Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2064/2019 ~ М-455/2019 от 24.01.2019

Дело № 2-2064/9/2019 г.

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

13 мая 2019 года г. Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе судьи Малыгина П.А.,

при ведении протокола судебного заседания секретарем Дубининой П.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании материалы дела по иску управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 2 «Источник» и администрации Петрозаводского городского округа о понуждении совершить определенные действия,

установил:

Управление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия (далее – Управление Роспотребнадзора по РК, Роспотребнадзор, истец) в интересах неопределенного круга лиц обратилось в Петрозаводский городской суд Республики Карелия с иском к муниципальному бюджетному общеобразовательному учреждению Петрозаводского городского округа «Средняя общеобразовательная школа № 2 «Источник» (далее – МОУ «Школа № 2») и администрации Петрозаводского городского округа (далее – Администрация) со следующими требованиями с учетом их уточнения от 26.04.2019: обязать МОУ «Школа № 2» устранить нарушения санитарного законодательства по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Парфенова, дом 8-а, и в срок до 31.12.2021 выполнить следующее: обеспечить напольное покрытие в холле 1 этажа, в холле 2 этажа, в холле 3 этажа и в большом спортивном зале соответствующим требованиям пункта 4.28 и пункта 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10; обеспечить отделку потолочного покрытия в соответствии с требованиями пункта 4.28 и пункта 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10, убрав следы протечек; обеспечить режим проветривания помещений в соответствии с требованиями пунктов 6.8 и 6.10 СанПиН 2.4.2821-10, заменив оконные блоки в помещениях кабинетов №№ 109, 222, 223 (кабинет физики – лаборатория), 224, 225, 226, 228, 232, 233, 234, 236, 237, 238, 239, 240, 346 (кабинет биологии – лаборатория), 348 (кабинет химии – лаборатория), 349, 350, 351, 355, 357, 358, 359, 361, 363, в помещениях актового зала (первый этаж), медицинского кабинета, гардероба, в холле 1 этажа, в холле 2 этажа, в холле 3 этажа; обеспечить выполнение требований по водоснабжению помещений в соответствии с пунктом 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 в кабинетах физики (№ 223), химии (№ 348), биологии (№ 346). Одновременно истец просит обязать Администрацию обеспечить финансирование указанных работ.

В судебном заседании представитель Роспотребнадзора Егоренко А.А. требования поддержал по доводам, изложенным в иске и заявлении об уточнении исковых требований.

Представитель МОУ «Школа № 2» Макаренко С.Ф. согласилась с исковыми требованиями. Невозможность ранее произвести указанные работы объяснила отсутствием финансирования. Считает, что работы необходимо проводить в период летних каникул, поскольку ремонт кровли может привести к срыву образовательного процесса. Муниципальный контракт на ремонт спортивного зала уже заключен, но не исполнен.

Представитель Администрации Хмелевская М.В. просила в иске к администрации отказать, так как финансирование ремонта части работ предусмотрено в бюджете. Муниципальный контракт на ремонт спортивного зала заключен, оплата будет произведена после подписания акта выполненных работ.

Подробная позиция МОУ «Школа № 2» и Администрации отражена в письменных доводах, представленных в материалы дела.

Заслушав объяснения сторон, исследовав исковое заявление, изучив и оценив представленные в материалы дела доказательства и доводы сторон, суд считает установленными следующие обстоятельства.

Как следует из материалов дела, МОУ «Школа № 2» зарегистрировано и поставлено на учет в налоговом органе, осуществляет свою деятельность по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Парфенова, дом 8-а.

Уставом МОУ «Школа № 2» (далее – учреждение) предусмотрено, что учреждение является общеобразовательным, а учредителем и собственником учреждения является Петрозаводский городской округ. Функции и полномочия учредителя и собственника осуществляет администрация Петрозаводского городского округа (см. соответствующие положения Устава). Как установлено Уставе, имущество учреждения находится в муниципальной собственности Петрозаводского городского округа и закрепляется за учреждением на праве оперативного управления. Финансовое обеспечение деятельности учреждения осуществляется за счет средств, выделенных учреждению в виде субсидий на основании муниципального задания и плана финансово-хозяйственной деятельности учреждения, утвержденным в порядке, установленном учредителем. Учреждение самостоятельно осуществляет финансово-хозяйственную деятельность в соответствии с предметами и целями деятельности, строит отношения с другими юридическими лицами и гражданами во всех сферах деятельности на основе договоров, соглашений, контрактов.

Специалистами Роспотребнадзора осуществлена проверка на предмет соблюдения МОУ «Школа № 2» требований санитарно-эпидемиологического законодательства.

В результате проверки были выявлены нарушения законодательства о санитарно-эпидемиологическом благополучии населения, в том числе нарушения СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях». В частности, выявлены ненадлежащее состояние кровли некоторых помещений школы, напольных покрытий в помещениях школы, повреждения оконных рам, отсутствие водоснабжение в кабинетах физики, химии, биологии. Ранее аналогичные недостатки и нарушения выявлялись при проведении аналогичных проверок Роспотребнадзора, о чем содержатся сведения в предписаниях № 1307/290-п от 22.08.2012, № 911/321-п от 27.09.2013, № 858/294-п от 08.09.2014, № 459/297-п от 20.09.2016, № 133/126-п от 18.04.2017, № 510/274-п от 31.08.2017, № 566/334-п от 20.10.2017, № 892/289-п от 22.10.2018 и соответствующих предписаниям актах проверок, но они не были устранены в полном объеме на протяжении указанного в актах проверок времени.

В плане финансово-хозяйственной деятельности МОУ «Школа № 2» не предусмотрено выделение денежных средств на выполнение работ по ремонту помещений и замену окон. Собственными средствами в таком объеме образовательное учреждение не располагает. В период рассмотрения дела был проведен электронный аукцион на выполнение работ по ремонту потолка, пола и установке светильников в спортивном зале школы. В материалы дела договор представлен не был. Работы по договору не выполнены, акт выполненных работ не подписан, денежные средства подрядчику не перечислены.

Роспотребнадзор, мотивируя свои доводы, ссылается на положения части 1 статьи 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в которой указано, что в случаях, предусмотренных законом, органы государственной власти, органы местного самоуправления, организации или граждане вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов других лиц по их просьбе либо в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц. Заявление в защиту законных интересов недееспособного или несовершеннолетнего гражданина в этих случаях может быть подано независимо от просьбы заинтересованного лица или его законного представителя.

Суд соглашается с мнением истца, поскольку в рассматриваемом случае Роспотребнадзор имеет право выступать в интересах неопределенного круга лиц, в частности, учащихся МОУ «Школа № 2», работающих в учреждении граждан, а также тех лиц, которые посещают территорию и помещения школы (родители, посетители, гости и т.д.). При этом определить конкретный круг лиц невозможно в виду открытости образования в Российской Федерации.

Согласно пункту 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 28.06.2012 № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей» (далее – Постановление № 17) в соответствии со статьями 45 и 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, статьями 44, 45 и 46 Закона о защите прав потребителей суду общей юрисдикции подведомственны дела по искам прокуроров, уполномоченных органов, органов местного самоуправления, общественных объединений потребителей (их ассоциаций, союзов), имеющих статус юридического лица, к изготовителю (продавцу, исполнителю, уполномоченной организации или уполномоченному индивидуальному предпринимателю, импортеру), поданным в защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей. В защиту прав и законных интересов неопределенного круга потребителей указанными лицами могут быть заявлены лишь требования, целью которых является признание действий ответчика противоправными или прекращение противоправных действий ответчика (статья 1065 Гражданского кодекса Российской Федерации, статья 46 Закона).

По смыслу вышеуказанных норм и разъяснений Постановления № 17 обращение органов государственного надзора в суд с исками о прекращении противоправных действий в отношении неопределенного круга потребителей не относится к подведомственности арбитражных судов, что следует из позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Определении от 08.07.2014 № 18-КГ14-66.

При таких обстоятельствах истцом правильно определена подведомственность рассматриваемого спора.

Согласно пункту 2 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане (физические лица) и юридические лица приобретают и осуществляют свои гражданские права своей волей и в своем интересе. Они свободны в установлении своих прав и обязанностей на основе договора и в определении любых не противоречащих законодательству условий договора.

Гражданские права могут быть ограничены на основании федерального закона и только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безопасности государства.

Абзац 3 статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации предусматривает, что защита гражданских прав осуществляется путем восстановления положения, существовавшего до нарушения права, и пресечения действий, нарушающих право или создающих угрозу его нарушения.

Общие правовые вопросы регулирования в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения установлены Федеральным законом от 30.03.1999 № 52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» (далее – Закон № 52-ФЗ).

В соответствии с требованиями статьи 11 Закона № 52-ФЗ индивидуальные предприниматели и юридические лица в соответствии с осуществляемой ими деятельностью обязаны выполнять требования санитарного законодательства, а также постановлений, предписаний осуществляющих федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор должностных лиц.

В пункте 1 статьи 28 названного закона предусмотрено, что в организациях отдыха и оздоровления детей, дошкольных и других образовательных организациях независимо от организационно-правовых форм должны осуществляться меры по профилактике заболеваний, сохранению и укреплению здоровья обучающихся и воспитанников, в том числе меры по организации их питания, и выполняться требования санитарного законодательства.

В соответствии с пунктом 1 статьи 39 Закона № 52-ФЗ на территории Российской Федерации действуют федеральные санитарные правила, утвержденные федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

В соответствии с пунктом 3 статьи 39 указанного закона соблюдение санитарных правил является обязательным для граждан, индивидуальных предпринимателей и юридических лиц.

Исходя из требований пункта 4.28 СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы», утвержденных Постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29.12.2010 № 189 (далее – СанПиН), потолки и стены всех помещений должны быть гладкими, без щелей, трещин, деформаций, признаков поражений грибком и допускающими проводить их уборку влажным способом с применением дезинфицирующих средств. Допускается в учебных помещениях, кабинетах, рекреациях и других помещениях оборудование подвесных потолков из материалов, разрешенных для применения в общеобразовательных организациях, при условии соблюдения кратности воздухообмена.

В пункте 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10 указано на то, что полы в учебных помещениях и кабинетах и рекреациях должны иметь дощатое, паркетное, плиточное покрытие или линолеум. В случае использования плиточного покрытия поверхность плитки должна быть матовой и шероховатой, не допускающей скольжение. Полы туалетных и умывальных комнат рекомендуется выстилать керамической плиткой.

Полы во всех помещениях должны быть без щелей, дефектов и механических повреждений.

В пунктах 6.8, 6.9 и 6.10 названного СанПиН 2.4.2.2821-10 предусмотрено то, что окна должны быть оборудованы откидными фрамугами с рычажными приборами или форточками. Площадь фрамуг и форточек, используемых для проветривания, в учебных помещениях должна быть не менее 1/50 площади пола. Фрамуги и форточки должны функционировать в любое время года. При замене оконных блоков площадь остекления должна быть сохранена или увеличена. Плоскость открытия окон должна обеспечивать режим проветривания. Остекление окон должно быть выполнено из цельного стеклополотна. Замена разбитых стекол должна проводиться немедленно.

Пунктом 4.27 СанПиН 2.4.2.2821-10 установлено, что в помещениях начальных классов, лаборантских, учебных кабинетах (химия, физика, рисование, биология), мастерских, кабинетах домоводства, во всех помещениях медицинского назначения устанавливаются умывальные раковины.

Холодным и горячим централизованным водоснабжением обеспечиваются помещения общеобразовательной организации, дошкольного образования и интерната при общеобразовательной организации, в том числе: помещения пищеблока, столовая, буфетные, душевые, умывальные, кабины личной гигиены, помещения медицинского назначения, мастерские трудового обучения, кабинеты домоводства, помещения начальных классов, кабинеты рисования, физики, химии и биологии, лаборантские, помещения для обработки уборочного инвентаря и туалеты общеобразовательных организациях (пункт 8.1).

В материалах дела имеются доказательства тому, что в связи с ненадлежащим состоянием кровли в помещениях школы имеются следы протечек. Это является прямым нарушением требований пункта 4.28 СанПиН. Напольные покрытия имеют дефекты, изношенности. В помещениях не выполняются требования к воздушно-тепловому режиму, что связано с ненадлежащим состоянием оконных блоков, требующих замены. Отсутствует водоснабжения в кабинетах физики, химии и биологии.

Согласно части 1 статьи 43 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на образование.

Согласно пунктам 1 и 2 статьи 209 Гражданского кодекса Российской Федерации собственнику принадлежат права владения, пользования и распоряжения своим имуществом. Собственник вправе по своему усмотрению совершать в отношении принадлежащего ему имущества любые действия, не противоречащие закону и иным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц, в том числе отчуждать свое имущество в собственность другим лицам, передавать им, оставаясь собственником, права владения, пользования и распоряжения имуществом, отдавать имущество в залог и обременять его другими способами, распоряжаться им иным образом.

На основании статьи 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.

На основании пункта 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.

Собственником недвижимого имущества МОУ «Школа № 2» является Петрозаводский городской округ.

Согласно пункту 2 части 6 статьи 28 Федерального закона от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (далее – Закон об образовании) к компетенции образовательной организации относятся материально-техническое обеспечение образовательной деятельности, оборудование помещений в соответствии с государственными и местными нормами и требованиями, в том числе в соответствии федеральными государственными требованиями и образовательными стандартами. Образовательная организация несет ответственность в установленном законодательством Российской Федерации порядке за невыполнение или ненадлежащее выполнение функций, а также за жизнь и здоровье обучающихся, работников образовательной организации.

Пункт 5 части 1 статьи 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования относит обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

Пунктом 3 части 1 статьи 17 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» предусмотрено, что в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления поселений, муниципальных районов, городских округов, городских округов с внутригородским делением и внутригородских районов обладают, в том числе, полномочиями на создание муниципальных предприятий и учреждений, осуществление финансового обеспечения деятельности муниципальных казенных учреждений и финансового обеспечения выполнения муниципального задания бюджетными и автономными муниципальными учреждениями, а также осуществление закупок товаров, работ, услуг для обеспечения муниципальных нужд.

Таким образом, обязанность по финансированию устранения нарушений в образовательном учреждении требований СанПиН в случае недостаточности у МОУ «Школа № 2» денежных средств должна быть возложена на Администрацию.

В силу части 1 статьи 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации каждая сторона должна доказать те обстоятельства, на которые она ссылается как на основания своих требований и возражений, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Ответчиками в материалы дела не было представлено доводов и доказательств в обоснование своей позиции, в опровержение доводов и доказательств стороны истца.

Суд, руководствуясь названными выше нормами права, исследовав представленные в материалы дела доказательства в их совокупности, приходит к выводу об обоснованности заявленных исковых требований, которые подлежат удовлетворению.

При этом заключение муниципальных контрактов в период рассмотрения дела не позволяет суду отказать в иске в этой части, так как работы не выполнены, акты выполненных работ не подписаны, подрядчику денежные средства по муниципальному контракту не перечислены. Это свидетельствует о том, что требования добровольно не удовлетворены. Суд считает, что не возникнут правовых коллизий по исполнению решения суда, по повторному выделению финансирования, по совершению уже ранее произведенных действий, так как сторона ответчика может предъявить соответствующие документы, свидетельствующие об исполнении решения (начале его исполнения), даже в период вступления решения суда в законную силу. В этой связи доводы Администрации суд отклоняет.

Частью 2 статьи 206 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации установлено, что в случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.

Разрешая вопрос о возложении на ответчиков обязанности совершить действия по устранению нарушений санитарно-эпидемиологического законодательства и обеспечить их финансирование, суд, полагает необходимым установить срок исполнения решения суда в части осуществления устранения нарушений – до 31.12.2021, считая его разумным и соизмеримым с необходимыми действиями.

Осуществление указанных работ возможно только с соблюдением требований Федерального закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд», что само по себе ставит невозможным исполнения решения суда без соблюдения указанных требований. Кроме того, ремонт кровли, замена окон невозможен в учебный год, так как с учетом специфики проведения такого ремонта это повлечет приостановление образовательного процесса в МОУ «Школа № 2».

В тоже время суд не находит оснований для установления срока для финансового обеспечения, так как само по себе установление срока выполнения работ подразумевает, что к обозначенному сроку должны быть выполнены все мероприятия, как по финансированию работ, так и по их производству.

Руководствуясь статьями 194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Петрозаводский городской суд Республики Карелия

решил:

Исковые требования управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Республике Карелия удовлетворить полностью.

Обязать муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение Петрозаводского городского округа «Петрозаводская средняя общеобразовательная школа № 2 «Источник» в срок до 31.12.2021 выполнить следующие мероприятия в помещениях по адресу: Республика Карелия, г. Петрозаводск, ул. Парфенова, дом 8-а:

обеспечить напольное покрытие в холле 1 этажа, в холле 2 этажа, в холле 3 этажа и в большом спортивном зале соответствующим требованиям пункта 4.28 и пункта 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10;

обеспечить отделку потолочного покрытия в соответствии с требованиями пункта 4.28 и пункта 4.29 СанПиН 2.4.2.2821-10, убрав следы протечек; обеспечить режим проветривания помещений в соответствии с требованиями пунктов 6.8 и 6.10 СанПиН 2.4.2821-10, заменив оконные блоки в помещениях кабинетов №№ 109, 222, 223 (кабинет физики – лаборатория), 224, 225, 226, 228, 232, 233, 234, 236, 237, 238, 239, 240, 346 (кабинет биологии – лаборатория), 348 (кабинет химии – лаборатория), 349, 350, 351, 355, 357, 358, 359, 361, 363, в помещениях актового зала (первый этаж), медицинского кабинета, гардероба, в холле 1 этажа, в холле 2 этажа, в холле 3 этажа;

обеспечить выполнение требований по водоснабжению помещений в соответствии с пунктом 8.1 СанПиН 2.4.2.2821-10 в кабинетах физики (№ 223), химии (№ 348), биологии (№ 346), оборудовав указанные помещения холодным и горячим централизованным водоснабжением.

Обязать администрацию Петрозаводского городского округа обеспечить финансирование указанных ремонтных и строительных работ в муниципальном бюджетном общеобразовательном учреждении Петрозаводского городского округа «Петрозаводская средняя общеобразовательная школа № 2 «Источник»», расположенном по адресу: Республика Карелия, город Петрозаводск, ул. Парфенова, дом 8-а.

Решение может быть обжаловано в Верховный Суд Республики Карелия через Петрозаводский городской суд Республики Карелия в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Судья П.А. Малыгин

Мотивированное решение изготовлено 20 мая 2019 года.

2-2064/2019 ~ М-455/2019

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Управление Роспотребнадзора по РК
Ответчики
Администрация ПГО
МБОУ ПГО "СОШ№2 "Источник"
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Малыгин П.А.
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
24.01.2019Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
24.01.2019Передача материалов судье
24.01.2019Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
13.02.2019Рассмотрение исправленных материалов, поступивших в суд
13.02.2019Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
13.02.2019Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
21.03.2019Предварительное судебное заседание
16.04.2019Судебное заседание
08.05.2019Судебное заседание
13.05.2019Судебное заседание
20.05.2019Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
07.06.2019Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
01.08.2019Дело оформлено
05.08.2019Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее