Дело № 2-664/2019
23RS0055-01-2019-000720-26
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
11 ноября 2019 года г. Туапсе
Туапсинский районный суд Краснодарского края
в составе председательствующего судьи Шевченко П.В.
с участием истца представителя истца, действующего на основании доверенности ФИО5,
представителя ответчика Ефимова Н.В., действующей на основании доверенности ФИО6,
при секретаре судебного заседания Луханиной С.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании исковое заявление Министерства природных ресурсов Краснодарского края к Ефимову Н.В. об обязании снести самовольно построенное сооружение, освобождении лесного участка, рекультивировании поврежденной почвы и взыскании ущерба за самовольное занятие лесного участка.
У С Т А Н О В И Л:
Министерство природных ресурсов Краснодарского края обратилось в Туапсинский районный суд с исковым заявлением к Ефимову Н.В. об обязании снести самовольно построенные сооружения за свой счет размером 22,4 х 12, освободить лесной участок площадью 0,29 га в квартале 119, части выдела 17 Ольгинского участкового лесничества Джубгского лесничества, рекультивировать поврежденную почву и взыскать ущерб за самовольное занятие лесного участка в размере 33 962 рубля, мотивировав исковые требования тем, что в ходе проведения проверочных мероприятий в целях предупреждения, выявления и пресечения нарушений лесного законодательства на территории лесного фонда РФ государственными лесными инспекторами Джубгского лесничества-филиала ГКУ КК «Комитет лесу» в квартале 119, части выдела 17 Ольгинского участкового лесничества, Джубгского лесничества выявлен факт самовольного занятия территории лесного фонда площадью 0,29 га, выразившегося в возведении сооружения размером 22,4 х 12 м. По результатам проверочных мероприятий составлен акт планового осмотра от 12.10.2018 года № 3, протокол об административном правонарушении от 12.10.2018 года № 002316. В отношении ответчика вынесено постановление от 31.10.2018 года № 545-Л/2018 о назначении административного наказания, предусмотренного ч. 1 ст. 7.9 КоАП РФ. Постановление Ефимовым Н.В. не оспаривалось, вступило в законную силу. Вред, причиненный путем самовольного пользования, а также за самовольное снятие почв, рассчитан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного вследствие нарушений лесного законодательства» и постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности». Причиненный вред за самовольное занятие земель лесного фонда площадью 0,29 га составил 33 962 рубля.
В адрес ответчика заказным письмом направлялось требование от 19.10.2018 года, где предлагалось в добровольном порядке освободить самовольно занятый участок до 21.01.2019 года. Ответа на претензионное письмо не поступало, требование не исполнено. 31.01.2019 года государственными лесными инспекторами Джубгского лесничества-филиала ПСУ КК «Комитет по лесу» проведен осмотр лесного участка которым установлено, что ответчиком ранее выявленные нарушения не устранены, по результатам осмотра составлен акт от 31.01.2019 года.
В судебном заседании представитель истца Министерства природных ресурсов Краснодарского края, действующий на основании доверенности ФИО5, исковые требования поддержал, пояснив, что ответчик самовольно занял лесной участок, никакого договора с ним не заключалось. Добровольно лесной участок он не освобождает. Просил снести строение.
Представитель ответчика Ефимова Н.В., действующая на основании доверенности ФИО6, в судебном заседании исковые требования не признала, пояснив, что снос возможен только капитального объекта, указанное строение не капитальное, поэтому это подсудность мировых судей. Кроме того, учитывая цену иска 33 962 рубля, данный спор также подсуден мировому судье.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд полагает, что исковые требования обоснованны и подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно пункту 1 статьи 8 Лесного кодекса Российской Федерации лесные участки в составе земель лесного фонда находятся в федеральной собственности.
Согласно свидетельству о государственной регистрации права от 03.04.2009 года Российская Федерация является собственником лесного участка площадью 14371 га, расположенного по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, Джубгское лесничество, Ольгинское участковое лесничество, кварталы с 1 по 121.
