Дело № 2 – 1550/18
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
Ухтинский городской суд Республики Коми в составе председательствующего судьи Аберкон И.В., при секретаре Шишикиной Т.И., рассмотрев в открытом судебном заседании в г. Ухте Республики Коми 10 мая 2018 года гражданское дело по иску Бугорковой Л.П. к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) об обязании установить повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с работой в районах Крайнего Севера,
Установил:
Бугоркова Л.П. обратилась в суд с иском к Государственному учреждению - Управление Пенсионного фонда РФ в г. Ухте Республики Коми (далее по тексту – УПФР в г. Ухте) об обязании установить с 05 марта 2018 года повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости по нормам ч.ч. 4, 6 статьи 17 Федерального закона №400–ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой в районах Крайнего Севера (далее – РКС) в марте 2012года.В обоснование иска истица указала, что она является получателем страховой пенсии по старости с 12.07.2012г., в 2012году являлась индивидуальным предпринимателем, была зарегистрирована в Едином государственном реестре индивидуальных предпринимателей (далее – ЕГРИП), осуществляла торгово-закупочную деятельность, предпринимательская деятельность протекала в г. Ухте РК (МКС), с 01 по 04 марта 2012года истица участвовала в по адресу: ...., (район Крайнего Севера), на этой выставке осуществляла осуществляла основной вид своей предпринимательской деятельности, для этой цели арендовала торговую точку в ..... В связи с работой в марте 2012года в .... (район Крайнего Севера) обратилась к ответчику с заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к пенсии и перерасчете размера пенсии, однако, получила необоснованный отказ.
В судебном заседании истица и её представитель Домрачева О.Б., допущенная к участию в судебном заседании по устному ходатайству истицы согласно ч. 6 ст. 53 ГПК РФ, настаивали на удовлетворении иска, доводы иска поддержали, дополнительно пояснили, что истица дважды обращалась в орган пенсионного обеспечения за перерасчетом пенсии: 07.02.2018г. и 05.03.2018г., в обоих случаях ей было отказано, просит обязать ответчика установить повышение фиксированной выплаты с 05.03.2018г.
Представитель ответчика - Управления Пенсионного Фонда РФ в городе Ухте Республики Коми по доверенности Зеленцов Д.В. в судебном заседании требования истицы не признал, поддержал отказ УПФР по г. Ухта от 13.02.2018г. .... и от 13.03.2018г. ...., пояснив, что индивидуальный предприниматель не является для себя работодателем и не может сам направить себя в командировку; на проходившей в марте 2012г. в .... (....), истица представляла свои интересы как заказчика по договору оказания услуг от 12.02.2012г. Доказательств того, что истица осуществляла трудовую деятельность на этой выставке-ярмарке, нет; кроме того, в индивидуальных сведениях, которые истица как страхователь, самостоятельно обеспечивающий себя работой, представила в УПФР по г. Ухте спорный период указан с кодом территориальных условий «МКС», а не «РКС», а по действующему законодательству периоды работы после регистрации гражданина в системе обязательного пенсионного страхования подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования. Таким образом, оснований для учета данного периода как работы в РКС не имеется.
Выслушав истицу и её представителя, представителя ответчика, исследовав материалы гражданского дела, пенсионного дела Бугорковой Л.П., наблюдательного дела ИП Бугорковой Л.П., суд приходит к выводу о возможности удовлетворения заявленных требований по следующим основаниям.
Как следует из материалов пенсионного дела, Бугоркова Л.П., <...> г. года рождения, является получателем страховой пенсии по старости. Пенсия назначена с <...> г. по пп. 6 п. 1 ст. 28 Федерального закона №173-ФЗ «О трудовых пенсиях в РФ». Согласно данной норме трудовая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 7 названного Федерального закона, мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера либо не менее 20 календарных лет в приравненных к ним местностях и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 и 20 лет.
В настоящее время аналогичное основание для назначения досрочной страховой пенсии по старости содержится в пп. 6 п. 1 ст. 32 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
В силу п.п. 1,2 ст. 36 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» данный Федеральный закон вступил в силу с 01 января 2015 года, за исключением частей 14 и 15 статьи 17 этого Федерального закона, которые введены в действие с 1 января 2016 года. Со дня вступления в силу Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" не применяется, за исключением норм, регулирующих исчисление размера трудовых пенсий и подлежащих применению в целях определения размеров страховых пенсий в соответствии с настоящим Федеральным законом в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону. Федеральные законы, принятые до дня вступления в силу настоящего Федерального закона и предусматривающие условия и нормы пенсионного обеспечения, применяются в части, не противоречащей настоящему Федеральному закону, (пункты 3, 4 ст. 36 Федерального закона №400-ФЗ).
В соответствии со статьей 16 Федерального закона №400-ФЗ "О страховых пенсиях" (в ред. Федерального закона от 28.12.2017 N 420-ФЗ) фиксированная выплата к страховой пенсии по старости лицам (за исключением лиц, являющихся получателями пенсии за выслугу лет либо пенсии по инвалидности в соответствии с Законом РФ от 12.02.1993 N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, Государственной противопожарной службе, органах по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", а также лиц, указанных в пункте 7 статьи 3 Федерального закона от 15.12.2001 N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации"), к страховой пенсии по инвалидности (за исключением фиксированной выплаты к страховой пенсии по инвалидности инвалидам III группы) устанавливается в сумме 4 982 рубля 90 копеек.
Согласно положениям ч.4, ч.6, ч.7 ст.17 Федерального закона №400–ФЗ «О страховых пенсиях», лицам, проработавшим не менее 15 календарных лет в районах Крайнего Севера и имеющим страховой стаж не менее 25 лет у мужчин или не менее 20 лет у женщин, устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности в сумме, равной 50 процентам суммы установленной фиксированной выплаты к соответствующей страховой пенсии. Лицам, работавшим как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях, при определении количества календарных лет работы в районах Крайнего Севера в целях установления повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости и к страховой пенсии по инвалидности каждый календарный год работы в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, считается за девять месяцев работы в районах Крайнего Севера. При установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии, предусмотренного частями 4 и 5 настоящей статьи, применяется перечень районов Крайнего Севера и приравненных к ним местностей, действующий на дату установления соответствующего повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии.
Таким образом, лицам, имеющим смешанный стаж (периоды работы как в районах Крайнего Севера (РКС), так и в местностях, приравненных к ним (далее – МКС)), при наличии требуемого страхового стажа и стажа работы в РКС (с учетом МКС), устанавливается повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии по старости как лицам, работавшим в районах Крайнего Севера.
Одним из условий исчисления стажа за работу в районах Крайнего Севера и местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, (РКС и МКС), является работа (в т.ч. время служебной командировки), протекающая в особых природно-климатических условиях; выполнение такой работы не ставится в зависимость от места нахождения организации, с которой работник находился в трудовых отношениях.
Согласно результатам расчета стажа, на момент назначения пенсии истице определен страховой стаж 29 лет 11 месяцев 17 дней, работа в местностях, приравненных к районам Крайнего Севера, 29 лет 11 месяцев 17 дней. Стажа работы в районах Крайнего Севера нет, что подтверждается имеющимися в пенсионном деле документами.
Как следует из материалов пенсионного дела, истица дважды (07.02.2018г. и 05.03.2018г.) обращалась в Управление ПФР в г. Ухте РК с письменным заявлением об установлении повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии по ч. 4 ст. 17 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой в районах Крайнего Севера и перерасчете в связи с этим страховой пенсии по п. 8 ст. 18 этого же Закона, ссылаясь на выполнение работы в РКС в период с 01.03.2012г. по 04.03.2012г. в .....
В обоих случаях истице отказано в установлении повышения фиксированной выплаты и перерасчете пенсии со ссылкой на то, что индивидуальный предприниматель не является для себя работодателем и не может сам себя направлять в командировку (решения УПФР по г. Ухта от 13.02.2018г. ...., от 13.03.2018г. ....).
Разрешая спор, суд исходит из следующего.
В Федеральном законе от 15 декабря 2001 года № 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" определен круг лиц, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, в число этих лиц, включены самостоятельно обеспечивающие себя работой, в том числе индивидуальные предприниматели, также закреплено, что они являются страхователями по обязательному пенсионному страхованию и обязаны уплачивать в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации страховые взносы (подпункт 2 пункта 1 статьи 6, абзац третий пункта 1 статьи 7).
Из материалов дела следует, что Бугоркова Л.П. была зарегистрирована в ЕГРИП в качестве индивидуального предпринимателя в период с <...> г.. по <...> г.. (ОГРНИП ....) (постановление администрации г.Ухта от 28.08.2000г. ....КБ), с 25 ноября 1993 года зарегистрирована в качестве страхователя в ГУ-УПФР по г.Ухта, занималась торгово-закупочной деятельностью (выписка из ЕГРИП в деле представлена).
Согласно справке МИФНС №3 по РК от 28.06.2012г. ...., ИП Бугоркова Л.П. в период с 2002г. по 2012г. включительно, в т.ч. с января по июнь 2012г., предоставляла налоговые декларации по единому налогу на вмененный доход для отдельных видов деятельности, за указанные периоды ЕСН исчислен и уплачен; в соответствии со сведениями, содержащимися в данных декларациях, предпринимательская деятельность истицы осуществлялась в г. Ухте Республики Коми (МКС).
12 февраля 2012 года истица заключила с Государственным бюджетным учреждением Ямало-Ненецкого автономного округа договор .... об оказании услуг, по условиям которого ИП Бугоркова Л.П. (Заказчик) поручает, а Учреждение (Исполнитель) принимает на себя за оплату обязательство оказать услуги по организации участия Заказчика в , а Заказчик обязуется оплатить данные услуги (п. 1.1). Место оказания услуг: ...., срок оказания услуг: 01-04 марта 2012 года (п. 1.2 договора) (копия договора в материалах дела имеется). Оплата по договору была произведена истицей, что подтверждается платежным поручением от 12.03.2012г. .....
27 февраля 2012 года Бугоркова Л.П. выехала из г. Ухты до ст. Харп Сев. (копия электронного железнодорожного билета имеется в материалах дела), 05.03.2012г. выехала в обратном направлении (электронный ж/д билет на поезд от ст. Лабытнанги до ст. Ухта также представлен в материалах дела).
Согласно справкам от 12.01.2018г. ...., от 15.02.2018г. ...., выданным Государственным бюджетным учреждением Ямало-Ненецкого автономного округа , ИП Бугоркова Л.П. находилась и участвовала в с 01-го по 04-ое марта 2012года в по адресу: Ямало-Ненецкий автономный округ, .... (продажа верхней одежды), согласно вышеуказанному договору об оказании услуг от 12.02.2012г. .....
На основании изложенного, оценив представленные доказательства по правилам ст. 67 ГПК РФ, суд не может признать обоснованной позицию ответчика по настоящему делу и считает установленным, что в период с 01 марта 2012 года по 04 марта 2012 года по истица осуществляла деятельность в ...., отнесенного постановлением Совета Министров СССР от 10 ноября 1967 г. N 1029 к районам Крайнего Севера, что свидетельствует о наличии у истицы смешанного стажа работы, как в районах Крайнего Севера, так и в приравненных к ним местностях. Доводы ответчика, приведенные в судебном заседании и в решениях об отказе в перерасчете пенсии от 13.02.2018г. ...., от 13.03.2018г. ...., судом отклоняются как основанные на неправильном понимании закона. В ходе судебного разбирательства установлено, что истица, являясь в спорный период индивидуальным предпринимателем, самостоятельно обеспечивала себя работой, в этом статусе была зарегистрирована в УПФР по г. Ухта в качестве страхователя по обязательному пенсионному страхованию, сама за себя перечисляла страховые взносы в ПФР на обязательное пенсионное страхование, следовательно, могла осуществлять деятельность в РКС, подлежащую включению в стаж работы в РКС.
То обстоятельство, что спорный период (с 01 по 04 марта 2012г.) не отмечен в индивидуальном лицевом счете истицы с кодом территориальных условий «РКС» (имеется код «МКС»), не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленного иска, поскольку представленными документами с достоверностью подтверждается факт работы истицы в указанный период в г. Салехарде ЯНАО (РКС).
Ответчиком не оспаривается и подтверждается материалами дела (в т.ч. представленным расчетом), что по состоянию на 05.03.2018г. (истребуемая истцом дата) страховой стаж истицы превышает 20 лет, и при включении спорного периода в стаж работы в РКС продолжительность такого стажа превысит 15 лет, что дает право на установление повышения фиксированной выплаты к страховой пенсии в соответствии с положениями ч. 4, ч. 6 статьи 17 Федерального закона №400-ФЗ «О страховых пенсиях».
На основании изложенного исковые требования Бугорковой Л.П. подлежат удовлетворению в полном объеме. Не выходя за пределы заявленных требований, учитывая положения части 1 ст. 23 Федерального закона №400-ФЗ о сроке, с которого производится перерасчет размера страховой пенсии, фиксированной выплаты к страховой пенсии, и то обстоятельство, что истица впервые обратилась к ответчику за перерасчетом пенсии в связи с работой в РКС 07.02.2018г., суд обязывает ответчика установить истице повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии в связи с работой в РКС с 05 марта 2018 года.
В соответствии с ч. 1 ст. 103 ГПК ПФ и в связи с удовлетворением иска с ответчика подлежит взысканию в доход бюджета МОГО «Ухта» госпошлина в размере 300 рублей, от уплаты которой истица была освобождена при обращении в суд с вышеуказанным иском.
Руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд
решил:Исковые требования Бугорковой Л.П. удовлетворить.
Обязать Государственное учреждение - Управление Пенсионного фонда Российской Федерации в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) установить с 05 марта 2018 года повышение фиксированной выплаты к страховой пенсии Бугорковой Л.П. по ч.ч. 4, 6 статьи 17 Федерального закона №400–ФЗ «О страховых пенсиях» в связи с работой в районах Крайнего Севера.
Взыскать с Государственного учреждения - Управление Пенсионного фонда РФ в городе Ухте Республики Коми (межрайонное) в доход бюджета МОГО «Ухта» государственную пошлину в размере 300 рублей.
Решение может быть обжаловано в Верховный суд Республики Коми через Ухтинский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия в окончательной форме, т.е. с 15 мая 2018 года.
Судья Ухтинского городского суда РК И.В. Аберкон