Дело № 5-5/2022
УИД 10RS0009-01-2021-000422-29
ПОСТАНОВЛЕНИЕ
по делу об административном правонарушении
11 февраля 2022 года п. Муезерский
Судья Муезерского районного суда Республики Карелия Каськович И.В., рассмотрев материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном ч.2 ст.6.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении Климашевич В.Г., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженки <адрес>, <данные изъяты>, зарегистрированной и фактически проживающей по адресу: <адрес>,
УСТАНОВИЛ:
Климашевич В.Г. в 00:00 час. ДД.ММ.ГГГГ по адресу: <адрес> течение трех календарных дней со дня прибытия ДД.ММ.ГГГГ из <данные изъяты> на территорию Российской Федерации посредством воздушного транспорта на самолете авиарейсом <данные изъяты> в период осуществления ограничительных мероприятий (карантина), нарушила требования, содержащиеся в подп.2.2 п.2 Постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», не прошла лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР.
Лицо, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, Климашевич В.Г., в судебном заседании не присутствовала, извещена о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом, ходатайствовала о рассмотрении дела в свое отсутствие. Вину в совершении административного правонарушения не признает, с протоколом об административном правонарушении не согласна, в содеянном раскаивается, тест методом ПЦР на коронавирусную инфекцию не сдала (что следует из письменных пояснений от ДД.ММ.ГГГГ, телефонограмм от ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ).
В соответствии с ч.2 ст.25.1 КоАП РФ неявка лица, в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении, извещенного о месте и времени рассмотрения дел надлежащим образом, не препятствует рассмотрению дела в его отсутствие.
Административный орган территориальный отдел Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия в г.Костомукша, Муезерском, Калевальском районах своего представителя в судебное заседание не направил, извещены о времени и месте рассмотрения дела надлежащим образом.
Судья, исследовав письменные материалы дела, оценив собранные по делу и исследованные в судебном заседании доказательства в совокупности в соответствии со ст.26.11 КоАП РФ, а также с позиции соблюдения требований закона при их получении в соответствии с ч.3 ст.26.2 КоАП РФ, приходит к следующим выводам.
Административная ответственность за нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий установлена ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от пятнадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Объективную сторону состава административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ образуют действия (бездействия), выражающиеся в нарушении законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные в период режима чрезвычайной ситуации или при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, либо в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина), либо невыполнение в установленный срок выданного в указанные периоды законного предписания (постановления) или требования органа (должностного лица), осуществляющего федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, о проведении санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий.
Субъективная сторона состава административного правонарушения, как то следует из диспозиции ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, характеризуется умышленной формой вины, то есть когда лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично (ч.1 ст.2.2 КоАП РФ).
В соответствии с Федеральным законом от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в целях предотвращения распространения новой коронавирусной инфекции приняты дополнительные меры, в том числе, Указ Президента РФ от 02.04.2020 №239 «О мерах по обеспечению санитарно-эпидемиологического благополучия населения на территории Российской Федерации в связи с распространением новой коронавирусной инфекции (COVID-19)», распоряжение Главы РК от 12.03.2020 №127-р «О введении с 12.03.2020 на территории РК режима повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия».
Постановлением Правительства РФ от 01.12.2004 № 15 «Об утверждении перечня социально значимых заболеваний и перечня заболеваний, представляющих опасность для окружающих» коронавирусная инфекция (COVID-19) внесена в перечень заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Подпунктом 6 п. 1 ст. 51 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» к полномочиям главных государственных санитарных врачей и их заместителей отнесено право выносить мотивированные постановления о введении (отмене) ограничительных мероприятий (карантина) в организациях и на объектах, при угрозе возникновения и распространения инфекционных заболеваний, представляющих опасность для окружающих.
Согласно ст.10 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» граждане обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц; заботиться о здоровье, гигиеническом воспитании и об обучении своих детей; не осуществлять действия, влекущие за собой нарушение прав других граждан на охрану здоровья и благоприятную среду обитания.
