Дело № 2а-3219/2023
УИД63RS0044-01-2021-000057-78
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 августа 2023 года г. Самара
Железнодорожный районный суд г. Самара в составе:
председательствующего судьи Чирковой Е.А.,
при помощнике судьи Шуваркиной Т.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело № 2а-3219/2023 по административному исковому заявлению ИФНС России по Промышленному району г.Самары к Скворцову Д.Г. о взыскании недоимки по налогу
установил:
ИФНС России по Промышленному району г. Самары обратилась в Железнодорожный районный суд г. Самары к Скворцову Д.Г.о взыскании недоимки по налогу на имущество, в обоснование своих требований, указав, что административный ответчик является налогоплательщиком налогана имущество в 2017, 2018 году, так как имел в собственности имущество, являющееся объектом налогообложения. Поскольку в срок, указанный в налоговом уведомлении налог уплачен не был, на основании ст.75 НК РФ были начислены пени за несвоевременную уплату налогов и направлено требование об уплате налога и пени. До настоящего времени требование не исполнено. На основании изложенного просит суд взыскать со Скворцова Д.Г. налог на имущество физических лиц за 2017 год в размере 20.781 рубль, пени в размере 88 рублей 84 копейки, за 2018 год – налог в сумме 29.949 рублей, пени в сумме 128 рублей 04 копейки, а всего на общую сумму 50.946 рублей 88 копеек.
Решением Железнодорожного районного суда от 19.02.2021 г. административный иск ИФНС России по Промышленному району г.Самары к Скворцову Д.Г. о взыскании недоимки по налогу удовлетворен.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Самарского областного суда от 18 мая 2023 года решение Железнодорожного районного суда г. Самары от 19 февраля 2021 года отменено.
Дело направлено на новое рассмотрение в Железнодорожный районный суда г. Самары в ином составе.
Определением от 13.06.2023 административное дело № 2а-3219/2023 по административному исковому заявлению ИФНС России по Промышленному району г.Самары к Скворцову Д.Г. о взыскании недоимки по налогу принято к своему производству. (л.д.151)
Судом к участию в деле привлечены в качестве заинтересованных лиц МИФНС России №23 по Самарской области, МИФНС России №21 по Самарской области.
В судебное заседание представитель административного истца ИФНС России по Промышленному району г. Самары не явился, извещен надлежащим образом, о причинах неявки суду не сообщил.
Административный ответчик Скворцов Д.Г. в судебном заседании возражал против удовлетворения иска, указав что МОСП по ИПН по Самарской области неоднократно взыскивал суммы по возбужденным исполнительным производствам по ранее вынесенным судебным приказам о взыскании со Скворцова Д.Г. налогов и эти суммы не были учтены в погашение долга.
Представитель МИФНС России №23 по Самарской области по доверенности Дакашев А.А. просил в иске отказать, пояснил что до настоящего времени недоимка по налогу на имущество за 2018, 2017 год не погашена, предоставил суду сверку погашений с начислениями в отношении административного истца.
Представитель МИФНС России №21 по Самарской области по доверенности Рябова К.А. просила в иске отказать.
Статьей 289 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее по тексту – КАС РФ) предусмотрено, что неявка в судебное заседание лиц, надлежащим образом извещенных о времени и месте судебного заседания, не является препятствием к рассмотрению административного дела, если суд не признал их явку обязательной.
Учитывая, что явка административного истца, не признана судом обязательной, принимая во внимание требования статей 96, 150 КАС РФ, пункта 1 статьи 165.1 Гражданского кодекса Российской Федерации, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, суд считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Выслушав стороны, изучив материалы административного дела, суд полагает административное исковое заявление подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
В силу статьи 57 Конституции РФ, статьи 3, подпункта 1 пункта 1 статьи 23 Налогового кодекса РФ (далее по тексту – НК РФ) каждый налогоплательщик обязан платить законно установленные налоги и сборы.
В соответствии с частями 1, 2 статьи 287 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Административное исковое заявление о взыскании обязательных платежей и санкций может быть подано в суд в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате обязательных платежей и санкций. Пропущенный по уважительной причине срок подачи административного искового заявления о взыскании обязательных платежей и санкций может быть восстановлен судом.
В соответствии со статьей 32 НК РФ налоговые органы обязаны направлять налогоплательщику или налоговому агенту копии акта налоговой проверки и решения налогового органа, а также в случаях, предусмотренных Налоговым кодексом, налоговое уведомление и требование об уплате налога и сбора.
В соответствии с пунктом 1 статьи 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
Обязанность по уплате налога должна быть выполнена в срок, установленный законодательством о налогах и сборах. Налогоплательщик либо в случаях, установленных настоящим Кодексом, участник консолидированной группы налогоплательщиков вправе исполнить обязанность по уплате налога досрочно.
Неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для направления налоговым органом или таможенным органом налогоплательщику (ответственному участнику консолидированной группы налогоплательщиков) требования об уплате налога.
На основании статьи 19 НК РФ налогоплательщиками признаются организации и физические лица, на которые возложена обязанность уплачивать налоги и сборы.
В соответствии со ст. 400 НК РФ налогоплательщиками налога на имущество признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 настоящего Кодекса.
На основании пп. 2 п. 1 ст. 401 НК РФ объектом налогообложения признается расположенное в пределах муниципального образования жилое помещение (квартира, комната).
Налоговая база в отношении объектов налогообложения определяется исходя из их кадастровой стоимости, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи (ч. 1 ст. 402 НК РФ).
Пунктом 1 статьи 403 НК РФ определено, что налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, указанная в государственном кадастре недвижимости по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Согласно п. 1 ст. 406 НК РФ налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 настоящей статьи.
В случае определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении жилых домов, жилых помещений устанавливаются в размерах, не превышающих 0,1 процента (ч. 2 ст. 406 НК РФ).
Налоговые ставки, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, могут быть уменьшены до нуля или увеличены, но не более чем в три раза нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований (законами городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) (ч. 3 ст. 406 НК РФ).
Судом установлено, что в собственности административного ответчика Скворцова Д.Г. в 2017-2018г.г. находился следующий объект недвижимости: - иные строения, помещения, сооружения с кадастровым номером №, расположенное по адресу: <адрес> (согласно выписки из Единого государственного реестра прав на недвижимое имущество (л.д. 38-58).
На основании ст. 409 НК РФ налог на имущество физических лиц уплачиваются не позднее 1 декабря года, следующего за истекшим периодом.
Таким образом, налог на имущество за 2017, 2018 год должен быть уплачен не позднее 01 декабря 2018 и 01 декабря 2019 года соответственно.
Согласно п. 2 ст. 52 НК РФ в случаях, когда обязанность по начислению суммы налога возложена на налоговый орган или налогового агента, налоговый орган обязан направить налогоплательщику налоговое уведомление не позднее 30 дней до наступления срока платежа.
В этих случаях обязанность по уплате налога возникает у налогоплательщика не ранее даты получения налогового уведомления (п. 4 ст. 57 НК РФ).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).
Налогоплательщик обязан уплатить налог в течение одного месяца со дня получения налогового уведомления, если более продолжительный период времени для уплаты налога не указан в этом налоговом уведомлении (пункт 6 статьи 58 НК РФ).
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ требование об уплате налога должно быть направлено налогоплательщику не позднее трех месяцев со дня выявления недоимки, если иное не предусмотрено настоящей статьей.
Налоговое уведомление от 04.09.2019 г. № 43021821 на уплату налога на имущества за 2017-2018г.г. со сроком оплаты до 02.12.2019 направлено административному ответчику в личный кабинет (л.д.17).
В установленный срок административный ответчик налоги не уплатил, что и не оспаривает Скворцов Д.Г., в связи с чем, Скворцову Д.Г. в личный кабинет налогоплательщика выгружено требование № 67425 от 23.12.2019 об уплате налога на имущество физических лиц, зачисляемый в бюджеты городских округов за 2017-2018г.г. в размере 50.730 рублей, пени в сумме 216 рублей 88 копеек со сроком исполнения до 24.01.2020 (л.д. 13, 15).
Недоимка до настоящего времени не уплачена, доказательств, подтверждающих оплату недоимки, административным ответчиком Скворцовым Д.Г. не представлено (ч. 1 ст. 62 КАС РФ), в связи с чем требования о взыскании суммы налога на имущество за 2017-2018 годы являютсяобоснованными.
При исчислении суммы налога, подлежащей взысканию, суд учитывает период владения административным ответчиком объектами недвижимости, налоговую ставку, кадастровую стоимость объекта с кадастровым номером №, указанную в ответе ФГБУ «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» по Самарской области в спорный налоговый период (л.д. 41), и которая соответствует кадастровой стоимости, в соответствии с которой сумма налога исчислена налоговым органом, в связи с чем требования административного истца о взыскании налога на имущество физических лиц за 2017-2018 г.г. законны и подлежат удовлетворению.
Согласно п. 1 ст. 70 НК РФ неисполнение или ненадлежащее исполнение обязанности по уплате налога является основанием для начисления налогоплательщику пени.
В соответствии с пунктом 3 статьи 75 НК РФ пеня начисляется за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате налога или сбора, начиная со следующего за установленным законодательством о налогах и сборах дня уплаты налога или сбора.
Пунктом 5 статьи 75 НК РФ предусмотрено, что пени уплачивается единовременно с уплатой сумм налога и сбора или после уплаты таких сумм в полном объеме.
Поскольку в установленный законом срок налог не уплачен, в требовании об уплате налога начислены пени за несвоевременную уплату налога на имущество за 2017-2018 г.г. в размере 216 рублей 88 копеек.
Требования административного истца в данной части административным ответчиком также не исполнены, и по изложенным выше основания подлежат удовлетворению. При этом суд принимает во внимание, что пени начислены на сумму недоимки по налогу на имущество, исходя из действовавших ставок рефинансирования ЦБ РФ:
- на сумму недоимки по налогу на имущество за 2017 год в размере 20.781рубль за период просрочки с 03.12.2019 по 22.12.2019 в соответствии с действовавшими ставками рефинансирования ЦБ РФ, в сумме 88 рублей 84копейки;
- на сумму недоимки по налогу на имущество за 2018 год в сумме 29.949 рублей за период просрочки с 03.02.2019 по 22.012.2019 в соответствии с действовавшими ставками рефинансирования ЦБ РФ, в сумме 128 рублей 04 копейки, а всего на общую сумму 216 рублей 88 копеек (л.д.14).
Доказательств оплаты задолженности в полном объеме суду административным ответчиком не представлено.
Материалами дела подтверждается и установлено судом, что расчет задолженности определен налоговым органом в соответствии с вышеупомянутыми нормами права, не согласиться с которым оснований у суда не имеется. Контррасчет суду не представлен.
Кроме того, суд принимает во внимание, что в судебном заседании административный ответчик Скворцов Д.Г. наличие задолженности не отрицал, а оспаривал сумму недоимки, полагая, что налоговым органом не учтены платежи по исполнительным производствам.
Опровергая доводы Скворцова Д.Г. от Мифнс России №23 по Самарской области поступил ответ на запрос суда от 17.07.2023 №10-21/28933@ (л.д 192-193) в котором указаны все судебные приказы и наличие задолженности по ним в отношении Скворцова Д.Г., так текущая задолженность по настоящему заявлению составляет 50946,88, а общая задолженность по ЕНС составляет 104407,5 рублей (л.д. 171).
Согласно ответу МОСП по ИПН ГУФССП Росси по Самарской области взыскания по исполнительному производству 177046/22/63053-ИП от 06.09 2022 взыскана сумма 837 рублей – и является исполнительским сбором. По Исполнительному производству 146359/22/63053-ИП от 28.07.2022 взыскана госпошлина 280 рублей 24 коп.
Доводы Скворцова Д.Г о том, что налоговым органом не осуществлен возврат 15 000 рублей по делу об административном правонарушении и не осуществлен возврат и не осуществлен перерасчет, также судом не могут быть приняты во внимание, согласно сведениям МИФНС России №23 по Самарской области в Инспекцию 20.04.2023 поступило заявление о возврате денежных средств в размере 15 000 руб., по данному заявлению сформирован отказ от 24.04.2023 № 7422 с формулировкой «Заявление о распоряжении путем возврата/зачете заполнено некорректно - отсутствуют обязательные реквизиты».
При принятии решения суд принимает во внимание, что в соответствии с п. 2 ст. 48 НК РФ заявление о взыскании подается в суд общей юрисдикции налоговым органом в течение шести месяцев со дня истечения срока исполнения требования об уплате налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Согласно п. 3 ст. 48 НК РФ требование о взыскании налога, сбора, страховых взносов, пеней, штрафов за счет имущества физического лица может быть предъявлено налоговым органом в порядке искового производства не позднее шести месяцев со дня вынесения судом определения об отмене судебного приказа.
Заявление о вынесении судебного приказа о взыскании со Скворцова Д.Г. налога на имущество физических лиц за 2017-2018 г.г. подано 07.05.2020, т.е. в течение шести месяцев с даты указанной в требовании об уплате налога. Судебный приказ отменен 30.07.2020 г, административное исковое заявление подано в суд 30.12.2020, в установленный законом срок.
Согласно приказу от 18.02.2021 № 01-04/027 УФНС России по Самарской области произведена реорганизация ИНФС по Промышленному и Советскому району и переименована в Межрайонную инспекцию федеральной налоговой службы №22 по Самарской области. (л.д. 158-160)
В силу ст.104 КАС РФ и ст.333.35 НК РФ истец освобожден от уплаты государственной пошлины, в связи с чем в соответствии со ст.114 КАС РФ государственная пошлина в сумме 1.728 рублей 40 копеек (в размере, предусмотренном ст.333.19 НК РФ) подлежит взысканию в доход государства с административного ответчика.
Руководствуясь ст. ст. 175-177, 290 КАС РФ, суд
РЕШИЛ:
░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №22 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░ №22 ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░ ░░ 2017 ░░░ ░ ░░░░░░░ 20.781 ░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░░░ 88 ░░░░░░ 84 ░░░░░░░, ░░ 2018 ░░░ – ░░░░░ ░ ░░░░░ 29.949 ░░░░░░, ░░░░ ░ ░░░░░ 128 ░░░░░░ 04 ░░░░░░░, ░ ░░░░░ 50 946(░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░░ ░░░░░░)88 ░░░░░░.
░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░ ░.░., ░░░ №, ░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 1.728 ░░░░░░ 40 ░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░. ░░░░░░ ░ ░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░ ░ ░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ 17 ░░░░░░░ 2023 ░░░░.
░░░░░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░.░. ░░░░░░░