Дело № 2-1274/13
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
23 мая 2013 года г.
районный суд г. в составе:
председательствующего судьи Гусевой С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в помещении районного суда г. гражданское дело по заявлению Дегтярева о признании незаконным отказа администрации г. в утверждении акта выбора земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Дегтярев Н.В. обратился в суд с заявлением о признании незаконным отказа администрации г. в утверждении акта выбора земельного участка.
В обоснование заявленных требований ссылается на то, что года Дегтярев Н.В. обратился с заявлением в администрацию города о предоставлении земельного участка по ул., для размещения объекта производственного назначения. Комитетом градостроительства администрации города, как уполномоченным органом, была возбуждена процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта производственного назначения.
17.10.2011 года утверждено градостроительное заключение №, в соответствии с которым предоставление земельного участка возможно при условии его согласования со всеми заинтересованными инженерными службами.
04.12.2011 года распоряжением Комитета градостроительства администрации г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
07.12.2011 года Дегтяревым Н.В. согласован акт выбора земельного участка №82 со всеми заинтересованными службами в установленном порядке.
29.12.2011 года в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды края Дегтяревым Н.В. получено заключение о возможности предоставления земельного участка площадью 7813 кв.м. по ул., так как размещение объекта производственного назначения не окажет существенного влияния на окружающую среду.
Опубликование информации о возможном предоставлении данного земельного участка проведено в газете «Вечерний Ставрополь».
29.02.2012 года Дегтяревым Н.В. было получено уведомление №09/2-07/1-775 об отказе в предоставлении ему вышеуказанного земельного участка. Отказ был мотивирован тем, что по результатам информирования имеется еще одно заявление о предоставлении данного земельного участка. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Таким образом, администрация города разъяснила заявителю, что право на заключение договора аренды земельного участка подлежит выставлению на торги по правилам пункта 4 статьи 30 Земельного кодекса РФ. Такой способ предоставления земельных участков отвечает принципу сочетания интересов общества и конкретных граждан, закрепленному в пункте 11 статьи 1 Земельного кодекса РФ, а также позволяет обеспечить справедливость, публичность, открытость и прозрачность процедуры предоставления земельного участка конкретному лицу.
Однако, в настоящее время Дегтяреву Н.В. стало известно, что торги в отношении земельного участка, площадью 7813 кв.м., по ул., в течение почти двух лет по неизвестным причинам проведены не были.
12.04.2013 года заявитель повторно обратился в Комитет градостроительства администрации г., как в уполномоченный орган, с заявлением о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка.
В устной форме специалистом Комитета градостроительства администрации г. Дегтяреву Н.В. было разъяснено, что данный земельный участок ему не будет предоставлен, так как решением городской Думы от 29.06.2011 года №84 установлен перечень случаев, когда земельные участки, находящиеся в муниципальной собственности города, а также земельные участки, государственная собственность на которые не разграничена и которыми в соответствии с земельным законодательством органы местного самоуправления города имеют право распоряжаться, предоставляются для строительства, с учетом разрешенного использования земельных участков, исключительно на торгах и размещение объектов производственного назначения входит в этот перечень.
Данные выводы специалиста Комитета градостроительства администрации г. в устной форме были оспорены заявителем, так как размещение объектов производственного назначения в данный перечень, утвержденный решением Ставропольской городской Думы от 29.06.2011 года №84, не входит.
18.04.2013 года заявителю сообщили, что подготовлено уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта» №09/2-07/1-1643. Отказ мотивирован аналогичными доводами, что и в прошлый раз, а именно ему отказано в связи с тем, что имеется еще одна заявка на предоставление данного земельного участка.
Дегтярев Н.В. считает, что данный отказ нарушает его права и законные интересы, в связи с чем, просит суд признать незаконным уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта» №09/2-07/1-1643 от 18.04.2013 года. Обязать администрацию города устранить допущенные нарушения и принять постановление об утверждении акта выбора земельного участка площадью 7813 кв.м. от 07.12.2011 года №82 и согласовании места размещения объектов производственного назначения по ул..
Заявитель Дегтярев Н.В. в судебное заседание не явился, представил заявление с просьбой рассмотреть дело в его отсутствии, в связи с чем суд, на основании ст. 167 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в его отсутствии.
В судебном заседании представитель заявителя Дегтярева Н.В. – Морозова Е.Н. заявление поддержала, дала пояснения, аналогичные изложенным в заявлении.
Представители заинтересованных лиц: администрации г. Гуторова И.В. и Комитета градостроительства администрации г. Беляев С.И. в судебном заседании возражали против удовлетворения заявления Дегтярева Н.В.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд приходит к выводу об удовлетворении требований Дегтярева Н.В. в полном объёме, по следующим основаниям.
В соответствии с положениями статей 254-255 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие должностного лица, если считают, что нарушены их права и свободы. К решениям и действиям, оспариваемым в порядке гражданского судопроизводства, относятся решения и действия (бездействия), в результате которых нарушены права и свободы гражданина; созданы препятствия к осуществлению гражданином его прав и свобод; на гражданина незаконно возложена какая-либо обязанность или он незаконной привлечен к ответственности.
Судом установлено, что 19.09.2011 года Дегтярев Н.В. обратился с заявлением в администрацию г. о предоставлении земельного участка по ул., для размещения объекта производственного назначения. Комитетом градостроительства администрации города, как уполномоченным органом, была возбуждена процедура предоставления земельного участка с предварительным согласованием места размещения объекта производственного назначения.
17.10.2011 года утверждено градостроительное заключение №, в соответствии с которым предоставление земельного участка возможно при условии его согласования со всеми заинтересованными инженерными службами.
04.12.2011 года распоряжением Комитета градостроительства администрации г. утверждена схема расположения земельного участка на кадастровом плане соответствующей территории.
07.12.2011 года Дегтяревым Н.В. согласован акт выбора земельного участка №82 со всеми заинтересованными службами в установленном порядке.
29.12.2011 года в Министерстве природных ресурсов и охраны окружающей среды края Дегтяревым Н.В. получено заключение о возможности предоставления земельного участка площадью 7813 кв.м. по ул., так как размещение объекта производственного назначения не окажет существенного влияния на окружающую среду.
Опубликование информации о возможном предоставлении данного земельного участка проведено в газете «Вечерний Ставрополь».
Как следует из материалов дела, 29.02.2012 года Дегтяревым Н.В. было получено уведомление №09/2-07/1-775 об отказе в предоставлении ему вышеуказанного земельного участка. Отказ был мотивирован тем, что по результатам информирования имеется еще одно заявление о предоставлении данного земельного участка. Поскольку участок можно предоставить только одному из претендентов, это лицо необходимо определить, что невозможно сделать по правилам выбора земельного участка, предусмотренным ст. 31 Земельного кодекса РФ.
Однако, судом установлено, что торги в отношении земельного участка площадью 7813 кв.м. по ул., в течение почти двух лет проведены не были.
12.04.2013 года Дегтярев Н.В. повторно обратился в Комитет градостроительства администрации г., как в уполномоченный орган, с заявлением о предоставлении ему вышеуказанного земельного участка.
18.04.2013 года заявителем получено Уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта» №09/2-07/1-1643. Отказ мотивирован аналогичными доводами, что и в прошлый раз, а именно Дегтяреву Н.В. отказано в связи с тем, что имеется еще одна заявка на предоставление данного земельного участка.
Однако, в соответствии с требованиями ч.2 ст.7 Земельного кодекса РФ земли, в том числе из состава земель населенных пунктов, используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов. При этом, любой вид разрешенного использования из предусмотренных зонированием территорий видов выбирается самостоятельно, без дополнительных разрешений и процедур согласования.
В соответствии с Правилами землепользования и застройки города Ставрополя, указанный земельный участок находится в территориальной зоне П-1 «Зона промышленных предприятий». Запрашиваемый вид разрешенного использования под объекты производственного назначения предусмотрен зонированием территории.
Предоставление земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта осуществляется в порядке, установленном Земельным кодексом РФ.
Пунктом 1 статьи 30 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что предоставление земельных участков для строительства из земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется с проведением работ по их формированию: без предварительного согласования мест размещения объектов; с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Согласно ст. 31 Земельного кодекса РФ для выбора земельного участка для строительства гражданин или юридическое лицо, заинтересованные в предоставлении земельного участка для строительства, обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления с заявлением, оформленным в установленном порядке. Орган местного самоуправления по заявлению гражданина или юридического лица обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного кадастра недвижимости с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования соответствующей территории и недр в её границах посредством определения вариантов размещения объекта и проведения процедур согласования в случаях, предусмотренных федеральными законами, с соответствующими органами и организациями и информирует население о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства.
После совершения указанных действий, результаты выбора земельного участка оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. К данному акту прилагаются утвержденные органом местного самоуправления схемы расположения каждого земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карге соответствующей территории в соответствии с возможными вариантами их выбора.
Суд считает, что поскольку Дегтяревым Н.В. были предоставлены все предусмотренные законодательством документы, проведены все необходимые мероприятия в отношении данного земельного участка, то в силу п.п. 6-7 ст.31 Земельного кодекса РФ, администрация г. должна была принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка в соответствии с одним из вариантов выбора земельного участка.
В соответствии с п.8 ст.31 Земельного кодекса РФ решение о предварительном согласовании места размещения объекта является основанием последующего принятия решения о предоставлении земельного участка для строительства и действует в течение трех лет.
Из вышеизложенного следует, что федеральным законом предусмотрена обязанность органа местного самоуправления, при соблюдении процедуры предварительного согласования места размещения объекта, предоставления земельного участка заявителю без проведения торгов.
Указанная обязанность установлена на федеральном уровне и не может быть отменена решением органа местного самоуправления.
Кроме того, в данном случае торги не могут быть предусмотрены, так как вторая заявка в данный момент на предоставление земельного участка площадью 7813 кв.м. по ул. отсутствует.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что доводы, изложенные в уведомлении об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта» №09/2-07/1-1643 от 18.04.2013 года несостоятельны и не могут являться обстоятельством, исключающим возможность предоставления Дегтяреву Н.В. указанной муниципальной услуги.
В соответствии с п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ №2 от 10.02.2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», исходя из положений статьи 258 ГПК РФ, суд удовлетворяет заявление об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если установит, что оспариваемое решение, действие (бездействие) нарушает права и свободы заявителя, а также не соответствует закону или иному нормативному правовому акту.
Требованиями ч.1 ст.258 ГПК РФ установлено, что суд, признав заявление обоснованным, принимает решение об обязанности соответствующего органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего устранить в полном объеме допущенное нарушение прав и свобод гражданина или препятствие к осуществлению гражданином его прав и свобод.
Таким образом, суд приходит к выводу о том, что отказ в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта» №09/2-07/1-1643 не соответствует требованиям закона и нарушает права заявителя Дегтярева Н.В. При этом устранение нарушений его прав и свобод возможно путём возложения соответствующих обязанностей на орган местного самоуправления, решение которого обжалуется.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
Заявление Дегтярева о признании незаконным отказа администрации г. в утверждении акта выбора земельного участка – удовлетворить.
Признать незаконным уведомление об отказе в предоставлении муниципальной услуги «Утверждение акта выбора земельного участка и предварительное согласование места размещения объекта» №09/2-07/1-1643 от 18.04.2013 года.
Обязать администрацию города устранить допущенные нарушения и принять постановление об утверждении акта выбора земельного участка площадью 7813 кв.м. от года № и согласовании места размещения объектов производственного назначения по ул..
Решение может быть обжаловано в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме в краевой суд через районный суд г..
Решение отпечатано в совещательной комнате.
Судья С.Ф. Гусева