Дело №12-38/2020
РЕШЕНИЕ
р.п. Зубова Поляна 03 сентября 2020 г.
Судья Зубово-Полянского районного суда Республики Мордовия Косарева Н.В.,
при секретаре судебного заседания Афанасовой М.В.,
с участием в деле:
юридического лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении Федерального казенного учреждения «Исправительная инспекция № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия»,
заинтересованного лица: Межрегиональное управление Федеральной службы по надзору в сфере природопользования по Нижегородской области в Республике Мордовия,
старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании жалобу Федерального казенного учреждения «Исправительная инспекция № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. от 13 июля 2020 г. № 01-15/4552/ЮЛ-2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном ст. 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
установил:
постановлением старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. от 13 июля 2020 г. № 01-15/4552/ЮЛ-2 Федеральное казенное учреждение «Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия» (далее по тексту ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия) признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст.8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее по тексту - КоАП Российской Федерации), и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 500 000 рублей.
С вменяемым правонарушением юридическое лицо не согласно, считает, что наложенный административный штраф не соразмерен тяжести совершенного правонарушения. Основной причиной несвоевременного представления расчета суммы экологического сбора за 2019 год и несвоевременной уплаты суммы экологического сбора за отчетный 2019 год
послужили введенные режимно-ограничительные мероприятия, связанные с предотвращением распространения короновирусной инфекции, ограничивающие доступ и вход в учреждение, в том числе и в производственную зону ФКУ ИК-№ личного состава.
Просит оспариваемое постановление должностного лица отменить, производство по делу прекратить ввиду малозначительности совершенного административного правонарушения. В случае непризнания деяния малозначительным просил назначить административное наказание в виде предупреждения, ссылаясь, что правонарушение совершено впервые, по своему характеру и степени общественной опасности не создало угрозы охраняемым общественным отношениям, не причинило вреда интересам общества, государства и гражданам. Одновременно просил восстановить срок обжалования вышеприведенного постановления, в обоснование уважительности причины пропуска срока обращения в Зубово-Полянский районный суд РМ с указанной жалобой приводит доводы об обжаловании в установленный ст. 30.3 КоАП РФ срок в Арбитражный суд Республики Мордовия, которым определением от 29 июля 2020 года возвращена жалоба за не подведомственностью его рассмотрения в Арбитражном суде, в подтверждение приобщено указанное определение Арбитражного суда.
Заявитель жалобы ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия явку своего представителя на судебное заседание не обеспечили, в письменном заявлении просили рассмотреть дело в отсутствие их представителя, просили обжалуемое постановление отменить по доводам, изложенным в жалобе.
Заинтересованные лица на судебное заседание не явилась, о дне, месте, времени рассмотрения дела извещены судом надлежащим образом. В письменном заявлении просили рассмотреть жалобу без участия их представителя, считают обжалуемое постановление законным и обоснованным, вина юридического лица доказана, состав правонарушения, предусмотренный ст. 8.41.1 КоАП РФ, нашло подтверждение.
Разрешая по существу ходатайство заявителя жалобы ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия о восстановлении срока обжалования, суд апелляционной инстанции находит подлежащим его удовлетворению в соответствии с положениями ч.2 ст.30.3 КоАП РФ, поскольку имеющими в деле доказательствами подтверждается, что обжалуемое постановление от 13 июля 2020 года вручено должностным лицом, вынесшим указанное постановление представителю юридического лица ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия Филину В.А., действующему от имени последнего по доверенности, в тот же день- 13 июля 2020 года. Из штампа вх. № Арбитражного суда Республики Мордовия следует, что заявление об оспаривании постановления о назначении административного наказания № 01-15/4552/ЮЛ-2 поступило в Арбитражный суд Республики Мордовия 22.07.2020 год, т.е. в установленный для обжалования ч.1 ст. 30.3 КоАП РФ десяти дневный срок со дня вручения или получения копии постановления. Из определения Арбитражного суда Республики Мордовия от 29 июля 2020 года усматривается, что возвращена жалоба за не подведомственностью его рассмотрения в Арбитражном суде.
Учитывая вышеизложенные обстоятельства, суд находит причину пропуска срока обращения в суд уважительной и подлежащей восстановлению.
Проверив материалы дела, изучив доводы жалобы, судья приходит к следующим выводам.