Актом планового (рейдового) осмотра, обследования территории лесного участка Министерства природных ресурсов Краснодарского края ГКУ КК «Комитет по лесу» Джубгское лесничество – филиал от 12.10.2018 года установлено, что в квартале 119 часть выдела 17 Ольгинского участкового лесничества Джубгского лесничества, ООО «Югрос» предоставлен лесной участок на основании договора аренды №11/02-08 от 04.06.2008 года для осуществления рекреационной деятельности. С северной стороны арендованного лесного участка, за его пределами установлен факт самовольного занятия земель лесного фонда площадью 0,029 га, сооружение размером 22,4х12 м, представляющее из себя сруб на свайных опорах.
Статья 10 Лесного кодекса РФ подразделяет леса, расположенные на землях лесного фонда, по целевому назначению на защитные леса, эксплуатационные леса и резервные леса.
Исходя из положений статьи 12 Лесного кодекса РФ, именно с соблюдением целевого назначения лесов и выполняемых ими полезных функций осуществляется их освоение, а также их использование, являющееся частью освоения лесов.
Названным Кодексом предусмотрены различные виды использования лесов, в их числе и такой вид, как использование лесов для осуществления рекреационной деятельности. Кодекс определяет рекреационную деятельность, как организацию отдыха и туризма, физкультурно-оздоровительной и спортивной деятельности (пункт 8 части 1 статьи 25, часть 1 статьи 41).
В соответствии с частью 5 статьи 41 Лесного кодекса РФ правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности устанавливаются уполномоченным федеральным органом исполнительной власти.
В силу части 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ лица, которым лесные участки предоставлены в постоянное (бессрочное) пользование или в аренду, составляют проект освоения лесов в соответствии со статьей 12 данного Кодекса.
Приказом Федерального агентства лесного хозяйства от 21 февраля 2012 года N 62 утверждены Правила использования лесов для осуществления рекреационной деятельности.
Пунктами 6, 7 названных Правил установлено, что леса для осуществления рекреационной деятельности используются способами, не наносящими вред окружающей среде и здоровью человека.
Согласно пункту 9 указанных Правил лица, использующие леса для осуществления рекреационной деятельности, в частности, обязаны составлять проект освоения лесов в соответствии с частью 1 статьи 88 Лесного кодекса РФ и осуществлять использование лесов в соответствии с проектом освоения лесов, а также соблюдать условия договора аренды лесного участка и решения о предоставлении лесного участка в постоянное (бессрочное) пользование
В судебном заседании установлено, что ответчик Ефимов Н.В. в нарушение лесного законодательства самовольно занял территорию лесного фонда площадью 0,29 га, а именно в квартале 119 части выдела 19 Ольгинского участкового лесничества Джубгского лесничества возвел сооружение размером 22,4 х12, без специальных разрешений на использование указанного участка.
В материалах дела имеет место постановление №545-Л/2018 от 31.10.2018 года о назначении административного наказания, из которого следует, что 12.10.2018 года в 11 часов 10 минут в квартале 119 части выдела 17 Ольгинского участкового лесничества Джубгского лесничества в ходе проведения планового обследования лесного участка выявлено самовольное использование лесного участка площадью 0,029 га гражданином Ефимовым Н.В. без правоустанавливающих документов, выразившееся в возведении сооружения размером 22,4х12, представляющее из себя сруб на свайных опорах. В результате чего нарушена ст.71 Лесного кодекса РФ, причинен ущерб лесному фонду в размере 33 962 рубля.
Указанным постановлением Ефимов Н.В. признан виновным в совершении правонарушения, предусмотренного ст.7.9 КоАП РФ и на него наложен административный штраф в размере 20 000 рублей.
Согласно ст. 99 Лесного кодекса РФ лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность, а также обязаны устранить выявленное нарушение и возместить причиненный вред.
В соответствии с частью 1 статьи 100 Лесного кодекса РФ вред, причиненный лесам, возмещается добровольно или в судебном порядке лицами, его причинившими.
Вред, причиненный путем самовольного пользование, а также за самовольное снятие почв, рассчитан в соответствии с постановлением Правительства РФ от 08.05.2007 № 273 «Об исчислении размера вреда, причиненного вследствие нарушений лесного законодательства» и постановлением Правительства РФ от 22.05.2007 № 310 «О ставках за единицу объема лесных ресурсов и ставках платы за единицу площади лесного участка, находящегося в федеральной собственности», причиненный вред за самовольное занятие земель лесного фонда площадью 0,29 га составил 33 962 рубля. Указанный вред подлежит взысканию с причинителя вреда, то есть с ответчика Ефимова Н.В..
Пунктом 2 статьи 3 Лесного кодекса РФ установлено, что имущественные отношения, связанные с оборотом лесных участков, лесных насаждений, древесины и иных добытых лесных ресурсов, регулируются Гражданским законодательством, а также Земельным кодексом Российской Федерации.
В соответствии с ч.7 ст. 96 Лесного кодекса РФ в случае, если по результатам проведенной проверки в рамках осуществления федерального государственного лесного надзора (лесной охраны) выявлен факт размещения объекта капитального строительства в границах земель лесного фонда или в границах земель иных категорий, на которых располагаются леса, на которых не допускается размещение такого объекта капитального строительства в соответствии с разрешенным использованием лесов и установленными ограничениями прав на землю, должностное лицо, которое осуществляет федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану), в срок не позднее пяти рабочих дней со дня окончания проверки направляет в орган местного самоуправления поселения, городского округа по месту нахождения земельного участка, на котором размещен такой объект капитального строительства, или в случае нахождения указанного земельного участка на межселенной территории в орган местного самоуправления муниципального района уведомление о выявлении самовольной постройки с приложением документов, подтверждающих указанный факт. Форма уведомления о выявлении самовольной постройки, а также перечень документов, подтверждающих наличие признаков самовольной постройки, устанавливается в соответствии с законодательством о градостроительной деятельности. Результаты указанной проверки могут быть обжалованы в судебном порядке.
Определением Туапсинского районного суда от 09.04.2019 года по делу назначена судебная земельно-строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено эксперту ИП Молчанов Н.Г..
Согласно выводам, изложенным в заключении эксперта ИП ФИО11 от 20.05.2019 года сооружение не является объектом капитального строительства, материал стен – дерево, фундамент – опоры из металлических труб, оно не связано прочно с землей, вследствие чего его перемещение возможно без несоразмерного ущерба его назначению, сооружение не относится к недвижимым вещам. Установить размеры и площадь здания не представилось возможным. Сооружение расположено на землях лесного фонда в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, Джубгское лесничество, без нарушения минимальных отступов от границы земельного участка до сооружения, установленных требованиям правил землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района, которые составляют не менее 3 метров. При таких обстоятельствах отсутствует необходимость в установлении возможности сноса какой-либо части указанного здания.
Определением Туапсинского районного суда от 26.06.2019 года по делу назначена дополнительная судебная земельно-строительно-техническая экспертиза, производство которой поручено эксперту ИП Молчанов Н.Г..
Согласно выводам, изложенным в заключении эксперта ИП Молчанов Николай Геннадьевич от 14.10.2019 года сооружение расположено в границах земельного участка с кадастровым номером № по адресу: Краснодарский край, Туапсинский район, Джубгское лесничество, который согласно общедоступным сведениям государственного кадастра недвижимости, размещенным на ресурсе Росреестра «Публичная кадастровая карта» в сети Интернет по состоянию на 12.10.2019 года имеет декларированную площадь 74 614 533 кв.м., имеет статус «ранее учтенный», относится к категории земель «Земли лесного фонда», имеет разрешенное использование «под иными объектами специального назначения» по документу «для ведения лесного хозяйства Ольгинского участкового лесничества в составе Джубгского лесничества», здание расположено в границах земель лесного фонда. Сооружение не является объектом капитального строительства. Расположено в границах земельного участка с кадастровым номером № без нарушения минимальных отступов от границы земельного участка до сооружения, установленных требованиями правил землепользования и застройки Новомихайловского городского поселения Туапсинского района, которые составляют не менее 3-х метров. Эксперту не удалось определить соответствует или нет сооружение требованиям СНиП II-25-80, в связи с тем, что не был обеспечен доступ в указанное здание.
