Дело №2-596
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
«04» февраля 2014 года пос. Парфино
Старорусский районный суд Новгородской области в составе председательствующего судьи Котенко И.В.,
с участием истца Ивановой О.А.,
представителя истца Жигунова К.А., Жигунова А.И.,
ответчика Сергеевой Н.Ю.,
при секретаре Александровой Е.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Ивановой О.А. и Жигунова К.А. к Сергеевой Н.Ю. и Сергееву Д.Ю. о признании наследников недостойными и отстранении от наследства,
установил:
Истцы Иванова О.А. и Жигунов К.А. обратились в суд с иском к Сергеевой Н.Ю. и Сергееву Д.Ю. о признании наследников недостойными и отстранении от наследства.
Свои требования мотивируют тем, что ДД.ММ.ГГГГ умерла ФИО5 которая приходится им (истцам) и ответчикам Сергеевым родной бабушкой. ФИО5 при жизни в ДД.ММ.ГГГГ завещала квартиру, расположенную по адресу: <адрес> своей дочери, а их матери ФИО6 Мать скончалась ДД.ММ.ГГГГ. После смерти матери, бабушка ФИО5 стала нуждаться в постороннем уходе, который осуществляли они. Поскольку ответчики Сергеевы уклонялись от ухода за бабушкой ФИО5 они были вынуждены обратиться в социальный центр и уход за ней стал осуществлять социальный работник. В связи с тем, что ответчики Сергеевы самоустранились от ухода за бабушкой и не смогли обеспечить полного наблюдения за ней, произошел несчастный случай, в результате которого ФИО5 скончалась. Похороны бабушки они производили за свой счет. Сергеевы бабушку до смерти ни разу не навестили, хотя они их об этом просили. Однако после смерти ФИО5, истцы обратились к нотариусу с заявлением о принятии наследства. Они, усматривая причинно- следственную связь между умышленными бездействиями ответчиков и наступившими последствиями в виде смерти бабушки ФИО5 считают их недостойными наследниками в силу положений ст. 1117 ГК РФ и просят их отстранить от наследования. Кроме того, считают, что не могут наследовать квартиру по праву представления потомки наследника, которые не были включены в завещание и тем самым были лишены права наследования.
В судебном заседании истцы Иванова О.А. и ее представитель Новиков А.Н., Жигунов К.А. и его представитель Жигунов А.И. заявленные исковые требования поддержали в полном объеме, ссылаясь на доводы, изложенные в исковом заявлении. Дополнительно показали, что уход за бабушкой ФИО5, которая проживала одна, осуществляли лишь они (истцы). Они производили уборку, ремонтные работы в жилом помещении, где она проживала, приобретали лекарственные средства, продукты питания, готовили, кормили, мыли бабушку, следили за ее состоянием здоровья лично и через социального работника, а также осуществляли ее похороны. Ответчики же полностью устранились от участия в судьбе ФИО5., практически ее не навещали, не дарили ей подарков, не покупали продукты и лекарства, хотя имели возможность это делать. Ответчики Сергеевы не навещали бабушку даже после того, как та попала в больницу, хотя они просили Сергеевых это сделать. Изначально квартира была завещана матери истцов, а после ее смерти, ФИО5., выражая свою волю, желала распорядиться квартирой в пользу внука Жигунова К.А., который навещал ее ежедневно, осуществляя полный уход (ходил в магазины, готовил ужин, кормил бабушку и мыл ее). Сергеевы не могут претендовать на наследственное имущество, поскольку не выполнили свои обязательства перед бабушкой, как внуки, устранившись от оказания ей какой-либо помощи.
Ответчики Сергеева Н.Ю. и Сергеев Д.Ю. в судебном заседании иск не признали и просили в удовлетворении исковых требований отказать в связи с отсутствием правовых оснований для его удовлетворения. Показали, что не были близки с ФИО5., однако поддерживали с нею теплые отношения, навещая бабушку по мере возможности. При жизни ФИО5 высказывала намерения распорядиться квартирой в пользу всех 4 внуков, предпочтения никому не отдавала. Признают, что не осуществляли за бабушкой уход, однако это не является основанием для признания их недостойными наследниками.
Допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО7., ФИО8, ФИО9., ФИО10 и ФИО11 подтвердили в судебном заседании, что полное обеспечение и надлежащий уход за престарелой ФИО5 осуществляли ее внуки Иванова О.А., Жигунов К.А. и зять Жигунов А.И., как самостоятельно, так и через социального работника. Ответчики Сергеевы материальной, иной помощи своей бабушке не оказывали и ее практически не навещали.
Суд, выслушав стороны, свидетелей, исследовав письменные материалы дела, приходит к следующему.
В суде установлено, что согласно договору о безвозмездной передаче жилья в собственность, зарегистрированному в <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ, собственником квартиры, расположенной по адресу: <адрес>, является ФИО5
Согласно завещанию, удостоверенному нотариусом <данные изъяты> ДД.ММ.ГГГГ ФИО5 завещала дочери ФИО6 квартиру, расположенную по адресу: <адрес>.
Согласно свидетельству о смерти, ФИО6 скончалась ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельствам о рождении, Жигунова О.А. родилась ДД.ММ.ГГГГ, Жигунов К.А. родился ДД.ММ.ГГГГ, их родителями являются ФИО6 и Жигунов А.И.
Согласно справке о рождении № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 родился ДД.ММ.ГГГГ, его родителям являются ФИО5 и ФИО13
Согласно справке о смерти № <данные изъяты> от ДД.ММ.ГГГГ, ФИО12 умер ДД.ММ.ГГГГ.
Согласно свидетельствам о рождении, Сергеева Н.Ю. родилась ДД.ММ.ГГГГ, Сергеев Д.Ю. родился ДД.ММ.ГГГГ, их родителями являются ФИО12 и ФИО14
Согласно свидетельству о смерти, ФИО5 скончалась ДД.ММ.ГГГГ, о чем составлена запись акта о смерти № <данные изъяты>
В соответствии с ч. 2 ст. 1142 ГК РФ внуки наследодателя и их потомки наследуют по праву представления.
Согласно ст. 1121 ГК РФ, завещатель может совершить завещание в пользу одного или нескольких лиц (статья 1116), как входящих, так и не входящих в круг наследников по закону. Завещатель может указать в завещании другого наследника (подназначить наследника) на случай, если назначенный им в завещании наследник или наследник завещателя по закону умрет до открытия наследства, либо одновременно с завещателем, либо после открытия наследства, не успев его принять, либо не примет наследство по другим причинам или откажется от него, либо не будет иметь право наследовать или будет отстранен от наследования как недостойный.
В соответствии с ч. 1 ст. 1146 ГК РФ, доля наследника по закону, умершего до открытия наследства или одновременно с наследодателем, переходит по праву представления к его соответствующим потомкам в случаях, предусмотренных пунктом 2 статьи 1142, пунктом 2 статьи 1143 и пунктом 2 статьи 1144 ГК РФ, и делится между ними поровну.
В ходе судебного разбирательства, установлено, что ФИО5 ДД.ММ.ГГГГ завещала квартиру, расположенную по адресу: <адрес> принадлежащую ей на праве собственности, своей дочери ФИО6 но данное завещание не содержит указания о подназначении наследников.
В связи с этим, поскольку наследник по завещанию ФИО6 умерла ранее завещателя ФИО5., т.е. до открытия наследства, в отношении имущества ФИО5., должны применяться положения о наследовании по закону.
Истцы и ответчики по делу приходятся наследодателю Сергеевой Т.П. внуками.
В соответствии с п.1 ст. 1117 ГК РФ не наследуют ни по закону, ни по завещанию граждане, которые своими умышленными противоправными действиями, направленными против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, способствовали либо пытались способствовать призванию их самих или других лиц к наследованию либо способствовали или пытались способствовать увеличению причитающейся им или другим лицам доли наследства, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке.
Как следует из п.19 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практики по делам о наследовании», указанные в абзаце первом пункта 1 статьи 1117 ГК РФ противоправные действия, направленные против наследодателя, кого-либо из его наследников или против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, являются основанием к утрате права наследования при умышленном характере таких действий и независимо от мотивов и целей совершения (в том числе при их совершении на почве мести, ревности, из хулиганских побуждений и т.п.), а равно вне зависимости от наступления соответствующих последствий.
Противоправные действия, направленные против осуществления последней воли наследодателя, выраженной в завещании, вследствие совершения которых граждане утрачивают право наследования по указанному основанию, могут заключаться, например, в подделке завещания, его уничтожении или хищении, понуждении наследодателя к составлению или отмене завещания, понуждении наследников к отказу от наследства.
Наследник является недостойным согласно абзацу первому пункта 1 статьи 1117 ГК РФ при условии, что перечисленные в нем обстоятельства, являющиеся основанием для отстранения от наследования, подтверждены в судебном порядке - приговором суда по уголовному делу или решением суда по гражданскому делу (например, о признании недействительным завещания, совершенного под влиянием насилия или угрозы).
В соответствии с п. 2 ст. 1117 ГК РФ по требованию заинтересованного лица суд отстраняет от наследования по закону граждан, злостно уклонявшихся от выполнения лежавших на них в силу закона обязанностей по содержанию наследодателя.
Согласно п. 20 Постановления Пленума ВС РФ от 29 мая 2012 г. N 9 «О судебной практики по делам о наследовании», при рассмотрении требований об отстранении от наследования по закону в соответствии с пунктом 2 статьи 1117 ГК РФ судам следует учитывать, что указанные в нем обязанности по содержанию наследодателя, злостное уклонение от выполнения которых является основанием для удовлетворения таких требований, определяются алиментными обязательствами членов семьи, установленными СК РФ между родителями и детьми, супругами, братьями и сестрами, дедушками и бабушками и внуками, пасынками и падчерицами и отчимом и мачехой (статьи 80, 85, 87, 89, 93 - 95 и 97). Граждане могут быть отстранены от наследования по указанному основанию, если обязанность по содержанию наследодателя установлена решением суда о взыскании алиментов. Такое решение суда не требуется только в случаях, касающихся предоставления содержания родителями своим несовершеннолетним детям.
Злостный характер уклонения в каждом случае должен определяться с учетом продолжительности и причин неуплаты соответствующих средств.
Суд отстраняет наследника от наследования по указанному основанию при доказанности факта его злостного уклонения от исполнения обязанностей по содержанию наследодателя, который может быть подтвержден приговором суда об осуждении за злостное уклонение от уплаты средств на содержание детей или нетрудоспособных родителей, решением суда об ответственности за несвоевременную уплату алиментов, справкой судебных приставов-исполнителей о задолженности по алиментам, другими доказательствами. В качестве злостного уклонения от выполнения указанных обязанностей могут признаваться не только непредоставление содержания без уважительных причин, но и сокрытие алиментнообязанным лицом действительного размера своего заработка и (или) дохода, смена им места работы или места жительства, совершение иных действий в этих же целях.
Как видно из содержаний указанной нормы права, юридически значимыми обстоятельствами для признания наследников недостойными являются установление совершения этими наследниками умышленных противоправных действий, если эти обстоятельства подтверждены в судебном порядке приговорами и (или) решениями суда.
Однако в судебном заседании установлено и не отрицалось самими истцами, что соответствующих судебных постановлений в отношении ответчиков, в том числе о взыскании алиментов с внуков Сергеевых в пользу бабушки ФИО5., не имеется. Ответчики Сергеевы не являются и лицами, на которых были возложены обязанности по содержанию наследодателя ФИО5 в силу закона.
Несостоятельной является и ссылка истцов о том, что не могут наследовать квартиру по праву представления потомки наследника, которые не были включены в завещание, поскольку такой вывод противоречит нормам гражданского законодательства о наследовании.
Таким образом, правовые основания для признания ответчиков недостойными наследниками, отстранении их от наследования, отсутствуют.
Суд, руководствуясь статьями 194 - 199 ГПК РФ,
решил:
В удовлетворении исковых требований Ивановой О.А. и Жигунова К.А. о признании наследников Сергеевой Н.Ю. и Сергеева Д.Ю. недостойными и отстранении от наследства, отказать в полном объеме.
Решение может быть обжаловано в судебную коллегию по гражданским делам Новгородского областного суда в течение одного месяца дней со дня изготовления мотивированного текста решения, то есть с 07 февраля 2014 года через Старорусский районный суд п. Парфино Новгородской области.
Судья: И.В. Котенко