Дело № 2-2186/2012
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
20 сентября 2012 г. г. Уфа
Орджоникидзевский районный суд г. Уфы в составе:
председательствующего судьи Власюка М.А.,
с участием представителя истцаЦ.С.А. – Л.В.В. (доверенность от ДД.ММ.ГГГГ сроком на три года), представителя ответчика Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан – Х.И.А. по доверенности № от ДД.ММ.ГГГГ;
при секретаре Рахматуллиной И.И.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ц.С.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Ц.С.А. обратилась с иском к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка, указав, что на основании договора купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ, истцу на праве собственности принадлежат нежилые строения: нежилое здание, общей площадью <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер № Литера А,А1,а, туалет и нежилое здание, 2-этажный, общая площадь <данные изъяты> кв.м., инвентарный номер №, Литера Б,Б1,б, расположенное по адресу: <адрес>, что подтверждается свидетельствами о государственной регистрации права собственности.
Указанные строения расположены на земельном участке площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер №), относящемся к категории земель населенных пунктов, по <адрес>, разрешенное использование для эксплуатации торгового здания. Земельный участок арендуется по договору аренды № от ДД.ММ.ГГГГ
ДД.ММ.ГГГГ Ц.С.А. обратилась в Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан по вопросу предоставления в собственность вышеуказанного земельного участка. Письмом Управления по земельным ресурсам Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан отДД.ММ.ГГГГ в предоставлении земельного участка мне было отказано по тем основаниям, что земельный участок расположен в границах красных линий.
Истец в судебное заседание не явилась, надлежащим образом извещена, письменным заявлением б/№, б/д просила рассмотреть гражданское дело в ее отсутствие. В связи с чем суд в соответствии с п. 3 ст. 167 ГПК РФ считает возможным рассмотреть дело в отсутствие истца.
В судебном заседании представитель истца иск поддержал в полном объеме, просил его удовлетворить.
Представитель ответчика возражала относительно удовлетворения иска, объяснив суду, что ДД.ММ.ГГГГ Главархитектура Администрации ГО г. Уфа предоставила сведения о земельном участке, по адресу: <адрес> о том, что данный земельный участок расположен на территории общего пользования в границах красных линий <адрес>, расположен на территории, зарезервированной для муниципальных нужд с целью размещения объектов инженерной и транспортной инфраструктуры. Постановление главы администрации об утверждении или разработке проекта планировки и проекта межевания территории, в которой расположен спорный земельный участок не принималось.
Выслушав объяснения сторон, изучив и оценив материалы дела, суд приходит к выводу, что иск подлежит удовлетворению.
В соответствии с пунктом 4 ст. 28 Земельного кодекса Российской Федерации установлены основания для отказа в предоставлении земельных участков в собственность: изъятие земельных участков из оборота, установленный законом запрет на приватизацию земельных участков, резервирование земель для государственных и муниципальных нужд.
Согласно части 11 ст. 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации красные линии – это линии, которые обозначают существующие, планируемые (изменяемые, вновь образуемые) границы территорий общего пользования, границы земельных участков, на которых расположены сети инженерно-технического обеспечения, линии электропередачи, линии связи (в том числе линейно-кабельные сооружения), трубопроводы, автомобильные дороги, железнодорожные линии и другие подобные сооружения (линейные объекты).
Красные линии являются обязательным элементом градостроительной документации.
Исходя из части 1 ст. 41 Градостроительного кодекса Российской Федерации, предусматривающей подготовку документации по планировке территории в целях обеспечения устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, следует, что планировка территории является одним из этапов градостроительной деятельности и она не может осуществляться без оформленной надлежащим образом градостроительной документации.
Как следует из пункта 2 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации проект планировки территории состоит из основной части, которая подлежит утверждению, и материалов по ее обоснованию.
Пункт 3 этой же статьи гласит, что основная часть проекта планировки территории включает в себя:
1) чертеж или чертежи планировки территории, на которых отображаются:
а) красные линии;
б) линии, обозначающие дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктур;
в) границы зон планируемого размещения объектов социально-культурного и коммунально-бытового назначения, иных объектов капитального строительства;
2) положения о размещении объектов капитального строительства федерального, регионального или местного значения, а также о характеристиках планируемого развития территории, в том числе плотности и параметрах застройки территории и характеристиках развития систем социального, транспортного обслуживания и инженерно-технического обеспечения, необходимых для развития территории.
Красные линии являются частью проекта планировки территории города (п. п. "а" п. 1 ч. 3 ст. 42 Градостроительного кодекса Российской Федерации), которая, в свою очередь, является частью генерального плана городского округа (ч. 4, 5 ст. 23 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
В целях устойчивого развития территорий, выделения элементов планировочной структуры (кварталов, микрорайонов, иных элементов), установления границ земельных участков, на которых расположены объекты капитального строительства, границ земельных участков, предназначенных для строительства и размещения линейных объектов, осуществляется подготовка документов по планировке территории в соответствии со статьями 41, 42, 43, 45 Градостроительного кодекса Российской Федерации. Документация подлежит утверждению и опубликованию в порядке, установленном для официального опубликования муниципальных правовых актов.
Однако, ни правоустанавливающие документы на земельный участок, ни документы государственного кадастрового учета не содержат сведений о том, что спорный земельный участок находится в границах красных линий, а также, что данный земельный участок (либо его часть) имеет правовой режим земель общего пользования, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке на момент подачи заявления о выкупе земельного участка не имеется.
Пункт 12 статьи 85 Земельного кодекса Российской Федерации не допускает приватизацию земельных участков общего пользования уже занятых площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, водными объектами, пляжами и другими объектами общего пользования.
Однако, из представленных в дело документов, каких-либо объектов общего пользования на спорном земельном участке на момент подачи заявления о выкупе земельного участка не имеется.
Как уже указывалось выше, из положений статей 41, 42, 43 Градостроительного кодекса РФ следует, что существующие красные линии, а также линии, обозначающие планируемые к строительству дороги, улицы, проезды, линии связи, объекты инженерной и транспортной инфраструктуры, подлежат нанесению и выделению на утвержденном в установленном порядке проекте планировке территории, являющимся основой для разработки проектов межевания территорий.
В отказе (письмо № от ДД.ММ.ГГГГ) не содержится каких-либо ссылок на утвержденный в установленном порядке проект планировки территории, в состав которой входит спорный земельный участок с нанесенными красными линиями.
В силу положений ст. 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Согласно ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Обстоятельства дела, которые в соответствии с законом должны быть подтверждены определенными средствами доказывания, не могут подтверждаться никакими другими доказательствами (ст. 41, 42, 43, 45, 24 Градостроительного кодекса Российской Федерации).
Применительно к положениям ст. 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации Ответчиком не представлены доказательства того, что спорный земельный участок согласно утвержденным документам территориального планирования находится в границах красных линий.
Более того, в силу п. 1 ст. 131 ГК РФ право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав подлежат государственной регистрации в едином государственном реестре органами, осуществляющими государственную регистрацию прав на недвижимость и сделок с ним.
В соответствии с п.п. 1, 2 ст. 27 ЗК РФ права на землю могут быть ограничены по основаниям, установленным настоящим Кодексом, федеральными законами.
На основании п. 6 ст. 56 ЗК РФ ограничение прав на землю подлежит государственной регистрации в порядке, установленном Федеральным законом «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним».
В нарушение требований закона Администрацией города не представлено доказательств произведенной регистрации ограничения прав на землю, в том числе на спорный земельный участок.
Также не может быть препятствием для предоставления истцу земельного участка в собственность на платной основе заключенный договор аренды в отношении данного земельного участка. Так, в силу п. 2.2 ст. 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 137-ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации» собственники зданий, строений, сооружений вправе приобрести в собственность находящиеся у них на праве аренды земельные участки независимо от того, когда был заключен договор аренды этих земельных участков – до или после дня вступления в силу Земельного кодекса Российской Федерации.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что занимаемый и требуемый истцом земельный участок не может быть отнесен к категории земель, которые не могут находиться к частной собственности.
Согласно пункту 6 статьи 36 Земельного Кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в пункте 1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьей 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с пунктом 2 статьи 2 ФЗ «О введении в действие Земельного кодекса РФ» до ДД.ММ.ГГГГ лица, не указанные в пункте 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по цене, устанавливаемой субъектами Российской Федерации, в населенных пунктах с численностью населения: от 500 тысяч до 3 миллионов человек – в размере от пяти – до семнадцатикратного размера ставки земельного налога за единицу площади земельного участка.
На основании части 2 статьи 25.6 Закона РБ «О регулировании земельных отношений в РБ» до ДД.ММ.ГГГГ лица, не указанные в части 1 настоящей статьи и являющиеся собственниками зданий, строений, сооружений, расположенных на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают такие земельные участки по следующей цене: в <адрес> – семнадцатикратная ставка земельного налога за единицу площади земельного участка.
Руководствуясь ст. ст. 194, 198 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Иск Ц.С.А. к Администрации городского округа город Уфа Республики Башкортостан об обязании заключить договор купли-продажи земельного участка удовлетворить в полном объеме.
Обязать Администрацию городского округа город Уфа Республики Башкортостан заключить с Ц.С.А. договор купли-продажи земельного участка площадью <данные изъяты> кв.м. (кадастровый номер №), категория земель: населенных пунктов, разрешенное использование: для эксплуатации торгового здания, расположенного по <адрес>, по цене, установленной в соответствии с действующим законодательством Российской Федерации на момент обращения – ДД.ММ.ГГГГ
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный Суд РБ в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме через Орджоникидзевский районный суд г. Уфы.
Судья М.А. Власюк