Дело № 2-3437/2020
УИД73RS0004-01-2020-004929-23
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
01 октября 2020 года город Ульяновск
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи О.В. Миллер
при ведении протокола секретарем судебного заседания А.В. Курчангиной,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Лебедевой Валентины Васильевны к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации,
У С Т А Н О В И Л:
Лебедева В.В. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности обеспечить инвалида техническими средствами реабилитации.
В обоснование иска указала, что является инвалидом первой группы бессрочно. Инвалидность подтверждается справкой №, выданной 21.02.92г. Инвалидность установлена впоследствии трудового увечья, <данные изъяты>.
Истцу, как инвалиду, была составлена индивидуальная программа реабилитации инвалида. Согласно данной программе, выдаваемой ФГУ МСЭ, нуждается в предоставлении технических средств реабилитации в виде памперсов в количестве 2 штук в сутки. То есть, в год истцу положено 730 подгузников (365 х 2).
Исполнителем реабилитационных мероприятий с применением технических средств являются органы социального страхования.
В настоящее время истцу было выдано только 180 штук. 23 июля 2020г. она обратилась в фонд социального страхования с заявлением выдать и обеспечить техническими средствами реабилитации (подгузниками).
06.08.20 г. истец получила ответ, согласно которому в выдаче TCP было отказано. В данном ответе указывается, что 28.04.20г. истцом были получены подгузники в количестве 180 штук, а также что на данный момент она обеспечена подгузниками для взрослых по 11 февраля 2021 год.
Действительно, она получила подгузники в количестве 180 штук. Однако, к началу сентября 2020года уже должна была получить 480 подгузников. То есть, задолженность составляет 300 штук. Кроме того, Фонд в ответе указывает на то, что ей больше в этом году ничего не положено. С такой позицией ответчика Лебедева В.В. согласиться не может. Подгузники для нее являются жизненно важными и необходимыми. TCP (подгузники) истец получает по акту приема-передачи. Отказ в выдаче и нерегулярная поставка TCP ставят истца в очень затруднительное положение. Полагает, что ответчик действует незаконно. Нерегулярное обеспечение TCP нарушает гарантированное право на льготы, предусмотренные ФЗ «О защите инвалидов в Российской Федерации».
В Приказе Минтруда и социальной защиты от 28.12.17г. № 888 «Об утверждении перечня показаний и противопоказаний для обеспечения инвалида техническими средствами реабилитации» в п. 22 содержится объем технических средств для обеспечения инвалида, в том числе и памперсами. Согласно действующему законодательству, абсорбирующее белье, подгузники относятся к техническим средствам, предоставляемым инвалидам с освобождением от платы.
Обращаясь в суд с настоящим иском, истец просит обязать Государственное учреждение - Ульяновское Региональное отделение Фонда социального страхования Российской Федерации обеспечить ее техническими средствами реабилитации, передав истцу подгузники в количестве 550 штук, организовать надлежащее и своевременное обеспечение техническими средствами - подгузниками исходя из расчета 2 штуки в сутки, т.е. в количестве, предусмотренном индивидуальной программой реабилитации.
Истец Лебедева В.В. в судебное заседание не явилась, извещена о времени и месте судебного слушания, в заявлении просит рассмотреть дело без ее участия.
Представитель истца - адвокат Святкина И.А. в судебном заседании исковые требования поддержала в полном объеме, пояснив, что истец подтверждает получение подгузников по актам приема-передачи от 12.12.2019 и от 28.03.2020, не подтверждает получение по актам приема-передачи от 04.07.2019 и от 05.03.2020. То есть за период с декабря 2019 по настоящее время Лебедева В.В. получила подгузники в количестве 300 штук.
Представитель ответчика – Государственного учреждения- Ульяновского регионального отделения Фонда социального страхования РФ (далее по тексту ГУ-УРОФСС) в судебное заседание не явился, извещен о времени и месте судебного слушания, в отзыве просит в иске отказать, полагая исковые требования не основанными на нормах действующего законодательства и фактических обстоятельствах дела.
Представитель третьего лица по делу ООО «ОРТО-ВИКТУМ» Чуйкова Е.В. (доверенность №3 от 09.01.2020) в судебном заседании иск полагала необоснованным, пояснив, что Общество занимается обеспечением техническими средствами реабилитации (ТСР) инвалидом по направлениям ГУ-УРОФСС, которые инвалиды получают в Фонде. Истец Лебедева В.В. получает ТСР – подгузники путем доставки непосредственно по месту жительства, либо получает на складе. При этом, для получения ТСР необходимо предоставить реквизиты направления, передать сотруднику Общества отрывной талон, которые вместе с экземпляром Акта приема-передачи передается в Фонд. Никаких жалоб от Лебедевой В.В. на отсутствие доставки либо на неполучение подгузников не было.
Исследовав материалы дела, заслушав мнение и доводы представителя истца, представителя третьего лица, суд находит исковые требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии со ст. 10 Федерального закона №181-ФЗ от 24.11.1995 «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» (далее — Закон №181-ФЗ) государство гарантирует инвалидам проведение реабилитационных мероприятий, получение технических средств и услуг, предусмотренных федеральным перечнем реабилитационных мероприятий, технических средств реабилитации и услуг, предоставляемых инвалиду за счет средств федерального бюджета.
В ст. 11 Закона №181-ФЗ указано, что индивидуальная программа реабилитации или абилитации инвалида - комплекс оптимальных для инвалида реабилитационных мероприятий, включающий в себя отдельные виды, формы, объемы, сроки и порядок реализации медицинских, профессиональных и других реабилитационных мер, направленных на восстановление, компенсацию нарушенных функций организма, формирование, восстановление, компенсацию способностей инвалида к выполнению определенных видов деятельности.
Если предусмотренные индивидуальной программой реабилитации или абилитации техническое средство реабилитации и (или) услуга не могут быть предоставлены инвалиду либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации и (или) оплатил услугу за собственный счет, ему выплачивается компенсация в размере стоимости приобретенного технического средства реабилитации и (или) оказанной услуги, но не более стоимости соответствующего технического средства реабилитации и (или) услуги, предоставляемых в порядке, установленном ч. 14 ст. 11.1 настоящего Федерального закона. Порядок выплаты такой компенсации, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, определяется федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере социальной защиты населения.
Выплата компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидом технические средства реабилитации производится в соответствии с Порядком выплаты компенсации за самостоятельно приобретенное инвалидом техническое средство реабилитации и (или) оказанную услугу, включая порядок определения ее размера и порядок информирования граждан о размере указанной компенсации, утвержденным Приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 №57н.
В соответствии с п. 5 вышеуказанного Порядка компенсация инвалиду выплачивается на основании заявления инвалида либо лица, представляющего его интересы, о возмещении расходов по приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги и документов, подтверждающих расходы по самостоятельному приобретению технического средства реабилитации и (или) оказанию услуги инвалидом за собственный счет, а также предъявления им следующих документов: документа, удостоверяющего личность; индивидуальной программы реабилитации инвалида; страхового свидетельства обязательного пенсионного страхования, содержащего страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС).
В определениях Верховного суда РФ от 19.09.2016 г. №8-КГ16-13, от 29.08.2016 г. №50-КГ16-9, от 31.10.2016 г. №51-КГ 16-9 дано разъяснение, что гарантированное государством право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации, предусмотренными индивидуальной программой реабилитации инвалида, осуществляется путем предоставления этих средств в натуре или посредством выплаты денежной компенсации, если данные средства не могут быть предоставлены инвалиду, либо если инвалид приобрел соответствующее техническое средство реабилитации за собственный счет, то есть механизм реализации указанного права регламентирован. При этом действующими нормативными правовыми актами не предусмотрено обеспечение инвалидов техническими средствами реабилитации в натуре за прошлый период в случае их непредоставления инвалиду уполномоченным органом по какой-либо причине. В такой ситуации право инвалида на обеспечение за счет средств федерального бюджета и Фонда социального страхования Российской Федерации техническими средствами реабилитации осуществляется путем выплаты инвалиду денежной компенсации за самостоятельно приобретенное техническое средство реабилитации в порядке, установленном приказом Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации от 31.01.2011 №57н.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 07.04.2008 г. №240 «О порядке обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями» срок пользования техническим средством (изделием) исчисляется с даты предоставления его инвалиду (ветерану), то есть с начала фактического использования. В случае обеспечения средствами ежедневного пользования, срок обеспечения рассчитывается либо с даты получения изделий, либо с даты окончания срока обеспечения ранее полученным изделием.
Как установлено в судебном заседании, Лебедева В.В. является инвалидом первой группы бессрочно.
Инвалидность подтверждается справкой №, выданной 21.02.92г. Инвалидность установлена впоследствии трудового увечья, <данные изъяты>.
Лебедевой В.В. была составлена индивидуальная программа реабилитации инвалида. Согласно данной программе, выдаваемой ФГУ МСЭ, Лебедева В.В. нуждается в предоставлении технических средств реабилитации в виде памперсов в количестве 2 штук в сутки. То есть в год истцу положено 730 подгузников (365 х 2).
В судебном заседании установлено, что в рамках реализации Соглашения о передаче Фонду сведений, необходимых для осуществления с 01.01.2019 г. полномочий по предоставлению инвалидам и отдельным категориям граждан из числа ветеранов проживающих на территории Ульяновской области, технических средств реабилитации, включая изготовление и ремонт протезно-ортопедических изделий, а также по оказанию государственной социальной помощи в виде социальных услуг по предоставлению при наличии медицинских показаний путевок на санаторно- курортное лечение, осуществляемое в целях профилактики основных заболеваний, и бесплатного проезда на междугородном транспорте к месту лечения и обратно от 19.10.2018 г. Фондом были получены сведения о том, что Лебедева В.В. в соответствии с рекомендациями индивидуальной программы реабилитации или абилитации инвалида № была обеспечена подгузниками по 2 шт. в сутки. 07.10.2018 г. - 730 шт., то есть, срок обеспечения по 07.10.2019 г.
В судебном заседании установлено, что Лебедева В.В. обратилась в Фонд с заявлением на обеспечение подгузниками для взрослых <данные изъяты> с полным влагопоглощением не менее 1450 г. 15.01.2019 г. по индивидуальной программе реабилитации или абилитации инвалида №.
На основании заявления на обеспечение TCP от 15.01.2019 г. Лебедева В.В. было выдано направление № от 08.06.2019 года, по которому истец была обеспечена подгузниками для взрослых <данные изъяты> с полным влагопоглощением не менее 1450 г. г, — 540 шт. Срок обеспечения по 04.07.7020 г.;
Отрывной талон к направлению с Актом сдачи-приемки Товара № после выдачи ТСР был возвращен в Фонд.
Доводы стороны истца о том, что Лебедева В.В. в июле 2019 года не получала ТСР – подгузники в количестве 540 штук опровергнуты предоставленными стороной ответчика письменными доказательствами, показаниями свидетеля ФИО6, которая в судебном заседании показала, что направление выдается получателю ТСР только в ГУ-УРОФСС по предъявлении документов, реквизиты направления заносятся в Акт сдачи-приемки Товара, отрывной талон направления возвращается в Фонд с одним экземпляром Акта. Кроме того, свидетель показала, что за все время получения ТСР от Лебедевой В.В. никаких жалоб не поступало, сама Лебедева В.В. регулярно обращается в ООО «ОРТО-ВИКТУМ» для доставки ТСР. Водитель, осуществляющий доставку ТСР обязан возвратить один экземпляр Акта с приложением отрывного талона, который находится только у получателя социальной услуги, то есть у Лебедевой В.В.
В судебном заседании также установлено, что Лебедева В.В. получила: по направлению № от 11.12.2019 г. и акту приема-передачи Товара № от 12.12.2019 г. подгузников 120 шт. Срок обеспечения по 02.09.2020 г.; по направлению № от 28.01.2020 г. и акту приема-передачи Товара № от 05.03.2020 г. - 180 шт. Срок обеспечения по 30.11.2020 г.; по направлению № от 26.03.2020 г. и акту приема-передачи Товара № от 28.04.2020 - 180 шт. Срок обеспечения по 01.03.2021 г.
Допрошенные в судебном заседании свидетели со стороны истца ФИО7, ФИО8 не подтвердили доводы истца о том, что Лебедева В.В. не получала ТСР в том объеме, что указано в письменных материалах дела. Так, свидетель ФИО7 в судебном заседании показала, что является помощницей Лебедевой В.В., ездит с ней за получением ТСР со склада. Данный свидетель в судебном заседании подтвердила, что в направлениях (в отрывном талоне к направлению) данные истца заполнены рукой Лебедевой В.В. При этом свидетель ФИО7, свидетель ФИО8 подтвердили, что вместе с истцом в декабре 2019 года и апреле 2020 года получали непосредственно на складе ТСР – подгузники, а о доставке ТСР на дом Лебедевой В.В. им ничего не известно.
Приказом Минтруда России от 23.09.2014 №657 утвержден Административный регламент предоставления Фондом социального страхования Российской Федерации государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно- ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак-проводников (далее - Административный регламент).
В соответствии с п. 14 Административного регламента результатами предоставления государственной услуги являются выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации (далее - технические средства), протезов (кроме зубных протезов), протезно- ортопедических изделий (далее - изделия), в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства (изделия), в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 № 240, а также выдача специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальные талоны) и (или) именных направлений для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных в соответствии с требованием абзаца третьего пункта 5 указанных Правил (далее - именное направление), в случае необходимости проезда заявителей, поименованных в пункте 2 Регламента, и сопровождающих их лиц, если необходимость сопровождения установлена индивидуальной программой реабилитации инвалида, заключением врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - сопровождающие лица), к месту нахождения организации, в которую выдано направление, на получение (изготовление) технического средства (изделия), и обратно.
В соответствии с п. 15 Административного регламента Территориальный орган Фонда в 15-дневный срок с даты поступления заявления в части обеспечения техническим средством (изделием) и документов, указанных в пунктах 22, 25 Административного регламента, в письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). Одновременно с уведомлением о постановке на учет территориальный орган Фонда высылает (выдает) заявителю направление на получение (изготовление) технического средства (изделия).
В п. 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями указано, что уполномоченный орган рассматривает заявление, указанное в пункте 4 настоящих Правил, в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты его поступления и в письменной форме уведомляет инвалида (ветерана) о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием). При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, одновременно с уведомлением уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) (далее - направление) в отобранные уполномоченным органом в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями) (далее - организация, в которую выдано направление).
При отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение инвалида (ветерана) техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением, указанным в пункте 4 настоящих Правил, уполномоченный орган высылает (выдает) инвалиду (ветерану) документы, предусмотренные настоящим пунктом в 7-дневный срок с " даты заключения такого государственного контракта.
Приказом Фонда социального страхования Российской Федерации от 16.05.2019 №256 утвержден Административный регламент Фонда социального страхования Российской Федерации по предоставлению государственной услуги по обеспечению инвалидов техническими средствами реабилитации и (или) услугами и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, а также по выплате компенсации за самостоятельно приобретенные инвалидами технические средства реабилитации (ветеранами протезы (кроме зубных протезов), протезно-ортопедические изделия) и (или) оплаченные услуги и ежегодной денежной компенсации расходов инвалидов на содержание и ветеринарное обслуживание собак проводников.
В соответствии с пп. «а» п. 10 Административного регламента результатами предоставления государственной услуги являются выдача заявителям направления на получение (изготовление) технического средства реабилитации (далее - технические средства), протезов (кроме зубных протезов), протезно-ортопедических изделий (далее - изделия), в том числе в случае необходимости замены, досрочной замены и ремонта технического средства (изделия), в организации, отобранные в соответствии с требованием абзаца второго пункта 5 Правил обеспечения инвалидов техническими средствами реабилитации и отдельных категорий граждан из числа ветеранов протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 7 апреля 2008 г. №240, а также выдача специальных талонов на право бесплатного получения проездных документов для проезда на железнодорожном транспорте (далее - специальные талоны) и (или) именных направлений для бесплатного получения проездных документов на проезд автомобильным, воздушным, водным транспортом транспортных организаций, отобранных в соответствии с требованием абзаца третьего пункта 5 указанных Правил (далее - именные направления), в случае необходимости проезда заявителей и сопровождающих их лиц, если необходимость сопровождения установлена индивидуальной программой реабилитации или абилитации инвалида, заключением врачебной комиссии медицинской организации, оказывающей лечебно-профилактическую помощь, о нуждаемости ветерана в обеспечении протезами (кроме зубных протезов), протезно-ортопедическими изделиями (далее - сопровождающие лица), к месту нахождения организации, в которую выдано направление, на получение (изготовление) технического средства, (изделия), и обратно.
Пункт 11 Административного регламента предусматривает, что срок предоставления государственной услуги исчисляется с даты представления заявления о предоставлении государственной услуги, форма которого предусмотрена приложением к Административному регламенту (далее - заявление), и полного комплекта документов (сведений), необходимых для предоставления государственной услуги.
При наличии действующего государственного контракта на обеспечение техническим средством (изделием) в соответствии с заявлением территориальный орган Фонда в 15-дневный срок, а в случае подачи указанного заявления инвалидом, нуждающимся в оказании паллиативной медицинской помощи (лицом, представляющим его интересы), в 7-дневный срок с даты поступления заявления в части обеспечения техническим средством (изделием) и документов, указанных в пунктах 18, 21 Административного регламента, в письменной форме уведомляет заявителя о постановке на учет по обеспечению техническим средством (изделием) и одновременно с уведомлением территориальный орган Фонда:
высылает (выдает) заявителю направление на получение либо изготовление технического средства (изделия) в отобранные территориальным органом Фонда в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, организации, обеспечивающие техническими средствами (изделиями);
в случае необходимости проезда заявителя (сопровождающего его лица) к месту нахождения организации, в которую выдано направление, и обратно высылает (выдает) ему специальные талоны и (или) именные направления на соответствующие виды транспорта.
В соответствии с п. 12 Административного регламента при отсутствии действующего государственного контракта на обеспечение заявителя техническим средством (изделием) территориальный орган Фонда:
одновременно с указанным в пункте 11 Административного регламента уведомлением о поставке на учет информирует заявителя о сроках, необходимых для размещения извещения о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд;
в срок не позднее 30 календарных дней с даты подачи заявителем заявления размещает извещение о проведении закупки соответствующего технического средства (изделия) в единой информационной системе в сфере закупок;
в 7-дневный срок с даты заключения такого государственного контракта высылает (выдает) заявителю документы, предусмотренные пунктом 11 Административного регламента.
С учетом приведенного выше законодательства и исследованных материалов дела, суд приходит к выводу, что в период с 15.01.2019 (обращение истца в Фонд за получением социальной услуги) и по настоящее время Лебедева В.В. четыре раза получала направления на получение ТСР – подгузников, по данным направлениям в соответствии с представленными актами истец была обеспечена ТСР – подгузниками на период по 01.03.2021 года включительно
С учетом изложенного суд не находит оснований для удовлетворения исковых требований Лебедевой В.В. в полном объеме.
Руководствуясь ст.ст.12, 56, 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
в удовлетворении исковых требований Лебедевой Валентины Васильевны к Государственному учреждению - Ульяновскому региональному отделению Фонда социального страхования РФ о возложении обязанности обеспечить техническими средствами реабилитации, передав Лебедевой Валентине Васильевне подгузники в количестве 550 штук, возложении обязанности организовать надлежащее и своевременное обеспечение техническими средствами – подгузники исходя из расчета 2 штуки в сутки, то есть в количестве, предусмотренном индивидуальной программой реабилитации, отказать.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд города Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения судом в окончательной форме.
Судья - О.В. Миллер
Мотивированное решение изготовлено 08.10.2020