37RS0010-01-2021-003137-80
Дело № 2-2265/21 11 октября 2021 года
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего по делу - судьи Оленевой Е.А.
при секретаре судебного заседания – ФИО8,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении Ленинского районного суда <адрес> гражданское дело по иску Рыбаковой Елены Анатольевны, Старостиной Надежды Анатольевны к Ахтеевой Ольге Родиславовне, Ахтеевой Ирине Рэстэмовне о восстановлении срока для принятия наследства,
у с т а н о в и л :
Рыбакова Е.А., Старостина Н.А. обратились в суд с иском к Ахтеевой О.Р., Ахтеевой И.Р. о восстановлении срока для принятия наследства.
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ умер дедушка истцов – Старостин Родислав Фёдорович. После его смерти открылось наследство, состоящее, в том числе из прав на денежные средства.
В установленный законом шестимесячный срок Рыбакова Е.А., Старостина Н.А. к нотариусу с заявлениями о принятии наследства не обращались, поскольку не располагали сведениями о наличии наследственного имущества, добросовестно заблуждаясь о том, что не являются наследниками, так как жив наследник первой очереди.
Кроме того, ответчик Ахтеева О.Р. утверждала, что все свое имущество Старостин Р.Ф. завещал ей. При жизни Старостин Р.Ф. также говорил, что все свое имущество он переписал на свою дочь – Ахтееву О.Р.
Истцы не знали о наличии наследственного имущества и в чем оно состоит.
В конце июля 2021 года истцы получили извещение от нотариуса об открытии наследства после смерти Старостина Р.Ф., состоящее из прав на денежные средства.
Согласно ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства, суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам.
Просят суд восстановить Рыбаковой Е.А., Старостиной Н.А. срок для принятия наследства, открывшегося после смерти Старостина Р.Ф., умершего ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании истицы Рыбакова Е.А. и Старостина Н.А., представитель истцов Никишина С.Ф. поддержали заявленные требования в полном объеме, сославшись на доводы, изложенные в исковом заявлении.
Ответчик – представитель Ахтеевой Е.А. по доверенности Дрягина М.В. исковые требования не признала и пояснила, что указанные истцами причины не обращения к нотариусу с заявлениями о принятии наследства являются неуважительными и не связаны с личностью наследников. К числу уважительных причин пропуска срока для принятия наследства могут быть отнесены обстоятельства, связанные именно с личностью наследника, пропустившего срок, а не наследодателя.
Кроме того, пояснила, что действующее законодательство не возлагает на наследника обязанности сообщать нотариусу сведения о других наследниках наследодателя, как и сообщать другим наследникам сведения о составе наследственного имущества, наличия либо отсутствия завещания.
Ответчик – Ахтеева И.Р. в судебное заседание не явилась, просила рассмотреть дело в ее отсутствие, указав в заявлении, что не согласна с иском, срок для принятия наследства пропущен истцами без уважительных причин.
Суд, заслушав стороны, исследовав материалы дела, допросив свидетеля, приходит к следующим выводам.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ умер Старостин Родислав Федорович, что подтверждается свидетельством о смерти серии II-ФО № от ДД.ММ.ГГГГ, выданным Филиалом по регистрации смерти по городу Иванову и <адрес> комитета <адрес> ЗАГС.
После его смерти открылось наследство, состоящее из земельного участка и садового домика, находящихся в садоводческом некоммерческом товариществе «Строитель», квартиры, находящейся по адресу: <адрес>, прав на денежные средства, находящиеся на счетах в ПАО «Совкомбанк» и ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк».
При жизни Старостин Р.Ф. составил завещание, согласно которому из принадлежащего ему имущества земельный участок и садовый домик, находящиеся в садоводческом некоммерческом товариществе «Строитель», расположенном по адресу: <адрес>, местечко Горино, участок 52, он завещал Ахтеевой Ольге Родиславовне; квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>, завещал – Ахтеевой Ирине Рэстэмовне, ДД.ММ.ГГГГ года рождения.
Данное завещание удостоверено Веретеновой Н.Л., временно исполняющей обязанности нотариуса Ивановского городского нотариального округа Урфис Л.М. ДД.ММ.ГГГГ и зарегистрировано в реестре за №.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ Старостин Р.Ф. составил завещательные распоряжения, согласно которым права на принадлежащие ему денежные средства, находящиеся в ПАО «Совкомбанк» на счетах: 40№ по договору № от ДД.ММ.ГГГГ, № по договору 434085791 от ДД.ММ.ГГГГ, № по договору № ДД.ММ.ГГГГ, он завещал Ахтеевой Ольге Родиславовне. Завещательные распоряжения наследодателем не изменены и не отменены.
Завещательные распоряжения по счетам № и № в ООО «Хоум Кредит энд Финанс Банк» отсутствуют.
Наследниками первой очереди по закону после смерти Старостина Р.Ф. являются: его дочь – Ахтеева Ольга Родиславовна, внучка – Рыбакова Елена Анатольевна и внучка – Старостина Надежда Анатольевна, отец которых (сын Старостина Р.Ф.) Старостин Анатолий Родиславович умер ДД.ММ.ГГГГ.
В соответствии со ст. 1152 ГК РФ для приобретения наследства наследник должен его принять. При этом, в силу ст. 1154 ГК РФ наследство может быть принято в течение шести месяцев со дня открытия наследства.
Согласно ч. 1 ст. 1153 ГК РФ принятие наследства осуществляется подачей по месту открытия наследства нотариусу заявления наследника о принятии наследства либо заявления наследника о выдаче свидетельства о праве на наследство.
ДД.ММ.ГГГГ с заявлениями о принятии наследства по всем основаниям и выдаче свидетельства о праве на наследство обратились дочь Старостина Р.Ф. - Ахтеева Ольга Родиславовна и внучка - Ахтеева Ирина Рэстэмовна.
ДД.ММ.ГГГГ на имя Ахтеевой И.Р. нотариусом выдано свидетельство о праве на наследство по завещанию на квартиру, находящуюся по адресу: <адрес>.
Рыбакова Е.А. и Старостина Н.А., как наследники первой очереди по праву представления, в течение шести месяцев со дня смерти Старостина Р.Ф. к нотариусу с заявлениями о принятии наследства не обращались.
В соответствии со ст. 1155 ГК РФ по заявлению наследника, пропустившего срок, установленный для принятия наследства (статья 1154), суд может восстановить этот срок и признать наследника принявшим наследство, если наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил этот срок по другим уважительным причинам и при условии, что наследник, пропустивший срок, установленный для принятия наследства, обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали.
Указанная правовая норма предоставляет суду право восстановить наследнику срок для принятия наследства только в случае предоставления последним доказательств не только тому обстоятельству, что он не знал об открытии наследства (смерти наследодателя), но и не должен был знать об этом событии по объективным причинам, независящим от него обстоятельствам.
Если же наследник знал об открытии наследства, однако пропустил установленный законом срок для принятия наследства, он должен представить доказательства пропуска этого срока по уважительным причинам и доказательства того, что он обратился в суд в течение шести месяцев после того, как причины пропуска этого срока отпали. При отсутствии хотя бы одного из этих условий срок на принятие наследства, пропущенный наследником, восстановлению судом не подлежит.
В силу статей 12, 56 ГПК РФ правосудие по гражданским делам осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон, каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений.
Однако, истцами не представлено доказательств уважительности причин пропуска ими срока для принятия наследства.
Истцы не оспаривают тот факт, что они знали о смерти Старостина Р.Ф., участвовали в церемонии погребения. Следовательно, они знали об открытии наследства. Однако, с заявлениями о принятии наследства к нотариусу, не обращались.
Обосновывая свои исковые требования, Старостина Н.А. и Рыбакова Е.А. указывают на отсутствие сведений о составе наследственного имущества, что, по мнению истцов, следует отнести к уважительным причинам пропуска срока для принятия наследства.
Вместе с тем, как следует из пп. «а» п. 40 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О судебной практике по делам о наследовании», требования о восстановлении срока принятия наследства и признании наследника принявшим наследство могут быть удовлетворены лишь при доказанности совокупности обстоятельств, приведенных в указанном пункте, в частности, наследник не знал и не должен был знать об открытии наследства или пропустил указанный срок по другим уважительным причинам.
К числу таких причин следует относить обстоятельства, связанные с личностью истца, которые позволяют признать уважительными причины пропуска срока исковой давности: тяжелая болезнь, беспомощное состояние, неграмотность и т.п. (статья 205 ГК РФ), если они препятствовали принятию наследником наследства в течение всего срока, установленного для этого законом.
Не являются уважительными такие обстоятельства, как кратковременное расстройство здоровья, незнание гражданско-правовых норм о сроках и порядке принятия наследства, отсутствие сведений о составе наследственного имущества и т.п.
Таким образом, поскольку Старостина Н.А. и Рыбакова Е.А., обосновывая уважительность причин пропуска ими срока для принятия наследства, не ссылаются на объективные, не зависящие от их воли обстоятельства, в силу указанных норм материального закона изложенные ими обстоятельства не могут являться основанием восстановления срока для принятия наследства.
Добросовестное заблуждение истцов относительно статуса и принадлежности наследственного имущества не являются теми уважительными причинами, с которыми законодатель связывает возможность восстановления пропущенного срока для принятия наследства.
Доказательств того, что истцы объективно были лишены возможности выразить свою волю на принятие наследства не представлено; не доказано наличие у них препятствий, объективно исключающих возможность обращения к нотариусу с заявлениями о принятии наследства.
Согласно положениям статей 55, 56 ГК РФ доказательствами по делу являются полученные в предусмотренном законом порядке сведения о фактах, на основе которых суд устанавливает наличие или отсутствие обстоятельств, обосновывающих требования и возражения сторон, а также иных обстоятельств, имеющих значение для правильного рассмотрения и разрешения дела. Каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений. Недоказанность обстоятельств, на которые истец ссылается в обоснование своих требований, является самостоятельным основанием для отказа в иске.
Поскольку доказательств наличия уважительных причин пропуска срока для принятия наследства после смерти деда – Старостина Р.Ф. истцы не предоставили, то у суда не имеется правовых оснований для удовлетворения их требований о восстановлении срока для принятия наследства.
На основании изложенного, руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ, суд
р е ш и л :
Исковые требования Рыбаковой Елены Анатольевны, Старостиной Надежды Анатольевны к Ахтеевой Ольге Родиславовне, Ахтеевой Ирине Рэстэмовне о восстановлении срока для принятия наследства оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Ивановский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме.
Председательствующий Е.А.Оленева
Полный текст решения суда изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.