П р и г о в о р
Именем Российской Федерации
24 сентября 2019 г. с. Бабаюрт
Бабаюртовский районный суд Республики Дагестан в составе председательствующего Мурзабекова М.Д.,
при секретарях Валиевой Д.И. и Мухатовой Н.С., с участием государственного обвинителя – прокурора Бабаюртовского района РД Канбулатова З.Э., подсудимого Исмаилова А.А., защитника – адвоката Исаева С.С. и представителя потерпевшего Туручиева А.Р. рассмотрел в открытом судебном заседании уголовное дело в отношении
Исмаилова Амира Абдулбасировича, родившегося 15 мая 1969 г. в с. Шидиб Тляратинского района Республики Дагестан, с высшим образованием, женатого, имеющего на иждивении одного ребенка 2008 г.р., несудимого, инвалида 2 группы, проживающего по адресу: кут. Мазада Тляратинского района, расположенный на территории Бабаюртовского района РД,
обвиняемого в совершении пяти преступлений, предусмотренных ч. 3 ст. 159.2 УК РФ.
Судебным следствием суд
у с т а н о в и л:
Исмаилов пять раз совершил мошенничество при получении выплат, то есть хищение денежных средств при получении социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем умолчания о фактах, влекущих прекращение указанных выплат.
Эти деяния им совершены при следующих обстоятельствах.
Исмаилов 31 мая 2018 г., работая в ООО «Намус» в должности доставщика пенсии и единовременных денежных выплат на дому, узнал о смерти получателя на дому пенсии по старости Джалиловой Б., проживавшей на обслуживаемой им территории – в кутане Мазада Тляратинского района, расположенном на территории Бабаюртовского района РД.
В этот же день у него возник единый умысел на хищение путем умолчания о факте смерти Джалиловой денежных средств ГУ-ОПФР по РД, перечисляемых на её имя для выплаты в качестве пенсии.
Реализуя задуманное, Исмаилов из корыстных побуждений, ежемесячно, в период с июня 2018 г. по май 2019 г., намеренно скрывая от своего руководства сведения о её смерти и проставляя в поручениях на доставку пенсии поддельные подписи о якобы её выплате Джалиловой, присваивал перечисляемую на её имя после смерти пенсию и таким образом всего похитил денежные средства на сумму 211640 рублей 43 коп., которыми распорядился по своему усмотрению.
Он же, узнав 2 сентября 2018 г. о смерти проживавшей в том же кутане Юсуповой Р.М., получателя на дому пенсии по старости, из корыстных побуждений, действуя единым умыслом, направленным на хищение денежных средств ГУ-ОПФР по РД, перечисляемых на её имя для выплаты в качестве пенсии, скрыв от своего руководства сведения о её смерти и проставляя в поручениях на доставку поддельные подписи о якобы выплате ей указанной пенсии, в период с октября 2018 г. по май 2019 г. присваивал перечисляемую на её имя после смерти пенсию.
Таким образом, Исмаилов похитил денежные средства ГУ-ОПФР по РД на сумму 138576 рублей 75 коп., распорядившись ими по своему усмотрению.
Продолжая свои преступные действия, Исмаилов в период с ноября 2018 г. по май 2019 г., после того, как ему стало известно о смерти получателя на дому пенсии по старости Муртазалиева М.М., из тех же побуждений, путем умолчания о его смерти и проставляя в поручениях на доставку поддельные подписи о якобы выплате ему указанной пенсии, похитил денежные средства ГУ-ОПФР по РД, перечисляемые ежемесячно на его имя для выплаты в качестве пенсии после смерти - всего 120014 рублей 04 коп., которыми распорядился по своему усмотрению.
Кроме того, Исмаилов после смерти 1 февраля 2019 г. получателя на дому пенсии по старости Исмаиловой Х.Д., проживавшей в вышеуказанном кутане, из корыстных побуждений, ежемесячно, в период с марта по май 2019 г., намеренно скрывая от своего руководства сведения о её смерти и проставляя в поручениях на доставку пенсии поддельные подписи о якобы её выплате Исмаиловой, присваивал перечисляемую на её имя после смерти пенсию и похитил денежные средства ГУ-ОПФР по РД на сумму 81066 рублей 24 коп., распорядившись ими по своему усмотрению.
Продолжая свои преступные действия, Исмаилов после смерти 10 февраля 2019 г. получателя на дому пенсии по старости Исмаилова А.И., проживавшего в том же кутане, из тех же побуждений, скрыв от своего руководства сведения о его смерти и проставляя в поручениях на доставку поддельные подписи о якобы выплате ему указанной пенсии, ежемесячно, в период с марта по май 2019 г. присваивал перечисляемую на его имя после смерти пенсию и всего похитил таким образом денежные средства ГУ-ОПФР по РД на сумму 76174 рубля 59 коп., которыми распорядился по своему усмотрению.
Подсудимый Исмаилов признал себя виновным в описанных выше деяниях полностью и дал показания, по своему содержанию соответствующие изложенному выше.
Помимо признания Исмаиловым своей вины, его виновность в содеянном подтверждается совокупностью исследованных судом доказательств.
Представитель потерпевшего Туручиев показал, что от органов предварительного следствия ему стало известно, что Исмаилов в 2018 – 2019 годах путем умолчания о смерти 5 получателей на дому пенсии по старости похищал перечисляемые для выплаты им пенсий денежные средства ГУ-ОПФР по РД. В случае смерти получателя пенсии Исмаилов как доставщик пенсии на дому обязан был сделать на поручении отметку о смерти пенсионера и деньги вернуть обратно.
Свидетель Исаков показал, что являлся ухаживающим за своей тещей Джалиловой Бараат, получавшей на дому пенсию по старости и скончавшейся 31 мая 2018 г. Её пенсию при жизни домой приносил Исмаилов. После смерти Джалиловой Исмаилов пенсию на её имя больше не приносил.
Из показаний свидетеля Исаковой видно, что на предварительном следствии она дала такие же показания, что и свидетель Исаков.
Как показал свидетель Юсупов, 2 сентября 2018 г. скончалась его мать Юсупова Рукият. При жизни она получала пенсию по старости, которую приносил домой доставщик пенсии Исмаилов Амир. После смерти матери ни он, ни другие их родственники пенсию за неё не получали.
Согласно показаниям свидетеля Муртазалиева 10 ноября 2018 г. скончался его отец Муртазалиев Магомед, получавший на дому пенсию по старости. Эту пенсию ему приносил Исмаилов Амир. После смерти отца ни он, ни другие их родственники пенсию за него не получали.
Как видно из показаний свидетеля Исмаилова Ш.А., 1 февраля 2019 г. скончалась его бабушка Исмаилова Хадижат, а 10 числа этого же месяца – дедушка Исмаилов Абдубасир. Они оба при жизни получали на дому пенсию по старости. После их смерти пенсию на них перестали приносить.
Протоколами осмотров кладбища кутана Мазада, расположенного на территории Бабаюртовского района РД, подтверждается, что в нем похоронены Джалилова Бараат, Юсупова Рукият, Муртазалиев Магомед, Исмаилов Абдубасир и Исмаилова Хадижат, скончавшиеся соответственно 31 мая, 2 сентября и 10 ноября 2018 г., 1 и 10 февраля 2019 г.
Из исследованных в судебном заседании поручений на доставку пенсий, а также протокола их осмотра следует, что были произведены выплаты пенсий: Джалиловой Б. - с июня 2018 г. по май 2019 г.; Юсуповой Р.М. – с октября 2018 г. по май 2019 г.; Муртазалиеву М.М. – с ноября 2018 г. по май 2019 г.; Исмаиловой Х.Д. и Исмаилову А.И. - с марта по май 2019 г.
В суде подсудимый Исмаилов показал, что во всех этих поручениях подписи за получателей пенсий ставил он сам, а денежные средства присваивал себе.
Как видно из сообщений начальника межрайонного управления ОПФР по РД в г. Кизилюрте, суммы начисленных пенсий составили: Джалиловой Б. за период с июня 2018 г. по май 2019 г. – 211640 рублей 43 коп.; Юсуповой Р.М. за период с октября 2018 г. по май 2019 г. – 138576 рублей 75 коп.; Муртазалиеву М.М. за период с ноября 2018 г. по май 2019 г. – 120014 рублей 04 коп.; Исмаиловой Х.Д. за период с марта по май 2019 г. – 81066 рублей 24 коп.; Исмаилову А.И. за аналогичный период – 76174 рубля 59 коп.
В соответствии с приказом от 4 марта 2015 г. Исмаилов принят на работу в ООО «Намус» доставщиком пенсии и ЕДВ на дому.
Согласно трудовому договору и должностной инструкции доставщика пенсии и ЕДВ на дому Исмаилов обязан был добросовестно исполнять свои трудовые обязанности по доставке и выплате пенсии под роспись самому пенсионеру на дому или непосредственно их доверенным лицам.
Взаимодействие между ОПФР по РД (заказчик) и ООО «Намус» (исполнитель) регламентировано договором от 25 декабря 2017 г., согласно которому последний по заданию заказчика оказывает получателям пенсий услуги по доставке перечисленных исполнителю заказчиком сумм пенсий путем вручения указанных сумм на дому или в операционной кассе исполнителя, обязан осуществлять доставку на основании документа о начисленных к доставке суммах пенсии получателям пенсий согласно их волеизъявлению на дому или в кассе, ежемесячно после окончания доставочного периода представлять заказчику информацию о доставленных и недоставленных в текущем месяце суммах пенсий.
Сторона защиты доказательств невиновности подсудимого в судебном заседании не представила.
Из исследованных по ходатайству защитника чек-ордеров видно, что подсудимый Исмаилов возместил причиненный ущерб частично – на сумму 144000 рублей.
Оценив исследованные в судебном заседании доказательства в их совокупности, суд находит их относимыми, допустимыми и достоверными, а в своей совокупности – достаточными для разрешения уголовного дела. Оснований для признания каких-либо из этих доказательств недопустимыми суд не усматривает. Сведений о самооговоре подсудимого либо заинтересованности допрошенных по делу лиц в его оговоре не имеется.
Давая юридическую оценку содеянному подсудимым Исмаиловым, суд исходит из того, что он из корыстных побуждений, умышленно, с целью хищения денежных средств, предусмотренных для выплат гражданам в качестве пенсий, скрывая от руководства о смерти каждого из пяти вышеупомянутых получателей пенсий по старости и проставляя в поручениях на доставку пенсий поддельные подписи о якобы об их выплате, незаконно присваивал денежные средства, перечисляемые ОПФР по РД на этих лиц в качестве пенсий, после смерти.
Органами предварительного следствия Исмаилову вменяется в вину совершение всех пяти деяний как лицом с использованием своего служебного положения.
В пункте 29 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 года № 48 «О судебной практике по делам о мошенничестве, присвоении и растрате» разъяснено, что под лицами, использующими свое служебное положение при совершении мошенничества, предусмотренного, в том числе ч. 3 ст. 159.2 УК РФ, следует понимать должностных лиц, обладающих признаками, предусмотренными пунктом 1 примечаний к статье 285 УК РФ, государственных или муниципальных служащих, не являющихся должностными лицами, а также иных лиц, отвечающих требованиям, предусмотренным пунктом 1 примечаний к статье 201 УК РФ (например, лицо, которое использует для совершения хищения чужого имущества свои служебные полномочия, включающие организационно-распорядительные или административно-хозяйственные обязанности в коммерческой организации).
Подсудимый Исмаилов в силу занимаемой должности и выполняемых трудовых обязанностей не являлся лицом, постоянно, временно или по специальному полномочию осуществляющим функции представителя власти либо выполняющим организационно-распорядительные, административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждениях, государственных корпорациях, государственных компаниях, государственных и муниципальных унитарных предприятиях, акционерных обществах, контрольный пакет акций которых принадлежит Российской Федерации, субъектам Российской Федерации или муниципальным образованиям (пункт 1 примечаний к статье 285 УК РФ), либо выполняющим управленческие функции в коммерческой или иной организации, а также в некоммерческой организации, не являющейся государственным органом, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным учреждением (пункт 1 примечаний к ст. 201 УК РФ).
Ввиду этого суд исключает из обвинения Исмаилова вышеуказанный квалифицирующий признак как не нашедший своего подтверждения и вмененный необоснованно.
Таким образом, содеянное подсудимым Исмаиловым суд расценивает как мошенничество, то есть хищение денежных средств при получении социальных выплат, установленных законами и иными нормативными правовыми актами, путем умолчания о фактах, влекущих прекращение этих выплат, совершенное пять раз, и переквалифицирует с ч. 3 ст. 159.2, ч. 3 ст. 159.2, ч. 3 ст. 159.2, ч. 3 ст. 159.2 и ч. 3 ст. 159.2 УК РФ на ч. 1 ст. 159.2, ч. 1 ст. 159.2, ч. 1 ст. 159.2, ч. 1 ст. 159.2 и ч. 1 ст. 159.2 УК РФ.
По данному делу к подсудимому Исмаилову ГУ-ОПФР по РД предъявлен гражданский иск о взыскании в пользу этого учреждения в счет возмещения причиненного имущественного вреда 483472 рублей 05 копеек.
В суде представитель потерпевшего Туручиев просил удовлетворить иск в полном объеме.
Государственный обвинитель полагал иск подлежащим удовлетворению.
Подсудимый Исмаилов признал иск.
Рассмотрев данный иск и ввиду того, что вина подсудимого Исмаилова в причинении материального вреда на сумму иска доказана, суд в соответствии со ст. 1064 ГК РФ находит его подлежащим удовлетворению.
При назначении подсудимому Исмаилову наказания суд принимает во внимание, что к уголовной ответственности он привлекается впервые, ранее ни в чем предосудительном замечен не был, по месту жительства характеризуется с положительной стороны, как он, так и его супруга являются инвалидами 2 группы.
Наличие у подсудимого малолетнего ребенка, также являющегося инвалидом, добровольное частичное возмещение им имущественного ущерба, причиненного преступлением, а также признание им своей вины в содеянном суд признает обстоятельствами, смягчающими его наказание.
Обстоятельств, отягчающих наказание Исмаилова, не имеется.
Исходя из требований ч. 1 ст. 60 УК РФ, с учетом характера и степени общественной опасности содеянного Исмаиловым и обстоятельств его совершения, личности подсудимого, влияния назначенного наказания на его исправление и на условия жизни его семьи, суд находит, что обеспечение достижения целей наказания возможно будет при назначении ему одного из альтернативных видов наказания, предусмотренных санкцией ч. 1 ст. 159.2 УК РФ – обязательных работ.
Основания для постановления приговора без назначения наказания или освобождения подсудимого от наказания судом не установлены.
Для обеспечения исполнения приговора, с учетом личности подсудимого, характера содеянного им и подлежащего назначению наказания, суд полагает возможным оставить ранее избранную в отношении него меру пресечения в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении без изменения.
При рассмотрении вопроса о судьбе вещественных доказательств суд руководствуется положениями ч. 3 ст. 81 УПК РФ.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 302, 308 и 309 УПК РФ, суд
п р и г о в о р и л:
Исмаилова Амира Абдулбасировича признать виновным в совершении пяти преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 159.2 УК РФ, и назначить ему наказание в виде обязательных работ:
- по факту хищения денежных средств, перечисленных на имя Джалиловой Б., – на срок 100 (сто) часов;
- по эпизоду хищения денежных средств, перечисленных на имя Юсуповой Р.М., – на срок 80 (восемьдесят) часов;
- по факту хищения денежных средств, перечисленных на имя Муртазалиева М.М., – на срок 75 (семьдесят пять) часов;
- по двум эпизодам хищения денежных средств, перечисленных на имя Исмаиловой Х.Д. и Исмаилова А.И. – по 70 (семьдесят) часов за каждое деяние.
В соответствии с ч. 2 ст. 69 УК РФ, по совокупности преступлений, окончательное наказание Исмаилову А.А. назначить путем частичного сложения наказаний в виде обязательных работ на срок 150 (сто пятьдесят) часов.
Гражданский иск ГУ-ОПФР по РД о возмещении имущественного вреда удовлетворить и взыскать в его пользу с Исмаилова А.А. 483472 (четыреста восемьдесят три тысячи четыреста семьдесят два) рубля 05 копеек.
Меру пресечения осужденному Исмаилову А.А. в виде подписки о невыезде и надлежащем поведении до вступления приговора в законную силу оставить без изменения.
По вступлении приговора в законную силу вещественные доказательства по делу: поручения на доставку пенсий в количестве 32 шт., поименованные на л.д. 42-45 т. 2, - хранить в уголовном деле.
Приговор может быть обжалован в апелляционном порядке в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Дагестан в течение 10 суток со дня его постановления.
В случае направления уголовного дела в судебную коллегию по уголовным делам Верховного Суда Республики Дагестан для рассмотрения в апелляционном порядке осужденный вправе ходатайствовать о своем участии в заседании суда апелляционной инстанции, поручить осуществление своей защиты избранному им защитнику, отказаться от защитника либо ходатайствовать перед судом апелляционной инстанции о назначении ему защитника.
Председательствующий по делу М.Д. Мурзабеков