Дело № 2а-595/2021 УИД 13RS0011-01-2021-001032-55
Именем Российской Федерации
РЕШЕНИЕ
р.п.Зубова Поляна 08 июня 2021 г.
Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в составе:
председательствующего судьи Ибрагимовой Р.Р.,
при секретаре Шичкиной Е.И.,
с участием в деле:
административного истца - федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее также – ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия), его представителя Ерусланкина Р.А.,
административного ответчика – Агафонова В.Н.,
прокурора – помощника прокурора Зубово-Полянского района Республики Мордовия Ключникова Д.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело об установлении административного надзора в отношении Агафонова В.Н.,
установил:
ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия обратилось в суд с административным иском к Агафонову В.Н. об установлении административного надзора.
Административный иск мотивирован тем, что Агафонов В.Н. ранее судим приговором Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 30.12.2008 по п. «д» ч.2 ст.132, ч.3 ст.30 – п. «д» ч.2 ст.131 Уголовного кодекса Российской Федерации (далее - УК РФ), на основании ч.3 ст.69 УК РФ к 7 годам лишения свободы, в соответствии со ст.70 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы и штрафу в размере 2500 рублей, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Поскольку указанным приговором Агафонов В.Н. был осужден за преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, и судимость по ним не погашена, просит применить в отношении последнего нормы Федерального закона от 06.04.2011 №64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы», установить административный надзор сроком на 6 лет и административные ограничения: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания для регистрации; запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учёт в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ночное время); запрещение выезда за пределы территории Республики Мордовия без уведомления об этом начальника отдела полиции по месту жительства или пребывания; запрещение пребывания в кафе, барах, ресторанах с целью распития спиртных напитков; запрещение пребывания в организациях и учреждениях для детей (ясли, детские сады, школы, клубы, кружки, спортивные секции и т.д.), а также в местах отдыха для детей (детские площадки, оздоровительные лагеря и т.д.).
В судебном заседании представитель административного истца - ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия административный иск поддержал, по изложенным в нем основаниям.
Административный ответчик – Агафонов В.Н. в судебном заседании административный иск признал.
Прокурор полагал возможным удовлетворить административный иск и установить административный надзор сроком на 3 года и административные ограничения в виде обязательной явки 2 раза в месяц на регистрацию в орган внутренних дел и запрещение пребывания вне жилого помещения в ночное время суток.
Выслушав пояснения участвующих в деле лиц, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» административный надзор - осуществляемое органами внутренних дел наблюдение за соблюдением лицом, освобожденным из мест лишения свободы, установленных судом в соответствии с настоящим Федеральным законом временных ограничений его прав и свобод, а также за выполнением им обязанностей, предусмотренных настоящим Федеральным законом
Из части 2 статьи 3 названного Федерального закона, следует, что административный надзор устанавливается независимо от наличия оснований, предусмотренных частью 3 настоящей статьи, в отношении совершеннолетнего лица, освобождаемого или освобожденного из мест лишения свободы и имеющего непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления при опасном или особо опасном рецидиве преступлений (пункт 2).
Согласно части 1 статьи 5 названного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1, 2 и 4) статьи 3 Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Как установлено в судебном заседании и подтверждается письменными доказательствами, Агафонов В.Н. ранее судим приговором Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 30.12.2008 по п. «д» ч.2 ст.132, ч.3 ст.30 – п. «д» ч.2 ст.131 УК РФ, на основании ч.3 ст.69 УК РФ к 7 годам лишения свободы, в соответствии со ст.70 УК РФ к 7 годам 6 месяцам лишения свободы и штрафу в размере 2500 рублей, с отбыванием наказания в исправительной колонии общего режима.
Освобожден по отбытию наказания 28.08.2015.
Решением Дзержинского городского суда Нижегородской области от 28.07.2015 в отношении Агафонова В.Н. был установлен административный надзор сроком на 6 лет.
В период нахождения под административным надзором Агафонов В.Н. совершил преступление средней тяжести, предусмотренное ч.3 ст.30 – п.п. «а,б» ч.2 ст.158 УК РФ, при рецидиве преступлений, за совершение данного преступления был осужден приговором Чамзинского районного суда Республики Мордовия от 18.02.2020 к 1 году 6 месяцам лишения свободы с отбыванием наказания в исправительной колонии строгого режима.
Конец срока: 17.08.2021 года.
Решением начальника ММО МВД России «Чамзинский» от 16.06.2020 в отношении Агафонова В.Н. административный надзор прекращен, в связи с его осуждением по приговору от 18.02.2020.
Отбывая наказание в местах лишения свободы, Агафонов В.Н. характеризуется отрицательно.
Разрешая заявленные требования, суд исходит из следующего.
Агафонов В.Н. является совершеннолетним лицом, осужденным за совершение умышленных преступлений против половой свободы и половой неприкосновенности несовершеннолетнего, предусмотренных п. «д» ч.2 ст.132, ч.3 ст.30 – п. «д» ч.2 ст.131 УК РФ (приговор от 30.12.2008), относящихся к категории тяжких, таким образом, имеется основание для установления административного надзора, предусмотренное частью 2 статьи 3 Федерального закона.
Кроме того, административный ответчик является лицом, освобождаемым из мест лишения свободы и имеющим непогашенную либо неснятую судимость за совершение в период нахождения под административным надзором преступления, за которое это лицо осуждено к лишению свободы и направлено к месту отбывания наказания. Соответственно, имеется основание для установления административного надзора, предусмотренное пунктом 4 части 2 статьи 3 Федерального закона.
Таким образом, одновременно имеется несколько оснований для установления административного надзора.
При одновременном наличии нескольких оснований для установления административного надзора он устанавливается исходя из основания, по которому законом предусмотрен более длительный срок административного надзора (статья 3, часть 1 статьи 5 Федерального закона). Об этом судам даны разъяснения в пункте 26 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 16 мая 2017 г. № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы».
Как следует из части 1 статьи 5 названного Федерального закона административный надзор устанавливается в отношении: лиц, указанных в части 1 (пункты 1 и 2) статьи 3 Федерального закона, на срок от одного года до трех лет, но не свыше срока, установленного законодательством Российской Федерации для погашения судимости; лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за тяжкие преступления - по истечении шести лет после отбытия наказания (ст.86 УК РФ в редакции от 13.06.1996 №63-ФЗ); судимость в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, погашается по истечении трех лет после отбытия наказания.
По приговору от 30.12.2008 г. административный ответчик осужден за совершение тяжких преступлений, судимость по которым погасится 27.08.2021 г.
По приговору от 18.02.2020 г. административный ответчик осужден за совершение преступления средней тяжести в период нахождения под административным надзором, судимость погасится 16.08.2024 г.Исходя из этого, в отношении административного ответчика должен быть установлен административный надзор по основанию, предусмотренному пунктом 4 частью 2 статьи 3 Федерального закона, в связи с наличием у него по приговору суда от 18.02.2020 г. непогашенной судимости за совершение преступления в период нахождения под административным надзором, за которое он осужден к лишению свободы и направлен к месту отбывания наказания.
Данное основание влечет установление в отношении административного ответчика более длительного срока административного надзора - административного надзора на срок погашения судимости, за вычетом срока истекшего после отбытия наказания.
Лицо, осужденное за совершение преступления, считается судимым со дня вступления обвинительного приговора суда в законную силу до момента погашения или снятия судимости. Судимость погашается в отношении лиц, осужденных к лишению свободы за преступления небольшой или средней тяжести, - по истечении трех лет после отбытия наказания (ст. 86 УК РФ в редакции от 23.07.2013 №218-ФЗ).
С учетом изложенного, в целях предупреждения совершения Агафоновым В.Н. преступлений и других правонарушений, оказания на него индивидуального профилактического воздействия в целях защиты государственных и общественных интересов, принимая во внимание фактические обстоятельства дела, установленные в судебном заседании, суд приходит к выводу о необходимости установить в отношении него административный надзор на срок три года.
Федеральным законом «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» предусмотрен перечень административных ограничений, устанавливаемых в отношении поднадзорного лица.
В силу требований статьи 4 Федерального закона от 06 апреля 2011 года №64-ФЗ в отношении поднадзорного лица могут устанавливаться следующие административные ограничения: запрещение пребывания в определенных местах; запрещение посещения мест проведения массовых и иных мероприятий и участия в указанных мероприятиях; запрещение пребывания вне жилого или иного помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, в определенное время суток; запрещение выезда за установленные судом пределы территории; обязательная явка от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации.
При этом, обязательным является установление судом административного ограничения в виде:
1) обязательной явки поднадзорного лица от одного до четырех раз в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
2) запрещения поднадзорному лицу, имеющему непогашенную либо неснятую судимость за совершение преступления против половой неприкосновенности и половой свободы несовершеннолетнего, выезда за установленные судом пределы территории;
3) запрещения поднадзорному лицу, не имеющему места жительства или пребывания, выезда за установленные судом пределы территории.
Таким образом, с учетом данных о личности административного ответчика, характера и степени общественной опасности совершенного преступления, в силу требований Федерального закона от 06 апреля 2011 года № 64-ФЗ, суд считает необходимым установить в отношении Агафонова В.Н. следующие административные ограничения: обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации; запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учёт в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ночное время).
Установление вышеуказанных видов административных ограничений учитывает личность Агафонова В.Н., ранее судимого, характеристику последнего по месту отбывания наказания, отсутствие поощрений, наличие взыскания, обстоятельства совершения преступления, и, по мнению суда, обеспечит достижение справедливого баланса публичных и частных интересов в рамках административного судопроизводства.
При этом, суд исходит из общественных интересов и направленности данных ограничений на предупреждение совершения преступлений и других правонарушений поднадзорным лицом в будущем, что согласуется с нормой статьи 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав и свобод человека и гражданина для защиты конституционно значимых ценностей, и является соразмерным тем, конституционно защищаемым целям, ради которых оно вводится.
Установленные в отношении Агафонова В.Н. административные ограничения являются временным ограничением прав и свобод лица, освобожденного из мест лишения свободы.
В соответствии с положениями Федерального закона «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» поднадзорное лицо в течение срока административного надзора имеет право обратиться в суд с заявлением о досрочном прекращении административного надзора, а также о частичной отмене установленных судом административных ограничений.
Административное ограничение не является наказанием за совершение преступления и (или) правонарушения, а представляет собой меру, направленную на предотвращение повторного совершения преступлений и (или) иных правонарушений лицами, имеющими судимость за определенные виды преступлений, предусмотренные Законом, посредством осуществления административного надзора (пункт 5 части 3 статьи 1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, статья 2 Закона) (п. 1 Постановления Пленума Верховного суда РФ Постановление Пленума Верховного Суда РФ от 16 мая 2017 года № 15 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы»), что, как указывалось выше, согласуется с нормой статьи 55 Конституции РФ.
В соответствии с п.2 ч.1 ст.5 Закона № 64-ФЗ, административный надзор устанавливается в отношении лиц, указанных в части 1 (пункт 3) и части 2 статьи 3 настоящего Федерального закона, на срок, установленный законодательством Российской Федерации для погашения судимости, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
На основании п.1 ч.3 ст.5 Федерального закона от 06.04.2011 № 64-ФЗ «Об административном надзоре за лицами, освобожденными из мест лишения свободы» срок административного надзора следует исчислять со дня постановки на учет в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения.
Руководствуясь статьей 273 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административный иск федерального казенного учреждения «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» к Агафонову В.Н. об установлении административного надзора удовлетворить.
Установить в отношении Агафонова В.Н. административный надзор сроком на три года, исчисляемым со дня постановки на учёт в органе внутренних дел по избранному месту жительства, пребывания или фактического нахождения, за вычетом срока, истекшего после отбытия наказания.
Установить в отношении Агафонова В.Н. в течение срока административного надзора административные ограничения:
- обязательная явка два раза в месяц в орган внутренних дел по месту жительства, пребывания или фактического нахождения для регистрации;
- запрещение пребывания вне жилого помещения, являющегося местом жительства либо пребывания поднадзорного лица, или иного помещения, пригодного для постоянного проживания и (или) по адресу которого поднадзорное лицо подлежит постановке на учёт в органе внутренних дел, в промежуток времени с 22 до 6 часов по местному времени (ночное время).
На решение суда могут быть поданы апелляционная жалоба, представление в Верховный Суд Республики Мордовия через Зубово-Полянский районный суд Республики Мордовия в течение десяти дней со дня принятия судом решения.
Председательствующий Р.Р.Ибрагимова