дело № 12-168/2021
РЕШЕНИЕ
23 марта 2021 года | г. Севастополь |
Судья Ленинского районного суда города Севастополя Прохорчук О.В., с участием представителя привлекаемого к административной ответственности лица – Ольжича О.О., представителя Департамента городского хозяйства города Севастополя – Московкиной А.В., рассмотрев жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» на постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в отношении Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь»,
установил:
Общество с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» (далее – ООО «БГС») подало жалобу на постановление мирового судьи Ленинского судебного района города Севастополя судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 19.5 КоАП РФ, в отношении юридического лица – ООО «БГС».
Указанным постановлением ООО «БГС» признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, и ему назначено наказание в виде административного штрафа в размере 10 000 руб.
Жалоба мотивирована тем, что должностным лицом отдела инспекционной работы Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя, уполномоченным составлять протоколы об административном правонарушении и при рассмотрении дела судом первой инстанции не установлен факт нарушения ООО «БГС» Правил благоустройства, а именно: должностным лицом не доказан факт недобросовестного исполнения региональным оператором своих обязательств. Представленными должностным лицом фоотоматериалами не подтвержден факт невывоза твердых коммунальных отходов (далее – ТКО), контейнеры пустые, просыпавшиеся при вывозе отходы на фото отсутствуют.
При составлении протокола представителем ООО «БГС» нарушения, изложенные в протоколе об административном правонарушении № не признаны в полном объеме, даны пояснения относительно доводов должностного лица о срыве вывоза ТКО, а также отсутствия подбора ТКО, просыпавшегося при его загрузке.
При этом, из представленных должностным лицом, составившим протокол об административном правонарушения фотоматериалов четко усматриваются пустые контейнеры, сбор из которых был осуществлен в соответствии с графиком вывоза ТКО, предоставленным суду представителем лица, привлекаемого к административной ответственности. На фото также отсутствуют отходы, просыпавшиеся при загрузке ТКО.
Кроме того, в жалобе также изложены доводы лица, привлекаемого к административной ответственности, в части составления протокола в нарушение требований действующего законодательства, а именно - в отсутствие лица, привлекаемого к административной ответственности. Протокол об административном правонарушении № составлен ДД.ММ.ГГГГ, при этом уведомление о месте и времени составлении протокола направлено привлекаемому лицу ДД.ММ.ГГГГ, т.е. по истечении трех дней после его составления. В связи с чем, судом первой инстанции определением от ДД.ММ.ГГГГ протокол и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении ООО «БГС» возвращены должностному лицу, составившему протокол.
В силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении.
Во исполнение определения суда должностным лицом предпринята попытка устранения нарушений, в связи с чем, составлен новый протокол №, но только уже от ДД.ММ.ГГГГ, а значит, по одному и тому же нарушению составлено два административных протокола с одним и тем же номером, что также противоречит нормам КоАП РФ.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, привлекаемого к ответственности, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
При этом, в соответствии с частями 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ, лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (презумпция невиновности).
Судом первой инстанции не дана оценка пункту 2 Правил, утвержденных постановлением Правительства РФ от 12.11.2016 № 1156, согласно которым региональный оператор несет ответственность за обращение с ТКО с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
С учетом изложенного заявитель просит постановление мирового судьи отменить, производство по делу прекратить.
Представитель привлекаемого к административной ответственности лица при рассмотрении жалобы настаивал на доводах, изложенных в ней. Дополнительно пояснил, что Департаментом городского хозяйства города Севастополя в отношении ООО «БГС» было вынесено 88 предписаний об устранении выявленных нарушений в сфере благоустройства. Фактически ООО «БГС» все предписания исполнило, вывоз мусора осуществило в соответствии с установленными графиками.
Представитель Департамента городского хозяйства города Севастополя с доводами жалобы не согласилась, подтвердила изложенные в протоколе об административном правонарушении обстоятельства, пояснила, что предписание, в связи с неисполнением которого юридическое лицо было привлечено к административной ответственности, является законным и обоснованным, постановление мирового судьи не подлежащим отмене, просила в удовлетворении жалобы отказать.
Выслушав пояснения участников процесса, изучив доводы жалобы, исследовав материалы дела об административном правонарушении, прихожу к следующему.
Частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ установлена административная ответственность за невыполнение в установленный срок законного предписания (постановления, представления, решения) органа (должностного лица), осуществляющего государственный надзор (контроль), муниципальный контроль, об устранении нарушений законодательства.
Как усматривается из материалов дела об административном правонарушении, в ходе мониторинга территории города Севастополя, проведенного главным специалистом-экспертом отдела инспекционной работы Управления административно-технического контроля Департамента городского хозяйства города Севастополя, установлено, что по <адрес> не произведен сбор и вывоз отходов (мусора) с контейнерной площадки, а также сбор просыпавшегося мусора вокруг контейнеров, что является нарушением Правил благоустройства территории города Севастополя, утвержденных постановлением правительства Севастополя от 03.11.2017 № 844-ПП, о чем составлен акт от 28.10.2020.
По результатам проведенного мониторинга 28.10.2020 Департаментом городского хозяйства города Севастополя вынесено предписание № 8125, согласно которому ООО «БГС» обязано в срок до 9-00 29.10.2020 устранить нарушения пунктов 10.3, 10.6 и подпунктов 1), 2), 3), 5) пункта 12.4 вышеуказанных Правил, а именно: по адресу: г.Севастополь, с.Терновка, ул.Ленина, произвести сбор и вывоз отходов производства и потребления, увеличить кратность вывоза отходов по указанному адресу, обспечить ежедневную уборку, а также в результате загрязнения отходами из контейнера (лодки) – прилегающей территории; уборку мусора, проспавшегося из контейнера (лодки) при погрузочно-разгрузочных работах.
ДД.ММ.ГГГГ в ходе мониторинга территории города Севастополя сотрудниками Департамента установлено, что предписание № от ДД.ММ.ГГГГ в установленный срок – до 9-00 ДД.ММ.ГГГГ не выполнено.
В соответствии с требованиями статьи 1.5 КоАП РФ лицо подлежит административной ответственности только за те административные правонарушения, в отношении которых установлена его вина. При этом обязанность по доказыванию вины лица, в отношении которого ведётся производство по делу об административном правонарушении, возлагается на должностных лиц, осуществляющих такое производство.
Согласно статье 24.1 КоАП РФ задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений.
В соответствии со статьей 26.1 КоАП РФ обстоятельствами, подлежащими выяснению по делу об административном правонарушении, являются наличие события административного правонарушения; лицо, совершившее противоправные действия (бездействие), за которые настоящим Кодексом или законом субъекта Российской Федерации предусмотрена административная ответственность; виновность лица в совершении административного правонарушения; обстоятельства, смягчающие административную ответственность, и обстоятельства, отягчающие административную ответственность; характер и размер ущерба, причиненного административным правонарушением; обстоятельства, исключающие производство по делу об административном правонарушении; иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, а также причины и условия совершения административного правонарушения.
Решение вопроса о лице, совершившем противоправное деяние, имеет основополагающее значение для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела и своевременного привлечения виновного к административной ответственности.
Установление виновности предполагает доказывание вины лица и его непосредственной причастности к совершению противоправного действия (бездействия).
Согласно постановлению Правительства Севастополя от 25.12.2017 № 981-ПП Государственное унитарное предприятие города федерального значения Севастополя «Благоустройство города «Севастополь» определено в качестве организации, осуществляющей следующие функции регионального оператора по сбору и транспортированию твердых коммунальных отходов на территории города Севастополя:
1) осуществление сбора, транспортировки, обработки, утилизации, захоронения твердых коммунальных отходов на территории города Севастополя в соответствии с территориальной схемой, утвержденной постановлением Правительства Севастополя от 13.10.2016 № 976-ПП «Об утверждении территориальной схемы города Севастополя в области обращения с отходами, в том числе с твердыми коммунальными отходами», и Правилами благоустройства территории города Севастополя, утвержденными постановлением Правительства Севастополя от 03.11.2017 № 844-ПП;
2) заключение договоров на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами с собственниками твердых коммунальных отходов, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации, в течение срока действия Соглашения между Государственным унитарным предприятием города федерального значения Севастополя «Благоустройство города «Севастополь» и Департаментом городского хозяйства города Севастополя "Об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории города Севастополя" от 14.08.2017, заключенного в соответствии с постановлением Правительства Севастополя от 10.11.2016 № 1057-ПП «Об установлении содержания и порядка заключения соглашения между исполнительным органом государственной власти города Севастополя и региональным оператором по обращению с отходами».
