Решение
Именем Российской Федерации
14 января 2019 года г. Жигулевск
Жигулевский городской суд Самарской области в составе:
председательствующего – судьи Перцевой Ю.В.,
с участием представителя административного истца - Натаревича Д.О., действующего на основании доверенности от 14.11.2018,
представителя административного ответчика- Кустовой М.Г., действующей на основании доверенности от 14.01.2019,
при секретаре Славновой Е.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-222/2019 по административному иску Морозова В. И. к администрации г.о. Жигулевск о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в восстановлении срока для включения в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, восстановлении пропущенного срока и возложении обязанности по включению в соответствующий список,
УСТАНОВИЛ:
Морозов В.И. обратился в Жигулевский городской суд с административным исковым заявлением к администрации г.о. Жигулевск, требуя:
- признать незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в восстановлении срока для включения в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, оформленный письмом № от 03.12.2018;
- восстановить Морозову В.И. срок для включения в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда;
- обязать администрацию г.о. Жигулевск включить Морозова В.И. в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В обоснование заявленных требований Морозов В.И. указал, что он обратился в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о восстановлении ему срока для включения в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в г.Жигулевске.
Однако, административным ответчиком отказано во включении Морозова В.И. в соответствующий список по причине того, что восстановление срока не входит в компетенцию органа местного самоуправления, отказ оформлен письмом № от 03.12.2018.
Морозов В.И. считает принятое органом местного самоуправление решение об отказе во включении его в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в г.Жигулевске, незаконным по следующим основаниям.
Морозов В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, является сиротой, ребенком оставшимся без попечения родителей и имеет право на предоставление жилого помещения специализированного жилищного фонда.
Морозову В.И., до достижения 23-летнего возраста было необходимо подать заявление в орган местного самоуправления для включения его в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в г.Жигулевске.
Однако, он пропустил срок для постановки на учет (до 23 лет) по уважительным причинам, а именно поскольку Постановлением администрации г.о. Жигулевск от 19.05.1997 года Морозов В.И. был направлен в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 05.11.1998 года Морозов В.И. был направлен в спецшколу для трудновоспитуемых детей и подростков г.Октябрьска Самарской области. В местах лишения свободы истец находился в следующие периоды: с 11.08.2002 года по 30.10.2002 года находился в следственном изоляторе; с 11.12.2002 года по 28.06.2003 года находился в следственном изоляторе; с 28.06.2003 года по 06.08.2004 года отбывал наказание в воспитательной колонии г. Жигулевска; с 13.08.2004 года по 12.01.2005 года находился в следственном изоляторе; с 12.01.2005 года по 15.08.2005 года отбывал наказание в воспитательной колонии г. Жигулевска; с 16.08.2005 года по 12.02.2008 года отбывал наказание в исправительной колонии общего режима; с 12.09.2008 года по 16.02.2010 года находился в следственном изоляторе; с 17.02.2010 года по 10.07.2015 года отбывал наказание в исправительной колонии строгого режима. Таким образом, в период с августа 2002 года по июль 2015 года с незначительными перерывами истец отбывал наказание в местах лишения свободы и был лишен возможности обратиться в администрацию г.о. Жигулевска с соответствующим заявлением, до достижения им 23-летнего возраста. Кроме того, у него отсутствовал паспорт гражданина РФ, на получение которого также требовалось время, что по мнению административного истца также является уважительной причиной пропуска срока для обращения в орган местного самоуправления с заявлением о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в г.Жигулевске. С учетом изложенного заявлены настоящие требования.
В судебном заседании представитель административного истца- Натаревич Д.О., действующий на основании доверенности, поддержал доводы, изложенные в административном исковом заявлении, настаивал на удовлетворении заявленных требований. Дополнительно пояснил, что ранее его доверитель обращался в суд в порядке гражданского судопроизводства с иском к администрации городского округа Жигулевск о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением, предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда. Решением суда ему было отказано в удовлетворении заявленных требований. В настоящее время дело рассматривается по правилам административного искового производства.
Представитель административного ответчика- Кустова М.Г., действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований и пояснила, что оспариваемый Морозовым В.И. отказ по своей сути не является отказом, является лишь информационным письмом, которым ему сообщено, что администрация г.о. Жигулевск не наделена полномочиями по восстановлению срока для включения в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в г.Жигулевске. С заявлением о включении в указанный список Морозов В.И. обращался ранее, в 2015-2016 годах, ему было отказано. Повторно с заявлением он не обращался. Письмо № от 03.12.2018 носит информационный характер и не содержит отказа, права административного истца не нарушает.
