Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
ДД.ММ.ГГГГ Самарский районный суд г. Самары в составе председательствующего судьи Саломатина А.А.,
при секретаре Никоновой И.П.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № оп заявлению Карповой Л.В., Попова А.Е. о признании незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы РФ по Самарской области и взыскании суммы компенсации морального вреда,
у с т а н о в и л:
Карпова Л.В., Попов А.Е. обратились в суд с заявлением о признании незаконными действий УФМС России по Самарской области, в обоснование заявленных требований указав, что на основании решения УФМС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Поповым А.Е. был утрачен статус вынужденного переселенца, присвоенный ему ранее ДД.ММ.ГГГГ Кроме того, решением УФМС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ Карповой Л.В. было отказано в регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем.
Заявители полагали указанные решения заинтересованного лица необоснованными в связи с тем, что Попов А.Е. является тяжело больным и статус вынужденного переселенца необходим ему для получения субсидии для приобретения жилья. Карпова Л.В., являясь супругой Попова А.Е., полагала, что ей необоснованно отказано в регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем поскольку Карпова Л.В. была вынуждена покинуть территорию <адрес> по экономическим соображениям.
Заявители просили суд (с учетом уточненных требований) признать незаконными решения УФМС России по Самарской области от ДД.ММ.ГГГГ об утрате статуса вынужденного переселенца Поповым А.Е. и от ДД.ММ.ГГГГ об отказе в регистрации ходатайства Карповой Л.В. в признании вынужденным переселенцем, а также взыскать с заинтересованного лица в их пользу сумму в счет компенсации морального вреда в размере 1 000 000 рублей.
В судебное заседание заявители не явились, о месте и времени слушания дела были надлежащим образом уведомлены, в связи с чем, суд полагает возможным дело рассмотреть в их отсутствие.
Представитель заинтересованного лица, действующая на основании доверенности, в судебном заседании возражала против удовлетворения заявленных требований, просила в их удовлетворении отказать, полагая их не основанными на законе. Также просила суд применить последствия пропуска заявителями установленного законом срока на обращение в суд.
Выслушав представителя заинтересованного лица, исследовав материалы дела, суд полагает заявленные требования не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.
В соответствии с п.1 ст. 254 ГПК РФ гражданин, организация вправе оспорить в суде решение, действие (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если считают, что нарушены их права и свободы.
В силу требований ст. 255 ГПК РФ и разъяснений, содержащихся в п. 28 Постановления Пленума Верховного суда РФ от 02 февраля 2009 года «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействий) органов государственной власти, органов местного самоуправлений, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», основанием для принятия судом решения о признании ненормативного акта государственного органа, его противоправного действия (бездействия) незаконным, является одновременное наличие двух обязательных условий наступлении юридически значимых последствий в виде незаконности правового акта, действия (бездействия) государственного органа и нарушения государственным органом прав и законных интересов, а равно создание препятствий к осуществлению прав и свобод гражданина, обратившегося в суд с соответствующим требованием. При этом, понуждение судом государственного органа к исполнению обязанности, о которой просит заявитель, в силу требований ч.4 ст. 258 ГПК РФ допустимо только в случае признания действий (бездействия) государственного органа незаконным.
Суд полагает, что при рассмотрении заявленного спора не нашли своего подтверждения доводы заявителя о незаконности действий должностных лиц УФМС России по Самарской области.
Кроме того, суд полагает, что при рассмотрении дела установлен факт пропуска заявителями установленного законом срока для обращения в суд с заявлением о защите нарушенного права.
Согласно требованиям ст. 256 ГПК РФ гражданин вправе обратиться в суд с заявлением в течение трех месяцев со дня, когда ему стало известно о нарушении его прав и свобод. Причины пропуска срока выясняются в предварительном судебном заседании или судебном заседании и могут являться основанием для отказа в удовлетворении заявления.
В силу разъяснений, содержащихся в Постановлении Пленума Верховного Суда РФ от 10.02.2009 № 2 «О практике рассмотрения судами дел об оспаривании решений, действий (бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц, государственных и муниципальных служащих», при установлении факта пропуска без уважительных причин указанного срока суд, исходя из положений части 6 статьи 152, части 4 статьи 198 и части 2 статьи 256 ГПК РФ, суд отказывает в удовлетворении заявления в предварительном судебном заседании или в судебном заседании, указав в мотивировочной части решения только на установление судом данного обстоятельства.
Так, судом при рассмотрении дела установлено, что статус вынужденного переселенца Попову А.Е. и Попову В.А. был предоставлен Территориальным органом Минфедерации в Самарской области ДД.ММ.ГГГГ (с июля 2002 г. - Управление по делам миграции ГУВД Самарской области, с января 2006 г. - УФМС России по Самарской области).
В соответствии с п.4 ст.5 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» статус вынужденного переселенца предоставляется на пять лет. При наличии обстоятельств, препятствующих вынужденному переселенцу в обустройстве на новом месте жительства, срок действия его статуса продлевается территориальным органом миграционной службы на каждый последующий год по заявлению вынужденного переселенца.
