РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
09 апреля 2018 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего судьи Сафоновой Н.А.,
с участием представителя административного истца Арзикулова Б.Т.У. – Деренской Е.С., действующей на основании ордера,
представителей административного ответчика ГУВД РФ по <адрес> – Горбуновой Е.А., действующей на основании доверенности, Окуджава Ю.В., действующей на основании устного ходатайства,
при секретаре Шушкановой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-600/2018 по административному исковому заявлению АрзикуловаБекзодТохир Угли к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области об оспаривании решения о снятии с рассмотрения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации, возложении обязанности рассмотреть заявление,
УСТАНОВИЛ:
Арзикулов Б.Т. угли обратился с административным иском к Главному управлению Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области, просит признать незаконным заключение о снятии с рассмотрения заявления о приеме в гражданство РФ, возложить обязанность рассмотрения заявления о приеме в гражданство РФ в соответствии с ч.7 ст. 14 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ №62-ФЗ «О гражданстве РФ».
Согласно доводам иска ДД.ММ.ГГГГ Арзикулов Б.Т.У. подал в ОВМ У МВД России по г. Тольятти ГУ МВД России по Самарской области заявление о приеме его в гражданство РФ как участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в РФ соотечественников, проживающих за рубежом. В связи с тем, что на ДД.ММ.ГГГГ он так и не был ознакомлен с принятым решением по его заявлению, а срок принятия решения согласно действующему законодательству истек, административный истец ДД.ММ.ГГГГ в адрес УВМ ГУ МВД по самарской области направил обращение о предоставлении сведений о принятом решении по гео заявлению о приеме в гражданство РФ. ДД.ММ.ГГГГ по почтеАрзикуловым Б.Т.У. был получен ответ, согласно которому ДД.ММ.ГГГГ на основании заключение ГУ МВД России по самарской области его заявления о приеме в гражданство РФ снято с рассмотрения. С приятым решение истец не согласен, считает его незаконным, необоснованным, подлежащим отмене, т.к. оспариваемое решение вынесено не соответствии с законодательством РФ.
Представитель административного истца Арзикулова Б.Т.У. – Деренская Е.С. в судебном заседании заявление поддержала, пояснив, что оспариваемое решение нарушает права истца, принято в нарушение требований законодательства о гражданстве РФ, предусматривающем только два результата рассмотрения заявления: принятие в гражданство РФ и отклонение заявления о принятии в гражданство РФ.
Представители ответчика в судебном заседании исковые требования в судебном заседании исковые требования не признали в полном объеме по основаниям, изложеннымв письменных возражениях (л.д. 37-38). Также суду пояснили, что свидетельство участника государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом,отДД.ММ.ГГГГ было выдано Арзикулову Б.Т.У. ошибочно, поскольку решением ГУ МВД России по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Арзикулову Б.Т.У. отказано в выдаче сданного свидетельства участника Государственной программы, т.к. уполномоченным органом исполнительной власти, ответственным за реализацию программы переселения субъекта РФ – министерством труда, занятости и миграционной политики <адрес> принято решение от ДД.ММ.ГГГГ о несоответствии заявителя требованиям региональной программы переселения. О данном решении от ДД.ММ.ГГГГ годаписьменно был уведомлен истец. Заключением от ДД.ММ.ГГГГ аннулировано выданное Арзикулову Б.Т.У. свидетельство участника Государственной программы. Решение о снятии с рассмотрения заявления является сложившейся практикой УВМ, поскольку это соответствует интересам заявителя, в случае принятия решения об отклонении в принятие в гражданство РФ лицо, не может вновь обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ по иным основаниям в течение года со дня принятия решения. Просят в иске отказать.
Выслушав доводы участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В силу статьи 46 Конституции Российской Федерации решения и действия (или бездействие) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц могут быть обжалованы в суд.
Реализуя указанные конституционные предписания, ст. 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее – КАС РФ) предоставляет гражданину право обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если он полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии с п. 2 ст. 62 КАС РФ лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
Обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений. По таким административным делам административный истец, прокурор, органы, организации и граждане, обратившиеся в суд в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц или неопределенного круга лиц, не обязаны доказывать незаконность оспариваемых ими нормативных правовых актов, решений, действий (бездействия), но обязаны:
1) указывать, каким нормативным правовым актам, по их мнению, противоречат данные акты, решения, действия (бездействие);
2) подтверждать сведения о том, что оспариваемым нормативным правовым актом, решением, действием (бездействием) нарушены или могут быть нарушены права, свободы и законные интересы административного истца или неопределенного круга лиц либо возникла реальная угроза их нарушения;
3) подтверждать иные факты, на которые административный истец, прокурор, органы, организации и граждане ссылаются как на основания своих требований.
В силу п.п. 9, 11 ст. 226 КАС РФ на лицо, обратившееся в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, возлагается обязанность доказывания следующих обстоятельств: 1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление; 2) соблюдены ли сроки обращения в суд.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Арзикулов Б.Т.У. обратился с заявлением о приеме в гражданство РФ по ст. 14 ч. 7 ФЗ-62 от ДД.ММ.ГГГГ «О гражданстве РФ» (л.д. 35).
На основании заключения от ДД.ММ.ГГГГ ГУ МВД России по <адрес> сняло с рассмотрения заявление Арзикулова Б.Т.У. о приеме в гражданство РФ в соответствии с п. 9 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ от ДД.ММ.ГГГГ №, о чем сообщено административному истцу в письме от ДД.ММ.ГГГГ исх. № на обращениеАрзикулова Б.Т.У. (л.д. 43-44,8). Доказательств обратному суду не представлено.
В суд административный истец с настоящим иском обратился ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем, предусмотренный законом трехмесячный срок для обращения в суд Арзикуловым Б.Т.У. не пропущен.
Допрошенный в качестве свидетеля Д показал, что он в один день с Арзикуловым Б.Т.У. ДД.ММ.ГГГГ подал заявление о приеме в гражданство РФ, которое было рассмотрено в установленный трехмесячный срок, принято решение о принятии его (свидетеля) в гражданство РФ, в сентябре 2017 года он получил паспорт гражданина РФ. Однако Арзикулову Б.Т.У. только в январе 2-18 года стало известно о том, что его заявление в июле 2017 года было снято с рассмотрения.
Главой VIII.1 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" определены условия и порядок приема в гражданство Российской Федерации для отдельных категорий лиц, находящихся на территории Российской Федерации. Производство по делам о гражданстве Российской Федерации регламентируется главой VII Федерального закона от 31.05.2002 года № 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации".
В силу ч. 4 ст. 33 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" форма заявления и перечень указываемых в заявлении сведений и необходимых документов применительно к конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации определяются положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации, утверждаемым Президентом Российской Федерации.
Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации,утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14.11.2002 г. № 1325 устанавливается порядокрассмотрения заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, принятия, исполнения и отмены решений по указанным вопросам, а также формы заявлений и перечень необходимых документов, соответствующих конкретным основаниям приобретения или прекращения гражданства Российской Федерации.
Приказом ФМС РФ от 19.03.2008 года № 64 утвержден Административный регламент исполнения Федеральноймиграционной службой государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации.
Пунктом 17.5 Административного регламента предусмотрено, что должностное лицо по результатам проведенных проверок и согласований изучает обстоятельства, с которыми Федеральный закон связывает прием в упрощенном порядке в гражданство Российской Федерации, и представленные в подтверждение этих обстоятельств документы, оформляет решение установленного образца (приложение № 3 к Административному регламенту) в одном экземпляре.
Согласно п. 4 названного Административного регламента конечным результатом исполнения государственной функции по осуществлению полномочий в сфере реализации законодательства о гражданстве Российской Федерации является:уведомление (извещение) заявителя (инициатора) о наличии либо отсутствии гражданства Российской Федерации, приеме в гражданство Российской Федерации, восстановлении в гражданстве Российской Федерации, выходе из гражданства Российской Федерации, об отклонении заявления об изменении гражданства или отмене решения об изменении гражданства;
Согласно п. "е" ст. 30 ФЗ "О гражданстве Российской Федерации", федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, и его территориальные органы осуществляют следующие полномочия: рассматривают заявления по вопросам гражданства Российской Федерации, поданные лицами, проживающими на территории Российской Федерации, и принимают решения по вопросам гражданства Российской Федерации в упрощенном порядке в соответствии состатьей 14, с частью второй статьи 15, частью третьей статьи 19 и частью третьей статьи 26 настоящего Федерального закона.
При наличии оснований отклонения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации в соответствии со статьей 16 Федерального закона оформляется решение об отклонении заявления. При этом, статья 16 закона содержит исчерпывающий перечень таких оснований.
Таким образом, исходя из изложенных норм права, после принятия заявления о приеме в гражданство Российской Федерации с пакетом документов к рассмотрению полномочным органом МВД России данное заявление подлежит рассмотрению по существу, по результатам которого должно быть вынесено решение о приеме в гражданство Российской Федерации, либо решение об отклонении заявления.
Возможности вынесения иных решений после принятия заявления к рассмотрению законодательством не предусмотрено.
Вместе с тем, из материалов дела усматривается, что по результатам рассмотрения принятого ГУ МВД России по самарской области заявления о приеме в гражданство Российской Федерации Арзикулова Б.Т.У. ответчиком вынесено не предусмотренное законом решение от 21.07.2017 года, согласно которому заявление Арзикулова Б.Т.У. снято с рассмотрения в соответствии с п. 9 Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденного Указом Президента РФ № 1325 от 14.11.2002 г., предусматривающем, что заявление и документы, оформленные ненадлежащим образом, не принимаются к рассмотрению и возвращаются заявителю, на основании принятого решения от 28.12.2016 г. об отказе в выдаче свидетельства участника Государственной программы по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом.
Анализируя изложенные выше обстоятельства в системной взаимосвязи с приведенными нормами действующего законодательства, суд приходит к выводу, что вынесенное ГУ МВД России по Самарской области по результатам рассмотрения заявления о приеме в гражданство Российской Федерации Арзикулова Б.Т.У. решение является незаконным, нарушающим право заявителя на своевременное разрешение вопроса о приеме его в гражданство Российской Федерации.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 176-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
Административное исковое заявление АрзикуловаБекзодТохир Угли удовлетворить.
Признать незаконным решение Главного управления Министерства внутренних дел Российской Федерации по Самарской области от 21.07.2017 года о снятии с рассмотрения заявления АрзикуловаБекзодТохир Угли о приеме в гражданство Российской Федерации.
Обязать Главное управление Министерства внутренних дел Российской Федерации по <адрес> рассмотреть Арзикулова Б.Т. угли от 21.04.2017 годао приеме в гражданство Российской Федерациив соответствии с ч.7 ст. 14 ФЗ от 31.05.2002 №62-ФЗ «О гражданстве РФ».
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд путем подачи жалобы через Жигулевский городской суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Жигулевского городского суда подпись Н.А. Сафонова
Решение в окончательной форме изготовлено 16 апреля 2018 года.
Судья Жигулевского городского суда подпись Н.А. Сафонова