АРБИТРАЖНЫЙ СУД КУРСКОЙ ОБЛАСТИ
ул. К. Маркса, д. 25, г. Курск, 305004
Именем Российской Федерации
Р Е Ш Е Н И Е
Город Курск Дело № А35-12053/2009
01 февраля 2010 года
Резолютивная часть решения объявлена 25.01.2010.
Полный текст решения изготовлен 01.02.2010.
Арбитражный суд Курской области в составе судьи Волковой Е.А., при ведении протокола судебного заседания судьёй Волковой Е.А., рассмотрел в открытом судебном заседании дело по заявлению
Управления государственного автодорожного надзора по Курской области
к индивидуальному предпринимателю Орлову Сергею Валерьевичу
о привлечении к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях,
при участии в заседании:
от заявителя: Боев И.Н. по доверенности от 11.01.2010 № 026,
индивидуальный предприниматель Орлов С.В.
Управление государственного автодорожного надзора по Курской области (далее - УГАДН по Курской области) обратилось в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Орлова Сергея Валерьевича (далее – ИП Орлов С.В.) к административной ответственности, предусмотренной ч. 3 ст. 14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
В судебном заседании представитель УГАДН по Курской области поддержал заявленные требования в полном объеме.
ИП Орлов С.В. в судебном заседании признал факт совершения правонарушения в полном объеме, просит суд назначить штраф в минимальном размере.
Рассмотрев материалы дела, заслушав представителей сторон, арбитражный суд
установил:
Орлов Сергей Валерьевич, 27.11.1964 года рождения, место рождения: г. Курск, проживает по адресу: г. Курск, ул. Серегина, д.29, кв. 2, зарегистрирован в качестве предпринимателя без образования юридического лица 03.08.1993г. за основным государственным регистрационным номером 304463218800044.
03.04.2006 Управлением государственного автодорожного надзора по Курской области ИП Орлову С.В. выдана лицензия АСС № 46-104339 на право осуществления перевозки пассажиров автомобильным транспортом по территории Российской Федерации сроком на 5 лет.
В соответствии с приказом УГАДН по Курской области от 10.11.2009 № 09-877-ГК в период с 25.11.2009 по 01.12.2009 проведена внеплановая документарная проверка перевозочной деятельности ИП Орлова С.В., по результатам которой в его присутствии составлен Акт проверки №10703 от 01.12.2009 и протокол об административном правонарушении №003998 от 01.12.2009.
Существо административного правонарушения, зафиксированного в протоколе, выразилось в осуществлении предпринимателем перевозки пассажиров с нарушением лицензионных требований и условий, а именно:
- лицензиатом Орловым С.В. путевая документация ведётся с нарушением п. 6.1, 8, 12, 13 приказа Министерства транспорта РФ об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов от 18.09.2008 №152, что подтверждается путевыми листами.
- лицензиатом Орловым С.В. не осуществлялся контроль за соблюдением графика движения автобуса по маршруту (водители не соблюдают расписание движения автобуса),
- лицензиат Орлов С.В. не обеспечил контроль и учет за соблюдением установленного законодательством режима труда и отдыха,
- лицензиат Орлов С.В. не осуществляет учет данных о квалификации, стаже работы, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в ДТП, нарушениях ПДД водителями.
Данные обстоятельства послужили основанием для обращения заявителя в арбитражный суд с заявлением о привлечении индивидуального предпринимателя Коновалова С.М. к административной ответственности в соответствии с ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Заявленное требование подлежит удовлетворению по следующим основаниям.
Полномочия государственных инспекторов Управления государственного надзора по Курской области на составление протоколов об административных правонарушениях установлены Приказом Федеральной службы по надзору в сфере транспорта от 11.03.2005г. № АН-107фс, Приказом УГАДН по Курской области от 07.11.2006г. № 46, изданными во исполнение ч. 4 ст. 28.3 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В силу части 3 статьи 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях данное дело подведомственно арбитражному суду.
В соответствии со ст. 17 Федерального закона от 08.08.2001г. № 128-ФЗ «О лицензировании отдельных видов деятельности» к видам деятельности, на осуществление которых требуются лицензии, относятся перевозки пассажиров автомобильным транспортом, оборудованным для перевозки более 8 человек (за исключением случаев, когда указанная деятельность осуществляется для обеспечения собственных нужд юридического лица или индивидуального предпринимателя).
В силу ст. 2 указанного Закона, лицензия есть специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.
Согласно п. 4 Положения о лицензировании перевозок пассажиров автомобильным транспортом под лицензионными требованиями и условиями при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом понимается, а) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих по назначению, конструкции, внешнему и внутреннему оборудованию техническим требованиям в отношении перевозок пассажиров и допущенных в установленном порядке к участию в дорожном движении; б) соблюдение лицензиатом установленных законами и иными нормативными правовыми актами в области автомобильного транспорта требований по организации и осуществлению перевозок пассажиров; в) соблюдение лицензиатом установленных статьей 20 Федерального закона "О безопасности дорожного движения" основных требований по обеспечению безопасности дорожного движения при осуществлении им деятельности, связанной с эксплуатацией транспортных средств, используемых для перевозок пассажиров; г) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) должностного лица, ответственного за обеспечение безопасности дорожного движения, прошедшего в установленном порядке аттестацию на право занимать соответствующую должность; д) соответствие должностных лиц и специалистов лицензиата (соискателя лицензии) квалификационным требованиям, предъявляемым при осуществлении перевозок пассажиров автомобильным транспортом, утверждаемым Министерством транспорта Российской Федерации; е) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) водителей, имеющих необходимые квалификацию и стаж работы и прошедших медицинское освидетельствование; ж) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) договора обязательного страхования гражданской ответственности владельцев транспортных средств; з) наличие на каждом транспортном средстве, используемом для перевозок пассажиров, документов, предусмотренных Правилами дорожного движения Российской Федерации; и) наличие у лицензиата (соискателя лицензии) в штате работников необходимой квалификации, а также помещений и оборудования, позволяющих осуществлять техническое обслуживание и ремонт транспортных средств, или договоров со специализированными организациями на техническое обслуживание и ремонт транспортных средств.
Поскольку деятельность лицензиата по перевозке пассажиров связана с эксплуатацией источников повышенной опасности, то при осуществлении такого вида деятельности предприниматель обязан неукоснительно соблюдать установленные законодательством лицензионные требования и условия.
Частью 3 ст. 14.1 КоАП РФ предусмотрена ответственность за осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Единые правила применения на территории Российской Федерации путевой документации при использовании автотранспортных средств индивидуальными предпринимателями указаны в Приказе Министерства транспорта Российской Федерации от 18.09.2008 №152 «Об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов» (далее – Приказ Минтранса РФ от 18.09.08г. №152).
Согласно п. 12 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 в наименовании путевого листа указывается тип транспортного средства, на которое оформляется путевой лист (путевой лист легкового автомобиля, путевой лист трамвая и т.п.). Номер путевого листа указывается в заголовочной части в хронологическом порядке в соответствии с принятой владельцем транспортного средства системой нумерации. В заголовочной части путевого листа проставляются печать или штамп юридического лица, индивидуального предпринимателя, владеющих соответствующими транспортными средствами на правах собственности или ином законном основании.
В соответствии с п. 13 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 даты, время и показания одометра при выезде транспортного средства с постоянной стоянки и его заезде на постоянную стоянку проставляются уполномоченными лицами, назначаемыми решением руководителя предприятия или индивидуального предпринимателя, и заверяются их штампами или подписями с указанием инициалов и фамилий, за исключением случаев, когда индивидуальный предприниматель совмещает обязанности водителя.
В силу п. 16 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 №152 даты и время проведения предрейсового и послерейсового медицинского осмотра водителя проставляются медицинским работником, проводившим соответствующий осмотр, и заверяются его штампом и подписью с указанием фамилии, имени и отчества.
В силу п.17 Приказа Минтранса РФ от 18.09.2008 № 152 собственники (владельцы) транспортных средств обязаны регистрировать оформленные путевые листы в журнале регистрации путевых листов.
Проверкой установлено, что ИП Орловым С.в. путевая документация ведется с нарушением п. 6.1, 8, 12, 13 приказа Минтранса РФ об утверждении обязательных реквизитов и порядка заполнения путевых листов от 18.09.2008 №152, что подтверждается представленными в материалы дела копиями путевых листов.
Обязанность лицензиата по обеспечению контроля за соблюдением расписания (графиков) движения маршрутного транспорта предусмотрена Положением об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденным приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 № 2.
В силу п. 5.2.5. Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, владельцы автобусов обязаны организовать контроль за соблюдением графиков (расписаний) движения, норм вместимости автобусов, маршрутов движения.
Требования к деятельности организаций, осуществляющих перевозки пассажиров, по безопасности дорожного движения установлены Положением об обеспечении безопасности дорожного движения на предприятиях, в учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденным Приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 № 27 (далее - Положение об обеспечении безопасности дорожного движения).
В соответствии с п.3.4.3 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения с целью повышения ответственности водителей за выполнение требований по безопасности дорожного движения организация осуществляет контроль за соблюдением водителями Правил дорожного движения, трудовой дисциплины, Правил перевозок пассажиров (грузов), Правил технической эксплуатации подвижного состава, временем выхода и возвращения с линии, соблюдением расписаний движения, наличием и состоянием водительских удостоверений перед выпуском транспортных средств на линию, организует в соответствии с действующими нормативными документами учет и анализ дорожно-транспортных происшествий, совершенных водителями организации, нарушений водителями и работниками организации требований безопасности движения, выявленных как сотрудниками Государственной автомобильной инспекции, так и работниками организации
В ходе проверки было установлено, что у ИП Орлова С.В. отсутствует контроль за соблюдением водителями графика движения автобуса. Сравнительный анализ времени выезда и заезда предписываемого предписанием (графиком) и фактического времени выезда и заезда по путевым листам показывает, что график движения по маршруту не соблюдается. Указанными действиями нарушен п.3.4.3 Положения об обеспечении БДД в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозку пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 №27, п. 5.2.5 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утвержденного приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2.
Требования о необходимости лицами, осуществляющими лицензируемую деятельность в сфере перевозок пассажиров автомобильным транспортом, обеспечения контроля за соблюдением установленного законодательством РФ режима труда и отдыха водителей предусмотрены п.1 ст.20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» от 10.12.1995г. №196-ФЗ и «Положением об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей», утвержденного приказом Минтранса РФ №15 от 20.08.2004.
Согласно ст. 20 Федерального закона «О безопасности дорожного движения» юридические лица и индивидуальные предприниматели, осуществляющие на территории Российской Федерации деятельность, связанную с эксплуатацией транспортных средств, обязаны:
организовывать работу водителей в соответствии с требованиями, обеспечивающими безопасность дорожного движения;
соблюдать установленный законодательством Российской Федерации режим труда и отдыха водителей;
создавать условия для повышения квалификации водителей и других работников автомобильного и наземного городского электрического транспорта, обеспечивающих безопасность дорожного движения;
анализировать и устранять причины дорожно-транспортных происшествий и нарушений правил дорожного движения с участием принадлежащих им транспортных средств;
организовывать и проводить с привлечением работников органов здравоохранения предрейсовые медицинские осмотры водителей, мероприятия по совершенствованию водителями навыков оказания доврачебной медицинской помощи пострадавшим в дорожно-транспортных происшествиях;
обеспечивать соответствие технического состояния транспортных средств требованиям безопасности дорожного движения и не допускать транспортные средства к эксплуатации при наличии у них неисправностей, угрожающих безопасности дорожного движения;
обеспечивать исполнение установленной федеральным законом обязанности по страхованию гражданской ответственности владельцев транспортных средств.
В силу п.24 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей водителям предоставляется перерыв для отдыха и питания продолжительностью не более двух часов, как правило, в середине рабочей смены. При установленной графиком сменности продолжительности ежедневной работы (смены) более 8 часов водителю могут предоставляться два перерыва для отдыха и питания общей продолжительностью не более 2 часов и не менее 30 минут. Время предоставления перерыва для отдыха и питания и его конкретная продолжительность (общая продолжительность перерывов) устанавливаются работодателем с учетом мнения представительного органа работников или по соглашению между работником и работодателем.
В соответствии с п.25 указанного Положения продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха вместе с временем перерыва для отдыха и питания должна быть не менее двойной продолжительности времени работы в предшествующий отдыху рабочий день (смену). При суммированном учете рабочего времени продолжительность ежедневного (междусменного) отдыха должна быть не менее 12 часов.
Как установлено в ходе проверки, ИП Орлов С.В. не осуществляет контроль за соблюдением водителями режима труда и отдыха. Нарушены требования части 1 статьи 20 Федерального закона о БДД от 15.11.1995. №196, п.7, 23, 25 Положения об особенностях режима рабочего времени и времени отдыха водителей автомобилей, утвержденного приказом Минтранса РФ 20.08.2004 №15, п. 2.2, 2.3.3 Положения об обеспечении безопасности перевозок пассажиров автобусами, утверждённого приказом Минтранса РФ от 08.01.1997 №2.
В силу п. 3.1.2 Положения об обеспечении безопасности дорожного движения организация осуществляет учет данных о квалификации водителя, общем стаже его водительской деятельности и на определенных типах транспортных средств, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в дорожно-транспортных происшествиях допущенных нарушениях Правил дорожного движения, фактах лишения прав управления транспортным средством, отстранения от работы на линии из-за алкогольного опьянения или последствий алкогольной интоксикации, перерывах в водительской деятельности, работе по совместительству.
Лицензиат Орлов С.В. не осуществляет учет данных о квалификации, стаже работы, сроках прохождения медицинского освидетельствования, об участии в ДТП, нарушениях ПДД водителями, что не соответствует требованиям п. 3.1.2 Положения об обеспечении БДД в предприятиях, учреждениях, организациях, осуществляющих перевозки пассажиров и грузов, утвержденного приказом Минтранса РФ от 09.03.1995 №27.
Таким образом, судом установлено и подтверждается материалами дела, что ИП Орлов С.В. осуществляются перевозки пассажиров автотранспортом, оборудованным для перевозок более 8 человек, с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией).
Частью 3 статьи 14.1 КоАП РФ предусмотрено, что осуществление предпринимательской деятельности с нарушением условий, предусмотренных специальным разрешением (лицензией), влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от одной тысячи пятисот до двух тысяч рублей; на должностных лиц - от трех тысяч до четырех тысяч рублей; на юридических лиц - от тридцати тысяч до сорока тысяч рублей.
В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП РФ, совершившие административные правонарушения лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.
Как усматривается из материалов дела, факт допущенных индивидуальным предпринимателем нарушений зафиксирован в акте проверки № 10703 от 01.12.2009 и протоколе об административном правонарушении № 003998 от 01.12.2009. В указанных документах описаны обстоятельства выявленных нарушений, содержатся ссылки на нормативные правовые акты, положения которых нарушены индивидуальным предпринимателем; факты нарушений подтверждаются документами, приобщенными к материалам дела. Факт признания предпринимателем нарушений, зафиксированных в протоколе об административном правонарушении, отражен в протоколе об административном правонарушении и не отрицается лицом, привлекаемым к административной ответственности.
В соответствии со ст. 70 АПК РФ признание стороной обстоятельств, на которых другая сторона основывает свои требования или возражения, освобождает другую сторону от необходимости доказывания таких обстоятельств.
Принимая во внимание, что факт совершения административного правонарушения, ответственность за которое предусмотрена ч.3 ст.14.1 КоАП РФ, и вина лица в его совершении подтверждается материалами дела, суд полагает обоснованным привлечение индивидуального предпринимателя к административной ответственности на основании ч.3 ст.14.1 КоАП РФ.
Учитывая факт признания вины, арбитражный суд в соответствии с п. 2 ч.1 ст. 4.3 КоАП РФ признает указанное обстоятельство смягчающим административную ответственность и считает возможным назначить административный штраф в минимальном размере, предусмотренном ч. 3 ст. 14.1 КоАП РФ.
Руководствуясь ст.ст. 2.1, 2.4, 4.3, 14.1, 23.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, ст.ст. 17, 29, 65, 70, 123, 156, 167-171, 176, 180, 205, 206 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации, арбитражный суд
Р Е Ш И Л:
Привлечь индивидуального предпринимателя Орлова Сергея Валерьевича 27.11.1964 года рождения, место рождения: г. Курск, проживающего по адресу: г. Курск, ул. Серегина, д.29, кв. 2, зарегистрированного в качестве предпринимателя без образования юридического лица 03.08.1993 за основным государственным регистрационным номером 304463218800044 к административной ответственности, предусмотренной ч.3 ст.14.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в виде административного штрафа в размере 3000 (трёх тысяч) рублей.
Решение вступает в законную силу по истечении десяти дней со дня его принятия.
Обязать индивидуального предпринимателя Орлова Сергея Валерьевича не позднее тридцати дней со дня вступления настоящего решения в законную силу представить в арбитражный суд документ, подтверждающий уплату штрафа в добровольном порядке по следующим реквизитам:
Получатель платежа: УФК МФ РФ по Курской области (УГАДН по Курской области ФСНСТ)
ИНН получателя платежа: 4632048928
КПП получателя платежа: 463201001
ОКАТО получателя платежа: 38401000000
БИК: 043807001
Код БК: 10611690040040000140
р/с: 40101810600000010001 в ГРКЦ ГУ Банка России по Курской области г. Курска
При отсутствии документа, свидетельствующего об уплате административного штрафа в добровольном порядке, по истечении установленного срока направить исполнительный лист для взыскания с индивидуального предпринимателя Орлова Сергея Валерьевича административного штрафа в сумме 3000 руб. судебному приставу-исполнителю.
Данное решение может быть обжаловано через Арбитражный суд Курской области в течение десяти дней после его принятия в апелляционную инстанцию в Девятнадцатый арбитражный апелляционный суд в г. Воронеже, в срок не превышающий двух месяцев со дня вступления решения в законную силу - в кассационную инстанцию в Федеральный арбитражный суд Центрального округа в г. Брянске.
Судья Е.А. Волкова