В соответствии с Правилами благоустройства, утвержденных постановлением Правительства Севастополя 03.11.2017 № 844-ПП, сбор и вывоз отходов производства и потребления на территории города Севастополя осуществляются на основании договора с лицом, осуществляющим деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации. Индивидуальные предприниматели, юридические, должностные и физические лица обязаны обеспечивать своевременный сбор отходов в специальные мусоросборники, обеспечивать их вывоз, в том числе путем заключения договора на вывоз отходов со специализированной организацией, оказывающей услуги по вывозу отходов, имеющей специализированный транспорт и подготовленный персонал, или индивидуальным способом при наличии договора с организацией, обслуживающей полигон, и талонов и/или иных документов, отмеченных организацией, обслуживающей полигон. Сбор отходов осуществляется в местах временного хранения отходов. Вывоз отходов из мест временного хранения (контейнеров и бункеров-накопителей) осуществляется в соответствии с графиком по мере их наполнения. Кратность вывоза отходов определяется объемами образования отходов, сроком хранения отходов в местах временного хранения, но не менее одного раза в сутки (п.п. 10.3, 10.6, 10.10).
Требования к поддержанию чистоты и технически исправного состояния контейнерных площадок и элементов благоустройства, расположенных на них, включают: ежедневную уборку контейнерной площадки, а также в случае загрязнения отходами из контейнеров - прилегающей к ней территории; мойку и дезинфекцию контейнерной площадки в весенне-летний период с 15 апреля по 15 ноября по мере необходимости, но не реже одного раза в неделю; дезинфекцию, дератизацию контейнерной площадки по мере необходимости; уборку мусора, просыпавшегося из контейнеров при погрузочно-разгрузочных работах, которая производится незамедлительно работниками организации, осуществляющей вывоз отходов (подпункты 1), 2), 3), 5) пункта 12.4 Правил).
Кроме того, постановлением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «О предоставлении коммунальных услуг собственника и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов» установлено, что региональный оператор по обращению с твердыми коммунальными отходами отвечает за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз. Погрузка твердых коммунальных отходов включает в себя уборку мест погрузки твердых коммунальных отходов (пункт 148 (12)).
Также согласно пункту 13 постановления Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ № «Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесения изменения в постановление Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ №» региональный оператор несет ответственность за обращение с твердыми коммунальными отходами с момента погрузки таких отходов в мусоровоз.
При этом погрузка ТКО включает в себя уборку мест погрузки ТКО, под которой, согласно пункту 2 Правил №, понимаются действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз.
Работы по содержанию мест (площадок) накопления ТКО включают в себя обслуживание (покраска, ремонт и др.) и санитарную очистку, в том числе подбор (уборку ТКО, находящихся на месте накопления ТКО (контейнерной площадке) или рядом с таким местом (например, когда потребитель не обеспечил складирование ТКО в контейнерную площадку и подметание мусора вокруг контейнеров и т.д. При этом указанные работы не включают уборку мест погрузки ТКО (действия по подбору оброненных (просыпавшихся и др.) при погрузке ТКО и перемещению их в мусоровоз), обязанность по осуществлению которой возложена на регионального оператора.
Согласно представленному представителем ООО «БГС» графику вывоза ТКО за октябрь 2020 года с адреса расположения контейнерной площадки: <адрес> вывоз ТКО осуществляется ежедневно, в частности производился ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ.
При этом, из представленных в материалы дела фотоматериалов на момент проведения мониторинга ДД.ММ.ГГГГ и по результатам проверки исполнения предписания ДД.ММ.ГГГГ в период времени с 9-15 до 9-20 не усматривается факт неисполнения ООО «БГС» предписания. По состоянию на ДД.ММ.ГГГГ контейнеры пустые, мусор вывезен. Наличие ТКО за пределами контейнерной площадки не свидетельствует о неисполнении предписания, поскольку согласно пункту 12.2 постановления Правительства Севастополя № 844-ПП мероприятия по содержанию контейнерной площадки включают: 1) мониторинг состояния контейнерных площадок и элементов благоустройства, расположенных на контейнерных площадках; 2) поддержание чистоты и технически исправного состояния контейнерных площадок и элементов благоустройства, расположенных на них; 3) ремонт элементов благоустройства, расположенных на контейнерных площадках, в том числе оборудованных контейнерами заглубленного типа. Данное постановление не обязывает регионального оператора производить уборку контейнерной площадки и прилегающей к ней территории. Просыпавшиеся при вывозе отходы на фото отсутствуют.
Более того, на представленных фотоматериалах не указано, в какой день и время они сделаны.
Также, в соответствии с пунктом 10.10 Правил № 844 вывоз отходов из мест временного хранения (контейнеров и бункеров-накопителей) осуществляется в соответствии с графиком по мере их наполнения. Кратность вывоза отходов определяется объемами образования отходов, сроком хранения отходов в местах временного хранения, но не менее одного раза в сутки.
Вместе с тем, какое-либо обоснование необходимости увеличения кратности вывоза ТКО при графике ежедневного вывоза ни в материалах проверки, ни в предписании № от ДД.ММ.ГГГГ Департаментом городского хозяйства города Севастополя не приведено.
Вышеуказанным обстоятельствам мировым судьей должной оценки не дано.
В соответствии с частями 3, 4 статьи 1.5 КоАП РФ лицо, привлекаемое к административной ответственности, не обязано доказывать свою невиновность, за исключением случаев, предусмотренных примечанием к настоящей статье. Неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к административной ответственности, толкуются в пользу этого лица (презумпция невиновности).
Кроме того, в ходе рассмотрения жалобы установлено, что протокол об административном правонарушении № составлен ДД.ММ.ГГГГ, при отсутствии доказательств надлежащего уведомления о месте и времени составлении протокола привлекаемого лица, в связи с чем судом первой инстанции определением от ДД.ММ.ГГГГ протокол и другие материалы дела об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ в отношении ООО «БГС» были возвращены должностному лицу, составившему протокол.
Протокол об административном правонарушении относится к числу доказательств по делу об административном правонарушении и является процессуальным документом, где фиксируется противоправное деяние лица, привлекаемого к ответственности, формулируется вменяемое данному лицу обвинение.
В силу статьи 28.2 КоАП РФ протокол об административном правонарушении составляется с участием лица, в отношении которого ведется производство об административном правонарушении.
Во исполнение определения суда должностным лицом составлен новый протокол об административном правонарушении №, но только уже от ДД.ММ.ГГГГ. Таким образом, по одному и тому же нарушению составлено два административных протокола с одним и тем же номером, что противоречит нормам КоАП РФ.
С учетом вышеизложенного, выводы суда первой инстанции о том, что ООО «БГС» виновно в совершении вменяемого административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 19.5 КоАП РФ, в ходе рассмотрения жалобы своего подтверждения не нашли.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ отсутствие состава административного правонарушения является обстоятельством, исключающим производство по делу об административном правонарушении.
На основании вышеизложенного, постановление мирового судьи Ленинского судебного района судебного участка № от ДД.ММ.ГГГГ в отношении юридического лица – ООО «БГС» по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьей 19.5 КоАП РФ, подлежит отмене в соответствии с пунктом 3 части 1 статьи 30.7 КоАП РФ, а производство по настоящему делу в силу положений пункта 2 части 1 статьи 24.5 КоАП РФ подлежит прекращению в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 24.5, статьями 29.10, 30.7, 30.9 КоАП РФ,
решил:
жалобу Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» удовлетворить.
Постановление мирового судьи судебного участка № Ленинского судебного района города Севастополя от ДД.ММ.ГГГГ по делу № отменить.
Производство по делу в отношении юридического лица - Общества с ограниченной ответственностью «Благоустройство города «Севастополь» о привлечении к административной ответственности по части 1 статьи 19.5 КоАП РФ прекратить за отсутствием состава административного правонарушения.
Решение вступает в законную силу со дня его принятия.
Судья