Дело 2-263, 264/2015
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
г. Лахденпохья Республика Карелия 11 августа 2015 года
Лахденпохский районный суд Республики Карелия в составе судьи Жданкиной И.В., при секретаре Рыбаковой О.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по искам Леленене Тамары Сергеевны и Ольховской Веры Валентиновны к Администрации Лахденпохского городского поселения о предоставлении жилого помещения по договору социального найма,
у с т а н о в и л:
Леленене Т.С. и Ольховская В.В. обратились в суд с аналогичными исками к администрации Лахденпохского городского поселения (далее – АЛГП) о предоставлении жилого помещения по договору социального найма.
Определением суда от 06.07.2015 года вышеуказанные иски объединены в одно производство.
Иск Леленене Т.С. мотивирован тем, что истец зарегистрирована и проживает по договору социального найма в жилом помещении, расположенном по адресу: хх.хх.хх. Ранее истец проживала в муниципальной квартире, расположенной по адресу: хх.хх.хх, хх.хх.хх хх.хх.хх, общей площадью хх.хх.хх кв.м. Заключением межведомственной комиссии АЛГП хх.хх.хх от хх.хх.хх указанный дом признан непригодным для проживания. Постановлением АЛГП хх.хх.хх от хх.хх.хх истец поставлена в льготную очередь по расселению из ветхого жилья. Постановлением АЛГП № хх.хх.хх хх.хх.хх года, хх.хх.хх хх.хх.хх хх.хх.хх признан аварийным и подлежащим сносу. хх.хх.хх между АЛГП и истцом был подписан акт о передаче истцу благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: хх.хх.хх, общей площадью хх.хх.хх кв.м. В квартире отсутствует кухня, проблемы с канализацией. Истец полагает, что АЛГП ущемляет ее права, поскольку предоставила жилое помещение неравнозначное по общей площади, ранее занимаемому жилому помещению. Ссылаясь на нормы жилищного законодательства, в исковом заявлении просила обязать администрацию Лахденпохского городского поселения предоставить благоустроенную квартиру, общей площадью хх.хх.хх кв.м., в хх.хх.хх хх.хх.хх в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
Иск Ольховской В.В. мотивирован тем, что истец по договору социального найма проживает по адресу: хх.хх.хх, квартира состоит из трех комнат, общей площадью хх.хх.хх кв.м, в том числе жилой хх.хх.хх кв.м. Решением жилищной комиссии при АЛГП от хх.хх.хх истец поставлена в льготную очередь граждан, подлежащих расселению из ветхого жилого фонда. Постановлением АЛГП хх.хх.хх от хх.хх.хх года, дом в котором проживает истец, был признан непригодным для проживания. В рамках рассмотрения гражданского дела по иску прокурора Лахденпохского района в защиту интересов Несиных, проживающих в хх.хх.хх по соседству с истцом к АЛГП, было установлено, что межведомственной комиссией АЛГП, дом истца признан аварийным и подлежащим сносу. хх.хх.хх между истцом и АЛГП был подписан акт о передаче истцу благоустроенного жилого помещения, расположенного по адресу: хх.хх.хх, общей площадью хх.хх.хх кв.м. В квартире отсутствует кухня, проблемы с канализацией. По мнению истца. АЛГП ущемляет ее права, поскольку предоставила жилое помещение неравнозначное по общей площади ранее занимаемому жилому помещению. Ссылаясь на нормы жилищного законодательства, в исковом заявлении просила обязать администрацию Лахденпохского городского поселения предоставить благоустроенную квартиру, общей площадью хх.хх.хх кв.м., в хх.хх.хх хх.хх.хх в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании истцы и представитель истцов, по устному ходатайству, Яружин Ю.Э. исковые требования поддержали по изложенным в исках основаниям.
Представитель истцов, Яружин Ю.Э. уточнил в судебном заседании, что требование о запрете АЛГП применять меры по выселению истцов из занимаемых ими жилых помещений не является самостоятельным требованием, истцы указанное требование не поддерживают. Также пояснил, что при предоставлении истцам жилых помещений в связи с расселением из аварийного жилого фонда, ответчиком были нарушены права истцов, так как жилые помещения по общей площади не соответствовали ранее занимаемым жилым помещениям. АЛГП не разъяснила истцам, что они имеют право на равнозначную площадь. Акты приема-передачи жилых помещений это только факт передачи жилых помещений, но не согласие истцов на такие жилые помещения.
Истец Леленене Т.С. пояснила, что ранее она проживала по адресу: хх.хх.хх, пер. Мелиоративный, а не пер. Мельничный, в иске допущена ошибка. Квартира была предоставлена на состав семьи из четырех человек, площадью хх.хх.хх кв.м, она являлась нанимателем. Дом был признан аварийным. С решением жилищной комиссии о предоставлении жилого помещения, она согласилась, так как ее прежнее жилье было в ужасном состоянии. С хх.хх.хх зарегистрирована и проживает по адресу: хх.хх.хх. Договор социального найма с ней заключен. Вместе с тем, ответчик в 2014 году должен был предоставить ей равнозначную жилую площадь, а не меньшую.
Истец Ольховская В.В. пояснила, что она являлась нанимателем аварийного жилого помещения по адресу: хх.хх.хх. В квартире была зарегистрирована одна. Ранее указанное жилое помещение было предоставлено ей на состав семьи из 6 человек. В предоставленное жилое помещение, расположенное по адресу: хх.хх.хх, хх.хх.хх 17.12.2014 года попыталась вселиться, и проживала там по май 2015 года. Согласилась на указанное жилье из-за плохого состояния здоровья. В квартире прожила 5 месяцев, оплачивала коммунальные услуги. Договор социального найма не заключен. Из предоставленной квартиры выехала, так как помещение очень маленькое, и она в нем задыхается.
Представитель ответчика АЛГП – Трояновская О.Н., действующая на основании доверенности, иск не признала, пояснила, что квартиры истцов действительно были признаны аварийными, но их дома не подпадали под программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда. Жилой дом № хх.хх.хх был построен для предоставления квартир гражданам, чьи жилые помещения были признаны аварийными в 2006 году. Истцам были предложены квартиры, как стоящим в льготной очереди на улучшение жилищных условий по договорам социального найма, из расчета 12 кв.м на человека. Акты приема-передачи жилого помещения, истцы подписывали добровольно, никто их не принуждал. Она лично ездила с гражданами и передавала им квартиры. Оснований для предоставления истцам других жилых помещений нет, они не являются нуждающимися в улучшении жилищных условий.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В судебном заседании установлено, что на основании постановления мэрии Лахденпохского района хх.хх.хх от хх.хх.хх Леленене Т.С. поставлена в общую очередь на улучшение жилищных условий (л.д. 42).
Постановлением администрации Лахденпохского городского поселения хх.хх.хх от хх.хх.хх квартира № хх.хх.хх жилого дома № хх.хх.хх признана непригодной для проживания, Ольховская В.В. поставлена в льготную очередь на получение жилого помещения по договору социального найма (л.д. 51-54).
Решением жилищной комиссии при администрации Лахденпохского городского поселения от хх.хх.хх Леленене Т.С. и Ольховской В.В. предоставлены жилые помещения на состав семьи 1 человек (л.д. 34).
Согласно протоколу жилищной комиссии при Администрации Лахденпохского городского поселения от 26.02.2014 года были рассмотрены учетные дела граждан, проживающих и зарегистрированных в аварийном жилом фонде, признанным аварийным в 2006 году. В соответствии с соглашением от 20.04.2012 года о направлении в 2012 году в бюджет Лахденпохского городского поселения субсидий на долевое финансирование Региональной адресной программы Республики Карелия по расселению граждан из аварийного жилищного фонда с учетом необходимости развития малоэтажного жилищного строительства на 2012 года, в соответствии с дополнительным соглашением от 29.03.2012 года к договору от 17.08.2010 года между Фондом содействия реформирования жилищно-коммунального хозяйства и Главой Республики Карелия в г. Лахденпохья построен жилой дом № хх.хх.хх на 17 квартир. При формировании программы в домах по адресам: Заводская, д. 8, Заозерная, д. 2 и пер. Мельничный д. 8 были учтены к расселению все квартиры согласно их площади. Кроме того имеются многоквартирные дома, признанные в установленном порядке аварийными, которые должны были войти в следующую Региональную адресную программу, поэтому имеется предложение рассмотреть учетные дела и этих граждан. Комиссией принято решение о предоставлении жилых помещений, в том числе Леленене Т.С. и Ольховской В.В. (л.д. 34).
Постановлением администрации Лахденпохского городского поселения № хх.хх.хх от хх.хх.хх Леленене Т.С. по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу: хх.хх.хх (л.д. 30).
Постановлением администрации Лахденпохского городского поселения №хх.хх.хх от хх.хх.хх Ольховской В.В. по договору социального найма предоставлено благоустроенное жилое помещение, расположенное по адресу: хх.хх.хх (л.д. 46).
Согласно акту приема-передачи жилого помещения от хх.хх.хх Леленене Т.С. передано жилое помещение по адресу: хх.хх.хх (л.д.7). Согласно акту приема-передачи жилого помещения от хх.хх.хх Ольховской В.В. передано жилое помещение по адресу: хх.хх.хх (л.д.17).
По сведениям ТП УФМС РФ по РК в Лахденпохском районе Леленене Т.С. с хх.хх.хх по хх.хх.хх была зарегистрирована по адресу: хх.хх.хх, хх.хх.хх, хх.хх.хх, с хх.хх.хх по настоящее время зарегистрирована по адресу: РК, хх.хх.хх. Ольховская В.В. с хх.хх.хх по настоящее время зарегистрирована по адресу: хх.хх.хх хх.хх.хх (л.д.70-71).
В судебном заседании также установлено, что жилые помещения истцов, которые ранее были признаны аварийными, в Региональную адресную программу Республики Карелия не включались.
В силу ч.ч. 1 и 2 ст. 49 Жилищного Кодекса Российской Федерации по договору социального найма предоставляется жилое помещение государственного или муниципального жилищного фонда. Малоимущим гражданам, признанным по установленным настоящим Кодексом основаниям нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, жилые помещения муниципального жилищного фонда по договорам социального найма предоставляются в установленном настоящим Кодексом порядке. Малоимущими гражданами в целях настоящего Кодекса являются граждане, если они признаны таковыми органом местного самоуправления в порядке, установленном законом соответствующего субъекта Российской Федерации, с учетом дохода, приходящегося на каждого члена семьи, и стоимости имущества, находящегося в собственности членов семьи и подлежащего налогообложению.
В соответствии с положениями ч. 1 ст. 51 ЖК РФ гражданами, нуждающимися в жилых помещениях, предоставляемых по договорам социального найма, признаются (далее - нуждающиеся в жилых помещениях): 1) не являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения; 2) являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования либо собственниками жилых помещений или членами семьи собственника жилого помещения и обеспеченные общей площадью жилого помещения на одного члена семьи менее учетной нормы; 3) проживающие в помещении, не отвечающем установленным для жилых помещений требованиям; являющиеся нанимателями жилых помещений по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования, членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или собственниками жилых помещений, членами семьи собственника жилого помещения, проживающими в квартире, занятой несколькими семьями, если в составе семьи имеется больной, страдающий тяжелой формой хронического заболевания, при которой совместное проживание с ним в одной квартире невозможно, и не имеющими иного жилого помещения, занимаемого по договору социального найма, договору найма жилого помещения жилищного фонда социального использования или принадлежащего на праве собственности. Перечень соответствующих заболеваний устанавливается уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
В силу ч. 2 той же статьи при наличии у гражданина и (или) членов его семьи нескольких жилых помещений, занимаемых по договорам социального найма, договорам найма жилых помещений жилищного фонда социального использования и (или) принадлежащих им на праве собственности, определение уровня обеспеченности общей площадью жилого помещения осуществляется исходя из суммарной общей площади всех указанных жилых помещений.
В соответствии с ч. 1 ст. 57 ЖК РФ жилые помещения предоставляются гражданам, состоящим на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях, в порядке очередности исходя из времени принятия таких граждан на учет, за исключением установленных частью 2 настоящей статьи случаев.
В соответствии с ч. 2 той же статьи вне очереди жилые помещения по договорам социального найма предоставляются: 1) гражданам, жилые помещения которых признаны в установленном порядке непригодными для проживания и ремонту или реконструкции не подлежат; 2) гражданам, страдающим тяжелыми формами хронических заболеваний, указанных в предусмотренном пунктом 4 части 1 статьи 51 настоящего Кодекса перечне.
В соответствии с ч. 1 ст. 89 ЖК РФ предоставляемое гражданам в связи с выселением по основаниям, которые предусмотрены статьями 86 - 88 настоящего Кодекса, другое жилое помещение по договору социального найма должно быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта, равнозначным по общей площади ранее занимаемому жилому помещению, отвечать установленным требованиям и находиться в границах данного населенного пункта. В случаях, предусмотренных федеральным законом, такое предоставляемое жилое помещение с согласия в письменной форме граждан может находиться в границах другого населенного пункта субъекта Российской Федерации, на территории которого расположено ранее занимаемое жилое помещение. В случаях, предусмотренных федеральным законом, гражданам, которые состоят на учете в качестве нуждающихся в жилых помещениях или имеют право состоять на данном учете, жилые помещения предоставляются по нормам предоставления.
Анализ представленных доказательств позволяет суду прийти к следующим выводам.
В настоящее время в пользовании каждого из истцов находятся благоустроенные жилые помещения, которые более года назад были приняты ими по акту приема-передачи.
У Леленене Т.С. в пользовании находится жилое помещение по адресу: хх.хх.хх, общей площадью хх.хх.хх кв.м, у Ольховской В.В. - по адресу: хх.хх.хх, общей площадью хх.хх.хх кв.м.
Материалы дела свидетельствуют, что жилые помещения, находящиеся в пользовании истцов, по общей площади соответствуют норме предоставления жилых помещений (12 кв.м. на человека), установленной в Лахденпохском городском поселении.
Решение жилищной комиссии от 26.02.2014 года, а также постановления АЛГП о предоставлении истцам указанных жилых помещений, в судебном заседании не оспаривались.
Жилые помещения, вопреки доводам, изложенным в судебном заседании, приняты истцами в добровольном порядке, о чем свидетельствуют акты приема-передачи жилых помещений с личными подписями истцов. С истцом Леленене Т.С., с ее слов, заключен договор социального найма, и истец проживает в предоставленном ей жилом помещении. С истцом Ольховской В.В. до настоящего времени договор социального найма не заключен, вместе с тем, истец вселилась в указанное помещение, проживала в нем более 5 месяцев, оплачивала коммунальные услуги.
Несоответствие предоставленных истцам жилых помещений требованиям, предъявляемым законом к жилым помещениям, основанием заявленных требований не являлось.
Кроме того, как указано выше, жилые помещения были предоставлены истцам по достигнутой с АЛГП договоренности, а не в связи с выселением из жилых помещений. Достигнутое между истцами и АЛГП соглашение о предоставлении им конкретных жилых помещений, не противоречит нормам действующего законодательства. Меры по расторжению в отношении себя договоров социального найма и возвращения собственнику жилых помещений, истцами не принимались.
Довод представителя истцов о том, что жилой дом, в котором истцам были предоставлены жилые помещения, построен в рамках Региональной адресной программы Республики Карелия по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, не может быть принят во внимание, поскольку материалы дела и объяснения представителя ответчика свидетельствуют, что аварийные жилые помещения истцов в указанную программу не включались, а истцам были представлены жилые помещения вне указанной программы, по согласованию с истцами, поскольку после расселения граждан в рамках указанной программы, остались свободные жилые помещения.
При изложенных обстоятельствах, учитывая нахождение в пользовании истцов благоустроенных жилых помещений, соответствующих норме предоставления жилых помещений, у суда не имеется оснований для удовлетворения исковых требований о предоставлении истцам вне очереди жилых помещений большей площади.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-198 ГПК РФ, суд
р е ш и л:
Исковые требования Леленене Тамары Сергеевны и Ольховской Веры Валентиновны оставить без удовлетворения.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд Республики Карелия через Лахденпохский районный Республики Карелия суд в течение одного месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Мотивированное решение суда составлено 17.08.2015 года.
Судья И.В.Жданкина