Дело № 2-100/2021
УИД 18RS0023-01-2020-001826-97
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
19 августа 2021 года г. Сарапул УР
В окончательной форме решение суда принято 10.09.2021 года.
Сарапульский городской суд Удмуртской Республики в составе:
председательствующий судья Косарев А.С.,
при секретаре Елесиной А.Е.,
с участием представителя истца адвоката Ириной И.Ш.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению ФИО1 к ФИО2 о признании наследника недостойным, отстранении от наследования,
установил:
ФИО1 обратилась в Сарапульский городской суд УР с исковым заявлением к ФИО2, просит признать ответчика недостойным наследником, отстранить от наследования по закону после смерти ФИО3
Исковые требования мотивированы тем, что 23.04.2020 года умер сын истца ФИО3, его смерть наступила от противоправных действий его жены ФИО2 Её сын ФИО3 состоял в зарегистрированном браке с 31.08.2021 года с ФИО2 После смерти сына открылось наследство, состоящее из квартиры по адресу: УР, <адрес>, планшета, денежных средств, хранящихся в ПАО «Сбербанк». Истец и ответчик являются наследниками первой очереди после смерти ФИО3 Однако ответчик является недостойным наследником, поскольку, будучи в алкогольном состоянии она умышленно совершила убийство в отношении сына истца.
Истец ФИО1, ответчик ФИО2 в судебное заседание не явились, будучи извещёнными о времени и месте судебного разбирательства надлежащим образом.
В силу ст. 167 ГПК РФ дело рассмотрено в отсутствии сторон.
Представитель истца адвокат Ирина И.Ш. исковые требования поддержала.
Выслушав представителя истца, исследовав материалы гражданского дела, суд пришёл к следующему.
Часть 4 ст. 35 Конституции РФ обеспечивает гарантированный государством переход имущества, принадлежащего умершему (наследодателю), к другим лицам (наследникам). Это право включает в себя как право наследодателя распорядиться своим имуществом, так и право наследников на его получение. Право наследования в совокупности двух названных правомочий вытекает и из ч. 2 ст. 35 Конституции РФ, предусматривающей возможность для собственника распорядиться принадлежащим ему имуществом, что является основой свободы наследования.
Наследование осуществляется по завещанию и по закону. Наследование по закону наступает, когда и поскольку оно не изменено завещанием (ст. 1111 ГК РФ).
В силу п. 1 ст. 1142 ГК РФ наследниками первой очереди по закону являются дети, супруг и родители наследодателя.
В соответствии с п.п. 1 и 2 ст. 1117 ГК РФ не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке. Однако граждане, которым наследодатель после утраты ими права наследования завещал имущество, вправе наследовать это имущество.
Согласно разъяснениям, содержащимся в пункте 19 постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 года № 9 «О судебной практике по делам о наследовании», при разрешении вопросов о признании гражданина недостойным наследником и об отстранении его от наследования надлежит иметь в виду следующее:
а) указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 1117 ГК РФ противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий.
Наследник является недостойным согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1117 ГК РФ при условии, что перечисленные в нем обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, подтверждены в судебном порядке - приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу (например, о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы).
По смыслу указанных норм закона, наследник утрачивает право на наследство только тогда, когда обстоятельства, являющиеся основанием к устранению от наследства, будут подтверждены либо приговором суда по уголовному делу, либо судебным решением по гражданскому делу.
Как следует из материалов дела, истец ФИО1 приходится сыном ФИО3, умершего 23.04.2020 года.
При своей жизни ФИО3 завещание не составлялось, обратного материалы дела не содержат.
Наследниками первой очереди по закону после смерти ФИО3 являются: мать (истец по делу) ФИО1, супруга (ответчик) ФИО2
Приговором Сарапульского городского суда УР от 21.10.2020 года, вступившим в законную силу 03.11.2020 года, ответчик по делу – ФИО2 признана виновной в совершении преступления, предусмотренного ч. 1 ст. 105 УК РФ, за совершение убийства ФИО3, ей назначено наказание.
Суд считает, что в данном случае основанием для утраты права наследования следует считать умышленное убийство наследодателя. Если убийство или покушение на убийство совершено потенциальным наследником на почве личной неприязни, без намерения завладеть его имуществом, то лицо, совершившее преступление, тем не менее, лишается возможности наследовать имущество убитого, поскольку своими действиями способствовало призванию себя к наследованию.
Приговором Сарапульского городского суда УР от 21.10.2020 года установлено, что смерть ФИО3 наступила 23.04.2020 года от колото-резаной раны задней поверхности шеи справа с повреждением правой внутренней ярёмной вены, приведшей к массивной кровопотере ФИО3 При оценке психического состояния подсудимой у суда не возникло сомнений во вменяемости ФИО2 Подсудимая в момент нанесения телесных повреждений потерпевшему не находилась в состоянии необходимой обороны, либо в состоянии превышения пределов необходимой обороны. В этой ситуации действия подсудимой носили умышленный характер, и телесные повреждения ею были нанесены потерпевшему с целью причинения смерти.
В силу ч. 4 ст. 61 ГПК РФ вступивший в законную силу приговор суда по уголовному делу обязателен для суда, рассматривающего дело о гражданско-правовых последствиях деяний лица, в отношении которого вынесен приговор, лишь по вопросам о том, имели ли место эти действия (бездействие) и совершены ли они данным лицом.
Исходя из этого суд, принимая решение по иску, вытекающему из уголовного дела, не вправе входить в обсуждение вины ответчика.
Поскольку умышленные противоправные действия, совершенные ФИО2, повлекшие смерть ФИО3, привели к открытию наследства, то в силу прямого указания гражданского законодательства, регулирующего наследственные правоотношения, суд находит обоснованными требования ФИО1 о признании ФИО2 недостойным наследником после смерти её супруга ФИО3, равно как и об отстранении ответчика от наследования по закону имущества ФИО3
В силу ч. 1 ст. 98 ГПК РФ с ответчика ФИО2 в пользу истца ФИО1 подлежит взысканию государственная пошлина в сумме 300 рублей.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ,
решил:
Исковые требования ФИО1 к ФИО2 о признании наследника недостойным, отстранении от наследования удовлетворить.
Признать ФИО2 недостойным наследником имущества после смерти ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты> умершего 23.04.2020 года.
Отстранить ФИО2 от наследования по закону имущества после смерти ФИО3, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца <данные изъяты>, умершего 23.04.2020 года.
Взыскать с ответчика ФИО2 в пользу истца ФИО1 расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Верховный суд Удмуртской Республики в течение месяца со дня принятия судом решения в окончательной форме через Сарапульский городской суд УР.
Судья Косарев А.С.