63RS0039-01-2020-005590-24
РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
10 февраля 2021 года г. Самара
Ленинский районный суд г. Самары в составе:
председательствующего судьи Ивановой А.И.
при секретаре Ахметовой Л.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело №2а-385/2021 (2а-4439/2020) по административному исковому заявлению Нефодиной Натальи Павловны, Тершукова Анатолия Ивановича, Тершуковой Ольги Анатольевны к Администрации г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконными актов органов местного самоуправления, устранении допущенных нарушений,
установил:
Административные истцы обратились в суд с административным исковым заявлением к Администрации г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самара, Галинскому А.Н. об оспаривании решений (актов) органов местного самоуправления.
В обоснование заявления указано, что Нефодина Н.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером №:504 площадью 500 кв.м по адресу: <адрес>, дом 17 и расположенного на данном земельном участке жилого дома 1978 года постройки. Тершуков А.И. и Тершукова О.А. являются собственниками земельного участка с кадастровым номером №:550 площадью 500 кв.м по адресу: <адрес>, дом 19 и расположенного на нем объекта индивидуального жилищного строительства. Галинский А.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером №:618 площадью 626 кв.м, расположенного по адресу: г<адрес>, 17А. Земельный участок Нефодиной Н.П. является смежным слева от участка Галинского А.Н., земельный участок Тершуковых - смежным справа.
Пунктом 11 Постановления Администрации г.о. Самара от 29.10.2015 № 1203 Галинскому А.Н. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (минимальная ширина бокового двора - 1 м). Распоряжением Департамента строительства и архитектуры г.о.Самара от 11.03.2015 № РД-337 утвержден градостроительный план земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 17А. На основании градостроительства плана Галинскому А.Н. выдано разрешение на строительство от 30.12.2015 №RU63301000-167.
Указанные акты административные истцы считают незаконными. На их основании Галинский А.Н. ведет строительство жилого дома без соблюдения необходимых противопожарных расстояний между домом Нефодиной Н.П. с одной стороны и домом Тершуковых с другой. Согласие на возведение Галинским А.Н. дома без противопожарного расстояния административные истцы не давали, при этом они не имели возможности выразить свое мнение по вопросу предоставления Галинскому А.Н. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, поскольку о проведении публичных слушаний не были уведомлены. Кроме этого, получая градостроительный план земельного участка, Галинский А.Н. скрыл от Департамента, что кадастровые границы его земельного участка не соответствуют фактическим, что в сведениях ЕГРН о его земельном участке содержится реестровая ошибка, не принял меры к ее исправлению. Наличие реестровой ошибки установлено решением Куйбышевского районного суда г.Самары от 02.10.2020 по гражданскому делу №2-1066/2020. Градостроительный план земельного участка Галинского А.Н. изготовлен на основании сведений ЕГРН, содержащих реестровую ошибку в части его смежных границ с участками административных истцов, следовательно, содержит недостоверные сведения о координатах характерных точек границ земельного участка Галинского А.Н., в связи с чем подлежит отмене. Поскольку разрешение на строительство от 30.12.2015 №RU63301000-167 содержит сведения о недостоверном градостроительном плане земельного участка, оно также подлежит отмене.
Об указанных актах административным истцам стало известно только 02.10.2020 в ходе рассмотрения Куйбышевским районным судом г.Самары дела №2-1066/2020.
Ссылаясь на изложенное, просят признать незаконными:
пункт 11 Постановления Администрации городского округа Самара от 29.10.2015 № 1203 «О предоставлении разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов» о предоставлении Галинскому А.Н. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объекта капитального строительства, расположенного по адресу: <адрес>, 17 А <адрес>, для строительства отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на 1 семью 1-3 этажа (минимальная ширина бокового двора — 1 м);
разрешение на строительство от 30.12.2015 №RU63301000-167, выданное Галинскому А.Н. на основании градостроительного плана земельного участка №RU63301000-2481 от 11.03.2015;
распоряжение Департамента строительства и архитектуры городского округа Самара 11.03.2015 № РД-337 «Об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес> 17А»;
обязать административных ответчиков устранить допущенные нарушения прав и законных интересов административных истцов путем отмены указанных решений (актов) органов местного самоуправления.
В ходе рассмотрения дела с согласия представителя административного истца Галинский А.Н. исключен из числа административных ответчиков и привлечен к участию в деле в качестве заинтересованного лица.
В судебном заседании административный истец Нефодина А.Н., представитель административных истцов по доверенностям – Коган И.Г. требования поддержали, просили удовлетворить.
Представитель Администрации г.о. Самара и Департамента градостроительства г.о. Самара – Арчхоев А.С. иск не признал по основаниям, изложенным в письменных отзывах.
