Дело №12-215/2022
Р Е Ш Е Н И Е
24 марта 2022 года г. Ульяновск
Судья Ленинского районного суда г.Ульяновска Чебукина С.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу директора Государственного казенного учреждения «Обеспечение судебных участков» Овчинникова И.А. на постановление государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 18.01.2022, которым
директор ГКУ Ульяновской области «Обеспечение судебных участков» Овчинникова ФИО5,
признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, назначено наказание в виде предупреждения,
у с т а н о в и л :
Вышеуказанным постановлением государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 18.01.2022 директор ГКУ Ульяновской области «Обеспечение судебных участков» Овчинников И.А. признан виновным в совершении при обстоятельствах, изложенных в постановлении, административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
Не согласившись с данным постановлением, директор Овчинников обратился в суд с жалобой, в которой просил постановление отменить, производство по делу прекратить. Жалоба мотивирована тем, что проверка была проведена в связи с поступившими в инспекцию жалобами от сторожей Барышских мировых судебных участков, работающих по трудовым договорам, которые содержат их несогласие с начислением заработной платы и иных выплат за переработку (сверхурочные работы) за период с декабря 2019 по декабря 2021 годов, что является предметом исключительно индивидуального трудового спора. Частью 1 ст.5.27 КоАП РФ, по которой назначено наказание по обжалуемому постановлению, установлена ответственность за нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права. Если иное не предусмотрено частями 3,4 и 6 настоящей статьи и статьей 5.27.1 КоАП РФ. Однако, по результатам этой же документарной проверки постановление административного органа учреждение привлечено к административной ответственности по ч.6 ст.5.27 КоАП РФ. При этом содержащиеся в постановлениях обстоятельства правонарушений, их фабула полностью идентичны. Действующее законодательство не предусматривает разрешение индивидуальных трудовых споров посредством привлечения к административной ответственности со стороны инспекции, поскольку при рассмотрении этих дел возникают, изменяются или прекращаются трудовые правоотношения с конкретными лицами. Таким образом, данный спор подлежит рассмотрению в порядке, установленной главой 60 Трудового кодекса РФ. Подробно позиция изложена в жалобе.
В судебное заседание заявитель жалобы не явился, просил рассмотреть жалобу в свое отсутствие.
Представители Государственной инспекции труда в судебное заседание также не явились.
Изучив доводы жалобы, проверив материалы дела в соответствии с ч. 3 ст. 30.6 КоАП РФ в полном объеме, прихожу к следующему.
Как усматривается из материалов дела, в связи с поступившими обращениями работников – сторожей Барышских мировых судебных участков, работающих по трудовым договорам ФИО3 и ФИО4 которые содержали их несогласие с начислением заработной платы и иных выплат за переработку (сверхурочные работы) за период с декабря 2019 по декабря 2021 годов, т.е. по вопросам нарушения трудового законодательства, сотрудниками инспекции проведена документарная проверка соблюдения требований трудового законодательства Государственного казенного учреждения Ульяновской области «Обеспечение судебных участков», по результатам которой был составлен акт и вынесено предписание об устранении выявленных нарушений.
11.01.2022 по результатам проверки составлен протокол об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
18.01.2022 вынесено постановление о назначении административного наказания, в котором указано на нарушение должностным лицом положений ст.ст. 60.2, 151, 99 ТК РФ.
Однако, в соответствии со статьей 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
Согласно статье 26.1 КоАП РФ в числе иных обстоятельств по делу об административном правонарушении выяснению подлежат: наличие события административного правонарушения, виновность лица в совершении административного правонарушения и иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
Как следует из материалов дела, работники ФИО3 и ФИО4 действительно состояли в трудовых отношениях с Государственным казенным учреждением Ульяновской области «Обеспечение судебных участков», с ними заключены трудовые договоры, что подтверждается приказами о приеме на работу.
В соответствии со ст. 381 ТК РФ индивидуальный трудовой спор - неурегулированные разногласия между работодателем и работником по вопросам применения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, коллективного договора, соглашения, локального нормативного акта, трудового договора (в том числе об установлении или изменении индивидуальных условий труда), о которых заявлено в орган по рассмотрению индивидуальных трудовых споров. Индивидуальным трудовым спором признается спор между работодателем и лицом, ранее состоявшим в трудовых отношениях с этим работодателем, а также лицом, изъявившим желание заключить трудовой договор с работодателем, в случае отказа работодателя от заключения такого договора.
Индивидуальные трудовые споры рассматриваются комиссиями по трудовым спорам и судами (статья 382 ТК РФ).
Статьями 356, 357 ТК РФ определены полномочия и права государственных инспекторов труда при осуществлении федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права.
Анализ положений указанных норм позволяет сделать вывод о том, что, выполняя функцию по надзору и контролю за работодателями, государственная инспекция труда выявляет правонарушения, но не решает трудовые споры, так как не является органом по рассмотрению индивидуальных трудовых споров и не может его заменить.
Разногласия, возникшие между Государственным казенным учреждением Ульяновской области «Обеспечение судебных участков» и работниками относительно несогласия с начислением заработной платы и иных выплат за переработку (сверхурочные работы) содержат признаки, перечисленные в статье 381 ТК РФ и являются индивидуальным трудовым спором, подлежащим рассмотрению в порядке статьи 382 ТК РФ либо комиссией по рассмотрению трудовых споров, либо судом в рамках гражданского судопроизводства, что свидетельствует об отсутствии в действиях директора ГКУ Ульяновской области «Обеспечение судебных участков» Овчинникова И.А. состава вменяемого ему административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ.
При таких обстоятельствах вывод должностного лица административного органа о совершении директором ГКУ Ульяновской области «Обеспечение судебных участков» Овчинниковым И.А. вмененного административного правонарушения обоснованным признать нельзя.
В соответствии с п.3 ч.1 ст.30.7 КоАП РФ по результатам рассмотрения жалобы на постановление по делу об административном правонарушении выносится решение об отмене постановления и о прекращении производства по делу при наличии хотя бы одного из обстоятельств, предусмотренных статьями 2.9, 24.5 КоАП РФ.
На основании п.2 ч.1 ст. 24.5 КоАП РФ производство по делу об административном правонарушении не может быть начато, а начатое производство подлежит прекращению при отсутствии состава административного правонарушения.
С учетом изложенного производство по делу об административном правонарушении по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ в отношении директора Государственного казенного учреждения Ульяновской области «Обеспечение судебных участков» Овчинникова И.А. подлежит прекращению на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 30.6-30.8 КоАП РФ, суд
р е ш и л:
Постановление и.о. заместителя начальника отдела - главного государственного инспектора труда Государственной инспекции труда в Ульяновской области от 18.01.2022 о привлечении директора Государственного казенного учреждения Ульяновской области «Обеспечение судебных участков» Овчинникова И.А. к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ, отменить, производство по делу прекратить на основании п.2 ч.1 ст.24.5 КоАП РФ, в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Решение суда может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Ленинский районный суд г.Ульяновска в течение 10 суток со дня получения его копии.
Судья С.Н. Чебукина