63RS0№-82
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ <адрес>
Ленинский районный суд <адрес> в составе:
председательствующего судьи Наточеевой М.А.,
при секретаре Пыхтиной Е.Ю.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску прокурора <адрес> г.о.Самара в интересах Коротковой Е. Н. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения,
У С Т А Н О В И Л:
<адрес> г.о.Самара обратился в суд с иском в интересах Коротковой Е. Н. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения, указав, что Короткова Е.Н. относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. Жилого помещения для проживания не имеет.
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Короткова (Евдокимова) Е.Н. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по г.о. Самара. До настоящего времени жилым помещением не обеспечена.
Ссылаясь на указанные обстоятельства, просит обязать Администрацию г.о. Самара, Департамент управления имуществом г.о. Самара предоставить Коротковой Е. Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
В судебном заседании истец Короткова (Евдокимова) Е.Н. исковые требования поддержала в полном объеме.
Заместитель прокурора <адрес> Немродов А.А. исковые требования также поддержал в полном объеме.
Иные лица в судебное заседание не явились, о дате, времени и месте судебного заседания извещались надлежащим образом.
От ответчика Администрации г.о.Самара поступил письменный отзыв.
От ответчика Департамента управления имуществом г.о.Самара, а также третьих лиц - Министерства строительства <адрес> и Департамента опеки, попечительства и социальной поддержки Администрации г.о.Самара поступили письменные отзывы, в которых содержались ходатайства о рассмотрении дела в отсутствии их представителей.
В силу ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть дело при данной явке.
Выслушав истца Короткову (Евдокимову) Е.Н., прокурора, изучив материалы дела, суд считает требования истца обоснованными и подлежащими удовлетворению в части исковых требований к Департаменту управления имуществом г.о.Самара по следующим основаниям.
Согласно ст. 40 Конституции РФ каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов соответствии с установленными законом нормами.
В соответствии со ст. 109.1 ЖК РФ предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ч.8 ст.8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" дополнительные гарантии прав детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на имущество и жилое помещение относятся к расходным обязательствам субъекта Российской Федерации.
Согласно ч. 6 ст. 8 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 159-ФЗ "О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей" срок действия договора найма специализированного жилого помещения, предоставляемого в соответствии с пунктом 1 настоящей статьи, составляет пять лет.
В случае выявления обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, договор найма специализированного жилого помещения может быть заключен на новый пятилетний срок неоднократно по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации. Порядок выявления этих обстоятельств устанавливается законодательством субъекта Российской Федерации.
По окончании срока действия договора найма специализированного жилого помещения и при отсутствии обстоятельств, свидетельствующих о необходимости оказания лицам, указанным в пункте 1 настоящей статьи, содействия в преодолении трудной жизненной ситуации, орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющий управление государственным жилищным фондом, обязан принять решение об исключении жилого помещения из специализированного жилищного фонда и заключить с лицами, указанными в пункте 1 настоящей статьи, договор социального найма в отношении этого жилого помещения в порядке, установленном законодательством субъекта Российской Федерации.
Пунктом 7 ст. 8 указанного Федерального закона предусмотрено, что договорам найма специализированных жилых помещений предоставляются жилые помещения в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма, т.е. не менее 33 квадратных метров.
Согласно ч.4 ст.<адрес> №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>" проживание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в ранее занимаемых жилых помещениях, нанимателями или членами семей нанимателей по договорам социального найма либо собственниками которых они являются, признается невозможным, если это противоречит интересам указанных лиц в связи с наличием одного из следующих обстоятельств:
1) проживание на любом законном основании в таких жилых помещениях:
родителей, лишенных родительских прав, опекунов и попечителей, отстраненных в установленном порядке от выполнения своих обязанностей, бывших усыновителей, если усыновление отменено, лиц, не являющихся членами семьи детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (при наличии вступившего в законную силу решения суда об отказе в принудительном обмене жилого помещения в соответствии с частью 3 статьи 72 Жилищного кодекса Российской Федерации);
лиц, страдающих тяжелыми формами хронических заболеваний в соответствии с указанным в пункте 4 части 1 статьи 51 Жилищного кодекса Российской Федерации перечнем, при которых невозможно совместное проживание с ними в одном жилом помещении;
2) жилые помещения не пригодны для постоянного проживания или не отвечают установленным для жилых помещений санитарным и техническим правилам и нормам, иным требованиям законодательства Российской Федерации;
3) общая площадь жилого помещения, приходящаяся на одно лицо, проживающее в данном жилом помещении, менее учетной нормы площади жилого помещения, в том числе, если такое уменьшение произойдет в результате вселения в данное жилое помещение детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
<адрес> №-ГД органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов <адрес> наделены отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями детей –сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
В соответствии с ч.1 ст. <адрес> №-ГД от ДД.ММ.ГГГГ "Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>" детям-сиротам и детям, о ставшимся без попечения родителей, органом местного самоуправления муниципального образования, на территории которого находится место жительства указанных лиц, предоставляются благоустроенные жилые помещения муниципального специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений.
Согласно ст. 2 вышеназванного Закона, органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" за счет субвенций, предоставляемых в соответствии с частью 3 настоящей статьи. Органы местного самоуправления дополнительно за счет собственных средств могут включать в муниципальный специализированный жилищный фонд жилые помещения, находящиеся в муниципальной собственности, с соблюдением требований и в порядке, которые установлены постановлением Правительства Российской Федерации "Об утверждении правил отнесения жилого помещения к специализированному жилищному фонду и типовых договоров найма специализированных жилых помещений".
Жилое помещение муниципального специализированного жилищного фонда для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, должно быть пригодным для проживания, отвечать установленным санитарным и техническим правилам и нормам, требованиям пожарной безопасности, экологическим и иным требованиям законодательства Российской Федерации, быть благоустроенным применительно к условиям соответствующего населенного пункта.
Из материалов дела следует, что Короткова (Евдокимова) Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ года рождения, относится к категории детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Решением Тюльганского районного суда <адрес> от №. мать – Карякина Т.А. лишена родительских прав в отношении Коротковой (Евдокимовой) Е. Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р.
Биологические родители Коротковой Е.Н. умерли (свидетельства о смерти от ДД.ММ.ГГГГ и от ДД.ММ.ГГГГ).
Распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара от ДД.ММ.ГГГГ № Короткова (Евдокимова) Е.Н. включена в список граждан из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями по г.о. Самара.
Согласно информации ФГБУ «Федеральная служба государственной регистрации, кадастра и картографии» по <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ Короткова (Евдокимова) Е.Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р., жилых помещений в собственности либо на другом ином праве не имеет.
До настоящего времени органами местного самоуправления г.о. Самара жилое помещение в установленном законом порядке Коротковой (Евдокимовой) Е.Н.. не предоставлено, чем нарушены ее права.
Принимая во внимание данные обстоятельства, суд считает, что требования прокурора в интересах Коротковой (Евдокимовой) Е.Н. о возложении обязанности на органы местного самоуправления предоставить последней по договору найма специализированного жилого помещения благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения не менее 33 кв. м общей площади жилого помещения являются обоснованными и подлежащими удовлетворению.
Однако суд приходит к выводу, что надлежащим ответчиком по заявленным исковым требованиям является только Департамент управления имуществом г.о.Самара, исходя из следующего.
Статьей <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан» органы местного самоуправления муниципальных районов и городских округов в <адрес> наделяются настоящим Законом отдельными государственными полномочиями Российской Федерации, переданными для осуществления органам государственной власти <адрес>, и отдельными государственными полномочиями <адрес> по обеспечению жилыми помещениями отдельных категорий граждан, проживающих на территории <адрес>, вставших на учет в качестве нуждающихся в улучшении жилищных условий.
Согласно ч.1 ст.22 Устава г.о. Самара в структуру органов местного самоуправления городского округа Самара, в том числе, входят:
1) Глава городского округа Самара (сокращенное наименование - Глава г.о. Самара) - высшее выборное должностное лицо городского округа Самара, избираемое Думой городского округа Самара из числа кандидатов, представленных конкурсной комиссией по результатам конкурса, возглавляющее Администрацию городского округа Самара;
2) Администрация городского округа Самара (сокращенное наименование - Администрация г.о. Самара) - исполнительно-распорядительный орган городского округа Самара, возглавляемый Главой городского округа Самара;
3) Департамент управления имуществом городского округа Самара (сокращенное наименование - Департамент управления имуществом г.о. Самара, ДУИ г.о. Самара) и Департамент градостроительства городского округа Самара (сокращенное наименование - Департамент градостроительства г.о. Самара, ДГС г.о. Самара) (далее - иные органы местного самоуправления городского округа Самара).
Вместе с тем, на основании п.п. «ж» п. 7 ст. 24 Устава г.о. Самара, Глава г.о. Самара, осуществляя собственные полномочия по решению вопросов местного значения городского округа Самара, принимает в пределах своих полномочий, установленных федеральными законами и законами <адрес>, настоящим Уставом, нормативными правовыми актами Думы городского округа Самара, постановления Администрации городского округа Самара по вопросам местного значения городского округа Самара и вопросам, связанным с осуществлением отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара в соответствии с федеральными законами и законами <адрес>, а также распоряжения Администрации городского округа Самара по вопросам организации работы Администрации городского округа Самара.
Согласно ст. 25 Устава г.о. Самара Администрация городского округа Самара является исполнительно-распорядительным органом городского округа Самара, наделяемым настоящим Уставом полномочиями по решению вопросов местного значения и полномочиями для осуществления отдельных государственных полномочий, переданных органам местного самоуправления городского округа Самара федеральными законами и законами <адрес>.
В свою очередь, в силу ст. <адрес> обеспечивает исполнение бюджета <адрес> и готовит отчет об исполнении бюджета <адрес> и отчеты о выполнении программ социально-экономического развития <адрес> для предоставления их <адрес> на рассмотрение Самарской Губернской Думы, формирует министерства <адрес> и иные органы исполнительной власти, руководит их деятельностью.
В соответствии с Положением о министерстве экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, утвержденного Постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №, Министерство является главным распорядителем (распорядителем, получателем) средств областного бюджета в соответствии с действующим законодательством. Пунктом 2.1 Положения установлено, что в ведении Министерства экономического развития, инвестиций и торговли <адрес> находится участие в реализации подпрограмм "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством".
Согласно ст.ст. 5, 6, <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «О наделении органов местного самоуправления на территории <адрес> отдельными государственными полномочиями по социальной поддержке населения» органы государственной власти <адрес> при формировании областного бюджета на очередной финансовый год обязаны предусматривать в нем субвенции местным бюджетам на осуществление органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий.
Органы государственной власти <адрес> передают органам местного самоуправления финансовые средства, необходимые для осуществления переданных государственных полномочий.
Финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставления местным бюджетам субвенций, которые предусматриваются в <адрес> об областном бюджете на очередной финансовый и плановый период.
Также положениями ст. <адрес> №-ГД установлено, что органы государственной власти <адрес> в пределах их компетенции по вопросам осуществления органами местного самоуправления переданных им государственных полномочий обязаны осуществлять контроль за исполнением органами местного самоуправления государственных полномочий и целевым использованием представленных на эти цели финансовых средств и материальных ресурсов.
Согласно статье 57 Жилищного кодекса Российской Федерации (в редакции, действующей до ДД.ММ.ГГГГ) жилые помещения указанной категории граждан предоставлялись вне очереди по договорам социального найма. При этом до 2013 года дети-сироты обеспечивались жилыми помещениями путем предоставления жилого помещения по договорам социального найма, а также социальной выплаты на приобретение жилого помещения в соответствии с положениями ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об отдельных мерах по социальной поддержке детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей-сирот, и детей, оставшихся без попечения родителей», Порядка обеспечения жилыми помещениями детей- сирот, детей, оставшихся без попечения родителей и лиц из числа детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, утвержденного постановлением <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №. Согласно положениям Порядка № при отсутствии жилых помещений в муниципальном жилищном фонде социального использования обеспечение жилыми помещениями детей-сирот осуществлялось путем предоставления им социальных выплат уполномоченным органом. Таким образом, до 2013 года исполнение обязательств по обеспечению детей-сирот жилыми помещениями осуществлялось в городском округе Самара пут путем предоставления указанной категории граждан социальных выплат.
С 01.01.2013г. Порядок № утратил силу, в том числе в связи с вступлением в силу изменений в статью 57 Жилищного кодекса РФ. B связи с указанными изменениями обеспечение детей-сирот жилыми помещениями в настоящее время осуществляется только путем предоставления последним жилых помещений специализированного жилищного фонда. При этом замена предоставления жилья из специализированного фонда иными формами (способами) решения жилищной проблемы детей-сирот, например, предоставлением им субсидии на приобретение или строительство жилого помещения, предоставлением жилого помещения в безвозмездное пользование или по договору социального найма не допускается (вопрос 7 информации Минюста России от ДД.ММ.ГГГГ). Согласно ст. <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ №-ГД «Об обеспечении жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на территории <адрес>» финансовое обеспечение переданных органам местного самоуправления государственных полномочий осуществляется за счет предоставляемых местным бюджетам субвенций из областного бюджета. Органы местного самоуправления формируют муниципальный специализированный жилищный фонд путем приобретения жилых помещений в муниципальную собственность и (или) строительства жилых помещений в соответствии с Федеральным законом «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» за счет предоставляемых субвенций. Согласно статье 22, пункту «г.1» статьи 47 Устава городского округа Самара Департамент является самостоятельным органом местного самоуправления городского округа Самара и осуществляет полномочия по управлению и распоряжению имуществом городского округа Самара, в том числе распоряжается муниципальным имуществом, за исключением земельных участков, находящихся в муниципальной собственности (отчуждает имущество, передает в безвозмездное пользование, аренду, залог, доверительное управление, осуществляет иное распоряжение), заключает и исполняет соответствующие договоры, является преемником по ранее заключенным договорам. В силу п. 4.1.3 Положения «О порядке управления и распоряжения муниципальным жилищным фондом городского округа Самара», утвержденного решением Думы городского округа Самара от ДД.ММ.ГГГГ №, от имени муниципального образования городского округа Самара наймодателем по договорам найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда выступает Департамент. Из п. 4.1.3 указанного положения следует, что жилые помещения по договорам найма специализированных жилых помещений муниципального жилищного фонда предоставляются гражданам на основании распорядительных актов Департамента. У Администрации полномочия по предоставлению жилых помещений какой-либо категории граждан на территории городского округа Самара отсутствуют. Учитывая изложенное, предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда указанной категории граждан относится к исключительной компетенции Департамента в силу Устава городского округа Самара.
Таким образом, обязанность по предоставлению жилого помещения гражданам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лежит непосредственно на Департаменте управления имуществом г.о.Самара.
Органы государственной власти субъекта, а именно: <адрес> и министерство экономического развития, инвестиций и торговли <адрес>, выступают в качестве органов, передающих финансовые средства для выполнения органами местного самоуправления указанной обязанности, а также органов, контролирующих их целевое использование.
Таким образом, разрешение вопроса о предоставлении жилья детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, находится в компетенции Департамента управления имуществом г.о. Самара. В свою очередь, органы государственной власти субъекта в пределах своей компетенции контролируют использование финансовых средств и материальных ресурсов, выделенных для исполнения указанной обязанности органам местного самоуправления.
При таких обстоятельствах суд считает, что надлежащим ответчиком по указанному делу является Департамент управления имуществом г.о. Самара.
Доводы о том, что при предоставлении Ломонос И.В. жилого помещения будут нарушены права других лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не могут быть приняты во внимание, поскольку действующее законодательство не устанавливает критерий очередности внутри данного списка в качестве условия предоставления жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения соответствующей категории граждан.
Содержащееся в п.3 ст.8 Федерального закона о социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляются в порядке, установленном законом субъекта РФ, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.
По своей сути формирование субъектом РФ указанных списков означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренных федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения. Кроме того, наличие таких списков может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объемах ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.
Доводы о недостаточности средств, выделяемых из областного бюджета для обеспечения жилыми помещениями указанной категории лиц, не могут являться основанием для отказа в иске.
На основании изложенного и руководствуясь ст. 194-199 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Исковые требования прокурора <адрес> г.о.Самара в интересах Коротковой Е. Н. к Администрации г.о. Самара, Департаменту управления имуществом г.о. Самара о предоставлении жилого помещения – удовлетворить частично.
Обязать Департамент управления имуществом г.о. Самара (ИНН 6315800001) предоставить Коротковой Е. Н., ДД.ММ.ГГГГ г.р.,(паспорт №) благоустроенное жилое помещение муниципального специализированного жилого фонда, предназначенного для предоставления детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, по договору найма специализированного жилого помещения, отвечающее установленным санитарным и техническим правилам и нормам, применительно к условиям соответствующего населенного пункта, по нормам предоставления площади жилого помещения, не менее 33 кв.м. общей площади жилого помещения.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Ленинский районный суд <адрес> в апелляционном порядке в течение месяца со дня изготовления в окончательной форме.
Решение в окончательной форме изготовлено 22.12.2022г.
Судья М.А. Наточеева