Адм. дело № 03а-38/20 Великий Новгород
Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
03 февраля 2020 года Новгородский областной суд в составе: председательствующего судьи Макаровой Л.В.,
при секретаре Лютовой В.С.,
с участием представителя административного истца Васильева В.А. Сокоровой Ю.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Васильева В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, Министерству инвестиционной политики Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
у с т а н о в и л:
Васильев В.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области (далее – Управление Росреестра по Новгородской области) об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка.
В обоснование заявленных требований Васильев В.А. указал, что является собственником земельного участка с кадастровым номером <...>, площадью 1562 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, расположенного по адресу <...>, <...> <...> <...>, з/у <...>. Установленная по состоянию на 07 апреля 2014 года кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости значительно выше его рыночной стоимости, чем нарушаются его права и законные интересы, поскольку возлагает на него обязанность уплачивать земельный налог в завышенном размере, в связи с чем просил установить кадастровую стоимость земельного участка в размере рыночной по состоянию на дату, на которую определялась его кадастровая стоимость.
Также Васильевым В.А. заявлено ходатайство о восстановлении пропущенного срока для обращения в суд с настоящим административным иском, в обоснование которого указано на уважительность причин пропуска данного срока.
Определением суда от 10 января 2020 года к участию в деле привлечены в качестве административного ответчика Министерство инвестиционной политики Новгородской области, в качестве заинтересованного лица - Федеральное государственное бюджетное учреждение «Федеральная кадастровая палата Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии» (далее – Учреждение).
Административный истец Васильев В.А., представители административных ответчиков Управления Росреестра по Новгородской области, Министерства инвестиционной политики Новгородской области, представители заинтересованных лиц Учреждения, Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области в судебное заседание не явились, о месте и времени судебного заседания извещены надлежащим образом, представители Управления Росреестра по Новгородской области, Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области просили рассмотреть дело в их отсутствие, остальные участники процесса о причинах неявки суду не сообщили.
В соответствии с частью 4 статьи 247 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) дело рассмотрено в отсутствие неявившихся участников процесса.
В судебном заседании представитель административного истца Васильева В.А. Сокорова Ю.В. административный иск поддержала по указанным выше мотивам.
В представленных в суд в письменной форме отзывах (пояснениях) на административный иск представители Управления Росреестра по Новгородской области, Министерства инвестиционной политики Новгородской области, не признавая административный иск, разрешение вопроса обоснованности административного иска отнесли на усмотрение суда.
Представитель Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области в представленных в суд письменных объяснениях на административное исковое заявление разрешение вопроса обоснованности административного иска также отнес на усмотрение суда.
Заслушав объяснения представителя административного истца, исследовав письменные материалы административного дела, суд считает административное исковое заявление Васильева В.А. подлежащим удовлетворению по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 245 КАС РФ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
В судебном заседании из объяснений представителя административного истца и письменных материалов дела установлено, что Васильеву В.А. на праве собственности принадлежит земельный участок с кадастровым номером <...>, площадью 1562 кв. м, категория земель – земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, расположенный по адресу <...>, <...> <...>, з/у <...>.
Право собственности на земельный участок зарегистрировано за Васильевым В.А. в Едином государственном реестре недвижимости (далее - ЕГРН) 23 июля 2014 года.
Согласно пункту 1 статьи 65 Земельного кодекса Российской Федерации (далее - ЗК РФ) использование земли в Российской Федерации является платным. Одной из форм платы за использование земли является земельный налог.
В соответствии с пунктом 5 статьи 65 ЗК РФ для целей налогообложения и в иных случаях, предусмотренных названным Кодексом, федеральными законами, устанавливается кадастровая стоимость земельного участка.
В силу пункта 1 статьи 390, пункта 1 статьи 391 Налогового кодекса Российской Федерации (далее - НК РФ) налоговая база земельного налога определяется как кадастровая стоимость земельных участков, признаваемых объектами налогообложения, по состоянию на 1 января года, являющегося налоговым периодом.