Суд, выслушав пояснения представителя административного истца, представителя административного ответчика, исследовав письменные материалы административного дела, находит заявленные требования не обоснованными и не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
Статьей 218 КАС РФ установлено, что гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Статьей 219 КАС РФ установлено, что административное исковое заявление может быть подано в суд в течение трех месяцев со дня, когда гражданину, организации, иному лицу стало известно о нарушении их прав, свобод и законных интересов.
В соответствии со ст. 226 КАС РФ при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд проверяет законность решения, действия (бездействия) в части, которая оспаривается, и в отношении лица, которое является административным истцом, или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление. При проверке законности этих решения, действия (бездействия) суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании незаконными решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, и выясняет обстоятельства, указанные в частях 9 и 10 настоящей статьи, в полном объеме. Если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, при рассмотрении административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд выясняет:
1) нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в защиту прав, свобод и законных интересов которых подано соответствующее административное исковое заявление;
2) соблюдены ли сроки обращения в суд;
3) соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих:
а) полномочия органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, на принятие оспариваемого решения, совершение оспариваемого действия (бездействия);
б) порядок принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия) в случае, если такой порядок установлен;
в) основания для принятия оспариваемого решения, совершения оспариваемого действия (бездействия), если такие основания предусмотрены нормативными правовыми актами;
4) соответствует ли содержание оспариваемого решения, совершенного оспариваемого действия (бездействия) нормативным правовым актам, регулирующим спорные отношения.
В силу п. 2 ст. 227 КАС РФ по результатам рассмотрения административного дела об оспаривании решения, действия (бездействия) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, суд принимает решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца.
Судом установлено, что Морозов В.И. обратился в администрацию г.о. Жигулевск с заявлением о восстановлении ему срока для включения в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в г.Жигулевске.
На поданное Морозовым В.И. заявление административным ответчиком был дан ответ, оформленный письмом № от 03.12.2018, из которого следует, что в компетенцию отдела опеки и попечительства управления социального развития администрации г.о. Жигулевск не входит восстановление пропущенного срока и признание уважительными причин пропуска срока для включения в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда.
В силу статьи 3 Закона Самарской области от 28.12.2012 года № 135-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории Самарской области» детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Жилые помещения предоставляются детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия.
Дополнительные гарантии по социальной поддержке, установленные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ, в том числе и на внеочередное обеспечение жилым помещением по договору социального найма, распространялись на детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа до достижения ими возраста 23 лет.
При этом, предоставление вне очереди жилого помещения по договору социального найма лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, носит заявительный характер и возможно при условии письменного обращения таких лиц в соответствующие органы для принятия их на учет нуждающихся в жилом помещении.
Следовательно, до достижения возраста 23 лет дети-сироты и дети, оставшиеся без попечения родителей, и лица из их числа в целях реализации своего права на обеспечение вне очереди жилым помещением должны были встать на учет нуждающихся в получении жилых помещений. По достижении возраста 23 лет указанные граждане уже не могут рассматриваться в качестве лиц, имеющих право на предусмотренные Федеральным законом от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ меры социальной поддержки, так как они утрачивают одно из установленных законодателем условий получения такой социальной поддержки.
Вместе с тем отсутствие указанных лиц на учете нуждающихся в жилых помещениях без учета конкретных причин, приведших к этому, само по себе не может рассматриваться в качестве безусловного основания для отказа в удовлетворении требования таких лиц о предоставлении им вне очереди жилого помещения. Однако обеспечение вне очереди жилым помещением муниципального специализированного жилищного фонда таких граждан возможно только в том случае, если огни своевременно не встали (не были поставлены) на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении по уважительными причинам.
К числу уважительных причин несвоевременной постановки детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, и лиц из их числа на учет нуждающихся в жилом помещении, в соответствии с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данных в указанном выше Обзоре практики от 20.11.2013 года, относятся:
- ненадлежащее выполнение обязанностей по защите прав этих лиц в тот период, когда они были несовершеннолетними, их опекунами, попечителями, органами опеки и попечительства, образовательными и иными учреждениями, в которых обучались и (или) воспитывались истцы;
- незаконный отказ органа местного самоуправления в постановке на учет в качестве нуждающихся в жилом помещении лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не достигших возраста 23 лет;
- состояние здоровья детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также лиц из их числа, которое объективно не позволяло им встать на учет нуждающихся в жилом помещении;
- установление обстоятельств того, что лицо до достижения возраста 23 лет предпринимало попытки встать на учет в качестве нуждающегося в жилом помещении, но не было поставлено на учет из-за отсутствия всех необходимых документов;
- незаконное снятие детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с учета нуждающихся в жилом помещении.
В соответствии с ч.2 ст. 64 КАС РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу решением суда по ранее рассмотренному им гражданскому или административному делу либо по делу, рассмотренному ранее арбитражным судом, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении судом другого административного дела, в котором участвуют лица, в отношении которых установлены эти обстоятельства, или лица, относящиеся к категории лиц, в отношении которой установлены эти обстоятельства.
Судом установлено, что 06.12.2016 Жигулевским городским судом Самарской области было вынесено решение по гражданскому делу № 2-2061/2016 по иску Морозова В. И. к администрации городского округа Жигулевск о признании права на внеочередное обеспечение жилым помещением, предоставлении жилого помещения муниципального специализированного жилищного фонда, которым Морозову В.И. было отказано в удовлетворении заявленных исковых требований в полном объеме.
При рассмотрении указанного гражданского дела были установлены следующие обстоятельства, имеющие преюдициальное значение при рассмотрении настоящего административного дела.
Морозов В.И., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, в несовершеннолетнем возрасте остался без попечения родителей.
Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 22.04.1997 года родители истца МИМ, МТН были лишены в отношении него родительских прав.
МИВ умер ДД.ММ.ГГГГ, МТН умерла в ДД.ММ.ГГГГ.
Постановлением администрации г.о. Жигулевск от 19.05.1997 года Морозов В.И. был направлен в школу-интернат для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Жигулевского городского суда Самарской области от 05.11.1998 года Морозов В.И. был направлен в спецшколу для трудновоспитуемых детей и подростков г.Октябрьска Самарской области.
Морозов В.И. по приговорам судов неоднократно отбывал наказание в виде лишения свободы. В местах лишения свободы истец находился в следующие периоды:
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в следственном изоляторе;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в следственном изоляторе;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в воспитательной колонии г. Жигулевска;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в следственном изоляторе;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в воспитательной колонии г. Жигулевска;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в исправительной колонии общего режима;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в следственном изоляторе;
- с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ отбывал наказание в исправительной колонии строгого режима.
С заявлением о принятии на учет для предоставления жилого помещения специализированного жилищного фонда по договору социального найма специализированных жилых помещений как лицо из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, Морозов В.И. обратился только 06.07.2016 года.
Постановлением администрации г.о. Жигулевск от 20.07.20106 года № Морозову В.И. было отказано во включении в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, в связи с утратой статуса лица из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Указанное решение органа местного самоуправления суд при рассмотрении гражданского дела счел законным и обоснованным, так как с заявлением истец обратился значительное позднее достижения 23-летнего возраста, в то время как в силу приведенных выше норм право на обеспечение обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда сохраняется за лицами из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, до достижения 23 лет.
Доводы Морозова В.И. о том, что он не имел возможности своевременно обратиться с заявлением о постановке на учет в связи с тем, что находился в местах лишения свободы, признаны судом в рамках рассмотрения гражданского дела не обоснованными, так как Морозов В.И. имел возможность обратиться с заявлением до достижения 23-лентнего возраста, в частности, в период с 12.02.2008 по 12.09.2008 года (7 месяцев), когда не отбывал наказание и уже являлся совершеннолетним.
Более того, указано, что последний раз из мест лишения свободы истец освободился 10.07.2015 года, в то время как с заявлением о постановке на учет обратился только 06.07.2016 года, то есть по прошествии около года с момента освобождения.
Таким образом, все доводы Морозова В.И., об уважительности, по его мнению, пропуска им срока для обращения с заявлением о включении в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда в г.Жигулевске оценивались судом при рассмотрении вышеуказанного гражданского дела.
В рассматриваемом административном деле Морозоваым В.И. вновь указаны аналогичные доводы, в обоснование заявленных требований, которые по сути являлись предметом рассмотрения гражданского дела № 2-2061/2016, в связи с чем обращение Морозова В.И. с настоящим административным исковым заявлением расценивается судом не что иное, как злоупотребление правом, что в свою очередь не допустимо в соответствии со ст. 10 ГК РФ и является самостоятельным основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Вместе с тем, суд считает необходимым указать, что ответ административного ответчика, оформленный письмом № от 03.12.2018, не является отказом в требованиях Морозова В.И., изложенных в поданном заявлении, носит информационный характер, связи с чем не нарушает его права, свободы и законные интересы.
На основании изложенного, руководствуясь 175-180, 218-228 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении административных исковых требований Морозова В. И. к администрации г.о. Жигулевск о признании незаконным решения органа местного самоуправления об отказе в восстановлении срока для включения в список детей- сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилыми помещениями специализированного жилищного фонда, восстановлении пропущенного срока и возложении обязанности по включению в соответствующий список, отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения в окончательной форме в Самарский областной суд через Жигулевский городской суд.
Мотивированное решение изготовлено 18.01.2019г.
Судья Ю.В. Перцева