Изучив заключения эксперта ИП ФИО1 от от 20.05.2019 года и 14.10.2019 года, суд полагает, что оно соответствует требованиям Федерального закона «О государственной судебно-экспертной деятельности в Российской Федерации» от 31.05.2001 года №73-ФЗ и положениям статей 67 ГПК РФ, проведена компетентным экспертом, имеющим высшее образование и длительный стаж экспертной работы, который в установленном порядке был предупрежден об уголовной ответственности за дачу заведомо ложного заключения.
В соответствии со ст. ст. 67, 86 ГПК РФ суд считает заключение судебной экспертизы объективным и подлежащим принятию во внимание при разрешении настоящего дела, наряду с другими доказательствами.
Судом установлено, что спорный объект является объектом некапитального строительства и не относится к недвижимому имуществу, в связи, с чем отсутствуют основания для применения положений ст. 222 ГК РФ.
Согласно ч. 3 ст.196 ГПК РФ суд принимает решение по заявленным истцом требованиям. Однако суд может выйти за пределы заявленных требований в случаях, предусмотренных федеральным законом.
Согласно п.10.2 ст.1 Градостроительного кодекса РФ некапитальные строения, сооружения - строения, сооружения, которые не имеют прочной связи с землей и конструктивные характеристики которых позволяют осуществить их перемещение и (или) демонтаж и последующую сборку без несоразмерного ущерба назначению и без изменения основных характеристик строений, сооружений (в том числе киосков, навесов и других подобных строений, сооружений.
Учитывая заключение эксперта, согласно которому спорное сооружение не является объектом капитального строительства, оно не связано прочно с землей, вследствие чего его перемещение возможно без несоразмерного ущерба его назначению, суд полагает, что сооружение подлежит демонтажу.
Также истцом заявлены требования о рекультивации поврежденной почвы на лесном участке площадью 00,29 га в квартале 119 части выдела 17 Ольгинского участкового лесничества Джубгского лесничества за счет ответчика.
В результате самовольного занятия ответчиком лесного участка произошло его ухудшение.
Согласно Постановлению Правительства РФ от 10.07.2018 N 800 (ред. от 07.03.2019) "О проведении рекультивации и консервации земель" (вместе с "Правилами проведения рекультивации и консервации земель") "рекультивация земель" - мероприятия по предотвращению деградации земель и (или) восстановлению их плодородия посредством приведения земель в состояние, пригодное для их использования в соответствии с целевым назначением и разрешенным использованием, в том числе путем устранения последствий загрязнения почвы, восстановления плодородного слоя почвы и создания защитных лесных насаждений.
Подпунктом 2 пункта 1 ст. 60 Земельного кодекса РФ установлено, что нарушенное право на земельный участок подлежит восстановлению в случаях самовольного занятия земельного участка.
Согласно п.5 ст. 13 Земельного кодекса РФ лица, деятельность которых привела к ухудшению качества земель (в том числе в результате их загрязнения, нарушения почвенного слоя), обязаны обеспечить их рекультивацию.
По заявленным истцом требованиям, гражданское дело рассмотрено с соблюдением требований подсудности.
В соответствии со ст.56 ГПК РФ каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
В судебном заседании установлен факт самовольного строительства спорного некапитального объекта на лесном участке, без правоустанавливающих документов на данный участок.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ,
Р Е Ш И Л:
Исковые требования Министерства природных ресурсов Краснодарского края удовлетворить в полном объеме.
Обязать Ефимова Н.В. произвести демонтаж самовольно построенного сооружения за свой счет размером 22,4 х 12,0 м, освободить лесной участок площадью 0,29 га в квартале 119, части выдела 17 Ольгинского участкового лесничества, Джубгского лесничества.
Рекультивировать поврежденную почву на лесном участке площадью 0,029 га в квартале 119, части выдела 17 Ольгинского участкового лесничества, Джубгского лесничества за счет ответчика.
Взыскать с Ефимова Н.В. в пользу Министерства природных ресурсов Краснодарского края ущерб за самовольное занятие лесного участка в размере 33 962 рубля.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Туапсинский районный суд в течение одного месяца с момента вынесения мотивированного решения.
Председательствующий
Судья Шевченко П.В.