Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-740/2014 от 09.01.2014

Дело № 2-740/14

РЕШЕНИЕ

ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

21 февраля 2014 года город Ставрополь

Судья Ленинского районного суда г.Ставрополя Кононова Л.И.,

при секретаре Мигалко А.Ю.,

с участием истца Гвозденко Д.В.,

представителя истца - адвоката Карповой Е.Н.,

представителя ответчика УФСИН России по СК по доверенности Гейко С.С.,

представителя ответчика ФКУ ИК-11 по доверенности Москаленко Р.А.,

рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Гвозденко Д. В. к УФСИН России по <адрес обезличен>, ФКУ ИК-11 о признании отказа УФСИН России по СК от 13.05.2013г. в признании участником подпрограммы «Жилище» незаконными действиями, признании решения УФСИН России по СК от 31.07.2012г. об отказе в признании его участником подпрограммы на 2013 год и его отмене, признании решения жилищной комиссии ФКУ ИК-11 о снятии с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и его отмене, обязании ФКУ ИК-11, УФСИН России по СК восстановить в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программой «Жилище» в соответствии с решением ФКУ ИК-11 от <дата обезличена> № 4, выдаче Гвозденко Д. В. государственного жилищного сертификата либо безвозмездной социальной выплаты для улучшения жилищных условий,

УСТАНОВИЛ:

Гвозденко Д. В. обратился в суд с иском к УФСИН России по <адрес обезличен>, ФКУ ИК-11, в дальнейшем свои исковые требования уточнил, просил признать отказ УФСИН России по СК от 13.05.2013г. в признании его участником подпрограммы «Жилище» незаконными действиями, признать решение УФСИН России по СК от 31.07.2012г. об отказе в признании его участником подпрограммы на 2013 год на основании п.22-б Правил выпуска и реализации ГЖС незаконным и его отменить, признать решение жилищной комиссии учреждения ФКУ ИК-11 от 08.10.2012г. о снятии его с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и его отменить, обязать ФКУ ИК-11, УФСИН России по СК восстановить его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программой «Жилище» в соответствии с решением ФКУ ИК-11 от <дата обезличена> № 4, выдать Гвозденко Д. В. государственный жилищный сертификат либо безвозмездную социальную выплату для улучшения жилищных условий в соответствии с требованиями федерального законодательства о выполнении государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, проходящих службу в органах внутренних дел и уволенных из состава органов внутренних дел, установленных Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010, 2011-2015 г.г.

В обоснование своих исковых требований Гвозденко Д.В. указал, что ФКУ ИК-11, где он проходил службу, и где состоял на очереди на улучшение жилищных условий, 08.10.12г. принято решение об исключении его, из очереди нуждающихся в улучшении жилья, на основании ч.2 ст. 56 ЖК РФ и Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий в <адрес обезличен>. С данным решением его не ознакомили. Оспаривая незаконное решение УФСИН по СК от 31.07.2012г. по не включению его в списки участников подпрограммы «Жилище» на получение государственного сертификата на улучшение жилищных условий, сначала в прокуратуру, а затем в суд, он был ознакомлен и получил в копии решение ФКУ ИК-11 от 08.10.2012г. о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Ранее, <дата обезличена>г. ФКУ ИК-11 было принято решение о включении его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище», данное решение было своевременно направлено в его адрес.

УФСИН по СК своим решением от 31.07.2012г. отказало в признании его участником подпрограммы на 2013г. на основании п.22-б Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище».

До настоящего времени решение ФКУ ИК -11 от <дата обезличена>г. никем те отменено. Имеются два противоречивых решения ФКУ ИК -11: о включении его в подпрограмму «Жилище» и о снятии с учета, как нуждающегося в улучшении жилищных условий.

Таким образом, 31.07.2012г.центральная жилищная комиссия УФСИН России по СК, а затем и жилищная комиссия ФКУ ИК-11 от 08.10.2012г. по рекомендации УФСИН России по СК приняли решения о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий на основании п.2 ст.56 Жилищного кодекса РФ и п.22-б Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов на 2013год. 13.05.2013г. УФСИН по СК отказало ему в восстановлении на очереди нуждающихся в улучшении жилья и выдаче жилищного сертификата либо безвозмездной социальной выплаты для улучшения жилищных условий.

Истец не согласен с данными решениями, поскольку с момента постановки его на очередь нуждающихся, члены жилищной комиссии регулярно проверяли место его фактического жительства и истребовали договоры найма у собственников жилья, где он проживал сначала один, а затем - со своей семьей, и никаких замечаний ему не высказывали. Временная регистрация по месту жительства не позволяла ему проходить постоянную службу в войсках внутренних дел, поэтому он не выписывался из квартиры матери.

На момент заключения договора передачи жилья в собственность – квартиры матери, расположенной по <адрес обезличен>, где он был зарегистрирован, Гвозденко Д.В. в ней не проживал, а был лишь зарегистрирован. Согласно решению Конституционного Суда РФ № 4-П от 02.02.1998г. регистрация (прописка) в том смысле, в каком она не противоречит Конституции РФ, является лишь способом учета граждан в пределах РФ и сама по себе не порождает для гражданина каких-либо прав и обязанностей и не может служить основанием ограничения или условием реализации прав граждан на жилье. Но УФСИН по СК посчитало его регистрацию (прописку) в квартире матери условием его обеспечения жильем.

Указал, что его дочь Гвозденко Е. Д., 2004 года рождения, имеет на праве собственности 1/3 доли <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, общей площадью 28,90 кв.м., подаренной дедом, о чем он уведомлял жилищную комиссию, предоставив соответствующие документы.

Правила формирования списков получателей жилищных сертификатов допускали исключение из очереди только в одном случае - получение жилых помещений с использованием средств субсидий, удостоверяемых сертификатом.

С мая 2013 года действуют дополнительные социальные гарантии для уволенных сотрудников учреждений и органов уголовно-исполнительной системы.

Эти дополнительные гарантии на улучшение жилищных условий напрямую относятся и к истцу, так как он вследствии заболевания, полученного в период прохождением службы, получил инвалидность 2-ой группы и был уволен по ст. 58 п.З - ограниченное состояние здоровья.

Считает, что УФСИН России по СК и ФКУ ИК -11 должны устранить допущенные нарушения его жилищных прав.

Истец Гвозденко Д.В. в судебном заседании свои исковые требования поддержал, просил их удовлетворить по основаниям, изложенным в иске. Пояснил, что в 1999г. он вернулся из армии и решил проживать самостоятельно, отдельно от матери, для этого снял квартиру на <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, устроился на службу в органы внутренних дел. С матерью договорился, чтобы она его не снимала с регистрационного учета, так как это было необходимо при трудоустройстве. Через 2,5 года он женился на дочери хозяйки квартиры, где снимал жилье. Потом снял жилье уже на свою семью по ул. 50 лет ВЛКСМ, где прожил несколько лет. Затем, когда хозяйка продала жилье, они переехали в квартиру на <адрес обезличен>, где и проживают сейчас втроем: он, жена и дочь. В 2002 году его мать решила приватизировать <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, где он был зарегистрирован. Он отказался от участия в ее приватизации, и в 2002 году единственным собственником указанной квартиры стала его мать Гвозденко А.Е. В июне 2010 года он снялся с регистрационного учета в указанной квартире, а в ноябре 2010 года - уволился из ФКУ ИК -11. В июне 2012г. получил из ФКУ ИК-11, где ранее служил, решение от <дата обезличена>г. о включении его в Жилищную программу на 2013г. на получение жилищного сертификата, а в сентябре того же года получил решение из УФСИН России по СК об исключении его из очереди на улучшение жилья и получение жилищного сертификата. Знакомясь с материалами своего жилищного дела в УФСИН России по СК в ноябре 2013года он получил копию этого решения, которое теперь обжалует. Его дочь имеет в собственности 1/4 доли однокомнатной квартиры, подаренной дедом, все члены его семьи готовы уменьшить размер государственного жилищного сертификата на размер указанной жилой площади, о чем он заявлял членам жилищной комиссии, предоставляя выписку о праве собственности. Просил удовлетворить его требования о признании незаконными и отмене всех решений УФСИН по СК и ФКУ ИК-11 о снятии его с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и не включении его в программу «Жилище», обязать ФКУ ИК-11, УФСИН России по СК восстановить его в очереди и включить в состав участников подпрограммы «Жилище», выдать ему государственный жилищный сертификат на жилье либо жилищный сертификат на безвозмездную социальную выплату для улучшения жилищных условий.

Представитель истца Карпова Е.Н. исковые требования своего доверителя Гвозденко Д.В. поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить, привела те же доводы.

Представитель ответчика ФКУ ИК-11 Москаленко Р.А. исковые требования не признал, считал, что оспариваемое заявителем решение жилищной комиссии ФКУ ИК-11 от 08.10.2012г. о снятии с учета как нуждающегося в улучшении жилищных условий Гвозденко Д.В. принято в соответствии с нормами ЖК РФ, п.25.3 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, предоставления жилых помещений в <адрес обезличен> 1991 года, поскольку Гвозденко Д.В. был неправомерно поставлен на жилищный учет решением жилищной комиссии колонии в 2002 году, поскольку он был обеспечен жильем в квартире матери по <адрес обезличен>, где был прописан до 2010 года.

Представитель ответчика УФСИН России по СК Гейко С.С. исковые требования не признал, просил в их удовлетворении отказать, пояснив, что Гвозденко Д. В. проходил службу в Уголовно-исполнительной системе <адрес обезличен> на различных должностях в период с 1997 по 2012 год. Последнее место службы ФКУ ИК-11 УФСИН России по <адрес обезличен>. Приказом начальника УФСИН России по <адрес обезличен> 13.11.2010г. № 735-лс Гвозденко Д.В. уволен из уголовно-исполнительной системы <адрес обезличен> по п. «з» ст. 58 Положения о службе в органах внутренних дел (по ограниченному состоянию здоровья). Заявитель состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФКУ ИК-11 с 13.03.2002г. В состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан» по ФКУ ИК-11, Гвозденко Д.В. включен 27.07.2010г. В связи с установлением в 2012 году факта необоснованной постановки Гвозденко Д.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 13.03.2002г. решением жилищной комиссии ФКУ ИК-11 от <дата обезличена> (протокол № 6) Гвозденко Д.В. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий. 15.04.2013г. в УФСИН России по <адрес обезличен> поступило ходатайство Гвозденко Д.В. о предоставлении ему безвозмездной единовременной социальной выплаты как пенсионеру, имеющему выслугу 15 лет 01 месяц, на приобретение жилого помещения на вторичном рынке. В адрес Гвозденко Д.В. за исх. № 26/ТО/21-Г-193 отправлен мотивированный ответ, в котором разъяснено что нормы социального обеспечения в части улучшения жилищных условий сотрудников (пенсионеров), введенные с 01.01.2013г. на него не распространяются. Не согласившись данным ответом, Гвозденко Д.В. обратился в суд. В связи с неявкой истца дважды в судебное заседание определением Ленинского районного суда <адрес обезличен> от 11.10.2013г. его исковое заявление было оставлено без рассмотрения. В судебном заседании 14.01.2014г. определение Ленинского районного суда <адрес обезличен> от 11.10.2013г. было отменено, производство по делу возобновлено. В судебном заседании 14.01.2014г. истец изменил свои исковые требования, в соответствии с которым он просит суд:

признать отказ УФСИН России по СК от 13.05.2013г. в признании его участником подпрограммы «Жилище» незаконным;

признать решение УФСИН России по СК от 31.07.2012г. об отказе в признании гражданина участником подпрограммы на 2013 г. незаконным;

обязать УФСИН России по СК восстановить его в очереди членов подпрограммы «Жилище» на 2013г.,

обязать УФСИН России по СК выдать Гвозденко Д.В. ГЖС или безвозмездную социальную выплату для улучшения жилищных условий в соответствии с требованиями положений федерального законодательства о выполнении государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, проходящих службу в органах внутренних дел и уволенных из состава органов внутренних дел, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010, 2011-2015г.г. УФСИН России по СК с данными требованиями несогласно по следующим причинам. Ответ от <дата обезличена> № 26/ТО/21-Г-193, подготовленный на заявление истца от <дата обезличена> о предоставлении ему «безвозмездной единовременной социальной выплаты как пенсионеру, имеющему выслугу 15 лет 01 месяц....» является законным и обоснованным, так как Гвозденко Д.В. правом на социальную выплату не наделен, в силу части 7 статьи 4 Федерального закона от <дата обезличена> № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее — ФЗ №283-ФЗ), а также пункта 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы... (далее - Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. <номер обезличен> «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации» право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию. В соответствии с протоколом ФКУ ИК-11 от 08.10.2012г. Гвозденко Д.В. снят с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий. Гвозденко Д.В. уволен из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы приказом УФСИН России по <адрес обезличен> от 13.11.2010г. № 735-лс по ст. 58 и. «3» (по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел РФ с 19.11.2010), т. е. за 2 года до издания ФЗ РФ 283-ФЗ. Следовательно, законных оснований у УФСИН России по СК для постановки Гвозденко Д.В. на очередь на получение социальной выплаты не имеется. Требования истца, заявленные в новом исковом заявлении фактически противоречат требованиям, указанным в обращении от 15.04.2013г. В своем заявлении Гвозденко Д.В. указывает на то, что члены жилищной комиссии проверяли место фактического проживания его и его семьи по тем адресам жительства, согласно которым были заключены им договоры найма жилья и т.д. Данные сведения не соответствуют действительности, т.к. в соответствии с п. 19 раздела II Постановления Правительства РФ от <дата обезличена> N 153 "О некоторых вопросах реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2011 - 2015 годы и п. 6 раздела II приказа ФСИН России от <дата обезличена> <номер обезличен> «Об утверждении инструкции о порядке формирования списков получателей ГЖС » организация работы по формированию списков граждан - участников подпрограммы осуществляется учреждениями, органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, и в учреждении УИС по месту расположения поселка, т.е. ФКУ ИК-11. УФСИН России по СК не согласно с доводами истца о том, что его незаконно не включили в списки участников подпрограммы. В целях формирования сводных списков получателей ГЖС за УФСИН России по <адрес обезличен> на 2013 год, жилищными комиссиями учреждений УИС края в ЦЖК УФСИН направлялись списки получателей ГЖС и учетные дела сотрудников, включенных в данные списки. Перед утверждением сводных списков за УФСИН, ЦЖК УФСИН осуществлена проверка документов, находящихся в учетных делах граждан, состоящих на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в подразделениях УИС края, изъявивших желание участвовать в подпрограмме на предмет их соответствия требованиям, предъявляемым действующим законодательством и ведомственными нормативными актами. В ходе проверки учетного дела Гвозденко Д.В. выявлено следующее. Гвозденко Д.В. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФКУ ИК-11 УФСИН России по <адрес обезличен> с 13.03.2002г. На момент постановки на жилищный учет имел состав семьи 1 человек (он) (протокол от <дата обезличена> № 1) и был зарегистрирован по адресу: <адрес обезличен>. Собственник жилья Гвозденко А.Е. (основание - договор о передаче жилья в собственность от 17.01.2002г.). <адрес обезличен> жилого помещения 66,5 кв.м., жилая- 39,1 кв.м. Всего было зарегистрировано 2 человека, то есть на одного человека приходилось более 9 кв.м. жилой площади (19,5). Гвозденко Д.В. зарегистрирован по адресу: <адрес обезличен> <дата обезличена> по 18.06.2010, то есть на момент приватизации вышеуказанной квартиры был в ней зарегистрирован и на этом основании сохранил право пользования данным жильем (ст. 31 п.2 Жилищного кодекса Российской Федерации). Супруга, Гвозденко Е.И. была зарегистрирована по адресу <адрес обезличен>. Собственник жилья Базова Н.В. (договор купли-продажи от 28.02.2008) <адрес обезличен> 28,0 кв. м., проживало 3 человека. Согласно протоколу <номер обезличен> от <дата обезличена> заседания жилищной комиссии учреждения ЯП-17/11 основание постановки Гвозденко Д.В. на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий - проживание по договору найма (п. 11.9 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес обезличен>). Согласно документов учетного дела Гвозденко Д.В. проживал по договору найма по адресу: <адрес обезличен>. В соответствии с п. 11.9 Правил нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие на условиях поднайма в домах в домах государственного и жилищного фонда, либо найма домах жилищно­-строительных кооперативов, либо в домах, и квартирах, принадлежащих на праве личной собственности и не имеющие другой жилой площади. Постановка Гвозденко Д.В. на жилищный учет до 2010 не возможна, так как он имел постоянную регистрацию и право пользования (19,5 кв.м.) по адресу: <адрес обезличен>. Гражданин снимается с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно п. 25.3 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес обезличен>, 1991, при выявлении в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет. В связи с тем, что Гвозденко Д.В. был неправомерно принят на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, жилищной комиссии ФКУ ИК-11 было рекомендовано рассмотреть вопрос о его снятии с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий, (протокол ЦЖК УФСИН от <дата обезличена> <номер обезличен> копия имеется в материалах дела). Кроме того, истец, обосновывая свои требования, указывает, что он является военнослужащим внутренних войск и приводит нормы действующего законодательства, в частности Указ Президента РФ от 02.10.1992г. № 1153, который не подлежит применению в данном случае, так как не распространяются на сотрудников УИС и Гвозденко Д.В. на момент постановки на жилищный учет не являлся военнослужащим внутренних войск. Считал оспариваемые истцом действия УФСИН России по СК на законными и обоснованными, на отсутствие законных оснований у УФСИН России по СК в восстановлении Гвозденко Д.В. в очереди участников подпрограммы «Жилище» и выдаче единовременной социальной выплаты для улучшения жилищных условий. Просил также отказать истцу в его требованиях ввиду пропуска установлено го ст.256 ГПК РФ трехмесячного срока обращения в суд с требованиями об оспаривании действий УФСИН России по СК и отказать ему в его требованиях и по этой причине.

Выслушав объяснения лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела, суд находит исковые требования Гвозденко Д.В. не подлежащими удовлетворению по следующим основаниям.

Судом установлено, что истец состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ЯП 17/11 с 13.03.2002г. на основании решения жилищной комиссии ЯП 17/11 УФСИН России по СК от 29.03.2002г. На момент постановки на жилищный учет Гвозденко Д.В. с 18.07.1998г. по 18.06.2010г. был зарегистрирован по месту жительства в квартире по адресу: <адрес обезличен>, общей площадью 66,5 кв.м., жилой – 39,1 кв.м., нанимателем которой являлась его мать Гвозденко А.Е.

Согласно договору приватизации <номер обезличен> от 17.01.2002г. трехкомнатная <адрес обезличен> передана в собственность Гвозденко А. Е. (л.д.192). При этом в заявлении о передаче указанной квартиры в индивидуальную собственность в порядке приватизации Гвозденко А.Е. указала, что ее семья состоит из 2-х человек: ее (Гвозденко А.Е.) и ее сына Гвозденко Д. В., 1975 года рождения (л.д.193). В своем заявлении от « » января 2002 года на имя главы администрации <адрес обезличен> Гвозденко Д. В. просил не включать его в договор о передаче жилья в собственность, т.е. отказался от участия в приватизации указанной квартиры (л.д.194).

Решением жилищной комиссии учреждения ФБУ ИК-11 от 27.07.2010г., протокол <номер обезличен> (л.д.135), Гвозденко Д.В. был включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2002-2010 годы (Постановление Правительства РФ <номер обезличен> от 21.03.2006г.) на 2011 год.

Решением жилищной комиссии Учреждения ФКУ ИК-11 от 28.05.2012г. Гвозденко Д.В. включен в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы (Постановление Правительства РФ <номер обезличен> от 17.12.2010г.) на 2013 год (л.д.133-134).

31.07.2012г. при рассмотрении жилищного дела Гвозденко Д.В. на заседании Центральной жилищной комиссии УФСИН России по СК (протокол № 3) было выявлено нарушение при постановке Гвозденко Д.В. на учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, в связи с чем было принято решение о невключении его в сводные списки граждан участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» Федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы по УФСИН на 2013г.

<дата обезличена> в адрес Гвозденко Д.В. направлено соответствующее уведомление о не включении его в списки участников подпрограммы.

Решением жилищной комиссии учреждения ФКУ ИК-11 от 08.10.2012г. (л.д.95) Гвозденко Д.В. снят с учета как нуждающийся в улучшении жилищных условий согласно статьи 56 п.2 Жилищного кодекса РФ и п.25.3 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий и предоставления жилых помещений в <адрес обезличен> 1991г., согласно которых Гвозденко Д.В. неправомерно был поставлен на жилищный учет. Из текста протокола <номер обезличен> заседания жилищной комиссии ФКУ ИК-11 от 08.10.2012г. следует, что согласно протоколу <номер обезличен> от 29.03.12002г. заседания жилищной комиссии учреждения ЯП 17/11 в отношении Гвозденко Д.В., основание его постановки на жилищный учет в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий, проживание по договору жилищного найма по адресу: <адрес обезличен>. В соответствии с п.11 Правил учета граждан… 1991 года, нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане, проживающие на условиях поднайма в домах государственного и жилищного фонда, либо найма в домах ЖСК, либо в домах и квартирах, принадлежащих на праве личной собственности, и не имеющие другой жилой площади. Постановка на жилищный учет до 2010 года невозможна, так как Гвозденко Д.В. имел постоянную регистрацию и право пользования жильем (19,5 кв.м.) по адресу: <адрес обезличен>. Гражданин снимается с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий согласно п.25.3 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес обезличен>, 1991г., при выявлении в предоставленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием его принятия на учет.

<дата обезличена> вх. № Г-193 в УФСИН России по <адрес обезличен>
поступило ходатайство Гвозденко Д.В. о предоставлении ему безвозмездной
единовременной социальной выплаты как пенсионеру, имеющему выслугу 15 лет 01 месяц..., на приобретение жилого помещения на вторичном рынке.

В ответе УФСИН России по <адрес обезличен> от <дата обезличена> № 26/ТО/21-Г-193 Гвозденко Д.В. отказано в предоставлении безвозмездной единовременной социальной выплаты на приобретение жилого помещения в связи со снятием его с жилищного учета решением жилищной комиссии ФКУ ИК-11 от 08.10.2012г.

Проанализировав представленные сторонами доказательства и их доводы, суд пришел к выводу о законности и обоснованности оспариваемого истцом решения жилищной комиссии ФКУ ИК-11 от 08.10.2012г. о снятии его с жилищного учета нуждающихся в улучшении жилищных условий по следующим причинам.

В соответствии со ст.5 Федерального закона от <дата обезличена> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" (далее - Вводный закон) к жилищным отношениям, возникшим до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации, Жилищный кодекс Российской Федерации применяется в части тех прав и обязанностей, которые возникнут после введения его в действие, за исключением случаев, предусмотренных этим Федеральным законом.

Основания для снятия граждан с учета, которые приняты на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до <дата обезличена>, установлены ч. 2 ст. 6 Вводного закона.

В силу указанной нормы граждане, принятые на учет до <дата обезличена> в целях последующего предоставления им жилых помещений по договорам социального найма, сохраняют право состоять на данном учете до получения ими жилых помещений по договорам социального найма. Указанные граждане снимаются с такого учета по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, а также в случае утраты ими оснований, которые до введения в действие Жилищного кодекса Российской Федерации давали им право на получение жилых помещений по договорам социального найма.

По смыслу указанных выше положений закона, Гвозденко Д.В., поставленный на учет граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, до <дата обезличена>, мог быть снят с этого учета либо по основаниям, предусмотренным п.п. 1, 3 - 6 ч. 1 ст. 56 Жилищного кодекса Российской Федерации, либо в связи с утратой оснований, которые ранее, то есть до <дата обезличена>, давали право на получение жилого помещения по договору социального найма.

Часть 2 ст.6 Вводного закона не предполагает возможности снятия с учета граждан, принятых на учет для предоставления жилых помещений по договорам социального найма до <дата обезличена>, по п.2 ст.56 Жилищного кодекса Российской Федерации.

На момент постановки В.Н. на учет действовала статья 29 Жилищного кодекса РСФСР, которая закрепляла основания постановки граждан на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Одним из таких оснований являлась обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи ниже уровня, устанавливаемого Советом Министров автономной республики, исполнительным комитетом краевого, областного, Московского и Ленинградского городских Советов народных депутатов;

Соответственно, снятие истца с учета, учитывая положения ч.2 ст.6 Вводного закона, могло производиться при наличии оснований, указанных в ст.32 Жилищного кодекса РСФСР, действовавшей на момент постановки его на учет.

Согласно ст.32 Жилищного кодекса РСФСР граждане снимались с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий в случаях улучшения жилищных условий, в результате которого отпали основания для предоставления жилого помещения; выезда на другое постоянное место жительства; выявления в представленных документах не соответствующих действительности сведений о нуждаемости в улучшении жилищных условий, послуживших основанием для принятия на учет, а также неправомерных действий должностных лиц при решении вопроса о принятии на учет; прекращения трудовых отношений с предприятием, учреждением, организацией, если они состоят на учете по месту работы и никто из членов их семей не работает на этом предприятии, в учреждении, организации, кроме случаев увольнения в связи с уходом на пенсию или переходом на выборную должность.

Как установлено судом и следует из материалов дела, истец поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий решением жилищной комиссии учреждения ЯП 17/11 от 29.03.2002г. с 13.03.2002г., как проживающий по договору найма в жилом доме по <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, собственник жилья – Базова Н.В., общая площадь – 35,4 кв.м., жилая площадь – 28,4 кв.м. Всего зарегистрировано 3 человека, фактически проживает 4 человека. Основание постановки на жилищный учет – п.11.9 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий по <адрес обезличен>, действующих с 1991г., проживание по договору найма при отсутствии другого жилья для проживания. Дата подачи заявления – 13.03.2002г. В период времени с 18.07.1998г. по 18.06.2010г. Гвозденко Д.В. был зарегистрирован в трехкомнатной квартире своей матери Гвозденко А. Е., общей площадью 66,5 кв.м., жилой – 39,1 кв.м., расположенной по адресу: <адрес обезличен>.

<дата обезличена> Гвозденко Д.В. зарегистрировал брак с Базовой Е. И., которая зарегистрирована по адресу: <адрес обезличен>, собственник жилья – Базова Н.В. (договор купли-продажи от 28.02.2008г.), жилая площадь – 28,0 кв.м.

Согласно договору приватизации <номер обезличен> от 17.01.2002г. трехкомнатная <адрес обезличен> в <адрес обезличен> передана в собственность Гвозденко А. Е. (л.д.192). При этом в заявлении о передаче указанной квартиры в индивидуальную собственность в порядке приватизации Гвозденко А.Е. указала, что ее семья состоит из 2-х человек: ее (Гвозденко А.Е.) и ее сына Гвозденко Д. В., 1975 года рождения (л.д.193). В своем заявлении от « » января 2002 года на имя главы администрации <адрес обезличен> Гвозденко Д. В. просил не включать его в договор о передаче жилья в собственность, т.е. отказался от участия в приватизации указанной квартиры (л.д.194).

В соответствии со статьей 19 Федерального закона от <дата обезличена> N 189-ФЗ "О введении в действие Жилищного кодекса Российской Федерации" действие положений части 4 статьи 31 Жилищного кодекса Российской Федерации не распространяется на бывших членов семьи собственника приватизированного жилого помещения при условии, что в момент приватизации данного жилого помещения указанные лица имели равные права пользования этим помещением с лицом, его приватизировавшим, если иное не установлено законом или договором,

В силу статьи 2 Закона Российской Федерации от <дата обезличена> N 1541-1 "О приватизации жилищного фонда в Российской Федерации" граждане Российской Федерации, занимающие жилые помещения на условиях договора социального найма в государственном и муниципальном жилищном фонде, вправе с согласия всех совместно проживающих совершеннолетних членов семьи приобрести эти помещения в собственность на условиях, предусмотренных названным законом, иными нормативными актами Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.

Из указанной правовой нормы следует, что приватизация жилого помещения возможна только при обязательном согласии на приватизацию всех совершеннолетних членов семьи нанимателя, в том числе бывших членов семьи нанимателя (часть 4 статьи 69 Жилищного кодекса Российской Федерации). Каких-либо исключений для проживающих совместно с нанимателем членов его семьи, в том числе и для тех, кто ранее участвовал в приватизации другого жилого помещения, данная норма права не устанавливает.

С учетом изложенных выше норм за истцом сохраняется право пользования спорным жилым помещением, так как на приватизацию этого жилого помещения необходимо было его согласие.

При этом следует учитывать, что, дав согласие на приватизацию жилого помещения, лицо, совместно проживающее с лицом, впоследствии приобретшим в собственность данное жилое помещение, исходило из того, что право пользования данным жилым помещением для него будет носить бессрочный характер.

Аналогичная правовая позиция содержится в пункте 18 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 02.07.2009г. N 14 "О некоторых вопросах, возникших в судебной практике при применении Жилищного кодекса Российской Федерации".

Таким образом, в связи с отказом от участия в приватизации <адрес обезличен> в <адрес обезличен>, за истцом бессрочно сохраняется право пользования указанной квартирой, общей площадью 66,5 кв.м., жилой – 39,1 кв.м., где на него приходится 33,25 кв.м. общей площади и 19,55 кв.м. жилой площади квартиры.

В силу п.11.1 Правил учета граждан, нуждающихся в улучшении жилищных условий, и предоставления жилых помещений в <адрес обезличен>, утвержденных решением <адрес обезличен>исполкома и президиума крайсовпрофа от 21.11.90г. <номер обезличен> и от 27.02.91г. № 55, действовавших на момент постановки истца на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий, «...Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане: 11.1Имеющие обеспеченность жилой площадью на одного члена семьи менее 9 кв.метров.»

В соответствии с п.11.9 указанных Правил «…Нуждающимися в улучшении жилищных условий признаются граждане:…11.9 Проживающие на условиях поднайма в домах государственного и общественного жилищного фонда, либо найма в домах жилищно-строительных кооперативов, либо в домах или квартирах, принадлежащих на праве личной собственности и не имеющие другой жилой площади. Признание по вышеуказанным основаниям нуждающимися в улучшении жилищных условий граждан, у которых жилищные условия ухудшились в результате добровольно совершенного обмена или раздела жилой площади, вселения других лиц (кроме супругов, несовершеннолетних детей и детей, не состоящих в браке, нетрудоспособных родителей, нетрудоспособных братьев и сестер, не состоящих в браке), отчуждение жилого дома (части дома) либо квартиры, принадлежащих на праве личной собственности, добровольного выхода из жилищно-строительного кооператива, а также других действий, добровольно направленных на ухудшение жилищных условий (заключение и изменение договора найма, поднайма, либо соглашения о порядке пользования, переезд для проживания в общежитие или бездействия гражданина-собственника по обеспечению сохранности принадлежащего ему жилого дома (квартиры) может быть осуществлено в данном населенном пункте по истечении пяти лет со времени ухудшения жилищных условий.»

Как пояснил истец в судебном заседании, в 1999 году он стал снимать жилье в жилом доме по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> у Базовой Н.В. Таким образом, истец, будучи обеспечен жилой площадью в квартире матери Гвозденко А.Е. по <адрес обезличен>, добровольно ухудшил свои жилищные условия, когда в 1999 году стал снимать жилье по <адрес обезличен> в <адрес обезличен> у Базовой Н.В. С момента добровольного ухудшения им своих жилищных условий прошло три года, и он не мог быть поставлен на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий в 2002 году.

В силу ч.2 ст.56 ГПК РФ решения о снятии с учета граждан в качестве нуждающихся в жилых помещениях не позднее чем через 3 рабочих дня со дня принятия таких решений могут быть обжалованы указанными гражданами в судебном порядке. Срок обжалования таких решений установлен ч.2 ст.256 ГПК РФ, и составляет 3 месяца со дня, когда гражданин узнал о нарушении своего права. Поскольку решение жилищной комиссии ФКУ ИК -11 от 08.10.2012г. Гвозденко Д.В. не направлялось (л.д.211), то срок его обжалования им не пропущен.

Учитывая изложенное, исковые требования Гвозденко Д.В. к ФКУ ИК-11 о признании решения жилищной комиссии учреждения ФКУ ИК-11 от 08.10.2012г. о снятии его с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и его отмене удовлетворению не подлежат в связи с отсутствием правовых оснований.

Исковые требования Гвозденко Д.В. о признании незаконным отказа УФСИН России по СК от 13.05.2013г. в признании его участником подпрограммы «Жилище» и признании незаконным и отмене решения УФСИН России по СК от <дата обезличена> об отказе в признании его участником подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы Жилище» на основании п.22б Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов также не подлежат удовлетворению по следующим основаниям.

Как следует из вышеизложенного, Гвозденко Д.В. состоял на учете нуждающихся в улучшении жилищных условий в ФКУ ИК-11 с 13.03.2002г.

В состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан» по ФКУ ИК-11 Гвозденко Д.В. был включен 27.07.2010г.

В связи с установлением в 2012 году факта необоснованной постановки Гвозденко Д.В. на учет нуждающихся в улучшении жилищных условий с 13.03.2002г. решением жилищной комиссии ФКУ ИК-11 от 08.10.2012г. (протокол № 6) Гвозденко Д.В. был снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий.

Как следует из материалов дела, решением Центральной жилищной комиссии (далее – ЦЖК) УФСИН России по СК от 31.07.2012г. отказано в признании Гвозденко Д.В. участником подпрограммы на 2013 год на основании п.22»б» Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище». Указанное решение было направлено Гвозденко Д.В. письмом заместителя начальника УФСИН России по СК от 12.09.2012г. № 26/ТО/21-2/627. С требованиями об оспаривании указанного решения ЦЖК УФСИН России по СК Гвозденко Д.В. обратился в суд только 03.07.2013г. (л.д.5), пропустив установленный ч.2 ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок для обращения в суд. Каких-либо уважительных причин пропуска указанного срока Гвозденко Д.В. суду не предоставлено.

Учитывая изложенное, суд отказывает в удовлетворении исковых требований Гвозденко Д.В. к УФСИН России по СК в этой части.

Письмом заместителя начальника УФСИН России по СК от 07.05.2013г. за № 26/ТО/21-Г-193 (л.д.10) на поступившее от Гвозденко Д.В. «ходатайство» ему дано разъяснение об отсутствии у него правовых оснований для получения единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения в связи с тем, что он не состоит на учете нуждающихся в жилых помещениях в ФКУ ИК-11 УФСИН России по СК, где проходил службу. Истец же просит признать незаконным отказ УФСИН России по СК от 07.05.2013г., полученный им 13.05.2013г. в признании его участником подпрограммы «Жилище», тогда как данное письмо такого не содержит. Установленный ч.2 ст.256 ГПК РФ трехмесячный срок обращения в суд Гвозденко Д.В. не пропущен. В этой связи суд отказывает Гвозденко Д.В. в удовлетворении этих требований к УФСИН России по СК.

На основании изложенного суд отказывает и в удовлетворении исковых требований Гвозденко Д.В. об обязании ФКУ ИК-11, УФСИН России по СК восстановить его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить его в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программой «Жилище в соответствии с решением ФКУ ИК-11 <номер обезличен> от <дата обезличена>

Не подлежат удовлетворению и исковые требования Гвозденко Д.В. к УФСИН России по СК, ФКУ ИК-11 об обязании выдать ему государственный жилищный сертификат или безвозмездную социальную выплату для улучшения жилищных условий в соответствии с требованиями положений федерального законодательства о выполнении государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, проходящих службу в органах внутренних дел и уволенных из состава органов внутренних дел, установленных федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010, 2011-2015г.г.

В соответствии с п.19 раздела 11 Постановления Правительства РФ от 21.03.2006г. <номер обезличен> «О некоторых вопросах реализации подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством» федеральной целевой программы «Жилище» на 2011-2015 годы и п.6 раздела 11 приказа ФСИН России от 16.05.2012г. <номер обезличен> «Об утверждении инструкции о порядке формирования списков получателей ГЖС…» организация работы по формированию списков граждан – участников подпрограммы осуществляется учреждениями, органами УИС, в которых эти граждане состоят на учете нуждающихся в жилых помещениях, и в учреждении УИС по месту расположения поселка, т.е ФКУ ИК-11.

Гвозденко Д.В. правом на социальную выплату не наделен в силу части 7 статьи 4 Федерального закона от 30.12.2012г. № 283-ФЗ «О социальных гарантиях сотрудникам некоторых федеральных органов исполнительной власти и внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации (далее - ФЗ № 283-ФЗ), а также пункта 14 Правил предоставления единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам, проходящим службу в учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы… (далее – Правила), утвержденных постановлением Правительства РФ от 24.04.2013г. <номер обезличен> «О предоставлении единовременной социальной выплаты для приобретения или строительства жилого помещения сотрудникам учреждений и органов уголовно-исполнительной системы, федеральной противопожарной службе, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов Российской Федерации», в соответствии с которыми право на единовременную социальную выплату сохраняется за гражданами Российской Федерации, принятыми на учет для получения единовременной социальной выплаты в качестве сотрудников и уволенными со службы в учреждениях и органах с правом на пенсию. Гвозденко Д.В. снят с учета нуждающихся в улучшении жилищных условий решением ЖК ФКУ ИК-11 от 08.10.2012г., и уволен из учреждений и органов уголовно-исполнительной системы приказом УФСИН России по <адрес обезличен> от 13.11.2010г. № 735-лс по ст.58 п.»з» ( по ограниченному состоянию здоровья) Положения о службе в органах внутренних дел РФ с 19.11.2010г., т.е. за 2 года до принятия ФЗ РФ № 283-ФЗ.

Руководствуясь ст.ст. 194-199 ГПК РФ, суд

РЕШИЛ:

В удовлетворении исковых требований Гвозденко Д. В. к УФСИН России по <адрес обезличен>, ФКУ ИК -11 о признании отказа УФСИН России по СК от 13.05.2013г. в признании его участником подпрограммы «Жилище» незаконными действиями, признании решения УФСИН России по СК от 31.07.2012г. об отказе в признании его участником подпрограммы на 2013 год на основании п.22 «б» Правил выпуска и реализации ГЖС незаконным и его отмене, признании решения жилищной комиссии ФКУ ИК-11 о снятии его с очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий незаконным и его отмене, обязании ФКУ ИК-11, УФСИН России по СК восстановить его в очереди нуждающихся в улучшении жилищных условий и включить в состав участников подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством, федеральной целевой программой «Жилище» в соответствии с решением ФКУ ИК-11 от <дата обезличена> № 4, выдать Гвозденко Д. В. государственный жилищный сертификат либо безвозмездную социальную выплату для улучшения жилищных условий в соответствии с требованиями федерального законодательства о выполнении государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, проходящих службу в органах внутренних дел и уволенных из состава органов внутренних дел, установленных Федеральной целевой программой «Жилище» на 2002-2010, 2011-2015 г.г. - отказать.

Решение может быть обжаловано в Ставропольский краевой суд, путем подачи апелляционной жалобы через Ленинский районный суд г.Ставрополя, в течение одного месяца со дня составления мотивированного решения.

Мотивированное решение составлено 21 февраля 2014 года.

Судья Л.И. Кононова


2-740/2014

Категория:
Гражданские
Статус:
ОТКАЗАНО в удовлетворении иска (заявлении, жалобы)
Истцы
Гвозденко Дмитрий Владимирович
Гвозденко Д. В.
Ответчики
Гвозденко Е. Д.
Другие
Управления Федерального казначейства по СК
Суд
Ленинский районный суд г. Ставрополя
Судья
Кононова Людмила Ивановна
Дело на сайте суда
lenynsky--stv.sudrf.ru
09.01.2014Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде и принятие его к производству
14.01.2014Передача материалов судье
14.01.2014Вынесено определение в порядке ст. 152 ч.3 ГПК РФ (о назначении срока проведения предв. суд. заседания выходящего за пределы установленных ГПК)
20.01.2014Предварительное судебное заседание
30.01.2014Судебное заседание
12.02.2014Судебное заседание
18.02.2014Судебное заседание
21.02.2014Судебное заседание
21.02.2014Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
12.03.2014Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
12.03.2014Дело оформлено
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее