РЕШЕНИЕ
именем Российской Федерации
п. Магистральный 6 августа 2018 года
Казачинско-Ленский районный суд Иркутской области в составе председательствующего судьи Антоневич М.Ф., при секретаре Степанович Е.А.,
с участием помощника прокурора Казачинско-Ленского района Чергинец С.В..,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-218/2018 по иску прокурора Казачинско-Ленского района Иркутской области в защиту интересов неопределенного круга лиц к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» о возложении обязанности по созданию условий лицам с ограниченными возможностями для беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры,
У С Т А Н О В И Л:
02.07.2018 г. прокурор Казачинско-Ленсокго района обратился в Казачинско-Ленский районный суд с исковым заявлением в защиту прав неопредленного круга лиц к Областному государственному бюджетному учреждению здравоохранения «Казачинско-Ленская районная больница» (далее по тексту - ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ») о возложении обязанности по созданию условий лицам с ограниченными возможностями для беспрепятственного пользования объектами социальной инфраструктуры.
В обоснование иска указал, что прокуратурой района была проведена проверка соблюдения законодательства в сфере социальной защиты лиц с ограниченными возможностями (инвалидов) и установлено, что входы в здания приемного покоя и поликлиники ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ», расположенные по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, рп. Магистральный, микрорайон Северный, 37 и 37 «Б», не оборудованы пандусами, что приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры. Указанные нарушения являются недопустимыми и требуют принятия мер по их устранению. Просит возложить обязанность на ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» выполнить мероприятия, направленные на соблюдение требований законодательства РФ в сфере социальной защиты лиц с ограниченными возможностями - положений ст. 5 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно оборудовать входы в помещения приемного покоя и поликлиники указанного учреждения здравоохранения пандусами, обеспечивающими доступ инвалидов в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
24.07.2018 года истец уточнил исковые требования, просил суд возложить обязанность на ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» выполнить мероприятия, направленные на соблюдение требований законодательства РФ в сфере социальной защиты лиц с ограниченными возможностями - положений ст. 5 Федерального закона от 24.11.1995 № 181-ФЗ «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации», а именно оборудовать входы в помещения приемного покоя и поликлиники указанного учреждения здравоохранения, расположенные по адресу: Иркутская область, Казачинско-Ленский район, п.Магистральный, микрорайон Северный, 37 «Б» и Казачинско-Ленский район, п.Магистральный, микрорайон Северный, 37 соответственно пандусами, обеспечивающими доступ инвалидов в течении 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу.
В судебном заседании помощник прокурора Чергинец С.В. заявленные исковые требования с учетом уточненного искового заявления поддержал в полном объеме, просил их удовлетворить.
Представитель ответчика в судебное заседание не явился, о причинах неявки суду не сообщил.
Представитель третьего лица в судебное заседание не явился, просил о рассмотрении дела в отсутствие его представителя представил отзыв на иск, согласно которого исходя из норм действующего законодательства РФ ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» является самостоятельным юридическим лицом, за деятельность которого отвечает главный врач. В целях реализации приоритетного направления государственной социальной политики по реабилитации людей с ограниченными возможностями и для обеспечения доступности медицинских услуг, оказываемых населению ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» проводятся мероприятия по организации доступности зданий для инвалидов, а именно проведен конкурс на приобретение строительных материалов для установки стационарного пандуса в поликлинике, расположенной по адресу: <адрес> пандус будет установлен в сентябре 2018 года. Также учреждением были рассмотрены коммерческие предложения на приобретение подъемного устройства для установки на входе в приемное отделение стационара, расположенного по адресу: <адрес> договор на приобретение подъемного устройства проходит процедуру согласования, планируется его установлка в 3 квартале 2018 года.
Выслушав истца, исследовав письменные материалы дела, суд находит иск обоснованным и подлежащим удовлетворению.
В силу ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц.
Из материалов дела следует, что прокуратурой Казачинско-Ленского района Иркутской области проведена проверка соблюдения требований Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации", в ходе которой установлено, что входы в здания приемного покоя и поликлиники ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ», расположенные по адресу: <адрес>, не оборудованы пандусами, что приводит к ущемлению законных прав инвалидов, ограничивает их возможность на свободное передвижение и доступ к объектам социальной инфраструктуры.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В соответствии со статьей 15 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" организации независимо от организационно-правовых форм обязаны создавать условия инвалидам (включая инвалидов, использующих кресла-коляски и собак-проводников) для беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры (жилым, общественным и производственным зданиям, строениям и сооружениям, спортивным сооружениям, местам отдыха, культурно-зрелищным и другим учреждениям).
В силу статьи 9 Конвенции о правах инвалидов меры по выявлению и устранению препятствий и барьеров, мешающих доступности, должны распространяться на здания, дороги, транспорт и другие внутренние и внешние объекты, включая школы, жилые дома, медицинские учреждения и рабочие места.
К объектам социальной и инженерной инфраструктур, подлежащим оснащению специальными приспособлениями и оборудованием для свободного передвижения и доступа инвалидов и других маломобильных групп населения, относятся: жилые здания государственного и муниципального жилищного фонда; административные здания и сооружения; объекты культуры и культурно-зрелищные сооружения (театры, библиотеки, музеи, места отправления религиозных обрядов и т.д.); объекты и учреждения образования и науки, здравоохранения и социальной защиты населения; объекты торговли, общественного питания и бытового обслуживания населения, кредитные учреждения; гостиницы, отели, иные места.
Перечисленные в статье 15 Федерального закона "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" гарантии являются конституционными и направлены на обеспечение инвалидам равных с другими гражданами возможностей в реализации их прав и свобод.
При этом исполнение установленной в Федеральном законе "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" обязанности по осуществлению мер социальной защиты инвалидов по созданию беспрепятственного доступа к объектам социальной инфраструктуры не поставлено в зависимость от строительства и реконструкции данного объекта.
Параметры доступности зданий и сооружений для инвалидов и других групп населения с ограниченными возможностями передвижения указаны в строительных нормах и правилах: СНиП 35-01-2001 "Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения", утвержденные постановлением Госстроя России от 16.07.2001 N 73, свод правил "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001", утвержденный приказом Минрегиона России от 27.12.2011 N 605 и действующий с 01.01.2013.
Согласно пунктам 4.1.14, 5.1.1, 5.1.2, 5.1.9 "СП 59.13330.2012. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. Актуализированная редакция СНиП 35-01-2001" лестницы должны дублироваться пандусами или подъемными устройствами; в здании должен быть как минимум один вход, доступный для маломобильных групп населения, с поверхности земли и из каждого доступного для маломобильных групп населения подземного или надземного уровня, соединенного с этим зданием; наружные лестницы и пандусы должны иметь поручни с учетом технических требований к опорным стационарным устройствам по ГОСТ Р 51261; помещения, где могут находиться инвалиды на креслах-колясках или с недостатками зрения, следует размещать на уровне входа, ближайшего к поверхности земли. При ином размещении помещений по высоте здания, кроме лестниц, следует предусматривать пандусы, подъемные платформы для инвалидов (далее - подъемные платформы) или лифты.
Согласно выписки из Единого государственного реестра юридических лиц, ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ», является юридическим лицом.
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» имеет на праве оперативного управления здание Главного корпуса (хирургическое отделе, акушерско-гинекологическое отделение, приемный покой, пищеблок), расположенное по адресу: <адрес>.(л.д.12)
Согласно свидетельствам о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ. ОГБУЗ «Казачинско-Ленская РБ» имеет на праве оперативного управления здание - Расширение больничного комплекса, расположенное по адресу: <адрес>(л.д.13)
Главного корпуса (хирургическое отделе, акушерско-гинекологическое отделение, приемный покой, пищеблок), расположенное по адресу: <адрес>.(л.д.12)
Как установлено в суде и не оспаривалось ответчиком, указанные здания учреждения пандусами не оборудованы.
Несоблюдение требований, установленных указанными нормативными правовыми актами в части доступности для инвалидов зданий и сооружений, являясь по существу признанием неравенства прав граждан, посещающих такие здания, по сравнению с правами других граждан, противоречит положениям статей 20, 41 Конституции Российской Федерации и конституционно закрепленному принципу равенства всех перед законом (статья 19 Конституции Российской Федерации).
Таким образом, суд приходит к выводу, что ответчиком не исполняются обязанности, возложенные на него законом, чем нарушаются права, свободы и законные интересы неопределенного круга лиц, что является основанием для удовлетворения заявления прокурора, и возложения на него обязанности в устранении нарушения в установленный срок.
На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ,
Р е ш и л:
░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░ «░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░░░░░░» ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░░░░░ - ░░░░░░░░░ ░░. 5 ░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░ 24.11.1995 № 181-░░ «░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░», ░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░░░ ░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░> ░ ░░░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░ ░░ ░░░░░░: <░░░░░>, ░░░░░░░░░, ░░░░░░░░░░░░░░░ ░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░ 6 ░░░░░░░ ░░ ░░░ ░░░░░░░░░░ ░░░░░░░ ░░░░ ░ ░░░░░░░░ ░░░░.
░░░░░░░ ░░░░░ ░░░░ ░░░░░░░░░░ ░ ░░░░░░░░░ ░░░░░░░░░ ░░░ ░░░░░ ░░░░░░░░░░-░░░░░░░ ░░░░░░░░ ░░░ ░ ░░░░░░░ 10 ░░░░.
░░░░░ ░.░. ░░░░░░░░░