В соответствии с требованиями статьи 30.6 КоАП Российской Федерации, суд при рассмотрении жалобы на постановление по делу об административном правонарушении проверяет на основании имеющихся и дополнительно представленных материалов законность и обоснованность вынесенного постановления, при этом судья не связан доводами жалобы и проверяет дело в полном объеме.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 КоАП Российской Федерации).
Статьей 8.41.1 КоАП РФ предусмотрена административная ответственность за неуплату в установленный срок сбора по каждой группе товаров. Группе упаковки товаров, подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров.
04 июня 2020 г. Межрегиональным управлением Росприроднадзора по Нижегородской области и Республике Мордовия выявлено нарушение юридическим лицом ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия ч. 1 ст. 39 Федерального закона № 7-ФЗ от 10.01.2002 «Об охране окружающей среды»; п.7,п.9 ст.24 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; п.2 ст. 24.5 Федерального закона от 24.06.1998 № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления»; ч.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 г. №1073 «О порядке взимания экологического сбора», выразившееся в не своевременном предоставлении в срок до 15.04.2020 г. расчета суммы экологического сбора и не своевременной уплате в установленный законом срок до 12.05.2020 г. суммы экологического сбора за отчетный 2019 год,
а именно, Федеральное казенное учреждение Исправительная колония № Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Республике Мордовия (далее по тексту ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, расположенное по адресу: <Адрес>, расчет суммы экологического сбора представило 25.05.2020 года (вх.№), уплату экологического сбора за 2019 год произвела 22.05.2020 года ( пл. поручение №).
Согласно Выписке из Единого государственного реестра юридических лиц, имеющейся на официальном сайте Федеральной налоговой службы в сети «Интернет» по адресу https://egrul.nalog.ru/, основным видом деятельности ФКУ ИК-№ УФСИН по Республике Мордовия является деятельность по управлению и эксплуатации тюрем, исправительных колоний и других мест лишения свободы, а также по оказанию реабилитационной помощи бывшим заключенным (ОКВЭД 84.23.4).
Кроме основного вида деятельности ФКУ ИК-№ УФСИН по Республике Мордовия осуществляет дополнительные виды деятельности: производство одежды из кожи (ОКВЭД 14.11), производство прочей одежды и аксессуаров одежды (ОКВЭД 14.19), производство изделий из бумаги и картона (ОКВЭД 17.2), производство пластмассовых изделий, используемых в строительстве (ОКВЭД 22.23) и др.
Статьей 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ «Об отходах производства и потребления» (далее по тексту - Федеральный закон от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ) регламентировано, что производители, импортеры товаров обязаны обеспечивать утилизацию отходов от использования этих товаров в соответствии с нормативами утилизации; производители, импортеры товаров обеспечивают утилизацию отходов от использования товаров самостоятельно; обеспечение выполнения нормативов утилизации осуществляется непосредственно самими производителем товаров, импортером товаров путем организации собственных объектов по утилизации отходов от использования товаров или путем заключения договоров с оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами, региональным оператором, индивидуальным предпринимателем, юридическим лицом, осуществляющими утилизацию отходов от использования товаров (за исключением твердых коммунальных отходов); производители, импортеры товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, уплачивают экологический сбор в размерах и в порядке, которые установлены статьей 24.5 настоящего Федерального закона.
Обязанность производителя, импортера товаров по их утилизации считается исполненной: со дня представления отчетности о выполнении нормативов утилизации; со дня уплаты экологического сбора (пункт 9 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Согласно пункту 10 статьи 24.4 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ, в отношении упаковки, подлежащей утилизации после утраты потребительских свойств, обязанность выполнения нормативов утилизации возлагается на производителей, импортеров товаров в этой упаковке.
Порядок, формы и сроки представления производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, отчетности о выполнении нормативов утилизации, порядок декларирования производителями, импортерами товаров, подлежащих утилизации, количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год готовых товаров (в том числе упаковки), перечень которых предусмотрен пунктом 2 настоящей статьи, устанавливаются Правительством Российской Федерации (пункт 16 статьи 24.2 Федерального закона от 24 июня 1998 г. № 89-ФЗ).
Экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров каждой группы товаров, группе упаковки товаров согласно перечню, указанному в п. 2 ст. 24.2 настоящего Федерального закона, в срок до 15 апреля года, следующего за отчетным периодом. В отношении упаковки товаров экологический сбор уплачивается производителями товаров, импортерами товаров в этой упаковке.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 утверждены Правила взимания экологического сбора, согласно которым:
Исчисление и уплата экологического сбора осуществляется производителями, импортерами товаров (включая упаковку),подлежащих утилизации после утраты ими потребительских свойств, по каждой группе товаров, подлежащих утилизации, для которой установлен норматив утилизации (п.2).
Взимание экологического сбора, контроль за правильностью исчисления, полнотой и своевременностью его уплаты осуществляется Федеральной службой по надзору в сфере природопользования и ее территориальными органами(далее – администратор экологического сбора) (п.3).
Расчет суммы экологического сбора производится по форме, утверждаемой Федеральной службой по надзору в сфере природопользования (п.7).
В сроки, установленные постановлением Правительства РФ от 08.10.2015 г. № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» для уплаты экологического сбора, плательщик или его уполномоченный представитель представляет в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или ее территориальный орган, в которых осуществляется декларирование количества выпущенных в обращение на территории Российской Федерации товаров, упаковки товаров, включенных в перечень товаров, реализованных для внутреннего потребления на территории Российской Федерации за предыдущий календарный год, заполненную форму расчета суммы экологического сбора, к которой прилагаются копии платежных документов об оплате экологического сбора(п.10).
Расчет суммы экологического сбора представляется плательщиками администратору экологического сбора посредством телекоммуникационных сетей в форме электронных документов, подписанных простой электронной подписью(п.12).
В случае отсутствия технической возможности использования телекоммуникационных сетей расчет суммы экологического сбора может представляться плательщиками или их уполномоченными представителями в Федеральную службу по надзору в сфере природопользования или её территориальные органы, в которых осуществляется декларирование товаров и упаковки товаров, на бумажном носителе в одном экземпляре (с описью вложения и с уведомлением о вручении.
Датой представления расчета суммы экологического сбора в электронной форме считается дата его отправления по телекоммуникационным сетям в адрес Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориальных органов; датой представления расчета суммы экологического сбора на бумажном носителе считается отметка Федеральной службы по надзору в сфере природопользования или ее территориальных органов о его получении с указанием даты. Предоставляемой на бумажном носителе, или дата почтового отправления(п.13).
В соответствии с ч.2 Постановления Правительства Российской Федерации от 08.10.2015 № 1073 «О порядке взимания экологического сбора» уплата экологического сбора и представление расчета суммы экологического сбора осуществляется начиная с 2017 года ежегодно-до 15 апреля года, следующего за отчетным.
ФКУ ИК-№ УФСИН по Республике Мордовия являясь производителем готовых товаров, в том числе упаковки, входящей в перечень декларируемых товаров и упаковки, утвержденный распоряжением Правительства РФ от 28.12.2017 № 2970-р, подлежащей утилизации, обязано, согласно требованиям законодательства, представить в срок до 15.04.2020 года расчет суммы экологического сбора и уплатить экологический сбор(сумму экологического сбора) на отчетный 2019 год в срок до 12.05.2020 включительно. Однако, в установленный срок ФКУ ИК-№ УФСИН по Республике Мордовия экологический сбор уплачен не был. Согласно платежному поручению № от __.__.____ экологический сбор уплачен 22.05.2020 г. Расчет суммы экологического сбора представил 25.05.2020 г., что подтверждается вх. №. Указанные обстоятельства свидетельствуют о не своевременном внесении оплаты экологического сбора за 2019 год.
Фактические обстоятельства совершенного административного правонарушения подтверждены собранными по делу доказательствами, в том числе, протоколом об административном правонарушении, требованиями о представлении Декларации о количестве выпущенных в обращение на территории Российской Федерации в 2019 г. готовых товаров, в том числе упаковки, подлежащих утилизации от 29 апреля 2020 г. № 01-15/3300; служебной запиской начальника отдела разрешительной деятельности по Республике Мордовия Жочкиной И.Н. от 04 июня 2020 г. № 01-08/1080; формой расчета суммы экологического сбора за 2019 г., платежным поручением о перечислении экологического сбора от 22.05.2020 г., и иными материалами дела, которым административным органом дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Таким образом, в нарушение вышеуказанных требований выявлено нарушение ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия, выразившееся в несвоевременной оплате экологического сбора и представлении расчета суммы экологического сбора за 2019 год.
Следовательно, в действии (бездействии) юридического лица ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия усматриваются признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена ст.8.41.1 КоАП РФ – неуплата в установленный срок сбора по каждой группе товаров,группе упаковки товаров,подлежащего уплате производителями товаров, импортерами товаров, которые не обеспечивают самостоятельную утилизацию отходов от использования товаров, а именно, несвоевременно внесена оплата экологического сбора за 2019 год.
В соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях при рассмотрении дела об административном правонарушении на основании полного и всестороннего анализа собранных по делу доказательств установлены все юридически значимые обстоятельства совершения административного правонарушения, предусмотренные статьей 26.1 данного Кодекса.
Совокупность установленных государственным инспектором фактических и правовых оснований позволяет прийти к выводу о том, что событие административного правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, установлены и доказаны на основании исследования перечисленных выше и иных представленных в материалы дела доказательств, являющихся достаточными и согласующимися между собой.
В соответствии с частью 2 статьи 2.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых названным Кодексом или законами субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Принимая обжалуемые акты, государственный инспектор счел, что общество имело возможность обеспечить выполнение установленных законодательных требований в целях соблюдения правил и норм, за нарушение которых Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность, но обществом не были предприняты все зависящие от него меры по их соблюдению.
Таким образом, юридическое лицо обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Порядок и срок давности привлечения заявителя к административной ответственности, установленный статьей 4.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, не нарушены.
Вместе с тем, в соответствии с частью 3 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II настоящего Кодекса или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа может быть заменено являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицу, осуществляющему предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, или юридическому лицу, а также их работникам на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 настоящего Кодекса.
В силу части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях являющимся субъектами малого и среднего предпринимательства лицам, осуществляющим предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, и юридическим лицам, а также их работникам за впервые совершенное административное правонарушение, выявленное в ходе осуществления государственного контроля (надзора), муниципального контроля, в случаях, если назначение административного наказания в виде предупреждения не предусмотрено соответствующей статьей раздела II КоАП РФ или закона субъекта Российской Федерации об административных правонарушениях, административное наказание в виде административного штрафа подлежит замене на предупреждение при наличии обстоятельств, предусмотренных частью 2 статьи 3.4 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 настоящей статьи.
Помимо прочих условий, установленных статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях для возможности замены административного штрафа на предупреждение, основополагающим условием для применения указанной нормы Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях является то обстоятельство, что административное правонарушение совершено впервые, то есть преференция, предусмотренная статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, является исключительной. При этом при рассмотрении вопроса о возможности замены административного штрафа на предупреждение должны учитываться совершенные ранее иные административные правонарушения, в том числе не являющиеся однородными по отношению к рассматриваемому правонарушению.
Сведений о ранее привлечении ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия к административной ответственности материалы дела не содержат.
Исходя из фактических обстоятельств дела, целей и общих правил назначения наказания, характера совершенного правонарушения, роли правонарушителя, отсутствия вреда, нанесенного правоотношениям в области охраны окружающей среды и природопользования, при отсутствии тяжести наступивших последствий, с учетом разъяснений, данных в абзаце 3 пункта 21 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 марта 2005 г. № 5 «О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях», имеются основания для признания допущенного ФКУ ИК-№ УФСИН России по Республике Мордовия административного правонарушения малозначительным.
При таких обстоятельствах прихожу к выводу о замене административного наказание в виде административного штрафа, предусмотренного статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях на предупреждение в соответствии со статьей 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Руководствуясь ст. ст. 30.1 - 30.8 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
решил:
Федеральному казенному учреждению «Исправительная колония №» Управления федеральной службы исполнения наказаний России по Республике Мордовия восстановить срок обращения в суд с жалобой на постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. от 13 июля 2020 г. № 01-15/4552/ЮЛ-2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Постановление старшего государственного инспектора Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Республике Мордовия Ишениной М.А. от 13 июля 2020 г. № 01-15/4552/ЮЛ-2 по делу об административном правонарушении, предусмотренном статьей 8.41.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, изменить. На основании части 1 статьи 4.1.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях назначенный административный штраф заменить предупреждением.
В остальной части обжалуемое постановление оставить без изменения.
Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Мордовия в течение десяти суток со дня вручения или получения его копии.
Председательствующий: Н.В.Косарева