Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-3797/2018 ~ М-2888/2018 от 15.06.2018

Дело № 2-3797/2018

РЕШЕНИЕ

Именем Российской Федерации

Центральный районный суд г.Волгограда в составе:

председательствующего судьи – Козлова И.И.,

при секретаре судебного заседания – Шутовой Е.В.,

с участием истца – Смоленцева С.А., представителя ответчика Комитета строительства Волгоградской области – Н.А., представителя третьего лица Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области – А.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании 21 августа 2018 года в городе Волгограде гражданское дело по иску Смоленцева С. А. к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности,

УСТАНОВИЛ:

Смоленцев С.А. обратился в суд с иском к Комитету строительства Волгоградской области, предъявив вышеуказанные требования. Исковое заявление мотивировано тем, что истец и члены его семьи являлись участниками подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015 – 2020 годы, ответственным исполнителем которой на территории Волгоградской области является ответчик.

    Одним из обязательных условий включения семьи в указанную Программу является признание и постановка на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий. Нуждаемость семьи истца в улучшении жилищных условий была подтверждена распоряжением администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области от 25.06.2010 года №...-р.

    Однако постановлением администрации Новогригорьевского сельского поселения от 20.04.2015 года №21 семья истца была снята с указанного учета.

    Вступившим в законную силу решением Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15.08.2017 года по делу №2а-564/2017 данное постановление от 20.04.2015 года №21 было отменено как незаконное.

    Постановлением Новогригорьевского сельского поселения от 02.10.2017 года №... семья истца восстановлена в учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Также указывает, что в соответствии с приказом Облкоммолодежи от 18.08.2016 №...-ОД его семья была включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2016 году в рамках подпрограммы.

По информации администрации Иловлинского района, семье направлено уведомление от 22.08.2016 №... о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты в 2016 году.

Учитывая, что в установленные сроки необходимые документы представлены не были, истцу было отказано в выдаче свидетельства о праве на получение социальной выплаты.

Приказом Облкоммолодежи от 25.01.2017 №...-ОД семья включена в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году в рамках подпрограммы.

Однако администрацией Иловлинского района семья Смоленцевых исключена из списков молодых семей - участников подпрограммы на основании вышеуказанного постановления администрации Новогригорьевского сельского поселения от 20.04.2015 №....

12.10.2017 года, в рамках исполнения решения Иловлинского районного суда, комиссия по формированию списков участников подпрограммы администрации Иловлинского района приняла решение о восстановлении семьи Смоленцевых в списке участников подпрограммы.

Вместе с тем, в список молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году, утвержденный приказом Облкоммолодежи от 16.11.2017 № 575-ОД, семья истца не включена в связи с достижением истцом предельного возраста участия в подпрограмме (36 лет).

В связи с этим решением комиссии по формированию списков участников подпрограммы администрации Иловлинского района от 29.11.2017 №... семья истца исключена из списка молодых семей - участников Подпрограммы в соответствии с пунктом 3.8 Порядка.

На основании изложенного, подчеркивая, что исключение семьи Смоленцевых из списка молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году (до достижения истцом 35-летнего возраста) произошло не по их вине, а в результате принятия администрацией Новогригорьевского сельского поселения незаконного решения о снятии семьи с учета нуждающихся в жилье, просит обязать Комитет строительства Волгоградской области восстановить Смоленцева С.А. и членов его семьи в списке молодых семей - претендентов на получение социальной выплаты в 2017 году с даты первоначального признания участниками данной подпрограммы.

    В судебном заседании истец Смоленцев С.А. поддержал доводы и требования иска.

    В судебном заседании представитель ответчика Комитета строительства Волгоградской области Н.А., действующая на основании доверенности, просила отказать в удовлетворении исковых требований по доводам, подробно изложенным в письменных возражениях, приобщенных к материалам дела. Суть возражений заключается в том, что в 2016 и в 2017 году социальная выплата на приобретение жилья не выдавалась, поскольку истец не представил доказательства того, что его семья состоит на учете в качестве нуждающейся в улучшении жилищных условий. С 2018 года семья Смоленцевых исключена из списка молодых семей – участников рассматриваемой Подпрограммы, поскольку Смоленцев С.А. достиг предельного возраста участия в подобной программе. Указала, что обстоятельства, на которые ссылается истец, не могут служить основанием для восстановления семьи в списках семей – участников, поскольку действующее законодательство не содержит каких-либо исключений для лиц, достигших предельного возраста.

    В судебном заседании представитель третьего лица Администрации Иловлинского муниципального района Волгоградской области А.А., действующий на основании доверенности, поддержал доводы представителя ответчика, отметив, что со стороны представляемого им органа каких-либо нарушений прав истца в рамках Подпрограммы не допущено.

    К судебному заседанию от главы Администрации Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, привлеченной к участию в деле в качестве третьего лица, не заявляющего самостоятельных требований относительного предмета спора, поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.

Суд, заслушав истца, представителей ответчика и третьего лица, оценив доводы иска, возражений на него, исследовав материалы дела, приходит к следующим выводам.

Постановлением Правительства Российской Федерации от 17.12.2010 №1050 утверждена федеральная целевая программа «Жилище» на 2011-2015 годы, включающая в себя подпрограмму «Обеспечение жильем молодых семей». Приложением №4 к названной Подпрограмме являются Правила предоставления молодым семьям социальных выплат на приобретение (строительство) жилья и их использования (далее – Правила предоставления социальных выплат).

Постановлением Правительства РФ от 12.10.2017 №1243 «О реализации мероприятий федеральных целевых программ, интегрируемых в отдельные государственные программы Российской Федерации» досрочно, с 01.01.2018 года, прекращена реализация федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 год, поскольку реализация мероприятий указанных программ будет осуществляться в рамках государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации».

С 01.01.2018 года Комитет строительства Волгоградской области является уполномоченным органом по осуществлению на территории Волгоградской области реализации основного мероприятия «Обеспечение жильем молодых семей» государственной программы Российской Федерации «Обеспечение доступным и комфортным жильем и коммунальными услугами граждан Российской Федерации», утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 30.12.2017 №1710.

Ответственным исполнителем на территории Волгоградской области подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы (далее – Подпрограмма) являлся Комитет молодежной политики Волгоградской области (Облкоммолодежи).

Как следует из содержания Подпрограммы, ее целью является государственная поддержка в решении жилищной проблемы молодых семей, признанных в установленном порядке, нуждающимися в улучшении жилищных условий. Финансирование Подпрограммы осуществляется за счет средств федерального бюджета, за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов.

В соответствии с пунктом 6 Правил предоставления социальных выплат участником Подпрограммы может быть молодая семья, в том числе молодая семья, имеющая одного и более детей, где один из супругов не является гражданином Российской Федерации, а также неполная молода семья, состоящая из одного молодого родителя, являющегося гражданином Российской Федерации, и одного и более детей, соответствующая следующим условиям: а) возраст каждого из супругов либо одного родителя в неполной семье на день принятия органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации решения о включении молодой семьи - участницы подпрограммы в список претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году не превышает 35 лет; б) молодая семья признана нуждающейся в жилом помещении в соответствии с пунктом 7 настоящих Правил; в) наличие у семьи доходов, позволяющих получить кредит, либо иных денежных средств, достаточных для оплаты расчетной (средней) стоимости жилья в части, превышающей размер предоставляемой социальной выплаты.

Правилами предоставления социальных выплат установлен порядок формирования списка претендентов на получение социальной выплаты в планируемом году.

Так, согласно п. 24 названных Правил орган местного самоуправления до 1 июня года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

До 01.01.2018 года данная норма предусматривала, что орган местного самоуправления до 1 сентября года, предшествующего планируемому, формирует списки молодых семей - участников Подпрограммы, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и представляет эти списки в орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании списков молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, поступивших от органов местного самоуправления, и с учетом средств, которые планируется выделить на софинансирование мероприятий основного мероприятия из бюджета субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетов на соответствующий год, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, формирует и утверждает сводный список молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, по форме, утверждаемой ответственным исполнителем основного мероприятия (п. 26 Правил).

Пункты 27-29 этих же Правил предусматривают, что после доведения ответственным исполнителем основного мероприятия сведений о размере субсидии, предоставляемой бюджету субъекта Российской Федерации на планируемый (текущий) год, до органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации на основании сводного списка молодых семей - участников основного мероприятия, изъявивших желание получить социальную выплату в планируемом году, и с учетом объема субсидий, предоставляемых из федерального бюджета, размера бюджетных ассигнований, предусматриваемых в бюджете субъекта Российской Федерации и (или) местных бюджетах на соответствующий год на софинансирование мероприятий основного мероприятия, и (при наличии) средств, предоставляемых организациями, участвующими в реализации основного мероприятия, за исключением организаций, предоставляющих жилищные кредиты и займы, утверждает списки молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации в течение 10 дней со дня утверждения списков молодых семей – претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году доводит до органов местного самоуправления выписки из утвержденного списка молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году.

Орган местного самоуправления в течение 5 рабочих дней после получения уведомления о лимитах бюджетных обязательств, предусмотренных на предоставление субсидий из бюджета субъекта Российской Федерации, предназначенных для предоставления социальных выплат, оповещает способом, позволяющим подтвердить факт и дату оповещения, молодые семьи - претендентов на получение социальной выплаты в соответствующем году о необходимости представления документов для получения свидетельства о праве на получение социальной выплаты, а также разъясняет порядок и условия получения и использования социальной выплаты, предоставляемой по этому свидетельству.

Из материалов дела следует, что на основании решения комиссии по формированию списков молодых семей – участников Подпрограммы, оформленного протоколом от 23.11.2011 года №..., семья Смоленцевых составом из трех человек была включена в список молодых семей – участников Подпрограммы по дате подаче их заявления – 21.11.2011 года.

Необходимо отметить, что на дату подачи заявления факт нуждаемости Смоленцевых в улучшении жилищных условий подтверждался распоряжением администрации Новогригорьевского сельского поселения от 25.06.2010 года №...-р.

Судом также установлено, что в период нахождения в списке молодых семей – участников Подпрограммы семья Смоленцевых дважды включалась в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в рамках Подпрограммы: в 2016 году – в соответствии с приказом Облкоммолодежи от 18.08.2016 года №...-ОД, в 2017 году – на основании приказа Облкоммолодежи от 25.01.2017 года №...-ОД.

Из материалов дела следует и не оспаривается сторонами, что оба раза Смоленцевым не удалось реализовать право на получение социальной выплаты из-за невозможности подтвердить свой статус в качестве семьи, нуждающейся в улучшении жилищных условий.

Причиной этому стало издание главой Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области постановления от 20.04.2015 года №..., которым Смоленцев С.А. и члены его семьи были исключены из списка и сняты с учета в качестве нуждающихся в жилых помещениях.

При таких обстоятельствах, с учетом положений п.п. «б» п. 6 Правил предоставления социальных выплат, у органа государственной власти Волгоградской области, ответственного за реализацию Подпрограммы, действительно не было оснований для выдачи Смоленцевым свидетельства о праве на получение рассматриваемой социальной выплаты.

Решением Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15.08.2017 года по делу №2а-564/2017, вступившим в законную силу 18.09.2017 года, вышеуказанное постановление от 20.04.2015 года №... было признано незаконным, на администрацию Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области была возложена обязанность восстановить Смоленцева А.С. и членов его семьи на учете в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Несмотря на исполнение в октябре 2017 года (в том числе, в части восстановления семьи в списках участников Подпрограммы) названного судебного постановления, Смоленцевы не были включены в список молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты в 2018 году в связи с достижением Смоленцевым С.А. предельного возраста (36 лет) участия в Подпрограмме (п.п. «а» п. 6 Правил предоставления социальных выплат).