Представители заинтересованного лица Галинского А.Н. - Гроза А.Н. (по доверенности), Лапушкина А.Н. (по устному ходатайству) возражали против заявленных требований по основаниям, изложенным в письменном отзыве.
Заслушав пояснения участников процесса, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС РФ следует, что решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными возможно при установлении судом совокупности таких условий, как несоответствие этих действий, решений нормативным правовым актам и нарушение ими прав, свобод и законных интересов административного истца.
Из материалов дела следует, что Нефодина Н.П. является собственником земельного участка с кадастровым номером №:504 площадью 500 кв.м по адресу: <адрес>, дом 17 и расположенного на данном земельном участке жилого дома (л.д.23, 25).
Тершуков А.И. и Тершукова О.А. являются собственниками (по ? доле каждый) земельного участка с кадастровым номером №:550 площадью 500 кв.м по адресу: <адрес>, дом 19 и расположенного на нем объекта индивидуального жилищного строительства (л.д. 26, 27).
Галинский А.Н. является собственником земельного участка с кадастровым номером №:618 площадью 626 кв.м, расположенного по адресу: <адрес>, 17А (л.д. 22).
Земельный участок Галинского А.Н. является смежным по отношению к земельным участкам административных истцов, расположен между ними (л.д.65).
Решением Куйбышевского районного суда г.Самары от 02.10.2020, оставленным без изменения апелляционным определением Самарского областного суда от 24.12.2020, по гражданскому делу №2-1066/2020 по иску Нефодиной Н.П. к Галинскому А.Н. об исправлении реестровой ошибки, установлен факт реестровой ошибки при определении координат характерных точек границы земельного участка с кадастровым номером №:504, являющейся смежной с земельным участком с кадастровым номером №:618 (л.д.28-35).
19.03.2015 Галинский А.Н. обратился в Комиссию по застройке и землепользованию при Главе г.о.Самара с заявлением о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства земельного участка с кадастровым номером №:618, расположенного по адресу: <адрес>, 17 А <адрес>, для строительства отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на 1 семью 1-3 этажа (минимальная ширина бокового двора — 1 м) (л.д. 74).
06.08.2015 состоялись публичные слушания по вопросу предоставления Галинскому А.Н. разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, по результатам которых поддержано отклонение от предельных параметров разрешенного строительства для размещения отдельно стоящего жилого дома коттеджного типа на 1 семью 1-3 этажа (минимальная ширина бокового двора - 1 м) (л.д. 85-89).
28.08.2015 на заседании Комиссии по застройке и землепользованию при Главе г.о.Самара по результатам рассмотрения заявления Галинского А.Н. с учетом итогов публичных слушаний принято решение рекомендовать Главе г.о.Самара предоставить разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства ( л.д.75-78).
Постановлением Администрации г.о. Самара от 29.10.2015 №1203 (пункт 11) Галинскому А.Н. предоставлено разрешение на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства (минимальная ширина бокового двора - 1 м) (л.д.70-73).
Статьей 40 Градостроительного кодекса РФ (здесь и далее в редакции, действовавшей не момент возникновения спорных правоотношений) установлено, что правообладатели земельных участков, размеры которых меньше установленных градостроительным регламентом минимальных размеров земельных участков либо конфигурация, инженерно-геологические или иные характеристики которых неблагоприятны для застройки, вправе обратиться за разрешениями на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства (ч. 1).
Отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства разрешается для отдельного земельного участка при соблюдении требований технических регламентов (ч. 2).
Вопрос о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции объектов капитального строительства подлежит обсуждению на публичных слушаниях, проводимых в порядке, определенном уставом муниципального образования и (или) нормативными правовыми актами представительного органа муниципального образования с учетом положений, предусмотренных статьей 39 настоящего Кодекса (ч. 5).
В соответствии с ч. ч. 3, 4 ст. 39 Градостроительного кодекса РФ в целях соблюдения права человека на благоприятные условия жизнедеятельности, прав и законных интересов правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства публичные слушания по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования проводятся с участием граждан, проживающих в пределах территориальной зоны, в границах которой расположен земельный участок или объект капитального строительства, применительно к которым запрашивается разрешение. В случае, если условно разрешенный вид использования земельного участка или объекта капитального строительства может оказать негативное воздействие на окружающую среду, публичные слушания проводятся с участием правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, подверженных риску такого негативного воздействия.
Комиссия направляет сообщения о проведении публичных слушаний по вопросу предоставления разрешения на условно разрешенный вид использования правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, правообладателям объектов капитального строительства, расположенных на земельных участках, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается данное разрешение, и правообладателям помещений, являющихся частью объекта капитального строительства, применительно к которому запрашивается данное разрешение. Указанные сообщения направляются не позднее чем через десять дней со дня поступления заявления заинтересованного лица о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования.
Порядок проведения публичных слушаний в г.о. Самара регламентирован Постановлением Самарской Городской Думы от 27.10.2005 N176 "Об утверждении Положения "О публичных слушаниях в городском округе Самара".
Пунктом 2.6 указанного Положения определено, что решение о назначении публичных слушаний, а также проект муниципального правового акта подлежит официальному опубликованию (обнародованию) в средствах массовой информации городского округа Самара в течение 10 дней со дня принятия решения о назначении публичных слушаний.
Из протокола публичных слушаний от 06.08.2015 следует, что информирование населения о проведении публичных слушаний было обеспечено опубликованием в газете «Самарская Газета» от 16.07.2015 №80а (5496а) постановления Администрации г.о.Самара от 14.07.2015 №730 «О проведении в городском округе Самара публичных слушаний по вопросу предоставления разрешений на условно разрешенный вид использования земельных участков или объектов капитального строительства, на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства объектов капитального строительства» с графиком проведения публичных слушаний, с указанием места и времени их проведения; размещением указанного постановления в сети Интернет на официальном сайте Администрации г.о. Самара. Демонстрационный материал по рассматриваемым вопросам был размещен в Администрациях Куйбышевского и Октябрьского районов г.о. Самара и в блоге руководителя Департамента Рубакова С.Б.
Таким образом, установленный порядок извещения заинтересованных лиц о проведении публичных слушаний посредством размещения сведений в средствах массовой информации органом местного самоуправления соблюден, возможность заинтересованным лицам реализовать право на участие в публичных слушаниях и высказывание мнения по рассматриваемому вопросу обеспечена.
Доводы истцов о том, что они не извещались о проведении публичных слушаний в соответствии с частью 4 статьи 39 Градостроительного кодекса РФ посредством направления им сообщения о проведении публичных слушаний, не являются основанием для признания постановления о предоставлении разрешения на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства незаконным, поскольку информация о проведении публичных слушаний доведена до жителей города через средства массовой информации. Положением о публичных слушаниях в городском округе Самара, утв. постановлением Самарской Городской Думы от 27.10.2005 N176, не предусмотрено направление сообщения о публичных слушаниях правообладателям земельных участков, имеющих общие границы с земельным участком, применительно к которому запрашивается разрешение.
Из материалов дела следует, что на основании заявления Галинского А.Н. от 17.02.2015 №СП-9/466 Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара принято распоряжение от 11.03.2015 № РД-337 об утверждении градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 17А (л.д. 117-123).
30.12.2015 на основании градостроительного плана земельного участка №RU63301000-2481 от 11.03.2015 Галинским А.Н. получено разрешение на строительство №RU63301000-167 (л.д. 125-126).
Порядок выдачи градостроительного плана земельного участка с 01.07.2017 регулируется положениями статьи 57.3 Градостроительного кодекса РФ, согласно части 1 которой градостроительный план земельного участка выдается в целях обеспечения субъектов градостроительной деятельности информацией, необходимой для архитектурно-строительного проектирования, строительства, реконструкции объектов капитального строительства в границах земельного участка.
Частями 1, 2 и 3 статьи 44 Градостроительного кодекса РФ в редакции, действовавшей на момент выдачи оспариваемого градостроительного плана, установлено, что подготовка градостроительных планов земельных участков осуществлялась в составе проекта межевания территории или в виде отдельного документа применительно к застроенным или предназначенным для строительства, реконструкции объектов капитального строительства (за исключением линейных объектов) земельным участкам, а также предусмотрен перечень информации, необходимой для включения в состав градостроительного плана земельного участка.
По смыслу положений статьи 44 Градостроительного кодекса РФ градостроительный план земельного участка является документом, в котором содержатся сведения о конкретном земельном участке, которые позволяют идентифицировать этот земельный участок и определить его месторасположение по отношению к другим земельным участкам, объектам капитального строительства, а также сведения, необходимые для подготовки проектной документации применительно к объектам капитального строительства, строящимся, реконструируемым в границах земельного участка. По своей правовой природе градостроительный план выполняет информационную функцию, при этом градостроительный план не устанавливает соответствующие характеристики земельного участка, а лишь воспроизводит те из них, которые определены в документах территориального планирования, правилах землепользования и застройки в отношении территории, на которой расположен земельный участок.
Следовательно, утверждение Департаментом строительства и архитектуры г.о.Самара градостроительного плана земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, 17А, не может затрагивать права и законные интересы административных истцов.
В соответствии с частью № статьи 51 Градостроительного кодекса РФ разрешение на строительство представляет собой документ, подтверждающий соответствие проектной документации требованиям градостроительного плана земельного участка или проекту планировки территории и проекту межевания территории (в случае строительства, реконструкции линейных объектов) и дающий застройщику право осуществлять строительство, реконструкцию объектов капитального строительства.
Часть 13 статьи 51 Градостроительного кодекса РФ содержит закрытый перечень причин для отказа в выдаче разрешения на строительство. Так, уполномоченный на выдачу разрешений на строительство орган исполнительной власти отказывает в выдаче разрешения на строительство при отсутствии документов, предусмотренных частями 7 и 9 статьи 51 ГрК РФ, или несоответствии представленных документов требованиям градостроительного плана земельного участка, а также требованиям, установленным в разрешении на отклонение от предельных параметров разрешенного строительства, реконструкции.
Административными истцами не приведено оснований, по которым уполномоченный орган должен был отказать в выдаче разрешения на строительство. В ходе разбирательства таких оснований судом не установлено.
Доводы о том, что градостроительный план земельного участка содержит недостоверные сведения о координатах характерных точек границ земельного участка Галинского А.Н. и потому градостроительный план и разрешение на строительство являются незаконными и подлежат отмене, являются несостоятельными. В градостроительном плане при его утверждении были отражены сведения, которые на тот момент содержались в ЕГРН. Наличие реестровой ошибки в сведениях о смежной границе земельных участков Нефодиной Н.П. и Галинского А.Н. установлено только в 2020 году. Само по себе несоответствие фактической границы земельного участка кадастровым сведениям о ней не влечет отмену градостроительного плана. Нарушения, которые по мнению административных истцов, допущены Галинским А.Н. при возведении жилого дома на земельном участке, не обусловлены утверждением градостроительного плана, который представляет собой сводную информацию о земельном участке. Самостоятельно градостроительный план не порождает правовых последствий и не является основанием для начала строительства.
Доводы административных истцов со ссылкой на экспертное заключение ООО «НПО Пожэксперт-Самара» №007-21 от 02.02.2021 о том, что строительство дома Галинского А.Н. ведется с нарушением противопожарных расстояний от существующих жилых домов, сами по себе не свидетельствуют о незаконности оспариваемых актов органов местного самоуправления. Несоблюдение противопожарных расстояний может служить основанием для сноса постройки, которая непосредственно создает угрозу жизни и здоровью граждан. Данная угроза должна быть реальной, а не абстрактной, то есть основанной не только на нарушениях при строительстве каких-либо норм и правил, но и на фактических обстоятельствах расположения строений в их взаимосвязи. Отсутствие требуемых противопожарных разрывов само по себе не свидетельствует о существующей угрозе для жизни и здоровья людей, так как строительными нормами и правилами допускается возможность уменьшения их расстояния, данное нарушение может быть устранено путем устройства противопожарных мероприятий. В своде правил СП 4.13130 "Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям" содержатся условия, при которых допускается отступление от противопожарных расстояний. Учитывая, что в настоящее время на земельном участке Галинского А.Н. возведен только фундамент строения, делать выводы о нарушении требований пожарной безопасности преждевременно.
В связи с изложенным суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания актов органов местного самоуправления незаконными исходя из того, что эти акты приняты уполномоченными органами, с соблюдением процедуры принятия, при наличии необходимых к тому оснований, соответствуют законодательству, регулирующему спорные отношения, и сами по себе права и законные интересы административных истцов не нарушают.
Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
Принимая во внимание, что об оспариваемых актах административным истцам стало известно только в ходе рассмотрения Куйбышевским районным судом г.Самары дела №2-1066/2020 по иску Нефодиной Н.П. к Галинскому А.Н. об исправлении реестровой ошибки, что подтверждается ходатайством от 02.10.2020 о приобщении данных документов к материалам дела (л.д. 14), срок обращения в суд с настоящим административным иском, поданным 04.12.2020, не пропущен.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 175, 178-180 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении административного искового заявления Нефодиной Натальи Павловны, Тершукова Анатолия Ивановича, Тершуковой Ольги Анатольевны к Администрации г.о. Самара, Департаменту градостроительства г.о. Самара о признании незаконными актов органов местного самоуправления, устранении нарушений - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в судебную коллегию по административным делам Самарского областного суда через Ленинский районный суд г. Самары в течение одного месяца со дня его принятия в окончательной форме.
Судья (подпись) А.И. Иванова
Копия верна: судья
Мотивированное решение изготовлено 25.02.2021.