В соответствии со ст.31 Федерального закона от 30.03.1999 №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» в случае угрозы возникновения и распространения инфекционных заболеваний могут вводиться ограничительные мероприятия (карантин) на основании решений органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.2), порядок осуществления ограничительных мероприятий (карантина) и перечень инфекционных заболеваний, при угрозе возникновения и распространения которых вводятся ограничительные мероприятия (карантин), устанавливаются санитарными правилами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации (п.3).
Распоряжением Главы Республики Карелия от 12.03.2020 №127-р (в ред. от 13.12.2020 действовавшей во время совершения административного правонарушения, а также в ред. от 21.10.2021 действующей на дату разрешения дела по существу) на территории Республики Карелия с 12.03.2020 года введен режим повышенной готовности для органов управления и сил территориальной подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций Республики Карелия в связи с угрозой распространения коронавирусной инфекции (COVID-19).
Подпунктом 2.2 п.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (в ред. от 18.09.2020, действовавшей на дату совершения (14.02.2021) инкриминируемого административного правонарушения) для граждан РФ предусмотрена обязанность течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР и разместить информацию о результате лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР в ЕПГУ, заполнив форму «Предоставление сведений о результатах теста на новую коронавирусную инфекцию для прибывающих на территорию Российской Федерации» (https://www.gosuslugi.ru/400705/1).
По смыслу 2.2 п.2 постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» (в ред. от 18.09.2020) гражданин РФ, прибывающий в РФ воздушным транспортом, в течение трех дней со дня прибытия обязан как пройти лабораторное исследование, так и разместить информацию его результатах в ЕПГУ.
Положения ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ об извещении лица в отношении которого ведется производство по делу об административном правонарушении о необходимости явки на составление протокола об административном правонарушении, и возможности составления протокола об административном правонарушении при надлежащем извещении, в отсутствии данного лица, административным органом соблюдены.
Требования ч.4.1 ст.28.2 КоАП РФ о направлении копии протокола об административном правонарушении лицу, в отношении которого он составлен, в течение трех дней со дня составления указанного протокола, административным органом соблюдены.
Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ составлен в присутствии Климашевич В.Г., копия протокола Климашевич В.Г. вручена лично под личную роспись, что подтверждается соответствующими графами протокола.
Протокол об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ составлен полномочным должностным лицом ТО Управления Роспотребнадзора по РК в городе Костомукша, Муезерском, Калевальском районах – специалистом экспертом, что согласуется с положениями ч.1 ст.23.13, ч.1 ст.28.3, п.19 ч.2 ст.28.3 КоАП РФ, Перечня должностных лиц Роспотребнадзора и его территориальных органов, уполномоченных составлять протоколы об административных правонарушениях утв. приказом Роспотребнадзора от ДД.ММ.ГГГГ №.
С протоколом об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ по ч.2 ст.6.3 КоАП РФ Климашевич В.Г. ознакомлена, копия протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ ею получена.
В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ Климашевич В.Г. ст.ст.1.4, 1.5, 1.6, 1.7, 24.2, 25.1, 25.4, 25.5 КоАП РФ при составлении протокола об административном правонарушении разъяснены, сведений, опровергающих данные обстоятельства протокол об административном правонарушении и иные материалы дела не содержат.
При составлении протокола Климашевич В.Г. факт правонарушения не отрицала, однако с протоколом была не согласна.
Срок давности привлечения к административной ответственности, за совершение административного правонарушения, ответственность за которое установлена ч.2 ст.6.3 КоАП РФ следующий из ст.4.5 КоАП РФ, составляющий один год, не истек. Бездействие, указывающее на наличие признаков административного правонарушения, инкриминируемого Климашевич В.Г. последовало ДД.ММ.ГГГГ, следовательно, срок привлечения к административной ответственности истекает ДД.ММ.ГГГГ, возможность привлечения лица к административной ответственности не утрачена.
Основанием для возбуждения дела об административном правонарушении и составления протокола об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ в отношении Климашевич В.Г. послужило, в том числе, то, что по результатам анализа информации, содержащей списки поступивших в Роспотребнадзор из Единого портала государственных услуг о прибывших из зарубежных стран граждан установлено, что Климашевич В.Г., являющаяся гражданкой РФ, ДД.ММ.ГГГГ в 00 час. 00 мин по адресу: <адрес> течение трех календарных дней со дня прибытия ДД.ММ.ГГГГ из <данные изъяты> на территорию Российской Федерации посредством воздушного транспорта на самолете авиарейсом <данные изъяты> в период осуществления ограничительных мероприятий (карантина) не разместила информации о результатах лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ), чем, по мнению административного органа, нарушила п.2.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019».
В соответствии с ч.1 ст.1.7 КоАП РФ лицо, совершившее административное правонарушение, по общему правилу подлежит ответственности на основании закона, действовавшего во время совершения административного правонарушения.
Положения ч.1 ст.1.7 КоАП РФ установлены в развитие положения ч.2 ст.54 Конституции РФ, согласно которому никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением.
В силу специального положения, закрепленного в ч.2 ст.54 Конституции РФ, если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена, применяется новый закон.
В развитие данного конституционного принципа ч.2 ст.1.7 КоАП РФ предусмотрено, что закон, смягчающий или отменяющий административную ответственность за административное правонарушение либо иным образом улучшающий положение лица, совершившего административное правонарушение, имеет обратную силу, то есть распространяется и на лицо, которое совершило административное правонарушение до вступления такого закона в силу, и в отношении которого постановление о назначении административного наказания не исполнено.
Таким образом, обратную силу имеет как закон, непосредственно отменяющий или смягчающий административную ответственность за определенное правонарушение, так и норма административного права, смягчающая административно-правовой режим таким образом, что инкриминируемое правонарушение перестает быть противоправным на день рассмотрения дела об административном правонарушении.
В период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ положения подп.2 п.2 постановления Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 18.03.2020 № 7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019» действовали в иной редакции, которая не определяла конкретного срока размещения лицами на Едином портале государственных услуг сведений о лабораторном исследовании на COVID-19 методом ПЦР, перенесенном заболевании или вакцинации.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 02.07.2021 № 17, вступившим в действие с 07.07.2021, подпункт 2.2 постановления изложен в иной редакции, которая возлагает на гражданина обязанность в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию РФ обязанность пройти однократное лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, за исключением случая наличия вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19. Также предусмотрена обязанность по последующему размещению сведений о лабораторном исследовании на ЕПГУ путем заполнения формы «Предоставление сведений о результатах теста, перенесенном заболевании или вакцинации от новой коронавирусной инфекции для прибывающих на территорию РФ», вместе с тем, срок исполнения данной обязанности не ограничивается.
Анализ принятой после совершения лицом правонарушения нормы в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, смягчающей административную ответственность, применительно к установленным по данному делу обстоятельствам указывает на возможность распространения на возникшие правоотношения ч.2 ст.1.7 КоАП РФ, поскольку инкриминируемое правонарушение утратило противоправный характер, в связи со смягчением требований санитарного законодательства положение лица, которому инкриминируется совершение правонарушения в рамках настоящего дела, улучшено, и инкриминируемое Климашевич В.Г. правонарушение утратило противоправный характер.
Соответственно, за вышеприведенным положением необходимо признать обратную силу, состав административного правонарушения в условиях действующего административно-правового регулирования, отсутствует.
В этой связи, в соответствии с ч.2 ст.1.7 КоАП РФ считаю необходимым исключить из объема совершенного Климашевич В.Г. правонарушения, ее действия, выразившиеся в не размещении информации о результатах лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР на Едином портале государственных и муниципальных услуг (ЕПГУ).
Вместе с тем, Климашевич В.Г. вменяется также непрохождение ею в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР.
Подп.2.2 п.2 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 18.03.2020 №7 «Об обеспечении режима изоляции в целях предотвращения распространения COVID-2019», в редакции, действовавшей, как в момент совершения правонарушения, так и в последующих редакциях, предусмотрена обязанность граждан, в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР.
При этом, в соответствии с абзацем вторым указанного подпункта проведение лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР, указанного в абзаце первом настоящего подпункта, не требуется при наличии вакцинации против COVID-19 в течение последних 12 месяцев или сведений о перенесенном в последние 6 месяцев заболевании COVID-19.