Как следует из предоставленных представителем заинтересованного лица документов ДД.ММ.ГГГГ статус вынужденного переселенца был утрачен Поповым А.Е. на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ и Поповым В.А. на основании протокола № от ДД.ММ.ГГГГ в связи с истечением срока предоставления статуса вынужденного переселенца по пп.2 п.2 ст.9 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» в соответствии с пп.4 ст.5 данного закона (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ), так как заявления о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца не поступало.
Действующим законодательством не предусмотрена необходимость уведомления заявителя об утрате статуса вынужденного переселенца в связи с истечением срока его действия. Уведомление направляется органом миграционного учета лишь при лишении статуса вынужденного переселенца, а также в связи с отказом в продлении статуса вынужденного переселенца при обращении с заявлением о его продлении. Судом установлено, что Попов А.Е. не был лишен статуса вынужденного переселенца, им данный статус был утрачен в связи с истечением срока его действия. С заявлением о продлении статуса Попов А.Е. в орган миграционного учета не обращался.
Согласно п. 28 Инструкции о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учету и перечету на территории Российской Федерации (утв. приказом ФМС России от 31.03.97 г. № 19), действующей на момент утраты статуса вынужденного переселенца Поповым А.Е., а также п., п. 23, 25 Административного регламента о порядке работы по признанию лиц вынужденными переселенцами, их учёту и переучёту на территории Российской Федерации, утверждённого Приказом Федеральной миграционной службы от 20.12.2007 г. № 465 (действовал до 01.12.2012 г.) - (далее - Административный регламент) предусмотрено, что заявление лица в письменной форме о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца рассматривается территориальным органом миграционной службы по месту учета не позднее дня истечения срока предоставления ему статуса. Заявление, поданное лицом после истечения срока действия статуса, может быть рассмотрено при наличии у него уважительных причин несвоевременного обращения.
При вынесении решения о продлении срока действия статуса вынужденного переселенца комиссия по определению правового статуса вынужденных переселенцев основывается на представленных документах, подтверждающих наличие уважительных причин несвоевременного обращения (справки из медицинских учреждений, выписки из истории болезни); а также наличие препятствий в обустройстве на новом месте жительства (справка из регистрационной палаты, справка из БТИ, справка с места жительства с указанием основного квартиросъемщика, метража и зарегистрированных в данном жилом помещении людей).
Судом установлено, что Попов А.Е. с заявлением о продлении срока не обращался, каких-либо документов, подтверждающих уважительные причины несвоевременного обращения и наличия препятствий в обустройстве, не предоставлял.
Согласно п. 4 Приказа ФМС России от 31 марта 1997 года № 19 «О мероприятиях, связанных с порядком признания лиц вынужденными переселенцами, их учета и переучета», 21.1.6 Административного регламента обращение лица может осуществляться как лично, так и через представителя, в силу полномочия, основанного на доверенности, заверенной в установленном порядке. Также суд учитывает, что Попов А.Е. не был лишен возможности направить документы по почте либо через своего сына Попова В.А., между тем, Попов А.Е. необходимых мер по продлению статуса вынужденного переселенца не принимал.
Согласно пп. 4 п. 2 ст. 6 указанного Закона вынужденный переселенец обязан проходить ежегодный переучет в сроки, устанавливаемые территориальным органом федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции.
Переучет осуществляется методом опроса вынужденных переселенцев. При необходимости от вынужденных переселенцев может быть затребовано предоставление паспорта, свидетельства о рождении на несовершеннолетних членов семьи, удостоверения, справки с места жительства и других документов. При переучете заполняется карточка переучета семьи вынужденного переселенца. Лицам, прошедшим переучет, в удостоверении делается соответствующая отметка, заверяемая подписью должностного лица и печатью территориального органа.
02.05.2005 г. проходил переучет в Управлении по делам миграции ГУВД Самарской области. После 02.05.2005 г. Попов А.Е. в УФМС России по Самарской области не обращался.
В соответствии с п.5. ст.9 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» в случае утраты лицом статуса вынужденного переселенца удостоверение вынужденного переселенца признается недействительным соответствующим органом миграционной службы. В случае признания удостоверения недействительным удостоверение подлежит сдаче в территориальный орган, в котором он состоит (ял) на учёте.
ДД.ММ.ГГГГ Попов А.Е. обратился в УФМС России по Самарской области с заявлением о восстановлении статуса вынужденного переселенца.
Комиссией по определению правового статуса вынужденных переселенцев прежнее решение от ДД.ММ.ГГГГ (протокол №) оставлено в силе (протокол № от ДД.ММ.ГГГГ, письмо от ДД.ММ.ГГГГ № <данные изъяты>) в связи с отсутствием уважительных причин своевременного обращения.
Данное решение в судебном порядке в 2010 году не обжаловалось. Попов А.Е. с заявлением в суд о восстановлении статуса вынужденного переселенца обратился лишь в 2012 года, т.е. спустя более 7 лет после утраты статуса вынужденного переселенца.
В заявлении, являющемся предметом данного гражданского дела, Попов А.Е. ссылается на то, что с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ находился в больнице по поводу язвенной болезни желудка, кровопотере, ИБС, стенокардии. Однако, при подаче заявления о восстановлении статуса вынужденного переселенца в 2010 году он ссылался на то. что с 2008 года не мог проходить перерегистрацию в связи с ухудшением состояния здоровья жены с конца 2005 года.
Суд полагает, что нахождение Попова А.К. в больнице не являлось препятствием подачи заявления в срок, так как он мог обратиться в УФМС России по Самарской области до ДД.ММ.ГГГГ, а также после ДД.ММ.ГГГГ лично, по почте или через представителя, в т.ч. через сына - Попова В.А.
В настоящее время единственной формой государственной поддержки обеспечения граждан жильем является предоставление им за счет средств федерального бюджета субсидии на приобретение жилья, право, на получение которой удостоверяется государственным жилищным сертификатом. Организация работы по выдаче и реализации государственных жилищных сертификатов относится к компетенции органов местного самоуправления.
Согласно ст. 8 Закона Российской Федерации «О вынужденных переселенцах» решения и действия ФМС России могут быть обжалованы в вышестоящий орган или суд. Срок подачи жалобы не должен превышать одного месяца со дня получения гражданином уведомления в письменной форме о принятом решении или со дня истечения месячного срока после подачи жалобы, если гражданином не был получен на нее ответ в письменной форме; трех месяцев со дня, когда гражданину стало известно о нарушении его права.
Доказательств того, что Попов А.Е. обращался в 2007 году с документами на продление статуса вынужденного переселенца не предоставлено.
Также суд полагает не подлежащими удовлетворению требования Карповой Л.В. по следующим основаниям.
Судом установлено, что Карпова Л.В. прибыла на территорию Российской Федерации из Узбекистана в апреле 2004 года.
ДД.ММ.ГГГГ Карпова Л.В. обратилась в Управление по делам миграции ГУВД Самарской области (УФМС России по Самарской области) с ходатайством о предоставлении ей статуса вынужденного переселенца.
Решением от ДД.ММ.ГГГГ Карповой Л.В. было отказано в регистрации ходатайства о признании вынужденным переселенцем (уведомление от ДД.ММ.ГГГГ №).
В соответствии с п.1 ст.1 Закона РФ «О вынужденных переселенцах» вынужденный переселенец - гражданин Российской Федерации, покинувший место жительства вследствие совершенного в отношении его или членов его семьи насилия или преследования в иных формах либо вследствие реальной опасности подвергнуться преследованию по признаку расовой или национальной принадлежности, вероисповедания, языка, а также по признаку принадлежности к определенной социальной группе или политических убеждений, ставших поводами для проведения враждебных кампаний в отношении конкретного лица или группы лиц, массовых нарушений общественного порядка.
В п. 12 ходатайства о предоставлении статуса вынужденного переселенца, а также в приложенном ходатайстве к советнику по межнациональным отношениям Посольства России в Узбекистане Карпова Л.В. в качестве причин, по которым она вынуждена была покинуть прежнее место жительства, указала столкновения на бытовом уровне, угрозы, незнание узбекского языка, экономические причины.
Суд полагает обоснованными выводы заинтересованного лица о том, что данные причины не могут быть отнесены к насилию или преследованию или реальной опасности подвергнуться преследованию. Вынужденным переселенцем не может быть признано лицо, покинувшее место жительства по экономическим причинам (пп.3 п.1 ст.2 ФЗ «О вынужденных переселенцах»).
Справка, выданная Посольством Российской Федерации в Узбекистане, на которую ссылается заявительница, также не является основанием для предоставления статуса вынужденного переселенца. В ней содержится просьба рассмотреть возможность предоставления статуса вынужденного переселенца Карповой Л.В., в то время как решение о предоставлении статуса вынужденного переселенца принимается соответствующим территориальным органом ФМС России, на основании которого выдается удостоверение вынужденного переселенца.
Судом также установлено, что в 2004 году Карпова Л.В. в судебном порядке указанное решение не обжаловала, а с соответствующим заявлением в суд обратилась ДД.ММ.ГГГГ, при этом каких-либо уважительных причин пропуска установленного законом срока на обжалование, суду заявителем не сообщено.
В связи с отказом в удовлетворении заявленных требований также не подлежат удовлетворению требования заявителей о компенсации морального вреда.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л:
В удовлетворении заявления Карповой Л.В., Попова А.Е. о признании незаконными действий Управления Федеральной миграционной службы РФ по Самарской области и взыскании суммы компенсации морального вреда отказать.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд через Самарский районный суд г. Самары в течение месяца с момента изготовления решения суда в окончательном виде.
Председательствующий:
Мотивированное решение изготовлено ДД.ММ.ГГГГ