В окончательной форме изготовлено 02.03.2017 года
Дело № 2-167/2017
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Камышлов 01 марта 2017 года
Камышловский районный суд Свердловской области в составе:
председательствующего Афанасьевой Л.А.
при секретаре Ошиваловой С.В.
с участием: помощника Камышловского межрайонного прокурора Михайловой О.С.,
ответчиков ФИО15
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2, ФИО3, ФИО4 о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения, обязании сдать в установленном порядке жилое помещение
УСТАНОВИЛ:
Министерство обороны Российской Федерации обратилось в суд с иском к ФИО2, ФИО3, ФИО4 о прекращении права пользования служебным жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения, обязании сдать в установленном порядке жилое помещение, указав следующее: Спорное жилое помещение по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, на основании постановления главы МО «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ № относится к специализированному жилищному фонду Министерства обороны Российской Федерации и предназначено для обеспечения военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации, признанных нуждающимися в обеспечении служебными жилыми помещениям. На основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ на период трудовых отношений с Министерством обороны России ФИО2 и членам ее семьи ФГКЭУ «Еланская КЭЧ района» предоставлено спорное жилое помещение. Из трудовой книжки ФИО2 усматривается, что последняя ДД.ММ.ГГГГ принята в ФГКЭУ «Еланская КЭЧ района» на должность штукатура. ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уволена по п. 2 ст. 81 Трудового кодекса Российской Федерации в связи с сокращением численности работников организации. Как усматривается из выписки из ЕГРЮЛ, ФГКЭУ «Еланская КЭЧ района» Министерства обороны Российской Федерации с ДД.ММ.ГГГГ прекратило свою деятельность как юридическое лицо, о чем внесена соответствующая запись в ЕГРЮЛ. В соответствии с Приказом от ДД.ММ.ГГГГ № ФИО2 уволена из ООО «ПрофТехУслуги». На сегодняшний день ФИО2 в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ не состоит. ДД.ММ.ГГГГ в адрес ФИО2 направлено уведомление об освобождении служебного жилого помещения в двухнедельный срок. Информации от компетентных органов о добровольной сдаче указанного жилого помещения, в установленном законом порядке в адрес истца не поступало. По настоящее время ответчики незаконно удерживают и проживают в жилом помещении. В силу ст. 208 ГК РФ на требования о выселении исковая давность не распространяется. Разъяснения, содержащиеся в п. 9 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ № «О некоторых вопросах, возникших в судебном практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации», касающиеся применения общего трехлетнего срока исковой давности к жилищным правоотношениям, одним из оснований возникновения которых является договор, к правоотношениям, вытекающим из права собственника требовать всякого устранения нарушения его права, применены быть не могут. Нарушение ФИО2 прав истца как собственника спорного жилого помещения является длящимся и поэтому в иске о защите права от такого нарушения не может быть отказано по мотивам пропуска срока исковой давности. Поскольку ответчики поживали и проживают в спорном жилом помещении без законных оснований, собственник указанного жилого помещения вправе в любое время поставить вопрос о его освобождении, и на это требование не распространяется исковая давность, как на требование собственника или иного владельца об устранении нарушений их прав, не связанных с лишением владения в силу абз. 5 ст. 208 ГК РФ. Просит прекратить право пользования ответчиков служебным жилым помещением, выселить их из служебного жилого помещения, обязать ответчиков сдать в установленном порядке жилое помещение по акту с передачей ключей от указанного жилого помещения, и с соответствующими документами, подтверждающими закрытие лицевого счета на квартиру, начальнику ФКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации.
Представитель истца Министерства обороны Российской Федерации Петренко В.В., действующий по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебное заседание не явился, в письменном заявлении просит рассмотреть дело без своего участия, исковые требования удовлетворить.
Ответчик ФИО2 в судебном заседании исковые требования не признала, суду пояснила, что по вышеуказанному адресу семья проживает на основании ордера, выданного в ДД.ММ.ГГГГ году Еланской КЭЧ района на состав семьи из трех человек: ФИО2 и двух сыновей ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ г.<адрес> и проживание по указанному адресу является законным, с указанного времени они зарегистрированы и постоянно проживают в вышеуказанном жилом помещении, регулярно оплачивают коммунальные платежи. Она в ДД.ММ.ГГГГ году была принята на работу в Еланская КЭЧ на должность <данные изъяты> в этом же году переведена на должность маляра. ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N982-P Еланская КЭЧ была переименована в ФГКЭУ «Еланская КЭЧ района». В <данные изъяты> году ФГКЭУ «Еланская КЭЧ района» изменила свое название на Тюменский филиал ОАО «Славянка», в котором она продолжала работать на должности маляра. В настоящее время она работает маляром по договору от ДД.ММ.ГГГГ № в АО «ГУ ЖКХ». В общей сложности в Еланской КЭЧ района проработала 16 лет. Ордер на служебное жилье представлялся ей до введения в действие ЖК РФ. В соответствии со ст. 5 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ « О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации» к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие ЖК РФ, его положения применяются в части ФИО5 прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие. В соответствии со ст. 13 ФЗ «О введении в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации» от ДД.ММ.ГГГГ № 189-ФЗ граждане, которые проживают в служебных жилых помещениях и жилых помещениях в общежитиях, предоставленных им до введения в действие Жилищного Кодекса Российской Федерации, состоят в соответствии с п. 3 ч. 1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации. При этом ст. 13 названного закона установлено, что граждане, которые проживают в общежитиях, служебных помещениях предоставленных им до введения в действие ЖК РФ, состоят в соответствии с п.1 ч.1 ст. 51 ЖК РФ на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, не могут быть выселены из указанных жилых помещений без предоставления других жилых помещений, если их выселение не допускалось законом до введения в действие ЖК РФ. Она состоит на учете в МО «<данные изъяты> сельское поселение» по месту жительства в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. Другого жилья на праве собственности или пользования не имеет. Ее сыновья ФИО3 и ФИО4 работают в Еланской КЭЧ, ФИО3 - с ДД.ММ.ГГГГ года, на должности электромонтеров по ремонту и обслуживанию электрооборудования, в настоящее время - в АО «ГУ ЖКХ» на той же должности по договору от ДД.ММ.ГГГГ №, ФИО4 работает в Еланской КЭЧ с ДД.ММ.ГГГГ на должности электромонтера по ремонту и обслуживанию электрооборудования. В настоящее время с ФИО4 заключен трудовой договор с АО «ГУ ЖКХ» от ДД.ММ.ГГГГ. Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р АО «ГУ ЖКХ» определено в качестве единственного исполнителя государственных контрактов на поставку и передачу тепловой энергии, оказания ФИО5 водоснабжения и водоотведения, обслуживания казарменно - жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры для нужд Министерства обороны РФ, при этом ее условия труда не изменились: осталось прежнее место работы, условия работы, она подчиняется прежним правилам внутреннего распорядка. Поскольку трудовые отношения с Министерством обороны не прекращены, связь семьи нанимателя служебного жилого помещения с Министерством обороны не утрачена, оснований для ее выселения и членов семьи не имеется, просит в удовлетворении иска отказать.
Ответчик ФИО3 в судебном заседании исковые требования не признал, письменный отзыв на иск поддержал. Полагает, что, работая в АО «ГУ ЖКХ», трудовые отношения с Министерством обороны не утратил. Просит в удовлетворении иска отказать.
Ответчик ФИО4 в судебное заседание не явился, о причинах неявки суд не уведомил, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом.
Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации в судебное заседание не явились, в письменном отзыве на иск представитель третьего лица ФИО12 по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ, просит рассмотреть дело без своего участия, исковые требования поддержал, указав, что ФИО2 и членам ее семьи на период трудовой деятельности в Еланской КЭЧ района предоставлено служебное жилое помещение на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ. На сегодняшний день ФИО2 и члены ее семьи не состоят в трудовых отношениях с Министерством обороны РФ. Законных оснований проживания ответчиков в жилом помещении не имеется. ФИО2 и члены ее семьи к указанным в ч. 2 ст.103 ЖК РФ категориям граждан не относятся, выселение является обоснованным. Просят иск удовлетворить в полном объеме.
Третье лицо на стороне истца, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора, ФГКУ «Приволжско-Уральское Территориальное управление имущественных отношений» Минобороны России Российской Федерации в судебное заседание не явились, в письменном отзыве представитель ФИО13 по доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, просит рассмотреть дело без своего участия, указав, что уведомлением об освобождении жилого помещения МО РФ ответчики были уведомлены о необходимости освобождения спорного жилого помещения. Ответчики не относятся к категории лиц, которые обеспечиваются служебными жилыми помещениями в соответствии со ст. 15 ФЗ от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ «О статусе военнослужащих», В связи с прекращением правоотношений, являвшихся основанием для вселения в жилое помещение, ответчики утратили право проживания в указанном жилом помещении. Просит иск удовлетворить.
Судом определено рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего исковые требования не подлежащими удовлетворению, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Право на жилище относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 40 Конституции Российской Федерации. При этом никто не может быть произвольно лишен жилища.
В соответствии с частью 3 статьи 55 Конституции Российской Федерации права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным законом только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.
В этой связи основания и порядок выселения граждан из жилого помещения должны определяться федеральным законом и только на их основании суд может лишить гражданина права на жилище.
В силу п. 4 ст. 3 Жилищного кодекса Российской Федерации (далее - ЖК РФ) никто не может быть выселен из жилища или ограничен в праве пользования жилищем, в том числе в праве получения коммунальных ФИО5, иначе как по основаниям и в порядке, которые предусмотрены настоящим Кодексом, другими федеральными законами.
В соответствии с ч. 1 ст. 92 ЖК РФ к жилым помещениям специализированного жилищного фонда относятся служебные жилые помещения, которые в силу ст. 93 ЖК РФ предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органами государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием.
Согласно статьи 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным или муниципальным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Статьей 99 ЖК РФ предусмотрено, что специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений, за исключением жилых помещений для социальной защиты отдельных категорий граждан, которые предоставляются по договорам безвозмездного пользования (ч. 1).
Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ч. 2 ст. 99 ЖК РФ).
В силу части 1 статьи 100 ЖК РФ по договору найма специализированного жилого помещения одна сторона - собственник специализированного жилого помещения (действующий от его имени уполномоченный орган государственной власти или уполномоченный орган местного самоуправления) или уполномоченное им лицо (наймодатель) обязуется передать другой стороне - гражданину (нанимателю) данное жилое помещение за плату во владение и пользование для временного проживания в нем.
Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (ч. 2 ст. 100 ЖК РФ).
Согласно статьи 100 ЖК РФ к пользованию специализированными жилыми помещениями по договорам найма таких жилых помещений применяются правила, предусмотренные статьей 65, частями 3 и 4статьи 67 и статьей 69 настоящего Кодекса, за исключением пользования служебными жилыми помещениями, к пользованию которыми по договорам найма таких помещений применяются правила, предусмотренные частями 2 - 4 статьи 31, статьей 65 и частями 3 и 4статьи 67 настоящего Кодекса, если иное не установлено другими федеральными законами (часть 5). В договоре найма специализированного жилого помещения указываются члены семьи нанимателя (часть 6).
В судебном заседании установлено, что спорное жилое помещение представляет собой двухкомнатную квартиру, общей площадью <данные изъяты> кв.м, расположенную по адресу: <адрес>, <адрес>.
Указанное жилое помещение на основании ордера № от ДД.ММ.ГГГГ Еланской КЭЧ района ПурВО предоставлено ФИО2 и членам ее семьи - сыну ФИО8, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, сыну ФИО9, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, на праве пользования на период действия трудовых отношений с Еланской КЭЧ (л.д.12).
В соответствии с Постановлением главы муниципального образования «<адрес>» от ДД.ММ.ГГГГ №, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес> <адрес>, включено в число служебных жилых помещений - л.д. 13. Данное полномочие осуществлено в соответствии со ст. 101 ЖК РСФСР, действовавшего на момент принятия данного решения, то есть в соответствии с законом. Данное постановление никем не оспорено, незаконным не признано и действует на момент рассмотрения дела судом.
Жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес>, <адрес>, относится к государственной собственности, закреплено за Министерством обороны Российской Федерации, находилось на балансе ФГКЭУ «Еланская КЭЧ района».
Согласно приказа Министра обороны Российской Федерации № от ДД.ММ.ГГГГ ФГКЭУ «Еланская КЭЧ района» была присоединена к ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации (при реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны Российской Федерации в форме присоединения).
Таким образом, жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> <адрес>, в настоящее время, находится в оперативном управлении ФГКУ «Приволжско-Уральское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны Российской Федерации.
Законодательством Российской Федерации установлено, что служебные жилые помещения могут предоставляться лишь четко определенным категориям военнослужащих, указанным в п. 1 ст. 15 Федерального закона «О статусе военнослужащих» от ДД.ММ.ГГГГ № 76-ФЗ.
Согласно сведениям поквартирной карточки на л.д. 15, на момент предъявления иска в спорном жилом помещении зарегистрированы ФИО2, ФИО3, ФИО4
Согласно копии выписки по лицевому счету от ДД.ММ.ГГГГ, лицевой счет открыт на имя ФИО2, количество прописанных 3 - л.д. 14.
Уведомлением ФГКУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ (л.д.22) ФИО2 извещена об утрате законных оснований проживания в служебном жилом помещении Министерства обороны РФ, а также о необходимости освободить спорное жилое помещение вместе с совместно проживающими с ней лицами в двухнедельный срок со дня получения уведомления. Требование о сдаче служебного жилого помещения ответчики не выполнили.
Частью 1 статьи 103 ЖК РФ предусмотрено, что в случаях расторжения или прекращения договоров найма специализированных жилых помещений граждане должны освободить жилые помещения, которые они занимали по данным договорам. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений, за исключением случаев, предусмотренных частью 2 статьи 102 настоящего Кодекса и частью 2 настоящей статьи.
В силу ч. 3 ст. 104 ЖК РФ, договор найма служебного жилого помещения заключается на период трудовых отношений, прохождения службы либо нахождения на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности. Прекращение трудовых отношений либо пребывания на государственной должности Российской Федерации, государственной должности субъекта Российской Федерации или на выборной должности, а также увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения.
Из трудовой книжки ФИО2 усматривается, что ФИО2 ДД.ММ.ГГГГ была принята на работу в домоуправление при Еланской КЭЧ на должность дворника, ДД.ММ.ГГГГ переведена на должность <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ на основании Распоряжения Правительства от ДД.ММ.ГГГГ N982-P Еланская КЭЧ была переименована в ФГКЭУ «Еланская КЭЧ района». ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 уволена из ФГКЭУ «Еланская КЭЧ района» в связи с сокращением численности работников организации. ДД.ММ.ГГГГ принята в группу ремонта РЭУ № филиала «Тюменский «ОАО «Славянка» на должность <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ уволена в связи с сокращением численности работников организации - л.д. 16-19.
Согласно представленным копиям трудовых книжек, трудовым договорам и справкам, с ДД.ММ.ГГГГ по настоящее время ФИО2 по договору от ДД.ММ.ГГГГ № работает <данные изъяты> в АО «ГУ ЖКХ», ФИО3 работает в АО «ГУ ЖКХ» электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования АРГ по договору от ДД.ММ.ГГГГ №. ФИО4 работает в АО «ГУ ЖКХ» электромонтером по ремонту и обслуживанию электрооборудования группы КЖФ по договору от ДД.ММ.ГГГГ №.
АО «ГУ ЖКХ» определено Распоряжением Правительства РФ от ДД.ММ.ГГГГ №-р в качестве исполнителя государственных контрактов на поставку и передачу тепловой энергии, оказания ФИО5 водоснабжения и водоотведения, обслуживания казарменно - жилищного фонда и объектов коммунальной инфраструктуры для нужд Министерства обороны РФ.
Из справки <данные изъяты> отдела БТИ от ДД.ММ.ГГГГ следует, что ответчики ФИО2, ФИО3, ФИО4 жилых помещений на праве собственности не имеют.
Согласно справке ООО «ГУЖФ» обособленное подразделение «Екатеринбургский» от ДД.ММ.ГГГГ №, задолженность по коммунальным платежам за спорное жилое помещение отсутствует.
На основании Постановления главы Администрации МО «<данные изъяты> сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ ФИО2 признана нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Согласно пункту 20 Приказа Министра обороны РФ от ДД.ММ.ГГГГ N 80 "О порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации" (действовавшего до ДД.ММ.ГГГГ), работники из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, непосредственно связанные с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений, обеспечиваются служебными жилыми помещениями. На эти цели выделяется 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны.
Указанные лица, прекратившие трудовые отношения с воинской частью, предоставившей им служебное жилое помещение, подлежат выселению со всеми проживающими с ними лицами без предоставления другого жилого помещения. Без предоставления другого жилого помещения не могут быть выселены граждане в случаях, установленных законодательством Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что спорное жилое помещение отнесено к разряду служебных.
Судом установлено, что вселение ФИО2 и членом ее семьи в спорное жилое помещение не было самовольным, служебное жилое помещение было предоставлено ФИО2 как работнику Еланской КЭЧ Министерства обороны Российской Федерации.
Учитывая, что ФИО2 продолжает работать в организации, занимающейся обслуживанием и содержанием жилищного фонда, отнесенного к ведению Министерства обороны Российской Федерации, состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий на основании Постановления главы Администрации МО «<данные изъяты> сельское поселение» № от ДД.ММ.ГГГГ, суд приходит к выводу об отсутствии в данном споре правовых оснований для прекращения права пользования жилым помещением и для выселения ответчиков.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Министерства обороны Российской Федерации к ФИО2, ФИО3, ФИО4 о прекращении права пользования жилым помещением, выселении из служебного жилого помещения, обязании сдать в установленном порядке жилое помещение отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Свердловский областной суд через Камышловский районный суд в течение месяца со дня его изготовления в окончательной форме.
Судья Афанасьева Л.А.