Согласно пояснениям привлекаемого к административной ответственности лица, изложенным в телефонограмме, в течение последних 12 месяцев до дня прибытия на территорию РФ вакцинацию против COVID-19 она не проходила и в последние 6 месяцев до этого заболевание COVID-19 не переносила.
При таких обстоятельствах, непрохождение в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации лабораторного исследования на COVID-19 методом ПЦР образует состав административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ.
В протоколе об административном правонарушении от ДД.ММ.ГГГГ место совершения административного правонарушения указано: <адрес> (указание улицы в адресе фактического проживания Климашевич В.Г. отсутствует). Вместе с тем, в судебном заседании установлено, что привлекаемое лицо Климашевич В.Г. зарегистрирована и фактически проживает по адресу: <адрес>. В этой связи в описание совершенного правонарушения судьей внесены соответствующие уточнения.
Оценивая имеющиеся доказательства в соответствии со ст. 26.11 КоАП РФ по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности, судья приходит к выводу о том, что в действиях Климашевич В.Г. содержится состав вмененного административного правонарушения, и квалифицирует ее действия по ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ - нарушение законодательства в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, выразившееся в нарушении действующих санитарных правил и гигиенических нормативов, невыполнении санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, совершенные при возникновении угрозы распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, в период осуществления на соответствующей территории ограничительных мероприятий (карантина).
При определении вида и размера административного наказания судья учитывает характер и обстоятельства совершенного правонарушения, степень вины нарушителя и степень общественной опасности содеянного, как ставящего под угрозу жизнь и здоровье граждан в период существования угрозы распространения коронавирусной инфекции, данные о личности правонарушителя, отсутствие сведений о привлечении к административной ответственности ранее, отсутствие отягчающих ответственность обстоятельств, и приходит к выводу, что в отношении Климашевич В.Г. подлежит назначению административное наказание в виде предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ административного штрафа.
Исходя из характера совершенного административного правонарушения, отсутствия тяжких последствий и общественной опасности, имущественного и финансового положения привлекаемого к административной ответственности лица, судья признает данные обстоятельства исключительными, и полагает необходимым применить при назначении Климашевич В.Г. наказания положения ч.ч. 2.2, 2.3 ст.4.1 КоАП РФ и назначить наказание в виде административного штрафа в размере менее минимального размера административного штрафа, предусмотренного санкцией ч. 2 ст. 6.3 КоАП РФ для граждан в размере пятнадцати тысяч рублей, определив административный штраф в размере 7500 рублей.
Достаточных оснований для применения к Климашевич В.Г. административного наказания в виде административного штрафа в большем, чем определено судьей размере, учитывая личность лица, привлекаемого к административной ответственности, его семейное и имущественное положение, обстоятельства совершения административного правонарушения, последующее после совершения административного правонарушения поведение, правовую природу охраняемых общественных отношений и наступившие после совершения административного правонарушения последствия, судья не усматривает.
Доводы Климашевич В.Г. о том, что о необходимости сдать тест ПЦР ей никто не разъяснил, не свидетельствуют об отсутствии состава административного правонарушения, поскольку на прибывшего на территорию Российской Федерации гражданина возлагается обязанность в течение трех календарных дней со дня прибытия на территорию Российской Федерации пройти лабораторное исследование на COVID-19 методом ПЦР, данная обязанность Климашевич В.Г., с учетом вышеизложенного, в отношении себя своевременно не исполнена.
Руководствуясь ст.ст. 3.5, 4.1, 29.9- 29.10 КоАП РФ, судья,
П О С Т А Н О В И Л :
Признать Климашевич В.Г. виновной в совершении административного правонарушения, предусмотренного ч.2 ст.6.3 КоАП РФ, и назначить ей административное наказание в виде административного штрафа в размере 7500 (семь тысяч пятьсот) рублей.
Административный штраф уплачивается не позднее 60 дней со дня вступления постановления в законную силу по следующим реквизитам: <данные изъяты>.
Платежный документ об уплате административного штрафа подлежит представлению в Муезерский районный суд Республики Карелия в 60-дневный срок со дня вступления постановления в законную силу.
Постановление может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Муезерский районный суд Республики Карелия в течение 10 дней со дня его вручения или получения.
Судья т И.В. Каськович