Разрешая исковые требования, направленные на восстановление истца и его семьи в списках молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты, суд исходит из следующего.

Критерии, позволяющие молодой семье участвовать в Подпрограмме и претендовать на получение социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья, четко определены в п. 6 Правил предоставления социальных выплат.

Несоответствие семьи хотя бы одному из указанных критериев автоматически лишает ее права на получение соответствующей социальной выплаты, имеющей строго целевое предназначение, в том числе, по субъектам, которые могут ею воспользоваться.

Так, в соответствии с п. 27 названных Правил в случае, если на момент формирования органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации списков молодых семей - претендентов на получение социальных выплат в соответствующем году возраст одного из членов молодой семьи превышает 35 лет, такая семья подлежит исключению из списка молодых семей - участников основного мероприятия в порядке, установленном органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации (п.п. 3.5, 3.8 Постановления Администрации Волгоградской области от 24.11.2014 №27-п «О реализации подпрограммы «Молодой семье - доступное жилье» государственной программы Волгоградской области «Обеспечение доступным и комфортным жильем жителей Волгоградской области» на 2016 - 2020 годы»).

С учетом изложенного, принимая во внимание, что в настоящее время семья Смоленцевых (ввиду достижения Смоленцевым С.А. 36 лет) не может являться участником Подпрограммы, суд приходит к выводу, что исковые требования о возложении обязанности на Комитет строительства Волгоградской области восстановить истца и членов его семьи в списке молодых семей – претендентов на получение социальной выплаты как в 2017 году (что, в принципе, невозможно из-за окончания соответствующего отчетного периода), так и в 2018 и последующих годах не подлежат удовлетворению.

При этом суд полагает необходимым отметить, что реализация права семьи Смоленцевых на получение социальной выплаты в 2016 и 2017 году стала невозможной в результате действий главы Новогригорьевского сельского поселения Иловлинского муниципального района Волгоградской области, выразившихся в издании незаконного постановления от 20.04.2015 года №....

Данное обстоятельство, фактически установленное вступившим в законную силу вышеуказанным решением Иловлинского районного суда Волгоградской области от 15.08.2017 года, а также нашедшее свое подтверждение в ходе рассмотрения настоящего дела, не может привести к восстановлению Смоленцевых в списках претендентов на получение социальной выплаты в рамках Подпрограммы, поскольку с 2018 года такое право утрачено в силу иных, объективных причин (достижение предельного возраста участия), но наделяет истца правом требовать с виновного лица возмещения убытков, вызванных невозможностью получения социальной выплаты на приобретение (строительство) жилья на условиях ее предоставления в 2016-2017 г.г. в рамках Подпрограммы.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194 – 199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Смоленцева С. А. к Комитету строительства Волгоградской области о возложении обязанности восстановить истца и членов его семьи в списке участников подпрограммы «Обеспечение жильем молодых семей» федеральной целевой программы «Жилище» на 2015-2020 годы в качестве претендентов на получение соответствующей социальной выплаты в 2017 году с даты первоначального признания участниками указанной подпрограммы – отказать.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Волгоградский областной суд через Центральный районный суд г.Волгограда в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения суда.

Судья                           И.И.Козлов

Дата изготовления мотивированного решения суда – 27.08.2018 года.

Судья:

2-3797/2018 ~ М-2888/2018

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Смоленцев Сергей Альбертович
Ответчики
Комитет строительства Волгоградской области
Другие
Администрация Новогригорьевского сельского поселения Волгоградской области
Администрация Иловлинского муниципального района Волгоградской области
Суд
Центральный районный суд г. Волгограда
Судья
Козлов Игорь Игоревич
Дело на сайте суда
zent--vol.sudrf.ru
15.06.2018Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
18.06.2018Передача материалов судье
20.06.2018Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
20.06.2018Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
20.06.2018Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
24.07.2018Судебное заседание
21.08.2018Судебное заседание
27.08.2018Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
30.08.2018Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
30.10.2018Дело оформлено
30.10.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее