Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
15 февраля 2022 года г.Нариманов
Наримановский районный суд Астраханской области в составе:
председательствующего судьи Никулина М.В.,
при секретаре Саталиевой Г.Ф.,
с участием ст.помощника прокурора Потехина С.Ф.,
рассмотрев в открытом судебном заседании в здании Наримановского районного суда Астраханской области, расположенного по адресу: г.Нариманов, ул.Волжская, д.2, гражданское дело №2-51/2022 по исковому заявлению Решетова Александра Николаевича к ФКУЗ «Медико-санитарная часть №30 Федеральной службы исполнения наказаний», Федеральной службе исполнения наказаний России, УФСИН России по Астраханской области о взыскании компенсации морального вреда, вреда здоровью,
установил:
Решетов А.Н. обратился в суд с исковым заявлением к ФКУЗ «Медико-санитарная часть №30 Федеральной службы исполнения наказаний» (далее - ФКУЗ «МСЧ-30») о взыскании компенсации морального вреда и вреда здоровью, в обоснование требований указав, что при поступлении 24.08.2021г. в ФКУ СИЗО №2 УФСИН по Астраханской области он сообщил о наличии у него заболевания «<данные изъяты>» и о нуждаемости в связи с этим лечения. Однако со стороны сотрудников ФКУЗ МСЧ-30 допущено неоказание ему квалифицированной медицинской помощи в связи с наличием данного хронического заболевания, какие-либо обследования ему проводили. По его жалобе Управлением Росздравнадзора по Астраханской области выявлены нарушения по факту неоказания ответчиком медицинской помощи. Полагает, что бездействие сотрудников ФКУЗ МСЧ-30 в виде неоказания медицинской помощи по имеющемуся у него заболеванию нарушает его права и свободы, а также отсутствие надлежащего лечения привело к ухудшению состояния здоровья, в связи с чем Решетов А.Н. просит суд взыскать с ФКУЗ МСЧ-30 денежную компенсацию морального вреда и вреда здоровью в сумме 700000 рублей.
Определениями суда от 20.12.2021г. и от 27.01.2022г. к участию в деле в качестве соответчиков привлечены Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Астраханской области (далее - УФСИН России по Астраханской области) и Федеральная служба исполнения наказаний Российской Федерации (далее - ФСИН России), в качестве третьих лиц - ФКУ СИЗО №2 УФСИН по Астраханской области и Территориальный орган Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения по Астраханской области (ТУ Росздравнадзора по Астраханской области).
Истец Решетов А.Н., участвующий в судебном заседании посредством видеоконференц-связи, исковые требования поддержал по доводам, изложенным в исковом заявлении, просил их удовлетворить.
Начальник ФКУЗ МСЧ-30 УФСИН России по Астраханской области Сергеев Д.А., исковые требования не признал, указав, что при поступлении в СИЗО-2 истец был осмотрен дежурным фельдшером, каких-либо жалоб и обращений от него не поступало, медицинская помощь оказана ему в полном объеме в соответствии с законом.
В судебном заседании представитель ответчиков УФСИН России по Астраханской области,ФСИН России, ФКУЗ МСЧ-30 УФСИН России по Астраханской области Аймешева З.М., представитель ФКУЗ МСЧ-30 УФСИН России по Астраханской области Абшульдинов С.В. исковые требования не признали, указав на недоказанность истцом факта причинения ему физического и морального вреда действиями ответчиков.
Представитель третьего лица ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области в судебное заседание не явился, причины неявки суду неизвестны; в судебном заседании 27.01.2022г. представитель Хайрулинова А.Р. с иском не согласилась, пояснив, что медицинская помощь оказывалась Решетову А.Н. в полном объеме, от истца жалоб не поступало.
Представитель третьего лица ТУ Росздравнадзора по Астраханской области Шагинян А.А. в судебном заседании решение вопроса оставил на усмотрение суда.
Суд, выслушав стороны, пояснения специалистов, исследовав материалы гражданского дела, медицинскую карту истца, выслушав заключение прокурора, полагавшего исковые требования подлежащими частичному удовлетворению, суд приходит к следующему.
Статья 2 Конституции Российской Федерации устанавливает, что человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства.
Согласно ст.17 Конституции Российской Федерации, в Российской Федерации основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц.
Право на охрану здоровья граждан, в том числе отбывающих наказание в условиях изоляции от общества, гарантировано ст.41 Конституции Российской Федерации, а условия содержания таких лиц должны обеспечивать реализацию ими данного права.
Согласно ст.18 Федерального закона от 21.11.2011 №323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» каждый имеет право на охрану здоровья, которое, в частности, обеспечивается оказанием доступной и качественной медицинской помощи.
В п.2, п.9 ч.5 ст.19 Закона закреплено право пациента на профилактику, диагностику, лечение, медицинскую реабилитацию в медицинских организациях в условиях, соответствующих санитарно-гигиеническим требованиям; возмещение вреда, причиненного здоровью при оказании ему медицинской помощи.
Пунктом 1 ст.26 Федерального закона "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" предусмотрено, что лица, отбывающие наказание в виде лишения свободы, имеют право на оказание медицинской помощи, в том числе в необходимых случаях в медицинских организациях государственной системы здравоохранения и муниципальной системы здравоохранения, в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Согласно части 6 статьи 12 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации, осужденные имеют право на охрану здоровья, включая получение первичной медико-санитарной и специализированной медицинской помощи в амбулаторно-поликлинических или стационарных условиях в зависимости от медицинского заключения.
Лечебно-профилактическая и санитарно-профилактическая помощь осужденным к лишению свободы организуется и предоставляется в соответствии с Правилами внутреннего распорядка исправительных учреждений и законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 101 Уголовно-исполнительного кодекса РФ).
В силу п.124 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Минюста России от 16 декабря 2016 года N295, в исправительном учреждении осуществляется: медицинское обследование и наблюдение осужденных в целях профилактики у них заболеваний, диспансерный учет, наблюдение и лечение, а также определение их трудоспособности.
Порядок организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержден Приказом Минюста России от 28.12.2017 № 285.
В соответствии с пунктами 23, 26, 27 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 №285, лица, заключенные под стражу, или осужденные, прибывшие в СИЗО, в том числе следующие транзитом, при поступлении осматриваются медицинским работником с целью выявления лиц, представляющих эпидемическую опасность для окружающих или нуждающихся в медицинской помощи, с обязательным проведением телесного осмотра, термометрии, антропометрии.
Все лица, доставленные в СИЗО, кроме следующих транзитом, в срок не более трех рабочих дней со дня их прибытия осматриваются врачом-терапевтом (врачом общей практики) или фельдшером.
За состоянием здоровья лиц, заключенных под стражу, или осужденных осуществляется динамическое наблюдение, включающее проведение не реже 1 раза в 6 месяцев флюорографии легких или рентгенографии органов грудной клетки (легких) в рамках проведения профилактических медицинских осмотров в целях выявления туберкулеза, а также клинической лабораторной диагностики (общий анализ крови, мочи) и осмотра врача-терапевта (врача общей практики) или фельдшера. При наличии медицинских показаний назначаются дополнительные исследования и консультации врачей-специалистов.
ФСИН России осуществляет медико-санитарное обеспечение осужденных и лиц, содержащихся под стражей, федеральный государственный санитарно-эпидемиологический надзор, а также применение к осужденным принудительных мер медицинского характера и обязательного лечения (пп.2 п.7 Положения о ФСИН России, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N1314).
Оказание медицинской помощи лицам, заключенным под стражу, или осужденным осуществляется структурными подразделениями (филиалами) медицинских организаций, подведомственных ФСИН России, и СИЗО УИС, подчиненных непосредственно ФСИН России (далее - медицинские организации УИС), а при невозможности оказания медицинской помощи в медицинских организациях УИС - в иных медицинских организациях государственной и муниципальной системы здравоохранения. К структурным подразделениям (филиалам) медицинских организаций УИС, оказывающим медицинскую помощь лицам, заключенным под стражу, или осужденным, в СИЗО, в учреждениях УИС, лечебно-профилактических учреждениях, лечебных исправительных учреждениях УИС, относятся медицинские части (здравпункты), больницы, в том числе специализированные (психиатрические, туберкулезные), дома ребенка (пункт 2 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 г. № 285).
Организация медицинской помощи осужденным, а также контроль качества ее оказания и безопасности медицинской деятельности в медицинских организациях уголовно-исполнительной системы осуществляется ФСИН России; ведомственный контроль установлен в зависимости от принадлежности лечебно-профилактического учреждения или медицинского подразделения (п. 3 указанного Порядка).
Внутренний контроль качества и безопасности медицинской деятельности осуществляется медицинскими организациями УИС в порядке, установленном руководителями данных организаций (п. 4 указанного Порядка).
В силу пункта 13 Порядка для оказания медицинской помощи осужденным в Учреждении организуется медицинская часть, которая является структурным подразделением Учреждения.
В ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области медицинскую помощь осужденным оказывает ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России.
Как следует из материалов дела, 24 августа 2021 года на период производства предварительного следствия и судебного разбирательства по уголовному делу Решетов А.Н. поступил в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Астраханской области, где содержится по настоящее время.
Из медицинской карты Решетова А.Н. усматривается, что по прибытию в ФКУ СИЗО-2 24.08.2021г. истец был осмотрен дежурным медицинским работником, состояние оценено как «<данные изъяты>», жалоб нет. Со слов Решетова А.Н. записано, что он с 2017 года имеет заболевание – «<данные изъяты>». 24.08.2021г. отобраны анализы крови на <данные изъяты> и <данные изъяты>, результаты <данные изъяты>. 25.08.2021г. проведено флюорографическое обследование.
Иных записей в медицинской карте истца не имеется, каких-либо жалоб от истца на состояние здоровья либо на необходимость проведения лечения также не зафиксировано.
Вместе с этим, как указывает Решетов А.Н., он неоднократно обращался к сотрудникам ФКУ СИЗО-2 и МЧС-30 о проведении дополнительных обследований на предмет наличия у него заболевания «<данные изъяты>» и назначения соответствующего лечения, однако его обращения были проигнорированы и документально не оформлены.
В связи с этим истец вынужден был обратиться ТУ Росздравнадзора по Астраханской области с жалобой на неоказание лечения, что подтверждается справкой по жалобам и заявлениям (обращение от 08.09.2021г., жалоба от 05.10.2021г., ходатайство от 03.11.2021г.).
Проверкой, проведенной ТУ Росздравнадзора по Астраханской области по жалобам Решетова А.Н., были выявлены нарушения законодательства ФКУЗ МЧС-30 при организации медицинской помощи истцу, о чем в адрес ФКУЗ МЧС-30 выдано предписание № от 09.11.2021г. об устранении выявленных нарушений.
Так, проверкой установлено, что не соблюден порядок организации оказания медицинской помощи в части своевременного выполнения назначенных обследований и рекомендаций специалистов – работниками ФКУЗ МСЧ-30 не приняты меры к обследованию пациента в соответствии с данными анамнеза. Также имеются нарушения в части ведения медицинской документации – в медицинской карте Решетова А.Н. не указаны размеры его печени по Курлову.
В ходе рассмотрения настоящего спора, на основании, в том числе, объяснений Решетова А.Н., установлено, что нарушение своих прав истец связывает с неоказанием ему надлежащей медицинской помощи в виде непроведения надлежащего обследования и лечения, необеспечения необходимыми медицинскими препаратами при его заболевании «<данные изъяты>» в установленной дозировке.
Для выяснения обстоятельств по делу судом произведен опрос специалистов: Коява Т.В. – врача-инфекциониста поликлиники ГБУЗ АО «Наримановская районная больница» и начальник отдела надзора и контроля в сфере предоставления медицинских услуг ТУ Росздравнадзора по Астраханской области Ижбердеевой Ф.Ф.
Врач-инфекционист поликлиники ГБУЗ АО «Наримановская районная больница» Коява Т.В. суду пояснила, что "<данные изъяты>" может протекать бессимптомно, лечение <данные изъяты> предусмотрено только в период обострения, в остальные периоды применяются препараты поддерживающей терапии. Непроведение соответствующего лечения чревато серьезным повреждением печени (циррозу, раку печени), способным привести к летальному исходу.
Ижбердеева Ф.Ф., являясь начальником отдела надзора и контроля в сфере предоставления медицинских услуг ТУ Росздравнадзора по Астраханской области, суду показала, что приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 ноября 2004 года N260 утвержден «Стандарт медицинской помощи больным хроническим гепатитом В, хроническим гепатитом С», которым регламентированы действия при диагностике, профилактике и лечении данных заболеваний. Так, при сборе анамнеза Решетов А.Н. сообщил дежурному фельдшеру о наличии у него заболевания «гепатит С», однако врачом-инфекционистом истец осмотрен не был, ему не проведены общий и биохимический анализы крови, не проведено исследование размеров печени (ни УЗИ, ни пальпацией по Курлову). Указанные обстоятельства послужили основанием для вывода ТУ Росздравнадзора по Астраханской области о наличии у ФКУЗ МЧС-30 нарушений законодательства при организации медицинской помощи истцу.
В соответствии с ч.2 ст.70 Федерального закона от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" лечащий врач организует своевременное квалифицированное обследование и лечение пациента, предоставляет информацию о состоянии его здоровья, по требованию пациента или его законного представителя приглашает для консультаций врачей-специалистов, при необходимости созывает консилиум врачей для целей, установленных ч.4 ст.47 настоящего Федерального закона. Рекомендации консультантов реализуются только по согласованию с лечащим врачом, за исключением случаев оказания экстренной медицинской помощи.
Согласно п.п.126-128 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста РФ от 14 октября 2005г. N189, подозреваемые и обвиняемые при поступлении в СИЗО проходят в трехдневный срок обязательный медицинский осмотр, который проводит врач-терапевт (врач общей практики), в необходимых случаях по медицинским показаниям они осматриваются другими специалистами. В этот же период им проводится рентгенологическое (флюорографическое) и лабораторное обследование. Результаты медицинского осмотра фиксируются в медицинской амбулаторной карте подозреваемого или обвиняемого.
Подозреваемые и обвиняемые обращаются за медицинской помощью к медицинскому работнику СИЗО во время ежедневного обхода им камер, а в случае острого заболевания - к любому сотруднику СИЗО. Сотрудник, к которому обратился подозреваемый или обвиняемый, обязан принять меры для оказания ему медицинской помощи.
Амбулаторная помощь оказывается подозреваемым и обвиняемым в камерах, иных помещениях, а также в специализированных кабинетах медицинских частей СИЗО. Выдача лекарственных препаратов, в том числе полученных в передачах на имя подозреваемых и обвиняемых, осуществляется по назначению лечащего врача в установленных дозах и количествах индивидуально в соответствии с медицинскими показаниями и записями в медицинской карте больного.
Однако в медицинской документации Решетова А.Н. отражены только результаты флюорографического обследования и анализов крови на <данные изъяты> и ВИЧ-инфекцию; иных анализов и обследований специалистов, несмотря на сведения в анамнезе о наличии "<данные изъяты>", не проводилось, что ответчиками не оспаривается.
Кроме того, сторона ответчиков в судебном заседании указывала, что на СИЗО-2 и МСЧ-30 не возложена обязанность обеспечивать лиц, содержащихся под стражей и страдающих заболеванием «<данные изъяты> лекарственными препаратами, их обеспечивают сами лица либо их родственники, передавая в посылках.
Однако исходя из пункта 2 Приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации от 20 декабря 2021 года N 1175н "Об утверждении порядка назначения и выписывания лекарственных препаратов, а также форм рецептурных бланков на лекарственные препараты, порядка оформления указанных бланков, их учета и хранения", назначение и выписывание лекарственных препаратов осуществляется лечащим врачом, фельдшером, акушеркой в случае возложения на них полномочий лечащего врача в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 23 марта 2021 года N 259н.
В соответствии с пунктом 11 Порядка организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного Приказом Минюста России от 28 декабря 2017 №285, лекарственные препараты лицам, заключенным под стражу, или осужденным на руки не выдаются. Прием лекарственных препаратов осуществляется в присутствии медицинского работника.
Согласно п.66 Правил внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста РФ от 14 октября 2005г. N189, администрация СИЗО принимает лекарственные препараты для лечения больных подозреваемых и обвиняемых только в соответствии с назначениями лечащего врача СИЗО. Необходимость применения иных лекарственных препаратов, рекомендованных специалистами других лечебно-профилактических учреждений, подтверждается лечащим врачом СИЗО.
Таким образом, вопреки утверждению представителя МСЧ-30, лицо, содержащееся под стражей, вправе получать в посылках и принимать под контролем медперсонала только те лекарственные препараты, которые назначены ему лечащим врачом СИЗО.
Однако такого назначения, ввиду недообследования истца, врачом МСЧ-30 ему произведено не было.
Из письма ФКУЗ МСЧ-30 от 17.01.2022г. № следует, что в настоящее время подтверждения наличия у Решетова А.Н. хронического заболевания в медицинской карте нет. Для установления данного факта истцу необходимо представить выписки с подтверждением установленного заболевания из медицинских организаций государственной и муниципальной систем здравоохранения или пройти необходимое лабораторное и инструментальное обследование и консультации врачей-специалистов в условиях больницы ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России.
Таким образом, сам ответчик подтверждает необходимость проведения лабораторного и инструментального обследования и консультаций врачей-специалистов для установления диагноза.
Как не оспаривается сторонами, только в январе 2022 года, то есть по истечении пяти месяцев со дня поступления Решетова А.Н. в СИЗО-2, ему предложено этапирование на лечение в ФКУ ИК-2, от которого 25.01.2022г. истец был вынужден отказаться ввиду необходимости участия в судебном заседании 27.01.2022г.
Доводы ФКУЗ МСЧ-30 ФСИН России об отсутствии в штате врача необходимой квалификации (инфекциониста) суд полагает несостоятельными, поскольку надлежащее оказание медицинской помощи и предоставление необходимого лечения не может быть поставлено в зависимость от наличия или отсутствия указанных обстоятельств.
При этом, находясь в следственном изоляторе, истец был лишен возможности получить необходимую ему медицинскую помощь самостоятельно.
Таким образом, как следует из представленных при рассмотрении спора доказательств, в том числе пояснений участников процесса, специалистов, медицинской документации, медицинская помощь Решетову А.Н. оказана не в полном объеме, обследования специалистов он не проходил, соответствующее его состоянию здоровья лечение (профилактические, поддерживающие препараты) ему не назначалось; объем и порядок оказания медицинской помощи не соответствует Федеральному закону от 21 ноября 2011 года N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации", Порядку организации оказания медицинской помощи лицам, заключенным под стражу или отбывающим наказание в виде лишения свободы, утвержденного приказом Министерства юстиции от 28 декабря 2017 года N 288, Правилам внутреннего распорядка следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы, утвержденных приказом Минюста РФ от 14 октября 2005г. N189, в части своевременного обследования пациента в соответствии с данными анамнеза.
При этом доводы истца о том, что ненадлежащее оказание медицинской помощи привело к ухудшению состояния его здоровья, суд не может принять во внимание как не нашедшие своего подтверждения в судебном заседании. Объективных данных об этом в медицинской документации Решетова А.Н. не содержится, ходатайств о назначении по делу судебно-медицинской экспертизы истец не заявлял.
Европейский Суд по правам человека в постановлениях напоминает о своей устоявшейся прецедентной практике, согласно которой заключенные, в целом, продолжают пользоваться всеми основными правами и свободами, которые гарантируются Конвенцией о защите прав человека и основных свобод, подписанной в Риме 4 ноября 1950 года, за исключением права на свободу, если законное содержание под стражей прямо подпадает под действие статьи 5 Конвенции.
В соответствии со ст.3 Конвенции о защите прав человека и основных свобод никто не должен подвергаться ни пыткам, ни бесчеловечному или унижающему достоинство обращению или наказанию.
Согласно названному положению Конвенции, государство должно обеспечить, чтобы лицо содержалось под стражей в условиях, которые совместимы с уважением его человеческого достоинства, чтобы порядок и способ исполнения такой меры не подвергали лицо моральным переживаниям и страданиям, интенсивность которых превышает неизбежный уровень страдания, присущий содержанию под стражей, и чтобы, принимая во внимание практические потребности, вытекающие из применения такой меры, как лишение свободы, здоровье лица и его благополучие обеспечивались бы надлежащим образом, в том числе путем обеспечения ему необходимой медицинской помощи.
Указанная правовая позиция выражена также в постановлениях Европейского Суда по делу «Попов против Российской Федерации» от 13 июля 2006 года и «Коряк против Российской Федерации» от 13 ноября 2012 года.
В соответствии со статьей 13 Европейской конвенции о защите прав человека и основных свобод от 04.11.1950г., каждый, чьи права и свободы, признанные в настоящей Конвенции, нарушены, имеет право на эффективное средство правовой защиты в государственном органе, даже если это нарушение было совершено лицами, действовавшими в официальном качестве.
Исходя из изложенного, суд полагает, что в связи с нарушением прав на оказание надлежащей медицинской помощи в полном объеме истцу были причинены нравственные страдания, выразившиеся в том числе в переживаниях относительно своего здоровья, невозможности получения необходимого лечения и возможных последствиях нелечения, поскольку повлекло нарушение его неимущественных прав при содержании в исправительном учреждении, что дает ему право требования компенсации причиненного морального вреда.
В соответствии со статьей 53 Конституции Российской Федерации, каждый имеет право на возмещение государством вреда, причиненного незаконными действиями (или бездействием) органов государственной власти или их должностных лиц.
В силу статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации вред, причиненный гражданину или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления либо должностных лиц этих органов, в том числе в результате издания не соответствующего закону или иному правовому акту акта государственного органа или органа местного самоуправления, подлежит возмещению. Вред возмещается за счет соответственно казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования.
Применение статьи 1069 Гражданского кодекса Российской Федерации предполагает наличие общих условий деликтной ответственности - наличие вреда, противоправность действий его причинителя, наличие причинной связи между вредом и противоправными действиями, вины причинителя вреда.
В соответствии с пунктом 1 статьи 9 Гражданского кодекса Российской Федерации граждане и юридические лица по своему усмотрению осуществляют принадлежащие им гражданские права.
Способы защиты гражданских прав установлены статьей 12 Гражданского кодекса Российской Федерации.
По смыслу статей 11, 12 Гражданского кодекса Российской Федерации, прерогатива в определении способа защиты нарушенного права принадлежит исключительно лицу, обратившемуся в суд за такой защитой, то есть истцу.
Нематериальные блага защищаются в соответствии с данным Кодексом и другими законами в случаях и в порядке, ими предусмотренных, а также в тех случаях и пределах, в каких использование способов защиты гражданских прав (статья 12) вытекает из существа нарушенного нематериального блага или личного неимущественного права и характера последствий этого нарушения (пункт 2 статьи 150 Гражданского кодекса Российской Федерации).
Абзац десятый статьи 12 Гражданского кодекса Российской Федерации в качестве одного из способов защиты гражданских прав предусматривает возможность потерпевшей стороны требовать компенсации морального вреда. Указанный способ защиты нарушенного права является самостоятельным, и его применение не обусловлено необходимостью одновременного использования какого-либо иного способа защиты.
Основания компенсации морального вреда предусмотрены статьями 151, 1099, 1100 Гражданского кодекса Российской Федерации.
В соответствии со статьями 151, 1101 Гражданского кодекса Российской Федерации, если гражданину причинен моральный вред (физические или нравственные страдания) действиями, нарушающими его личные неимущественные права, либо посягающими на принадлежащие гражданину другие нематериальные блага, суд может возложить на нарушителя обязанность денежной компенсации указанного вреда. Компенсация морального вреда осуществляется в денежной форме.
В гражданском законодательстве жизнь и здоровье, достоинство личности, личная неприкосновенность, честь и доброе имя, деловая репутация, неприкосновенность частной жизни, неприкосновенность жилища, личная и семейная тайна, свобода передвижения, свобода выбора места пребывания и жительства, имя гражданина, авторство рассматриваются как неотчуждаемые и непередаваемые иным способом нематериальные блага, принадлежащие гражданину от рождения (пункт 1 статьи 150 ГК РФ).
Пунктом 1 статьи 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что основания и размер компенсации гражданину морального вреда определяются правилами, предусмотренными главой 59 ГК РФ и статьей 151 ГК РФ.
Согласно пункту 2 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 1994 года №10 «Некоторые вопросы применения законодательства о компенсации морального вреда», моральный вред, в частности, может заключаться в нравственных переживаниях в связи с утратой родственников, невозможностью продолжать активную общественную жизнь, потерей работы, раскрытием семейной, врачебной тайны, распространением не соответствующих действительности сведений, порочащих честь, достоинство или деловую репутацию гражданина, временным ограничением или лишением каких-либо прав, физической болью, связанной с причиненным увечьем, иным повреждением здоровья либо в связи с заболеванием, перенесенным в результате нравственных страданий и др.
При определении размеров компенсации морального вреда суд принимает во внимание степень вины нарушителя и иные заслуживающие внимания обстоятельства. Суд должен также учитывать степень физических и нравственных страданий, связанных с индивидуальными особенностями гражданина, которому причинен вред.
Характер физических и нравственных страданий оценивается судом с учетом фактических обстоятельств, при которых был причинен моральный вред, и индивидуальных особенностей потерпевшего.
При определении размера компенсации вреда должны учитываться требования разумности и справедливости.
Определяя размер компенсации морального вреда, суд учитывает обстоятельства данного дела, принимает во внимание характер и степень нравственных страданий истца, данные о его личности, установленные в ходе судебного разбирательства дефекты оказания медицинской помощи, а также период нарушения прав истца, также учитывает отсутствие доказательств ухудшения состояния здоровья, которое могло бы быть связано с дефектами оказания медицинской помощи, и полагает сумму в размере 7000 рублей соответствующей требованиям разумности и справедливости.
На основании изложенного, суд приходит к выводу о частичном удовлетворении исковых требований Решетова А.Н. и взыскании в его пользу с ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации компенсации морального вреда в размере 7 000 рублей, в остальной части исковых требований суд полагает необходимым отказать.
При этом надлежащим ответчиком по данному делу является ФСИН России, которая представляет казну Российской Федерации исходя из следующего.
Статьей 1071 Гражданского кодекса Российской Федерации предусмотрено, что в случаях, когда в соответствии с настоящим Кодексом или другими законами причиненный вред подлежит возмещению за счет казны Российской Федерации, казны субъекта Российской Федерации или казны муниципального образования, от имени казны выступают соответствующие финансовые органы, если в соответствии с пунктом 3 статьи 125 ГК РФ эта обязанность не возложена на другой орган, юридическое лицо или гражданина.
В соответствии с п.1 ст.125 Гражданского кодекса Российской Федерации от имени Российской Федерации и субъектов Российской Федерации могут своими действиями приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права и обязанности, выступать в суде органы государственной власти в рамках их компетенции, установленной актами, определяющими статус этих органов.
Подпунктом 1 пункта 3 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации установлено, что от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в качестве представителя ответчика в суде по искам к Российской Федерации, субъекту Российской Федерации, муниципальному образованию о возмещении вреда, причиненного физическому лицу или юридическому лицу в результате незаконных действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления или должностных лиц этих органов, по ведомственной принадлежности, в том числе в результате издания актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, не соответствующих закону или иному правовому акту, выступает соответственно главный распорядитель средств федерального бюджета, бюджета субъекта Российской Федерации, бюджета муниципального образования.
В соответствии с подпунктом 12.1 пункта 1 статьи 158 Бюджетного кодекса Российской Федерации главный распорядитель бюджетных средств отвечает соответственно от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования по денежным обязательствам подведомственных ему получателей бюджетных средств.
Согласно пункту 1 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента РФ от 13 октября 2004 года №1314, Федеральная служба исполнения наказаний (ФСИН России) является федеральным органом исполнительной власти.
В силу подпункта 6 пункта 7 названного Положения, ФСИН России осуществляет функции главного распорядителя средств федерального бюджета, предусмотренных на содержание уголовно-исполнительной системы и реализацию возложенных на нее функций.
Таким образом, иск о возмещении вреда, в том числе морального, причиненного незаконными действиями (бездействием) государственных органов или их должностных лиц предъявляется к Российской Федерации, от имени которой в суде выступает главный распорядитель бюджетных средств - в данном случае ФСИН России.
На основании изложенного и руководствуясь ст.ст.194-199 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Решетова Александра Николаевича – удовлетворить частично.
Взыскать с Федеральной службы исполнения наказаний России за счет средств казны Российской Федерации в пользу Решетова Александра Николаевича компенсацию морального вреда в размере 7 000 (семь тысяч) рублей.
В удовлетворении остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Судебную коллегию по гражданским делам Астраханского областного суда через Наримановский районный суд Астраханской области в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения.
Мотивированное решение изготовлено 22 февраля 2022 года.
Судья М.В. Никулин