РЕШЕНИЕ дело № 2-22/2015
Именем Российской Федерации
15 января 2015 года с. Поярково
Судья Михайловского районного суда Амурской области – Ситникова Е.В.,
при секретаре Корочанской С.Ю.,
с участием истцов Тулуповой Л.Ю., Тулупова А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Тулуповой Л.Ю., Тулупова А.А., Шмакова С. А. к администрации Димского сельсовета Михайловского района Амурской области о признании права собственности на жилое помещение, признании договора безвозмездной передачи квартиры от 25.10.2013, заключенного между Тулуповой Л.Ю., Тулуповым А.А., Шмаковым С.А. и муниципальным образованием Димский сельский совет Михайловского района Амурской области недействительной сделкой, применении последствий недействительности сделки,
УСТАНОВИЛ:
Тулупова Л.Ю., Тулупов А.А., Шмаков С.А. обратились в суд с иском к администрации Димского сельсовета Михайловского района Амурской области о признании права собственности на жилое помещение, с кадастровым номером № общей площадью <данные изъяты> кв. м, расположенное по адресу <адрес>, о признании договора безвозмездной передачи квартиры от 25.10.2013, заключенного между Тулуповой Л.Ю., Тулуповым А.А., Шмаковым С.А. и муниципальным образованием Димский сельский совет Михайловского района Амурской области в лице главы Димского сельсовета Агафонова М.И. - недействительной сделкой, и о применении последствий недействительности сделки путем возврата от муниципального образования Димский сельсовет Михайловского района Амурской области к Тулуповой Л.Ю., Тулупову А.А., Шмакову С.А. недвижимого имущества - жилого помещения, с кадастровым номером 28:№, общей площадью 38,2 кв.м., расположенное по адресу <адрес> В обоснование заявленных требований указано, что ДД.ММ.ГГГГ между Тулуповой Л.Ю., Тулуповым А.А., Шмаковым С.А. и администрацией Димского сельсовета в лице главы сельсовета Агафонова М.И. заключен договор безвозмездной передачи квартиры. Согласно п. 1 указанного договора Тулупова Л.Ю., Тулупов А.А., Шмаков С.А. безвозмездно передают, а администрация Димского сельсовета безвозмездно принимает в собственность <адрес> общей площадью 38, 2 кв.м., с кадастровым номером №, расположенной по адресу ФИО2 <адрес>. Безвозмездная передача имущества в собственность муниципального образования и заключение с администрацией соответствующего договора произведено на основании Постановления Правительства ФИО2 <адрес> № от ДД.ММ.ГГГГ «Об утверждении Порядка предоставления и использования единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в июле-августе 2013 года на территории ФИО2 <адрес>», которые предусматривали в качестве условия предоставления социальной выплаты на приобретение жилья обязанность гражданина по отчуждению утраченного недвижимого имущества (жилья и земельного участка) в муниципальную собственность. Однако указанные положения противоречат федеральному законодательству, о чем был сделан вывод в определении Верховного суда РФ от 18.06.2014. Указывают, что оспариваемая сделка нарушает их права осуществлять права собственника имущества. Просят признать за Тулуповой Л.Ю., Тулуповым А.А., Шмаковым С.А. право собственности на <адрес> Амурской области, общей площадью <данные изъяты> с кадастровым номером №.Признать договор безвозмездной передачи квартиры от 25.10.2013, заключенный между Тулуповой Л.Ю., Тулуповым А.А., Шмаковым С.А. и муниципальным образованием Димский сельсовет Михайловского района Амурской области в лице главы Димского сельсовета Агафонова М.И. – недействительной сделкой. Применить последствия недействительности сделки путем возврата от муниципального образования Димский сельсовет Михайловского района Амурской области к Тулуповой Л.Ю., Тулупову А.А., Шмакову С.А. недвижимого имущества: <адрес> ФИО2 <адрес>, общей площадью <данные изъяты>.м., с кадастровым номером №.
В судебном заседании истцы Тулупов А.А., Тулупова Л.Ю. на исковых требованиях настаивали, просили удовлетворить их в полном объеме.
Истец Шмаков С.А. в судебное заседание не явился, о дате, времени и месте судебного заседания уведомлен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Представитель ответчика администрации Димского сельсовета Михайловского района Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, ходатайствовал о рассмотрении дела в его отсутствие.
Представитель Управления Росреестра по Амурской области в судебное заседание не явился, о времени и месте судебного разбирательства уведомлен надлежащим образом, причины неявки не сообщил, ходатайств об отложении рассмотрения дела не заявлял.
Руководствуясь положениями ст. 167 ГПК РФ, суд определил рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Выслушав истцов, исследовав материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
Распоряжением Губернатора Амурской области от 23 июля 2013 года № 123-р на территории Амурской области с 22 июля 2013 года введен режим чрезвычайной ситуации.
Согласно постановлению главы Михайловского района Амурской области №764 от 04.08.2013 «О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Михайловского района» следует, что с 20.00 часов 04.08.2013 на территории Михайловского района введен режим чрезвычайной ситуации. Постановлено главам Поярковского, Димского, Чесноковского, Новочесноковского, Калининского сельсоветов рекомендовать ввести на территории поселений режим чрезвычайной ситуации.
В силу абзаца 7 части 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 года № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» граждане Российской Федерации имеют право на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций.
Согласно части 2 указанной статьи порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
Во исполнение Указа Президента Российской Федерации от 31 августа 2013 года N 693 "О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области" Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2013 года N 923 утверждены Правила предоставления из федерального бюджета бюджетам указанных в Указе Президента Российской Федерации субъектам Российской Федерации иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, признанных пострадавшими в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года.
Предоставление трансфертов осуществляется при наличии у субъекта Российской Федерации утвержденного нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации порядка реализации мер поддержки граждан, признанных в установленном порядке пострадавшими от наводнения, на цели капитального ремонта поврежденного жилья или строительства жилья.
Таким образом, предоставляя меры социальной поддержки за счет выделенных средств из федерального бюджета, субъект обязан был предусмотреть и условия их предоставления, установленные Правилами, утвержденными Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Амурской области № 413 от 06.09.2013 утвержден Порядок предоставления и использования единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в июле - августе 2013 года на территории Амурской области, согласно которому право на получение единовременной денежной выплаты имеют граждане, постоянно проживавшие в жилом помещении, утраченном в результате чрезвычайной ситуации, возникшей в июле - августе 2013 года на территории Амурской области, и не имеющие другого жилья, пригодного для проживания, принадлежащего на праве собственности или занимаемого по договору социального найма (п.2). При этом также установлено, что единовременная денежная выплата предоставляется при условии отказа от прав на утраченное жилье (земельный участок) и дальнейших притязаний на них.
Согласно п.11 указанных Правил граждане представляют в министерство, в том числе, документы, подтверждающие отказ от прав на утраченное жилье (земельный участок) и дальнейших притязаний на них (зарегистрированный в установленном порядке договор безвозмездной передачи в муниципальную собственность жилья (земельного участка).
Впоследствии Постановление Правительства Амурской области № 413 от 06.09.2013 было отменено в связи с принятием Постановления Правительства Амурской области № 520 от 28.10.2013, вступившим в законную силу с 09.11.2013, которым утверждены Правила предоставления гражданам, пострадавшим в результате чрезвычайной ситуации, вызванной крупномасштабным наводнением в августе - сентябре 2013 года на территории Амурской области, мер социальной поддержки на цели строительства или приобретения жилья.
В п.2 Правил, утвержденных Постановлением Правительства Амурской области № 520 от 28.10.2010 также закреплено, что меры поддержки, предусмотренные настоящими Правилами, предоставляются взамен утраченного жилья. Гражданам в связи с безвозмездной передачей (отказом) утраченного жилья (земельного участка) по их заявлениям предоставляются бесплатно в собственность земельные участки в соответствии с подпунктами "к", "л" части 1 статьи 2 Закона Амурской области от 21 января 2005 г. N 422-ОЗ "Об основаниях (случаях) бесплатного предоставления и предельных размерах земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность, на территории Амурской области".
Из материалов дела следует, что в соответствии с договором безвозмездной передачи от 25.10.2013 Тулупова Л.Ю., Тулупов А.А., Шмаков С.А. безвозмездно передали в собственность муниципального образования Димский сельсовет Михайловского района Амурской области квартиру <адрес> в <адрес> ФИО2 <адрес>, общей площадью 38,2 кв.м..
Согласно п.1. указанного договора безвозмездная передача имущества произведена во исполнение постановления Правительства Амурской области от 06.09.2013 № 413 и в целях реализации мер государственной поддержки (представление и использование единовременной денежной выплаты на приобретение (строительство) жилья гражданами, пострадавшими в результате крупномасштабного наводнения в июле-августе 2013 года на территории Амурской области).
Согласно выписке из ЕГРП от 31 октября 2013 года жилое помещение по <адрес> Амурской области является собственностью муниципального образования Димский сельсовет Михайловского района Амурской области.
Таким образом, в судебном заседании установлено, что заключение договора от 25.10.2013 безвозмездной передачи квартиры Тулуповой Л.Ю., Тулуповым А.А., Шмаковым С.А. было обосновано необходимостью получения социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного в результате крупномасштабного наводнения.
Вместе с тем, суд находит, что Правительство РФ в Постановлении № 923 от 12.10.2013 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 – 2015 годы» в Приложении 11(1) закрепило правила предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан, а также определило условия, размеры и виды социальных выплат гражданам, пострадавшим в результате крупномасштабного наводнения. При этом субъекту Российской Федерации предоставлено право разработать механизм предоставления таких социальных выплат на установленных Правительством Российской Федерации требованиях.
Из положений пункта 6 Правил предоставления из федерального бюджета иных межбюджетных трансфертов для реализации мер социальной поддержки граждан следует, что Правительство Российской Федерации предусмотрело исчерпывающий перечень условий, при наличии которых гражданам, признанным в установленном порядке пострадавшими от наводнения, предоставляются меры социальной поддержки.
Однако нормативным правовым актом субъекта РФ, а именно Постановлением Правительства Амурской области № 413 от 06.09.2013, во исполнение которого был заключен оспариваемый договор от 25.10.2013, были изменены условия получения мер социальной поддержки гражданами, пострадавшими от наводнения, установленные федеральным законодательством, путем установления дополнительного требования в виде предоставления обязательства о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность.
При этом суд отмечает, что целью социальной поддержки является оказание безвозмездной помощи гражданам, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, а нормами федерального законодательства не установлено, что денежные средства, предоставляемые пострадавшим гражданам в качестве мер социальной поддержки для приобретения жилого помещения, выплачиваются в обмен на передачу гражданами своей собственности в собственность органов местного самоуправления.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что Постановление Правительства Амурской области № 413 от 06.09.2013 в части установления дополнительного требования для получения мер социальной поддержки на цели приобретения жилого помещения в виде предоставления гражданином обязательства о безвозмездной передаче (отказе) утраченного жилья (земельного участка) в муниципальную собственность вступает в противоречие с нормами федерального законодательства, а именно с Федеральным закон РФ от 21.12.1994 «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» № 68-ФЗ, Указом Президента РФ от 31.08.2013 № 693 «О мерах по ликвидации последствий крупномасштабного наводнения на территориях Республики Саха (Якутия), Приморского и Хабаровского краев, Амурской и Магаданской областей, Еврейской автономной области», Постановлением Правительства РФ № 923 от 12.10.2013 «О внесении изменений в федеральную целевую программу «Жилище» на 2011 – 2015 годы», в связи с чем, указанное в Постановлении Правительства Амурской области № 413 от 06.09.2013 положение не подлежало применению при решении вопроса о предоставлении Тулуповой Л.Ю., Тулупову А.А., Шмакову С.А. социальной выплаты на приобретение жилого помещения взамен утраченного.
В силу положений ст. 168 ГК РФ (в ред. от 07.05.2013) сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта, является оспоримой, если из закона не следует, что должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки.
Согласно ч.2 ст. 166 ГК РФ (в ред. от 07.05.2013) требование о признании оспоримой сделки недействительной может быть предъявлено стороной сделки или иным лицом, указанным в законе. Оспоримая сделка может быть признана недействительной, если она нарушает права или охраняемые законом интересы лица, оспаривающего сделку, в том числе повлекла неблагоприятные для него последствия.
В соответствии с положениями ст. 167 ГК РФ (в ред. от 07.05.2013) недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения. При недействительности сделки каждая из сторон обязана возвратить другой все полученное по сделке, а в случае невозможности возвратить полученное в натуре (в том числе тогда, когда полученное выражается в пользовании имуществом, выполненной работе или предоставленной услуге) возместить его стоимость, если иные последствия недействительности сделки не предусмотрены законом.
Учитывая установленные судом обстоятельства, а также руководствуясь указанными нормами права, суд приходит к выводу о том, что требование о признании недействительным договора от 25.10.2013 безвозмездной передачи квартиры, подлежит удовлетворению, поскольку такая сделка основана на нормах не соответствующих требованиям федерального законодательства и влечет для Тулуповой Л.Ю., Тулупова А.А., Шмакова С.А. неблагоприятные последствия в виде лишения возможности осуществлять права собственника в отношении принадлежавшего им имущества. В качестве последствий применения недействительности сделки стороны должны быть приведены в состояние, существовавшее до заключения оспариваемой сделки путем возврата в собственность Тулуповой Л.Ю., Тулупова А.А., Шмакова С.А. <адрес> в <адрес> Амурской области.
При этом суд отмечает, что в силу разъяснений Пленума Верховного Суда РФ и ВАС РФ, данных в п.52 Постановления № 10/22 от 29.04.2010 «О некоторых вопросах, возникающих в судебной практике при разрешении споров, связанных с защитой права собственности и других вещных прав» оспаривание зарегистрированного права на недвижимое имущество осуществляется путем предъявления исков, решения по которым являются основанием для внесения записи в ЕГРП. Если в резолютивной части судебного акта решен вопрос о возврате имущества во владение его собственника, то такое решение является основанием для внесения записи в ЕГРП.
На основании изложенного, и руководствуясь ст.ст. 194 - 198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░░ ░.░., ░░░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░ 25.10.2013░. ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░2 <░░░░░>, ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░12, ░░░░░░░░░ ░░░13, ░░░░░░░░ ░░░14 ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░ <░░░░░> ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░12, ░░░░░░░░ ░░░13, ░░░░░░░ ░░░14.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░2 ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░.░.░░░░░░░░░