Согласно пункту 1 статьи 388 НК РФ организации и физические лица, обладающие земельными участками на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования, признаются плательщиками земельного налога.
Изложенное свидетельствует о том, что результаты определения кадастровой стоимости земельного участка затрагивают права и обязанности Васильева В.А., поскольку земельный участок является объектом обложения земельным налогом, исчисляемым от налоговой базы, определяемой как кадастровая стоимость.
Одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости в соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 248 КАС РФ, абзацем 2 части 11 статьи 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года № 135-ФЗ «Об оценочной деятельности в Российской Федерации», в редакции, действующей с 01 января 2017 года (далее -Федеральный закон № 135-ФЗ), является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
В соответствии со статьей 3 Федерального закона № 135-ФЗ под кадастровой стоимостью понимается стоимость, установленная в результате проведения государственной кадастровой оценки или в результате рассмотрения споров о результатах определения кадастровой стоимости либо определенная в случаях, предусмотренных статьей 24.19 настоящего Федерального закона; под рыночной стоимостью объекта оценки для целей настоящего Закона понимается наиболее вероятная цена, по которой данный объект оценки может быть отчужден на открытом рынке в условиях конкуренции, когда стороны сделки действуют разумно, располагая всей необходимой информацией, а на величине цены сделки не отражаются какие-либо чрезвычайные обстоятельства, перечисленные в названной статье.
Кадастровый учет объектов недвижимости до 01 января 2017 года осуществлялся в соответствии с Федеральным законом от 24 июля 2007 года № 221-ФЗ «О государственном кадастре недвижимости», частью 5 статьи 4 и пунктом 11 части 2 статьи 7 которого было предусмотрено, что органом кадастрового учета на основании поступивших в этот орган в установленном порядке документов в государственный кадастр недвижимости вносились, в том числе, сведения о кадастровой стоимости объекта недвижимости.
С 01 января 2017 года отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственного кадастрового учета недвижимого имущества, подлежащего такому учету, ведением Единого государственного реестра недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13 июля 2015 года № 218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» (далее - Федеральный закон № 218-ФЗ).
В силу положений части 1 статьи 24.18 Федерального закона № 135-ФЗ результаты определения кадастровой стоимости могут быть оспорены физическими лицами в случае, если результаты определения кадастровой стоимости затрагивают права и обязанности этих лиц, а также органами государственной власти, органами местного самоуправления в отношении объектов недвижимости, находящихся в государственной или муниципальной собственности (за исключением случаев, установленных настоящей статьей), в суде и комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости.
Согласно статье 24.19 Федерального закона № 135-ФЗ при осуществлении государственного кадастрового учета ранее не учтенных объектов недвижимости, включения в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном объекте недвижимости или внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений при изменении качественных и (или) количественных характеристик объектов недвижимости, влекущем за собой изменение их кадастровой стоимости, орган, осуществляющий функции по государственной кадастровой оценке, осуществляет определение кадастровой стоимости объектов недвижимости в порядке, установленном уполномоченным федеральным органом, осуществляющим функции по нормативно-правовому регулированию оценочной деятельности.
Датой определения кадастровой стоимости объекта недвижимости в случаях, предусмотренных настоящей статьей, является дата внесения сведений о нем в Единый государственный реестр недвижимости, повлекшего за собой необходимость определения кадастровой стоимости в соответствии с настоящей статьей.
Предусмотренные настоящей статьей полномочия по определению кадастровой стоимости вновь учтенных объектов недвижимости, ранее учтенных объектов недвижимости при включении сведений о них в Единый государственный реестр недвижимости и объектов недвижимости, в отношении которых произошло изменение их количественных и (или) качественных характеристик, органа, осуществляющего функции по государственной кадастровой оценке, на основании решения данного органа вправе осуществлять подведомственные ему государственные бюджетные учреждения.
В соответствии с частями 5, 6 статьи 24.20 Федерального закона № 135-ФЗ в случае изменения кадастровой стоимости по решению комиссии или суда в порядке, установленном статьей 24.18 настоящего Федерального закона, сведения о кадастровой стоимости, установленной решением комиссии или суда, применяются для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, с 1 января календарного года, в котором подано соответствующее заявление о пересмотре кадастровой стоимости, но не ранее даты внесения в Единый государственный реестр недвижимости кадастровой стоимости, которая являлась предметом оспаривания.
Сведения об изменении кадастровой стоимости на основании решения комиссии или суда, включая дату подачи соответствующего заявления о пересмотре кадастровой стоимости, подлежат внесению в Единый государственный реестр недвижимости в соответствии с Федеральным законом № 218-ФЗ.
Пунктом 2 статьи 66 ЗК РФ предусмотрено, что для установления кадастровой стоимости земельных участков проводится государственная кадастровая оценка земель, за исключением случаев, определенных пунктом 3 настоящей статьи. Органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации утверждают средний уровень кадастровой стоимости по муниципальному району (городскому округу).
Пунктом 3 статьи 66 ЗК РФ определено, что в случаях определения рыночной стоимости земельного участка кадастровая стоимость этого земельного участка устанавливается равной его рыночной стоимости.
Результаты государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов Новгородской области утверждены постановлением Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области (после переименования Министерство инвестиционной политики Новгородской области) от 01 августа 2013 года № 3 «Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов», опубликованным в газете «Новгородские ведомости» от 14 августа 2013 года № 7 (4143).
Указанная государственная кадастровая оценка осуществлялась в отношении земельных участков, сформированных по состоянию на 01 января 2012 года.
На момент формирования перечня земельных участков, подлежащих государственной кадастровой оценке, в ЕГРН отсутствовали сведения о категории названного земельного участка, в связи с чем его кадастровая стоимость в рамках проведения работ по государственной кадастровой оценке не определялась.
Кадастровая стоимость данного земельного участка по состоянию на 07 апреля 2014 года была установлена в размере 2741372 рубля 48 копеек согласно акту определения кадастровой стоимости от 07 апреля 2014 года исходя из удельного показателя кадастровой стоимости, определенной на основании результатов государственной оценки земель населенных пунктов, утвержденных вышеуказанным постановлением Департамента имущественных отношений и государственных закупок Новгородской области, с учетом Постановления Администрации Старорусского муниципального района Новгородской области от 27 марта 2014 года № 378 об установлении категории земельного участка и вида разрешенного использования.
Согласно статье 24.12 Федерального закона № 135-ФЗ (в редакции Федерального закона от 03 июля 2016 года № 360-ФЗ) государственная кадастровая оценка проводится по решению исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законодательством субъекта Российской Федерации, по решению органа местного самоуправления не чаще чем один раз в течение трех лет (в городах федерального значения не чаще чем один раз в течение двух лет) с даты, по состоянию на которую была проведена государственная кадастровая оценка (далее - дата проведения последней государственной кадастровой оценки).
В соответствии с частью 3 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены результаты определения кадастровой стоимости, полученные при проведении очередной государственной кадастровой оценки, либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости.
В судебном заседании установлено, что оспариваемые административным истцом результаты определения кадастровой стоимости были внесены в ЕГРН 07 апреля 2014 года.
В суд с настоящим административным иском Васильев В.А. обратился посредством почтовой связи 05 декабря 2019 года, то есть с пропуском установленного частью 3 статьи 245 КАС РФ срока.
Как разъяснено в пункте 8 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года № 28 «О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости», ввиду закрепленной законом периодичности проведения государственной кадастровой оценки заявление о пересмотре кадастровой стоимости может быть подано в суд не позднее пяти лет с даты внесения в государственный кадастр недвижимости оспариваемых результатов определения кадастровой стоимости в том случае, если на момент обращения в суд в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости либо сведения, связанные с изменением качественных или количественных характеристик объекта недвижимости, повлекшие изменение его кадастровой стоимости (часть 3 статьи 245 КАС РФ).
Пропуск указанного срока не является основанием для отказа в принятии заявления. Если по истечении установленного законом периода в государственный кадастр недвижимости не внесены очередные результаты определения кадастровой стоимости, срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости может быть восстановлен.
Принимая во внимание, что до настоящего времени новые результаты государственной кадастровой оценки земельных участков Новгородской области категории «земли населенных пунктов» не утверждены, оспариваемые результаты кадастровой стоимости земельного участка являются действующими, суд считает возможным восстановить Васильеву В.А. срок для обращения в суд с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости названного объекта.
Как следует из отчета об оценке рыночной стоимости земельного участка от 05 июня 2019 года № 40/2019, выполненного оценщиком Общества с ограниченной ответственностью «Аудиторская фирма «ЛИВ и К», рыночная стоимость земельного участка по состоянию на 07 апреля 2014 года составляет 498278 рублей.
Выводы оценщика в названном отчете представителями административных ответчиков и заинтересованных лиц не оспаривались, признавать их неправильными либо необоснованными у суда оснований также не имеется, поскольку отчет составлен специалистом, имеющим соответствующие квалификацию и опыт работы, соответствует требованиям Федерального закона № 135-ФЗ, федеральных стандартов оценки и других актов уполномоченного федерального органа, осуществляющего функции по нормативному правовому регулированию оценочной деятельности, стандартов и правил оценочной деятельности, так как содержат все необходимые сведения доказательственного значения, влияющие на определение рыночной стоимости объекта оценки, в отчете приведена информация по всем ценообразующим факторам, использовавшимся при определении стоимости объекта оценки, содержащиеся сведения дают надлежащее представление о местоположении объектов-аналогов и иных их характеристиках, учтенных при расчете итоговой величины рыночной стоимости указанного выше объекта оценки, также проанализированы все необходимые факторы, оказывающие влияние на стоимость объекта оценки.
Таким образом, с учетом установленных по делу обстоятельств, свидетельствующих о несоответствии кадастровой стоимости земельного участка его действительной рыночной стоимости, чем нарушаются права и законные интересы Васильева В.А., суд приходит к выводу об обоснованности заявленных им требований, а потому кадастровая стоимость указанного выше земельного участка подлежит установлению в размере его рыночной, определенной вышеназванным отчетом.
При этом последствием удовлетворения требований об установлении судом кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной будет являться внесение Учреждением такой стоимости в качестве новой кадастровой стоимости в ЕГРН.
Поскольку Васильев В.А. в Комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости при Управлении Росреестра по Новгородской области с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости объекта недвижимости не обращался, датой подачи им заявления о пересмотре кадастровой стоимости названного объекта следует считать дату его обращения в суд 05 декабря 2019 года.
Руководствуясь статьями 175-180, 248, 249 КАС РФ, суд
р е ш и л:
Административное исковое заявление Васильева В.А. к Управлению Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Новгородской области, Министерству инвестиционной политики Новгородской области об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка удовлетворить.
Установить кадастровую стоимость земельного участка, с кадастровым номером 53:24:0030138:5, площадью 1562 кв. м, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для размещения объектов торговли, расположенного по адресу: <...>, <...> <...>, з/у <...>, по состоянию на 07 апреля 2014 года в размере рыночной, равной 498278 рублей.
Датой подачи Васильевым В.А. заявления о пересмотре кадастровой стоимости земельного участка считать дату обращения в суд 05 декабря 2019 года.
Решение является основанием для внесения в Единый государственный реестр недвижимости соответствующих сведений об изменении кадастровой стоимости объекта недвижимости.
На решение может быть подана апелляционная жалоба в Первый апелляционный суд общей юрисдикции через Новгородский областной суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения – 10 февраля 2020 года.
Председательствующий Л.В.Макарова