Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2а-5692/2020 ~ М-5877/2020 от 10.09.2020

№2а-5692/2020

10RS0011-01-2020-011066-82

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

22 октября 2020 г. г.Петрозаводск

Петрозаводский городской суд Республики Карелия в составе председательствующего судьи Тарабриной Н.Н., при секретаре Паласеловой О.А., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административным искам Трифонова Петра Александровича к Министерству имущественных и земельных отношений республики Карелия об оспаривании решения,

установил:

Трифонов П.А. обратился в суд с иском к Министерству имущественных и земельных отношений республики Карелия по тем основаниям, что он 22.06.2020 года обратился к ответчику с заявлением о предоставлении для индивидуального жилищного строительства земельного участка площадью 755 кв.м с кадастровым номером , расположенного по адресу <адрес>. Земельный участок расположен в западной части кадастрового квартала . Письмом от 15.07.2020 года №16014/124-21 ответчик отказал истцу в удовлетворении заявления, сославшись на невозможность возведения на указанному земельном участке жилого дома. Административный истец с таким решением не согласен, указывает на то, что выводы ответчика, изложенные в ответе от 15.07.2020 года, преждевременны, параметры планируемого объекта индивидуального жилищного строительства, в том числе класс огнестойкости, местоположение и размеры объекта, не определены. Истец просит признать незаконным отказ Министерства имущественных и земельных отношений республики Карелия в удовлетворении его заявления, оформленный письмом от 15.07.2020 года №16014/124-21.

Определением от 23.09.2020 года указанный иск соединен для совместного рассмотрения с иском Трифонова П.А. к Министерству имущественных и земельных отношений республики Карелия об оспаривании решения от 15.07.2020 года №16014/124-21, которым административный ответчик отказал истцу в изменении вида разрешенного использования того же земельного участка с «Для индивидуального жилищного строительства (код 2.1)» на вид «Благоустройство территории (код 12.0.2)». По доводам иска использование земельного участка с установленным с отношении него видом разрешенного использования невозможно, что следует из ответа от 15.07.2020 года №16014/124-21, в связи с чем истец полагает, что ответчик в силу предоставленных ему законом полномочий должен разрешить его заявление об изменении вида разрешенного использования земельного участка.

Определениями суда к участию в деле привлечены заинтересованные лица Администрация Прионежского муниципального района и Администрация Шуйского сельского поселения, Благодарева Л.А..

В судебном заседании административный истец иски поддержал, полагает, что имеются законные основания для предоставления ему свободного от прав иных лиц испрашиваемого земельного участка, в случае, если суд не усмотрит оснований для удовлетворения иска об оспаривании решения об отказе в предоставлении земельного участка, ответчик обязан разрешить заявление истца об изменении вида разрешенного использования земельного участка, не пригодного для использования с учетом установленного в отношении него разрешенного вида использования.

Представитель ответчика, заинтересованные лица в рассмотрении дела участия не принимали, о рассмотрении дела извещены, просили о рассмотрении дела в их отсутствие.

От ответчика поступила письменная позиция на иски, согласно которой предоставление истцу испрашиваемого земельного участка невозможно, поскольку отсутствует возможность использования его в соответствии с разрешенным видом использования – для возведения жилого дома. Обращение в регистрирующий орган с заявлением об изменении вида разрешенного использования спорного земельного участка не отнесено к полномочиям ответчика.

Заинтересованное лицо Администрация Прионежского муниципального района подтвердило невозможность использования испрашиваемого земельного участка в целях индивидуального жилищного строительства. Благодарева Л.А. указала в письменных возражениях, что согласно уведомлению Министерства имущественных и земельных отношений договор аренды испрашиваемого истцом земельного участка, заключенный между нею и полномочным органом, прекратил свое действие, свое имущество с земельного участка с кадастровым номером она вывезла, вместе с тем с исключением из ЕГРН записи о договоре аренды она не согласна, намерена обжаловать действия Министерства в судебном порядке.

Суд, заслушав пояснения истца, исследовав материалы дела, приходит к следующему.

Иск подан в суд в установленный законом срок.

В соответствии с частью 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.

В соответствии с ч. 9 ст. 227 КАС РФ суд, в случае признания решения, действия (бездействия) незаконными орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями и принявшие оспоренное решение или совершившие оспоренное действие (бездействие), обязаны устранить допущенные нарушения или препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов административного истца либо прав, свобод и законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление, и восстановить данные права, свободы и законные интересы указанным судом способом в установленный им срок, а также сообщить об этом в течение одного месяца со дня вступления в законную силу решения по административному делу об оспаривании решения, действия (бездействия) в суд, гражданину, в организацию, иному лицу, в отношении которых соответственно допущены нарушения, созданы препятствия.

Статьей 3 Закона «О перераспределении, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия» от 29.12.2015 № 1980-ЗРК установлено, что полномочия по распоряжению земельными участками, государственная собственность на которые не разграничена осуществляются органом исполнительной власти Республики Карелия уполномоченным Правительством Республики Карелия. Таким органом является Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия.

Судом установлено, что 10.06.2020 года ответчику поступило заявление Трифонова П.А. (вх.№14380) об изменении вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером площадью 755 кв.м по адресу: <адрес>, установлен вид разрешенного использовании «для индивидуального жилищного строительства», истец просит изменить его на вид разрешенного использовании «благоустройство территории (код 12.0.2)». Заявление обосновано невозможностью использования указанного земельного участка в соответствии с разрешенным видом использования.

22.06.2020 года в адрес административного ответчика поступило заявление Трифонова П.А. (вх.№15212) о предоставлении в собственность по основаниям пп. 10 п. 2 ст. 39.3 Земельного кодекса РФ земельного участка с кадастровым номером площадью 755 кв.м по адресу: <адрес>, для индивидуального жилищного строительства.

Рассмотрев заявления Трифонова П.А., ответчик принял решение, выраженное в письме от 15.07.2020 года №16014/124-21, отказав в предоставлении земельного участка по тем основаниям, что использование земельного участка в соответствии с видом разрешенного использования, а именно для индивидуального жилищного строительства, невозможно, поскольку размеры земельного участка, его расположение, требования пожарной безопасности, проходящая через участок охранная зона воздушной лине электропередачи не позволяют разметить на нем объект недвижимости – индивидуальный жилой дом. Ответчик также не усмотрел оснований для удовлетворения заявления об изменении разрешенного вида использования земельного участка, указав в своем ответе на то, что Министерство не является органом, уполномоченным на обращение в орган регистрации прав за изменением вида разрешенного использования земельного участка, государственная собственность на который не разграничена.

Согласно пп. 10 п. 2 статьи 39.3 Земельного кодекса РФ без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков гражданам для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, гражданам или крестьянским (фермерским) хозяйствам для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности в соответствии со статьей 39.18 настоящего Кодекса.

Согласно статье 39.18 Земельного кодекса РФ в случае поступления заявления гражданина о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для индивидуального жилищного строительства, ведения личного подсобного хозяйства в границах населенного пункта, садоводства, заявления гражданина или крестьянского (фермерского) хозяйства о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка для осуществления крестьянским (фермерским) хозяйством его деятельности уполномоченный орган в срок, не превышающий тридцати дней с даты поступления любого из этих заявлений, совершает одно из следующих действий: - принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка или об отказе в предоставлении земельного участка в соответствии с пунктом 8 статьи 39.15 или статьей 39.16 настоящего Кодекса.

Согласно статье 11.9 6. образование земельных участков не должно нарушать требования, установленные настоящим Кодексом, другими федеральными законами.

В соответствии с п. 2 статьи 7 Земельного кодекса РФземли, указанные в пункте 1 настоящей статьи, в том числе земли населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.

Установлено, что по сведениям ЕГРН земельный участок с кадастровым номером отнесен к категории земель - «земли населенных пунктов» и имеет вид разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства». Правами иных лиц земельный участок к моменту разрешения заявления обременен не был. Сведения об обременении земельного участка арендой по договору от 25.04.2005 года из ЕГРН исключены. Действия административного ответчика по направлению арендатору Благодаревой Л.А. уведомления о прекращении действия договора аренды, по обращению в регистрирующий орган с заявлением об исключении из ЕГРН записи об обременении предметом настоящего дела не являются.

В соответствии с картой градостроительного зонирования, входящей в состав Правил землепользования и застройки Шуйского сельского поселения, утвержденных решением Совета Прионежского муниципального района от 17.09.2019 №14, испрашиваемый земельный участок расположен в территориальной зоне - «Зона застройки индивидуальными жилыми домами (Ж-1)». Классификатором видов разрешенного использования земельных участков, утвержденным Приказом Минэкономразвития России от 01.09.2014 №540, определен вид разрешенного использования «для индивидуального жилищного строительства» (код Классификатора - 2.1), который предполагает: размещение жилого дома (отдельно стоящего здания количеством надземных этажей не более чем три, высотой не более двадцати метров, которое состоит из комнат и помещений вспомогательного использования, предназначенных для удовлетворения гражданами бытовых и иных нужд, связанных с их проживанием в таком здании, не предназначенного для раздела на самостоятельные объекты недвижимости); выращивание сельскохозяйственных культур; размещение индивидуальных гаражей и хозяйственных построек.

Из заявления истца следует, что им земельный участок испрашивается для индивидуального жилищного строительства, то есть на земельном участке предполагается размещение объекта капитального строительства – индивидуального жилого дома.

Согласно СНиП 2.07.01-89 «Градостроительство. Планировка и застройка городских и сельских поселений», Федеральному закону от 22.07.2008 № 123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» между зданиями, сооружениями устанавливаются противопожарные расстояния, которые должны обеспечивать нераспространение пожара на соседние здания, сооружения.

В соответствии с п. 4.3 СП 4.13130.2013 «Системы противопожарной защиты. Ограничение распространения пожара на объектах защиты. Требования к объемно-планировочным и конструктивным решениям» противопожарное расстояние между жилыми и общественными зданиями в зависимости от степени огнестойкости и класса их конструктивной пожарной опасности составляет от 6 до 15 метров.

По сведениям ЕГРН площадь испрашиваемого земельного участка составляет 755 кв. м, ширина земельный участка составляет около 13 м. Ответчиком при проведении аналитическо-правовой работы по рассмотрению заявления выявлено наличие объектов недвижимости на смежных земельных участках с кадастровыми номерами и .

Помимо этого испрашиваемый земельный участок частично расположен в границах охранной зоны воздушной линии электропередачи ВЛ 6 кВ Л-21-4 Шуя- поселок (с совместной подвеской с ВЛ 0,4 кВ |от ТП-83 с опоры 105 по опору 114; с совместной подвеской с ВЛ 0,4 кВ от ТП-85 с опоры 104 по опору 106) - ЗОУИТ 10.20.2.46, сведения об указанной зоне внесены в ЕГРН.

В соответствии с абзацем 2 пп. 2 п. 2 ст. 89 Земельного кодекса РФ для обеспечения безопасного и безаварийного функционирования, безопасной эксплуатации объектов электроэнергетики устанавливаются охранные зоны с особыми условиями использования земельных участков независимо от категорий земель, в состав которых входят эти земельные участки. Порядок установления таких охранных зон для отдельных видов объектов и использования соответствующих земельных участков определяется Правительством Российской Федерации.

В силу п. 2 Правил установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 24.02.2009 №160 «О порядке установления охранных зон объектов электросетевого хозяйства и особых условий использования земельных участков, расположенных в границах таких зон» в охранных зонах в целях обеспечения безопасных условий эксплуатации и исключения возможности повреждения линий электропередачи и иных объектов электросетевого хозяйства устанавливаются особые условия использования территорий. В соответствии с п. 8. Правил установления охранных зон в охранных зонах запрещается осуществлять любые действия, которые могут нарушить безопасную работу объектов электросетевого хозяйства, в том числе размещать любые объекты и предметы (материалы) в пределах созданных в соответствии с требованиями нормативно-технических документов проходов и подъездов для доступа к объектам электросетевого хозяйства, а также проводить любые работы и возводить сооружения, которые могут препятствовать доступу к объектам электросетевого хозяйства, без создания необходимых для такого доступа проходов и подъездов. Исходя из п. 10 Правил установления охранных зон в пределах охранных зон без письменного решения о согласовании сетевых организаций юридическим и физическим лицам запрещаются: строительство, капитальный ремонт, реконструкция или снос здании и сооружении; горные, взрывные, мелиоративные работы, в том числе связанные с временным затоплением земель; посадка и вырубка деревьев и кустарников (…).

Учитывая расположение и размеры испрашиваемого земельного участка, требования пожарной безопасности, предусмотренные СНиП 2.07.01-89, СП 4.13130.2013, Федеральным законом №123-ФЗ, частичное расположение испрашиваемого земельного участка в границах охранной зоны воздушной линии электропередачи размещение объекта недвижимости - индивидуального жилого дома - на испрашиваемом земельном участке невозможно.

Суд с указанными выше выводами административного ответчика соглашается. Невозможность использования испрашиваемого земельного участка подтверждается представленными в дело кадастровыми выписками, а также градостроительным планом земельного участка, подготовленным Администрацией Прионежского муниципального района от 08.04.2019 № RU105516000-36. По указанному градостроительному плану место допустимого размещения объекта капитального строительства на земельном участке с кадастровым номером отсутствует.

Решение об отказе в удовлетворении заявление об изменении разрешенного вида использования земельного участка с кадастровым номером также соответствует закону.

В силу ст.37 Градостроительного кодекса Российской Федерации применительно к каждой территориальной зоне устанавливаются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства. Установление основных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального
строительства является обязательным применительно к каждой территориальной зоне, в отношении которой устанавливается градостроительный регламент. Изменение одного вида
разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства на другой вид такого использования осуществляется в соответствии с градостроительным регламентом при условии соблюдения требований технических регламентов.

В соответствии с п. 3 ст. 37 ГрК РФ основные и вспомогательные виды разрешенного использования земельных участков их правообладателями выбираются самостоятельно без дополнительных разрешений и согласования, за исключением органов государственной власти, органов местного самоуправления, государственных и муниципальных учреждений, государственных и муниципальных унитарных предприятий.

Согласно разделу 1 пункта 1.1. Правил землепользования и застройки Шуйского сельского поселения в зоне Ж-1 установлены помимо иных следующие виды разрешенного использования - «для индивидуального жилищного строительства» и «благоустройство территории». При этом вид разрешенного использования «благоустройство территории» устанавливается для земель общего пользования. Истец в суде пояснил, что установление указанного вида разрешенного использования отвечает его интересам, поскольку в таком случае участок не будет предоставлен иным лицам.

Как указывалось выше в соответствии с Законом Республики Карелия от 29.12.2015 №1980-ЗРК «О перераспределении полномочий по предоставлению земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, между органами местного самоуправления муниципальных образований в Республике Карелия и органами государственной власти Республики Карелия», Положением о Министерстве имущественных и земельных отношений Республики Карелия, утвержденным постановлением Правительства Республики Карелия от 02.11.2017 №390-П, Министерство является органом исполнительной власти Республики Карелия, осуществляющим функции в сфере управления и распоряжения государственным имуществом и земельными ресурсами Республики Карелия, управления и распоряжения в соответствии с федеральным законодательством земельными участками, иными объектами недвижимого имущества, находящимися в федеральной собственности, а также в сфере предоставления в соответствии с федеральным законодательством и законодательством Республики Карелия земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена.

Виды разрешенного использования земельных участков определяются правилами землепользования и застройки в порядке, установленном градостроительным законодательством. Утверждение правил землепользования и застройки относится к компетенции органа местного самоуправления, в связи с чем именно органы местного самоуправления устанавливают перечень видов разрешенного использования для определенной территориальной зоны.

Министерство не наделено полномочиям по изменению вида разрешенного использования земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена, а лишь уполномочено распоряжаться указанными земельными участками.

Пунктом 8 Правил предоставления документов, направляемых или предоставляемых в соответствии с ч.ч.1, 3 - 13, 15, 15(1) ст.32 Федерального закона «О государственной регистрации недвижимости» в федеральный орган исполнительной власти (его территориальные органы), уполномоченный Правительством Российской Федерации на осуществление государственного кадастрового учета, государственной регистрации прав, ведение Единого государственного реестра недвижимости и предоставление сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2015 №1532, установлено, что в случае установления или изменения вида разрешенного использования земельного участка орган местного самоуправления (органы государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы, Санкт- Петербурга и Севастополя) направляет в орган регистрации прав документ, воспроизводящий сведения, содержащиеся в решении о предоставлении разрешения на условно разрешенный вид использования (с указанием кадастрового номера земельного участка и условно разрешенного вида использования); решении об определении (изменении) вида разрешенного использования (с указанием кадастрового номера земельного участка и вида разрешенного использования).

Поскольку законом полномочия на обращение в регистрирующий орган с заявлением об изменении разрешенного вида использования земельного участка на административного ответчика не возложены, суд соглашается с выводами ответчика о том, что Министерство не является полномочным органом на таковое обращение. Указанная правовая позиция подтверждается Апелляционным определением Верховного суда Республики Карелия от 12.12.2019 по делу № 33а-4568/2019. Надлежащим лицом на обращение в регистрирующий орган с таким заявлением по обращению гражданина является орган местного самоуправления.

Оспариваемое решение вынесено в установленный законом срок полномочным должностным лицом, оформлено в соответствии с требованиями закона, права административного истца оно не нарушает, в связи с чем в удовлетворении административных исков надлежит отказать.

На основании изложенного, руководствуясь ст. ст. 177, 178 КАС РФ, суд

р е ш и л:

В удовлетворении административных исков отказать.

Решение может быть обжаловано через Петрозаводский городской суд Республики Карелия:

– в апелляционном порядке – в Верховный Суд Республики Карелия в течение одного месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме;

– в кассационном порядке – в Третий кассационный суд общей юрисдикции в течение шести месяцев со дня его вступления в законную силу при условии, что ранее решение было предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции.

Судья Тарабрина Н.Н.

Мотивированное решение изготовлено

в соответствии со ст. 177 КАС РФ 06.11.2020 года

2а-5692/2020 ~ М-5877/2020

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Трифонов Петр Александрович
Ответчики
Министерство имущественных и земельных отношений Республики Карелия
Другие
Администрация Шуйского сельского поселения
Администрация Прионежского муниципального района
Благодарева Лада Анатольевна
Суд
Петрозаводский городской суд Республики Карелия
Судья
Тарабрина Наталья Николаевна
Дело на странице суда
petrozavodsky--kar.sudrf.ru
10.09.2020Регистрация административного искового заявления
10.09.2020Передача материалов судье
11.09.2020Решение вопроса о принятии к производству
11.09.2020Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
11.09.2020Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.09.2020Судебное заседание
08.10.2020Судебное заседание
12.10.2020Срок рассмотрения дела продлен председателем суда
22.10.2020Судебное заседание
06.11.2020Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
10.11.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
02.03.2021Дело оформлено
26.03.2021Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее