н. к администрации муниципального образования Успенский район, департаменту семейной политики Краснодарского края о предоставлении вне очереди жилого помещения по договору социального найма, удовлетворить.
Обязать администрацию муниципального образования Успенский район, департамент семейной политики Краснодарского края в срок до 31 декабря 2013 года предоставить Гуренко Е.Н. жилое помещение по договору социального найма в соответствии с нормами, установленными действующим законодательством, и в соответствии со списком очередности лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, состоящих на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
Решение может быть обжаловано в Краснодарский краевой суд через Успенский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Председательствующий -