Судья Воробьев С.И.
дело № 7-560/2018 / 21-335/2018
Р Е Ш Е Н И Е
г. Пермь 10 апреля 2018 года
Судья Пермского краевого суда Хрусталева Л.Е., рассмотрев в судебном заседании жалобу Тугушева Рустама Хасяиновича на решение судьи Куединского районного суда Пермского края от 7 февраля 2018 года, постановление заместителя начальника управления, начальника отдела мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 14 ноября 2017 года № 02-04/64-17 по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении генерального директора Акционерного общества «Амзинский лесокомбинат» Тугушева Рустама Хасяиновича,
у с т а н о в и л а:
постановлением заместителя начальника управления, начальника отдела мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 14 ноября 2017 года № 02-04/64-17 генеральный директор Акционерного общества «Амзинский лесокомбинат» (далее - АО «Амзинский лесокомбинат», Общество) Тугушев Р.Х. признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ), назначено наказание в виде административного штрафа в размере 20 000 рублей.
Решением судьи Куединского районного суда Пермского края от 7 февраля 2018 года, вынесенным по результатам рассмотрения жалобы Тугушева Р.Х., указанное постановление оставлено без изменения, жалоба - без удовлетворения.
В жалобе, поданной в Пермский краевой суд, Тугушев Р.Х. просит об отмене постановления о привлечении к административной ответственности и
решения судьи районного суда, указав на отсутствие доказательств совершения им нарушения требований лесного законодательства. Полагает необоснованным вывод судьи районного суда об отсутствии оснований для признания недопустимым доказательством акта осмотра лесного участка, ссылаясь на то, что материалы дела не содержат сведений о надлежащем извещении арендатора о дате и времени осмотра места незаконной рубки.
В судебном заседании в краевом суде Тугушев Р.Х., защитник Хайбрахманова А.У., будучи извещёнными о времени и месте рассмотрения дела об административном правонарушении, участия не принимали, ходатайства об отложении судебного заседания в суд не направили.
Изучив доводы жалобы, материалы дела об административном правонарушении, материалы дела по жалобе, отказной материал КУСП № 3910 по факту незаконной рубки леса, судья краевого суда оснований к отмене или изменению обжалуемых актов не находит.
В соответствии с частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ незаконная рубка, повреждение лесных насаждений или самовольное выкапывание в лесах деревьев, кустарников, лиан влечет наложение административного штрафа на должностных лиц от двадцати тысяч до сорока тысяч рублей.
Согласно части 1 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации рубками лесных насаждений (деревьев, кустарников, лиан в лесах) признаются процессы их валки (в том числе спиливания, срубания, срезания), а также иные технологически связанные с ними процессы (включая трелевку, частичную переработку, хранение древесины в лесу).
Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации).
Приказом Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации от 13.09.2016 № 474 утверждены Правила заготовки древесины и особенностей заготовки древесины в лесничествах, лесопарках, указанных в статье 23 Лесного кодекса Российской Федерации" (далее - Правила от 13.09.2016 № 474).
Согласно пункту 4 Правил от 13.09.2016 № 474 заготовка древесины осуществляется в соответствии с указанными Правилами, лесным планом субъекта Российской Федерации, лесохозяйственным регламентом лесничества, лесопарка, а также проектом освоения лесов и лесной декларацией (за исключением случаев заготовки древесины на основании договора купли-продажи лесных насаждений или указанного в части 5 статьи 19 Лесного кодекса Российской Федерации контракта).
В соответствии с пунктом 17 Правил от 13.09.2016 № 474 в целях заготовки древесины проводится отвод части площади лесного участка, предназначенного в рубку (далее - лесосека), а также таксация лесосеки, при которой определяются количественные и качественные характеристики лесных насаждений и объем древесины, подлежащей заготовке.
При отводе лесосек устанавливаются и обозначаются на местности границы лесосек, отбираются и отмечаются деревья, предназначенные для рубки при проведении выборочных рубок.
Согласно пункту 18 Правил от 13.09.2016 № 474 отвод и таксация лесосек осуществляются гражданами и юридическими лицами, осуществляющими заготовку древесины на основании договоров аренды лесных участков.
Частью 1 статьи 99 Лесного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что лица, виновные в нарушении лесного законодательства, несут административную, уголовную ответственность в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Как следует из материалов дела об административном правонарушении, 30 декабря 2008 года между Агентством по природопользованию Пермского края и АО «Амзинский лесокомбинат» заключен договор аренды лесного участка № **, на основании которого АО «Амзинский лесокомбинат» с целью заготовки древесины арендует лесные участки общей площадью 11361 га, расположенные ****, в поименованных в нём кварталах, на срок с 30 декабря 2008 года по 14 декабря 2016 года.
В период с 19 августа 2016 года по 18 августа 2017 года на основании лесной декларации, принятой Министерством природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края 18 августа 2016 № 4092/7, АО «Амзинский лесокомбинат» осуществляло заготовку древесины способом выборочных рубок на делянке ** выдела ** квартала ** **** участкового лесничества (бывшее ****) ГКУ «Куединское лесничество».
Натурным осмотром лесных участков, проведенным 11 июля 2017 года в ходе контрольных мероприятий в ГКУ «Куединское лесничество» на основании приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 4 июля 2017 года СЭД-30-01-02-1019, установлен факт незаконной рубки лесных насаждений в период проведения работ по заготовке древесины на данной лесосеке (август 2016 года - март 2017 года), выразившийся в превышении разрешённого объема рубки лесных насаждений, а также в рубке деревьев, не предназначенных для рубки (нарушение породного и возрастного состава вырубаемых лесных насаждений), а именно:
деревья породы «береза» для заготовки декларировались в объеме 94 куб.м., фактически вырублено в объеме 20,9 куб.м.;
деревья породы «ель» для заготовки декларировались в объеме 31 куб.м., фактически вырублено в объеме 161 куб.м., в объеме 130 куб.м. срублены незаконно;
деревья породы «сосна» для заготовки декларировались в объеме 46 куб.м., фактически вырублено в объеме 42,83 куб. м.
Всего на делянке ** в выделе ** квартала ** **** участковое лесничество ГКУ «Куединское лесничество» незаконно вырублена древесина общим объемом 130 куб.м., на общую сумму 939 884 рублей.
Отказывая в удовлетворении жалобы об отмене постановления заместителя начальника управления, начальника отдела мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 14 ноября 2017 года № 02-04/64-17, которым генеральный директор АО «Амзинский лесокомбинат» Тугушев Р.Х. привлечен к административной ответственности, судья районного суда правомерно исходил из того, что в результате отсутствия надлежащего контроля Тугушева Р.Х. за соблюдением требований лесного законодательства при проведении работ по рубке лесных насаждений на делянке ** в выделе ** квартала ** **** участкового лесничества ГКУ «Куединское лесничество» была произведена незаконная вырубка АО «Амзинский лесокомбинат» деревьев. Факт незаконной рубки деревьев зафиксирован в установленном порядке и установлен при производстве по делу об административном правонарушении. Указанный факт подтверждён в ходе проведения контрольных мероприятий в ГКУ «Куединское лесничество», выявленных натурным осмотром лесного участка, проведенного 11 июля 2017 года, и зафиксирован в акте осмотра лесного участка от 11 июля 2017 года.
Выводы должностного лица, вынесшего постановление о привлечении Тугушева Р.Х. к административной ответственности, и судьи районного суда о доказанности вины Тугушева Р.Х. во вменяемом административном правонарушении являются мотивированными и основаны на оценке имеющихся в деле доказательств. Оснований для признания акта осмотра лесного участка от 11 июля 2017 года недопустимым доказательством судья районного суда не усмотрел, не установлено таких оснований и судьёй краевого суда, поскольку каких-либо существенных нарушений установленных к составлению указанного акта требований не имеется.
В соответствии со статьей 2.4 КоАП РФ административной ответственности подлежит должностное лицо в случае совершения им административного правонарушения в связи с неисполнением либо ненадлежащим исполнением своих служебных обязанностей.
Поскольку в материалах дела об административном правонарушении отсутствуют доказательства невозможности выполнения руководителем юридического лица требований законодательства, равно как и доказательства принятия исчерпывающих мер, направленных на соблюдение действующих норм и правил в области лесного законодательства, Тугушев Р.Х., являясь генеральным директором АО «Амзинский лесокомбинат», обоснованно привлечен к административной ответственности за совершение административного правонарушения, предусмотренного частью 1 статьи 8.28 КоАП РФ.
Доводы жалобы отмену оспариваемых актов не влекут, поскольку фактически сводятся к переоценке установленных в ходе производства по делу обстоятельств, которые были предметом исследования и оценки судьей районного суда, обоснованно отвергнуты по основаниям, приведенным в судебном решении, не опровергают наличие вины должностного лица в совершении вменяемого административного правонарушения и не ставят под сомнение законность и обоснованность состоявшихся по делу актов.
Доводы жалобы о недопустимости в качестве доказательства акта натурного осмотра и проведении проверки в отсутствии соответствующего уведомления также являлись предметом рассмотрения судьи районного суда и получили соответствующую правовую оценку в судебном акте.
Как усматривается из материалов дела, акт осмотра лесного участка от 11 июля 2017 года составлен должностным лицом Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края с участием лесничего во исполнение приказа Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 4 июля 2017 года «О проведении контрольных мероприятий в ГКУ «Куединское лесничество», предусматривающего осуществление контрольных мероприятий с целью проведения контрольных осмотров мест рубок (мест заготовки древесины).
Положения Федерального закона от 26.12.2008 № 294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» в данном случае не применимы, поскольку проверка в отношении Общества не проводилась.
Согласно пункту 10 Указаний по освидетельствованию мест рубок, подсочки насаждений и заготовки второстепенных лесных материалов, утвержденных приказом Государственного комитета СССР по лесному хозяйству от 01.11.1983 № 130, также действующих в период осмотра мест рубок, о дне освидетельствования заготовленной древесины или мест рубок лесопользователь извещается лесхозом не позднее чем за 15 дней до назначения срока со дня отсылки извещения.
Вместе с тем, эти положения указанного нормативного акта касаются проведения освидетельствования лесхозом при приемке лесосеки после проведения работ целях выявления полноты и правильности разработки лесосек, проведения подсочки и осмолоподсочки насаждений, заготовки второстепенных лесных материалов, а также выявления оставленных недорубов, невывезенной древесины, второстепенных лесных материалов и других нарушений при осуществлении лесопользований, а не осуществления контрольных мероприятий должностными лицами органа исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющего федеральный государственный лесной надзор (лесную охрану).
Исходя из вышеизложенного, учитывая, что осмотр мест рубки проводился в рамках контрольных мероприятий, с целью проведения контрольных осмотров мест рубок (мест заготовки древесины), такая проверка не требовала взаимодействия с генеральным директором АО «Амзинский лесокомбинат» Тугушевым Р.Х., и уведомления указанного лица о проведении осмотра мест рубок.
Иных доводов, способных повлечь отмену или изменение решения судьи районного суда в настоящей жалобе не приведено.
Постановление о привлечении Тугушева Р.Х. к административной ответственности вынесено с соблюдением срока давности привлечения к административной ответственности, установленного частью 1 статьи 4.5 КоАП РФ для данной категории дел.
Административное наказание назначено Тугушеву Р.Х. в минимальном размере, предусмотренном санкцией части 1 статьи 8.28 КоАП РФ.
Каких-либо существенных нарушений процессуальных требований, предусмотренных КоАП РФ, которые не позволили бы всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело, при производстве по делу об административном правонарушении в отношении Тугушева Р.Х. допущено не было.
При таком положении оснований для удовлетворения жалобы не имеется.
Руководствуясь пунктом 1 части 1 статьи 30.7, статьёй 30.9 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья краевого суда
р е ш и л а:
решение Куединского районного суда Пермского края от 7 февраля 2018 года, постановление заместителя начальника управления, начальника отдела мониторинга и планирования мероприятий по контролю и надзору управления федерального государственного лесного и пожарного надзора Министерства природных ресурсов, лесного хозяйства и экологии Пермского края от 14 ноября 2017 года № 02-04/64-17 оставить без изменения, жалобу Тугушева Рустама Хасяиновича - без удовлетворения.
Судья - подпись