Дело № 2-3797/2018
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Центральный районный суд г.Волгограда в составе:
председательствующего судьи – Козлова И.И.,
при секретаре судебного заседания – Шутовой Е.В.,
с участием истца – Смоленцева С.А., представителя ответчика Комитета строительства Волгоградской области – Н.А., представителя третьего лица Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области – А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании 21 августа 2018 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Смоленцева С. А. к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности,
УСТАНОВИЛ:
Смоленцев С.А. обратился в суд с иском к Комитету строительства Волгоградской области, предъявив вышеуказанные требования. Исковое заявление мотивировано тем, что истец и члены его семьи являлись участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, ответственным исполнителем которой на территории Волгоградской области является ответчик.
Одним из обязательных условий включения семьи в указанную Программу является признание и постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Нуждаемость семьи истца в улучшении жилищных условий была подтверждена распоряжением администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 25.06.2010 года №...-р.
Однако постановлением администрации Новогригорьевского сельского поселения от 20.04.2015 года №21 семья истца была снята с указанного учета.
Вступившим в законную силу решением Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15.08.2017 года по делу №2а-564/2017 данное постановление от 20.04.2015 года №21 было отменено как незаконное.
Постановлением Новогригорьевского сельского поселения от 02.10.2017 года №... семья истца восстановлена в учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Также указывает, что в соответствии с приказом Облкоммолодежи от 18.08.2016 №...-ОД его семья была включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году в рамках подпрограммы.
По информации администрации Иловлинского района, семье направлено уведомление от 22.08.2016 №... о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты в 2016 году.
Учитывая, что в установленные сроки необходимые документы представлены не были, истцу было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.
Приказом Облкоммолодежи от 25.01.2017 №...-ОД семья включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году в рамках подпрограммы.
Однако администрацией Иловлинского района семья Смоленцевых исключена из списков молодых семей - участников подпрограммы на основании вышеуказанного постановления администрации Новогригорьевского сельского поселения от 20.04.2015 №....
12.10.2017 года, в рамках исполнения решения Иловлинского районного суда, комиссия по формированию списков участников подпрограммы администрации Иловлинского района приняла решение о восстановлении семьи Смоленцевых в списке участников подпрограммы.
Вместе с тем, в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году, утвержденный приказом Облкоммолодежи от 16.11.2017 № 575-ОД, семья истца не включена в связи с достижением истцом предельного возраста участия в подпрограмме (36 лет).
В связи с этим решением комиссии по формированию списков участников подпрограммы администрации Иловлинского района от 29.11.2017 №... семья истца исключена из списка молодых семей - участников Подпрограммы в соответствии с пунктом 3.8 Порядка.
На основании изложенного, подчеркивая, что исключение семьи Смоленцевых из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году (до достижения истцом 35-летнего возраста) произошло не по их вине, а в результате принятия администрацией Новогригорьевского сельского поселения незаконного решения о снятии семьи с учета нуждающихся в жилье, просит обязать Комитет строительства Волгоградской области восстановить Смоленцева С.А. и членов его семьи в списке молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году с даты первоначального признания участниками данной подпрограммы.
В судебном заседании истец Смоленцев С.А. поддержал доводы и требования иска.
В судебном заседании представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области Н.А., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, подробно изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. Суть возражений заключается в том, что в 2016 и в 2017 году социальная выплата на приобретение жилья не выдавалась, поскольку истец не представил доказательства того, что его семья состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. С 2018 года семья Смоленцевых исключена из списка молодых семей – участников рассматриваемой Подпрограммы, поскольку Смоленцев С.А. достиг предельного возраста участия в подобной программе. Указала, что обстоятельства, на которые ссылается истец, не могут служить основанием для восстановления семьи в списках семей – участников, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо исключений для лиц, достигших предельного возраста.
В судебном заседании представитель третьего лица Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области А.А., действующий на основании доверенности, поддержал доводы представителя ответчика, отметив, что со стороны представляемого им органа каких-либо нарушений прав истца в рамках Подпрограммы не допущено.
К судебному заседанию от главы Администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Суд, заслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, оценив доводы иска, возражений на него, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением №4 к названной Подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила предоставления социальных выплат).
Постановлением Правительства РФ от 12.10.2017 №1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» досрочно, с 01.01.2018 года, прекращена реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 год, поскольку реализация мероприятий указанных программ будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».
С 01.01.2018 года Комитет строительства Волгоградской области является уполномоченным органом по осуществлению на территории Волгоградской области реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710.
Ответственным исполнителем на территории Волгоградской области подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее – Подпрограмма) являлся Комитет молодежной политики Волгоградской области (Облкоммолодежи).
Как следует из содержания Подпрограммы, ее целью является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.
В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления социальных выплат участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молода семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.
Правилами предоставления социальных выплат установлен порядок формирования списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.
Так, согласно п. 24 названных Правил орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
До 01.01.2018 года данная норма предусматривала, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия (п. 26 Правил).
Пункты 27-29 этих же Правил предусматривают, что после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.
Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, оповещает способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.
Из материалов дела следует, что на основании решения комиссии по формированию списков молодых семей – участников Подпрограммы, оформленного протоколом от 23.11.2011 года №..., семья Смоленцевых составом из трех человек была включена в список молодых семей – участников Подпрограммы по дате подаче их заявления – 21.11.2011 года.
Необходимо отметить, что на дату подачи заявления факт нуждаемости Смоленцевых в улучшении жилищных условий подтверждался распоряжением администрации Новогригорьевского сельского поселения от 25.06.2010 года №...-р.
Судом также установлено, что в период нахождения в списке молодых семей – участников Подпрограммы семья Смоленцевых дважды включалась в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в рамках Подпрограммы: в 2016 году – в соответствии с приказом Облкоммолодежи от 18.08.2016 года №...-ОД, в 2017 году – на основании приказа Облкоммолодежи от 25.01.2017 года №...-ОД.
Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что оба раза Смоленцевым не удалось реализовать право на получение социальной выплаты из-за невозможности подтвердить свой статус в качестве семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий.
Причиной этому стало издание главой Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области постановления от 20.04.2015 года №..., которым Смоленцев С.А. и члены его семьи были исключены из списка и сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.
При таких обстоятельствах, с учетом положений п.п. «б» п. 6 Правил предоставления социальных выплат, у органа государственной власти Волгоградской области, ответственного за реализацию Подпрограммы, действительно не было оснований для выдачи Смоленцевым свидетельства о праве на получение рассматриваемой социальной выплаты.
Решением Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15.08.2017 года по делу №2а-564/2017, вступившим в законную силу 18.09.2017 года, вышеуказанное постановление от 20.04.2015 года №... было признано незаконным, на администрацию Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области была возложена обязанность восстановить Смоленцева А.С. и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Несмотря на исполнение в октябре 2017 года (в том числе, в части восстановления семьи в списках участников Подпрограммы) названного судебного постановления, Смоленцевы не были включены в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году в связи с достижением Смоленцевым С.А. предельного возраста (36 лет) участия в Подпрограмме (п.п. «а» п. 6 Правил предоставления социальных выплат).
Разрешая исковые требования, направленные на восстановление истца и его семьи в списках молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты, суд исходит из следующего.
Критерии, позволяющие молодой семье участвовать в Подпрограмме и претендовать на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, четко определены в п. 6 Правил предоставления социальных выплат.
Несоответствие семьи хотя бы одному из указанных критериев автоматически лишает ее права на получение соответствующей социальной выплаты, имеющей строго целевое предназначение, в том числе, по субъектам, которые могут ею воспользоваться.
Так, в соответствии с п. 27 названных Правил в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.п. 3.5, 3.8 Постановления Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 №27-п «О реализации подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье» государственной программы Волгоградской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области» на 2016 - 2020 годы»).
С учетом изложенного, принимая во внимание, что в настоящее время семья Смоленцевых (ввиду достижения Смоленцевым С.А. 36 лет) не может являться участником Подпрограммы, суд приходит к выводу, что исковые требования о возложении обязанности на Комитет строительства Волгоградской области восстановить истца и членов его семьи в списке молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты как в 2017 году (что, в принципе, невозможно из-за окончания соответствующего отчетного периода), так и в 2018 и последующих годах не подлежат удовлетворению.
При этом суд полагает необходимым отметить, что реализация права семьи Смоленцевых на получение социальной выплаты в 2016 и 2017 году стала невозможной в результате действий главы Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, выразившихся в издании незаконного постановления от 20.04.2015 года №....
Данное обстоятельство, фактически установленное вступившим в законную силу вышеуказанным решением Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15.08.2017 года, а также нашедшее свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела, не может привести к восстановлению Смоленцевых в списках претендентов на получение социальной выплаты в рамках Подпрограммы, поскольку с 2018 года такое право утрачено в силу иных, объективных причин (достижение предельного возраста участия), но наделяет истца правом требовать с виновного лица возмещения убытков, вызванных невозможностью получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на условиях ее предоставления в 2016-2017 г.г. в рамках Подпрограммы.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Смоленцева С. А. к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности восстановить истца и членов его семьи в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в качестве претендентов на получение соответствующей социальной выплаты в 2017 году с даты первоначального признания участниками указанной подпрограммы – отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.
Судья И.И.Козлов
Дата изготовления мотивированного решения суда – 27.08.2018 года.
Судья: