Дело №2-515/19
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
14 февраля 2019 года Дмитровский городской суд Московской области в составе судьи Мурашовой О.М. при секретаре судебного заседания Храмовой Е.И., рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Дмитрах ФИО9 к ГУ УПФ РФ № 21 по г.Москве и Московской области о защите пенсионных прав,
У С Т А Н О В И Л:
Истица обратилась в суд с иском к ГУ Управление Пенсионного фонда РФ №21 по г. Москве и Московской области и, с учетом уточнения исковых требований в порядке ст. 39 ГПК РФ, просит обязать ответчика включить в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, следующие периоды:
- период с ДД.ММ.ГГГГ – в должности <данные изъяты> в льготном исчислении, т.е. год работы как год и шесть месяцев;
- период с ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты>, в календарном исчислении;
- период с ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты>, в льготном исчислении, т.е. год работы как год и три месяца;
- период с ДД.ММ.ГГГГ. в должности главной <данные изъяты>, в льготном исчислении, т.е. год работы как год и три месяца;
- период с ДД.ММ.ГГГГ в <данные изъяты>, в льготном исчислении, т.е. год работы как год и три месяца.
В обосновании заявленных исковых требований истица указала, что ДД.ММ.ГГГГ обратилась в пенсионный орган с заявлением о назначении пенсии. Решением от 21.09.2018г. в назначении страховой пенсии истице было отказано, с указанием на то, что отсутствует необходимый стаж, дающий право на указанную пенсию. Истица считает, что ей необоснованно не зачли в страховой стаж вышеуказанные периоды, при этом часть периодов её работы подлежала зачислению в стаж в льготном исчислении.
В судебном заседании истица Дмитрах С.Э. и представитель истца ФИО6 уточненные исковые требования поддержали в полном объеме.
Представитель ответчика – Государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда Российской Федерации №21 по г.Москве и Московской области ФИО7 исковые требования не признала, считает решение от 21.09.2018г., принятое в отношении истицы, законным и правомерным, указывая на то, что у истца отсутствует необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, в том числе и по причине не включения спорных периодов работы в страховой стаж, по основаниям, указанным в решении.
Суд, выслушав стороны, исследовав представленные доказательства, находит иск подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Судом установлено, что истица обратилась в ГУ Управление Пенсионного фонда РФ № по г.Москве и Московской области с заявлением о досрочном назначении страховой пенсии по старости и решением комиссии по рассмотрению вопросов реализации пенсионных прав граждан от ДД.ММ.ГГГГ № ей было отказано в назначении страховой пенсии по старости по п. 20 ч. 1 статьи 30 Федерального закона №400-ФЗ от 28.12.2013г. «О страховых пенсиях», с указанием на то, что у Дмитрах С.Э. отсутствует необходимый стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
Судом установлено, что ответчиком не оспаривается страховой стаж истицы на дату подачи заявления составляющий 17 лет 4 месяца 29 дней.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях".
В соответствии с ч. 1 ст. 8 указанного Федерального закона, право на страховую пенсию по старости имеют мужчины, достигшие возраста 60 лет, и женщины, достигшие возраста 55 лет.
Согласно п. 20 ч. 1 ст. 30 Федерального закона от 28.12.2013 N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины пенсионного коэффициента в размере не менее 13,8, лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения не менее 25 лет в сельской местности и поселках городского типа и не менее 30 лет в городах, сельской местности и поселках городского типа либо только в городах, независимо от их возраста
Согласно Постановлению Конституционного Суда Российской Федерации от 29 января 2004 года N 2-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений статьи 30 Федерального Закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" при исчислении продолжительности страхового стажа и (или) стажа на соответствующих видах работ до вступления в силу новых правовых актов могут применяться нормативные правовые акты, в соответствии с которыми исчислялись общий трудовой стаж и специальный трудовой стаж, дававший право на пенсию по старости в связи с особыми условиями труда или пенсию за выслугу лет.
Согласно действовавшему до 1 октября 1993 года Постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959г. №1397 работа в должности медицинской сестры в военном специализированном учреждении включалась в стаж работы, дающий право на назначение пенсии за выслугу лет. Введенные в действие впоследствии Список профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет (утвержден Постановлением Совета Министров РСФСР от 6 сентября 1991 года N 464), и Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения (утвержден Постановлением Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066) не предусматривали возможность зачета в стаж работы, дающей право на назначение пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, периодов работы в должности медицинской сестры в военных специализированных учреждениях.
Вместе с тем, в соответствии с пунктом 3 Постановления Правительства Российской Федерации от 22 сентября 1999 года N 1066 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения", и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения, засчитываются периоды работы до 01 ноября 1999 года в соответствии со Списком профессий и должностей работников здравоохранения и санитарно-эпидемиологических учреждений, лечебная и иная работа которых по охране здоровья населения дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464, а периоды работы после указанной даты - в соответствии со Списком и Правилами, утвержденными пунктом 1 настоящего Постановления.
В пункте 2 Постановлением Совета Министров РСФСР от 06 сентября 1991 г. N 464 указано, что в стаж, дающий право на пенсию за выслугу лет, работникам здравоохранения засчитываются все виды лечебной и иной работы по охране здоровья населения в учреждениях (организациях) и должностях, предусмотренных прилагаемым Списком, независимо от ведомственной подчиненности учреждений (организаций).
В последующем, пунктом 1 вышеуказанных Правил, утвержденных Постановлением правительства N 1066, было установлено, что в выслугу лет для назначения пенсии в связи с лечебной и иной работой по охране здоровья населения засчитывается выполняемая в течение полного рабочего дня работа в соответствующих должностях врачей и среднего медицинского персонала в учреждениях предусмотренных Списком, а также в медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями государственных и муниципальных учреждений (организаций, федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов Российской Федерации, воинских частей, военно-учебных заведений), независимо от ведомственной подчиненности учреждений(организаций).
Аналогичные положения содержатся и в пункте 6 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации N 781 от 29.10.2002г.
Таким образом, исходя из системного применения нормативных актов, регулирующих положения о пенсиях, суд полагает считать не включение периода с 02.09.1996г. по 01.12.1996г. работы истицы в должности медсестры 185 мореходной школы, необоснованным, так как в указанный период истица осуществляла лечебную деятельность в должности медицинской сестры непосредственно в медицинском пункте военно-учебного заведения, в связи с чем указанный период времени подлежит включению в стаж, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в календарном исчислении.
Период работы истицы в должности старшей медицинской сестры отоларингологического отделения 209 военного госпиталя с 01.03.1990г. по 07.05.1991г включен пенсионным органом в стаж истицы в календарном исчислении, что противоречит пп. «б» п. 5 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, в соответствии с подпунктом 20 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утв. Постановлением Правительства РФ N 781 от ДД.ММ.ГГГГ, в связи с чем указанный период подлежит включению в страховой стаж истицы в льготном исчислении из расчета 1 год работы за 1 год и 6 месяцев.
Период работы истицы с ДД.ММ.ГГГГ в должности <данные изъяты>, также подлежит включению в страховой стаж истицы, так как сведения о данном периоде работы подтверждены записями в трудовой книжке, архивной справкой.
Суд полагает признать необоснованным также исключения из страхового стажа истицы периода с ДД.ММ.ГГГГ должности <данные изъяты>, по следующим основаниям.
В соответствии с разъяснениями, содержащимися в постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 20 декабря 2005 года N 25 "О некоторых вопросах, возникших у судов при рассмотрении дел, связанных с реализацией гражданами права на трудовые пенсии", в случае несогласия гражданина с отказом пенсионного органа включить в специальный стаж определенный период его работы, необходимо учитывать, что вопрос о виде (типе) учреждения (организации), тождественности выполняемых истцом функций, условий и характера деятельности, тем работам (должностям, профессиям), которые дают право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, должен решаться судом исходя из конкретных обстоятельств каждого дела, установленных в судебном заседании (характера и специфики, условий осуществляемой истцом работы, выполняемых им функциональных обязанностей по занимаемым должностям и профессиям, нагрузки, с учетом целей и задач, а также направлений деятельности учреждений, организаций, в которых он работал и т.п.).
Постановлением Правительства РФ от 29.10.2002 г. N 781 утверждены Списки работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со ст. 27 ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" и Правилами исчисления периодов работы, дающих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости.
В указанном Постановлении приводится Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения.
При этом, в п. 1 раздела "Наименование должностей" указана должность главная медицинская сестра, а в п. 21 раздела «Наименование учреждений – Санатории (курорты), для лечения больных с нарушениями опорно-двигательного аппарата; больных ревматизмом; психоневрологические.
В Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 11.12.2012г. № 30 «О практике рассмотрения судами дел, связанных с реализацией прав граждан на трудовые пенсии» (пункт 18) разъяснено, что и сходя из пункта 6 указанных выше Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 29 октября 2002 года N 781, судам следует иметь в виду, что работа в должностях, указанных в Списке работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, засчитывается в стаж работы, дающей право на указанную пенсию, если она осуществлялась не только в учреждениях, поименованных в Списке, и в их структурных подразделениях, но и в определенных структурных подразделениях, перечисленных в названном пункте Правил (в медико-санитарных частях, военно-медицинских службах, врачебных здравпунктах, фельдшерских здравпунктах и фельдшерско-акушерских пунктах, медицинских пунктах, являющихся структурными подразделениями организаций (воинских частей), и других), не поименованных в Списке.
Судам следует учитывать, что указание на клинический профиль и ведомственную или территориальную принадлежность учреждений, перечисленных в Списке, не является основанием для исключения периода работы в таком учреждении из стажа работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости (пункт 3 названных Правил).
Как следует из уставов военных санаторий, положений об их структурных подразделениях, профилизации санаторно-курортных организаций Минобороны, должностных обязанностей выполняемых истицей в спорные периоды, сведений, отраженных в архивных справках, трудовая деятельность истицы в спорные периоды подлежит включению в стаж истицы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости.
При этом, учитывая, что в силу положений вышеуказанных Правил, если работа осуществлялась как в городе, так и в сельской местности и в поселке городского типа (рабочем поселке), период работы в сельской местности исчисляется в льготном порядке (1 год работы за 1 год и 3 месяца).
Факт нахождения <данные изъяты> в сельской местности, подтверждается справкой территориального управления № Администрации Дмитровского муниципального района <адрес> от ДД.ММ.ГГГГ. №.
Как показал, в ходе судебного разбирательства представитель ответчика, при включении вышеуказанных периодов в соответственно в календарном и соответственно в льготном исчислении в страховой стаж истицы, то общий страховой стаж истицы, дающий право на досрочное назначении пенсии, будет составлять более 31 года.
Таким образом, учитывая, что спорные периоды, с учетом вышеуказанных правовых норм и исследованных судом доказательств, подлежат включению в страховой стаж истицы, дающий право на досрочное назначение пенсии по старости, то имеются основания для назначении указанной пенсии истицы с момента её обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ
На основании изложенного, руководствуясь 194-198 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования Дмитрах ФИО10 – удовлетворить.
Обязать ГУ Управление Пенсионного фонда Российской Федерации №21 по г. Москве и Московской области при назначении пенсии включить Дмитрах ФИО11 в стаж, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости как лицу, осуществлявшему лечебную и иную деятельность по охране здоровья населения в учреждениях здравоохранения, следующие периоды:
- <данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>
<данные изъяты>;
- период с ДД.ММ.ГГГГ. в должности <данные изъяты>, в льготном исчислении, т.е. год работы как год и три месяца;
и назначить пенсию с момента обращения, т.е. с ДД.ММ.ГГГГ.
Решение может быть обжаловано в Московский областной суд через Дмитровский городской суд в течение месяца.
Судья
Дмитровского городского суда О.М. Мурашова