УИД 11RS0001-01-2020-006202-47 Дело № 2а-4375/2020
РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
26 августа 2020 года город Сыктывкар
Сыктывкарский городской суд Республики Коми
в составе председательствующего судьи Мишарина И.С.,
при секретаре Дробот Д.Э.,
с участием административного истца Владимирова Д.С., представителя административных ответчиков и заинтересованного лица Майбуровой Т.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием системы видео-конференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Владимирова ФИО1 к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, начальнику ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильеву ФИО2, Управлению Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми о признании незаконными нарушающими статьи 3 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, действий, выразившихся в изъятии при выдворении в ШИЗО с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** нательного белья и не предоставление весь период дисциплинарного взыскания, и ответа начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от ** ** ** № ОГ-12/125/5-61,
установил:
Владимиров Д.С. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми о признании незаконными нарушающими статьи 3 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, действий, выразившихся в изъятии при выдворении в ШИЗО с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** нательного белья и не предоставление весь период дисциплинарного взыскания, и ответа начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от ** ** ** № ОГ-12/125/5-61.
В обоснование заявленных требований указано, что Владимиров Д.С., в настоящее время, содержится в ФКУ ИК-31 УФСИН России по Республике Коми. Отбывая наказание в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми с ** ** ** по ** ** ** неоднократно подвергался водворению в штрафной изолятор. ** ** ** Владимиров Д.С. направил в адрес ФКУ ИК-25 заявление о разъяснении ему причины изъятия у него нательного белья при водворении в ШИЗО с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** **, по результатам рассмотрения которого, получил ответ от ** ** ** № ОГ-12/25/5-61, из которого следует, что нательное белье при водворении в ШИЗО было изъято на основании п.152 главы 24 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от ** ** ** №295. Вместе с тем, ** ** ** приказом начальника ФКУ ИК-25 под №75, в приложении №41 указано, что нательное белье не входит в перечень количества личных вещей, которые осужденные могут имеет при себе в камере ШИЗО ФКУ ИК-25. Полагает, что действия сотрудников ФКУ ИК-25, в части изъятия у Владимирова Д.С. нательного белья при водворении в ШИЗО, свидетельствуют о нарушении ст.ст. 3 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, поскольку подвергли его нахождению в период с ** ** ** по ** ** ** и с ** ** ** по ** ** ** в одном костюме х/б, от чего он замерзал, чувствовал свою беспомощность, испытывал нравственные страдания от допущенной в отношении него дискриминации. Полагает, что ответ начальника ФКУ ИК-25 от ** ** ** № ОГ-12/25/5-61 противоречит положениям ст.99 УИК РФ, а также нормам международного права, и п.17 ч.1 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, в связи с чем обратился в суд с настоящим административным иском.
Определениями суда к участию в деле в качестве административных соответчиков привлечены начальник ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильев В.В., Управление Федеральной службы исполнения наказания России по Республике Коми, в качестве заинтересованного лица привлечено ФСИН России.
Административный истец в судебном заседании, на заявленных требованиях настаивал, указал, что отбывая меру взыскания в виде водворения в ШИЗО в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми в период с ** ** ** по ** ** ** и с ** ** ** по ** ** **, у него сотрудниками ФКУ ИК-25 было изъято нательное белье, и он находился в трусах, футболке, носках и костюме х/б. В камере ШИЗО было сыро, холодно, у него имеется заболевание бронхиальная астма, в связи с чем действия административного ответчика по изъятию нательного белья в период содержания в указанный период в камере ШИЗО являются нарушающими ст. ст. 3 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод. Также считате ответ начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильева В.В. от ** ** ** № ОГ-12/25/5-61, считает незаконным, поскольку он противоречит положениям ст. 99 УИК РФ, а также п.17 ч.1 Минимальных стандартных правил обращения с заключенными, поскольку в нем имеется ссылка на п.152 гл. 24 Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений от ** ** ** №295, а указаний на приказ начальника ФКУ ИК-25 №75 не содержит.
Представитель административных ответчиков и заинтересованного лица Майбурова Т.Р. в удовлетворении заявленных требований просила отказать, ссылаясь на доводы, изложенные в отзыве на административный иск.
Иные лица, участвующие в деле, извещенные надлежащим образом, в судебное заседание не явились,.
Суд определили рассмотреть дело при имеющейся явке лиц.
Выслушав лиц, участвующих в деле, исследовав материалы дела и представленные сторонами доказательства, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 1 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности. Гражданин, организация, иные лица могут обратиться непосредственно в суд или оспорить решения, действия (бездействие) органа, организации, лица, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, в вышестоящие в порядке подчиненности орган, организацию, у вышестоящего в порядке подчиненности лица либо использовать иные внесудебные процедуры урегулирования споров.
В силу пункта 2 статьи 227 Кодекса административного судопроизводства РФ суд удовлетворяет заявленные требования о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными полностью или в части, если признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и возлагает на административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Судом установлено, что Владимиров Д.С. является осужденным и отбывает наказание на основании приговора Ленинского районного суда Кировской области, которым осужден по п. «г» ч.3 ст.228, ч.3 ст.30 УК РФ к 8 годам лишения свободы, в период с ** ** ** по ** ** ** отбывал наказания в ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми.
В период с ** ** ** по ** ** **, а также с ** ** ** по ** ** ** на основании постановлений начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от ** ** ** и от ** ** ** соответственно Владимиров Д.С. находился в связи с водворением в камере ШИЗО ФКУ ИК-25.
При этом после проведенных медицинских осмотров ** ** ** и ** ** **, по результатам которых выданы медицинские заключения терапевтом о том, что по состоянию здоровья содержаться в ШИЗО может, Владимиров Д.С. был помещен в камеру ШИЗО.
Как следует из камерных карточек от ** ** ** и ** ** ** при помещении Владимирова Д.С. в камеру ШИЗО у последнего ** ** ** приняты на хранение: костюм х/б, головной убор, ботинки, куртка зимняя; у осужденного оставлены: мыло, кружка, ложка, зубная паста; осужденному на период отбывания наказания выдано из подменного фонда ШИЗО/ПК: костюм х/б, матрац, подушка, одеяло; ** ** ** приняты на хранение: костюм х/б, куртка зимняя, валенки, шапка, кассеты 3 штуки маг -3, станок, одноразовый станок, дезодорант; у осужденного оставлены: кружка, ложка, паста, щетка; осужденному выдано из подменного фонда ШИЗО/ПК: матрац, подушка, одеяло, костюм х/б.
** ** ** в канцелярию ФКУ ИК-25 поступило обращение Владимирова Д.С. датированное ** ** ** в адрес начальника ФКУ ИК-25, в котором указывает, что был водворен в ШИЗО с ** ** ** по ** ** ** и с ** ** ** по ** ** ** и в обыскном помещении у него было изъято нательное белье, установленного образца, без объяснения причин и не ознакомлением его с приказом о запрете нательного белья осужденным находящимся в ШИЗО, в связи с чем, просит дать разъяснение причин нахождения в ШИЗО ФКУ ИК-25 без нательного белья.
** ** ** в адрес Владимирова Д.С. дан ответ № ОГ-12/125/5-61 начальника ФКУ ИК-25 на указанное выше заявление административного истца, в котором сообщается, что при водворении Владимирова Д.С. в ШИЗО, у последнего было изъято нательное белье на основании п.152 гл.24 приказа Минюста РФ №295 от ** ** ** «Об утверждении правил внутреннего распорядка исправительных учреждений», согласно которого осужденным запрещается брать с собой в ШИЗО имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены, тапочек, письменных и почтовых принадлежностей, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного и карманного ношения.
Полагая указанные ответ начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, а также действия, выразившиеся в изъятии при выдворении в ШИЗО с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** нательного белья и не предоставление весь период дисциплинарного взыскания, незаконными, административный истец обратился в суд с настоящим иском.
Согласно ч. 2 ст. 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее УИК РФ), при исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
Ограничения прав и свобод, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, могут быть связаны, в частности, с применением в качестве меры государственного принуждения к лицам, совершившим преступления и осужденным за это по приговору суда, уголовного наказания в виде лишения свободы, особенность которого состоит в том, что при его исполнении на осужденного осуществляется специфическое воздействие, выражающееся в лишении или ограничении его прав и свобод и возложении на него определенных обязанностей, целями которого являются исправление осужденных и предупреждение совершения новых преступлений как осужденными, так и иными лицами.
Статьей 11 УИК РФ установлено, что осужденные обязаны соблюдать требования федеральных законов, определяющих порядок и условия отбывания наказаний, а также принятых в соответствии с ними нормативных правовых актов (ч. 2); неисполнение осужденными возложенных на них обязанностей, а также невыполнение законных требований администрации учреждений и органов, исполняющих наказания, влекут установленную законом ответственность (ч. 6).
За нарушение установленного порядка отбывания наказания к осужденным к лишению свободы могут применяться, в том числе, меры взыскания в виде водворения в штрафной изолятор на срок до 15 суток; (п. "в" ч. 1 ст.115 УИК РФ).
Исходя из ч. 1 ст. 82 УИК РФ режим в исправительных учреждениях - это установленный законом и соответствующими закону нормативными правовыми актами порядок исполнения и отбывания лишения свободы, обеспечивающий охрану и изоляцию осужденных, постоянный надзор за ними, исполнение возложенных на них обязанностей, реализацию их прав и законных интересов, личную безопасность осужденных и персонала, раздельное содержание разных категорий осужденных, различные условия содержания в зависимости от вида исправительного учреждения, назначенного судом, изменение условий отбывания наказания.
В соответствии с ч. 3 ст.82 УИК РФ в исправительных учреждениях действуют Правила внутреннего распорядка исправительных учреждений, утверждаемые федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере исполнения уголовных наказаний, по согласованию с Генеральной прокуратурой Российской Федерации.
В соответствии с ч.2 ст. 99 УИК РФ осужденным предоставляются индивидуальные спальные места и постельные принадлежности. Они обеспечиваются одеждой по сезону с учетом пола и климатических условий, индивидуальными средствами гигиены (как минимум мылом, зубной щеткой, зубной пастой (зубным порошком), туалетной бумагой, одноразовыми бритвами (для мужчин), средствами личной гигиены (для женщин)).
Статьей 119 УИК РФ предусмотрено, что правом применения перечисленных в статьи 115 данного Кодекса мер взыскания в полном объеме пользуются начальники исправительных учреждений или лица, их замещающие.
Перевод осужденных в помещения камерного типа, единые помещения камерного типа и одиночные камеры, а также водворение в штрафные и дисциплинарные изоляторы производится с указанием срока содержания после проведения медицинского осмотра выдачи медицинского заключения о возможности нахождения в них по состоянию здоровья (ч. 4 ст. 117 УИК РФ).
Согласно Правилам внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от ** ** ** № 295 (далее по Правила №295), осужденным запрещается брать с собой в ШИЗО имеющиеся у них продукты питания и личные вещи, за исключением двух полотенец установленного образца, алюминиевой кружки, мыла, зубной щетки, зубной пасты (зубного порошка), туалетной бумаги, средств личной гигиены, тапочек, письменных и почтовых принадлежностей, а также религиозной литературы (не более 1 экземпляра), предметов культа индивидуального пользования для нательного или карманного ношения. Индивидуальные средства гигиены, одноразовые бритвы и посуда для приема пищи (за исключением кружек) хранятся в специально отведенном месте и выдаются осужденным младшим инспектором по надзору за осужденными в ШИЗО только на определенное распорядком дня время (п.152). При приеме осужденных в ШИЗО, ПКТ, ЕПКТ, одиночные камеры проводится обыск осужденных, санитарная обработка, также включающая в себя помывку, после чего осужденные переодеваются в одежду, закрепленную за этими помещениями (п. 159).
Согласно примечанию к приложению № 1 к Правилам № 295 количество вещей и предметов, продуктов питания, которые осужденные могут иметь при себе, определяется в приложении к приказу ИУ, утверждающему распорядок дня ИУ, исходя из местных условий и возможностей.
Требования правил ношения одежды установленного образца для осужденных, содержащихся в ШИЗО ФКУ ИК-25, предусмотрены приложением №8 к приказу начальника ФКУ ИК-25 от ** ** ** №832, которое предусматривает ношение одежды костюма х/б и выдается из подменного фонда ШИЗО на период отбывания дисциплинарного взыскания.
Кроме того, приказом начальника ФКУ ИК-25 издан приказ №75 от ** ** **, в соответствии с которым определено количество предметов и личных вещей, которые могут иметь при себе осужденные в камере ШИЗО (приложение №11), из которого следует, что в перечень таких предметов и личных вещей, нательное белье не входит, при этом входит: мыло в мыльнице, печатные издания из библиотеки, туалетная бумага, очи, кроме солнцезащитных, полотенце установленного образца, иконы без стекла для нательного или карманного ношения, нательный крест (амулет), религиозная литературы, трусы, тапочки, костюм х/б установленного образца ( с подменного фонда ШИЗО), кружка пластмассовая установленного образца.
Таким образом, анализ вышеизложенного свидетельствует о том, что ни п. 152 Правил № 295, ни приказ № 75 начальника ФКУ ИК-25, не содержат указания о том, что при водворении осужденного в ШИЗО ему должно быть выдано или оставлен при нем нательное белье. Напротив, из указанных пунктов требований следует, что осужденному выдается костюм х/б из подменного фонда ШИЗО.
Как указал в ходе рассмотрения дела административный истец в период отбывания дисциплинарного взыскания в виде водворения в ШИЗО с ** ** ** по ** ** ** и с ** ** ** по ** ** ** он находился в трусах, майке, носках, костюме х/б, что соответствует перечню тех предметов и личных вещей, которые установлены требованиями п.152 Правил № 295 и приказом № 75 начальника ФКУ ИК-25.
Принимая во внимание вышеизложенные установленные по делу обстоятельства и представленные административными ответчиками доказательства, свидетельствующими о том, что Владимиров Д.С. в период своего отбывания дисциплинарного наказания в виде водворения в ШИЗО ФКУ ИК-25 в период с ** ** ** по ** ** ** и с ** ** ** по ** ** ** был обеспечен тем перечнем предметов и личных вещей, которые предусмотрены требованиями п.152 Правил № 295 и приказом №75 начальника ФКУ ИК-25, что не оспаривалось и административным истцом в ходе рассмотрения дела, а также учитывая, что указанные пункт Правил № 295 и приказа № 75 не содержат указаний о том, что осужденный в период нахождения в ШИЗО может иметь нательное белье, суд приходит к выводу о законности действий должностных лиц ФКУ ИК-25 по изъятию у Владимирова Д.С. в указанный период при содержании в ШИЗО нательного белья и не выдачу его весь период содержания в ШИЗО. При этом нарушения прав административного истца, в том числе предусмотренных ст. ст. 3 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, а также ст. 99 УИК РФ, судом не установлено, поскольку при водворении в ШИЗО Владимиров Д.С. был обеспечен всем перечнем личных вещей и предметов (включая одежду), которые разрешено иметь при себе осужденным в период отбывания такого взыскания, в том числе с соблюдением температурного режима.
В соответствии с п. 13 Правил № 295 осужденные имеют право, в том числе обращаться с предложениями, заявлениями, ходатайствами и жалобами к администрации ИУ.
В силу п. 3 ст. 5 и ч. 1 ст. 9 Федерального закона от ** ** ** № 59-ФЗ «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации» гражданин имеет право получать письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов, за исключением случаев, указанных в статье 11 настоящего Федерального закона; обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению.
В соответствии с п. 1 ст. 12 названного Федерального закона письменное обращение, поступившее в государственный орган, орган местного самоуправления или должностному лицу в соответствии с их компетенцией, рассматривается в течение 30 дней со дня регистрации письменного обращения.
Принимая во внимание, что оспариваемый административным истцом ответ начальника ФКУ ИК-25 дан в установленный законом срок, уполномоченным на то должностным лицом ФКУ ИК-25, который содержит полный ответ на поставленный Владимировым Д.С. вопрос, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для признания данного ответа незаконным, а также не нарушающим права и законные интересы административного истца.
Кром того, оспариваемые административным истцом действия и ответ начальника ФКУ ИК-25 являлись предметом проверки и оценки Сыктывкарской прокуратуры по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, по обращению Владимирова Д.С., результатам рассмотрения которого дан ответ №448ж-2016 от ** ** ** в адрес административного истца, из которого следует, что каких-либо нарушений со стороны должностных лиц ФКУ ИК-25, в том числе начальника исправительного учреждения, не установлено.
В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 227 Кодекса административного судопроизводства РФ по результатам рассмотрения административного дела судом принимается решение об удовлетворении полностью или в части заявленных требований о признании оспариваемых решения, действия (бездействия) незаконными, если суд признает их не соответствующими нормативным правовым актам и нарушающими права, свободы и законные интересы административного истца, и об обязанности административного ответчика устранить нарушения прав, свобод и законных интересов административного истца или препятствия к их осуществлению либо препятствия к осуществлению прав, свобод и реализации законных интересов лиц, в интересах которых было подано соответствующее административное исковое заявление.
Таким образом, признание незаконным решения действий (бездействий) административного ответчика возможно только при их несоответствии нормам действующего законодательства, сопряженным с нарушением прав и законных интересов административного истца.
Поскольку такой совокупности оснований для удовлетворения заявленных требований при рассмотрении дела судом не установлено, суд приходит к выводу об отсутствии оснований для удовлетворения требований Владимирова Д.С. в полном объеме.
На основании вышеизложенного и руководствуясь ст.ст. 175 - 180, 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд
решил:
административное исковое заявление Владимирова ФИО3 к ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми, начальнику ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми Васильеву ФИО4, Управлению Федеральной службы
исполнения наказания России по Республике Коми о признании незаконными нарушающими статьи 3 и 14 Конвенции о защите прав человека и основных свобод, действий, выразившихся в изъятии при выдворении в ШИЗО с ** ** ** по ** ** **, с ** ** ** по ** ** ** нательного белья и не предоставление весь период дисциплинарного взыскания, и ответа начальника ФКУ ИК-25 УФСИН России по Республике Коми от ** ** ** № ОГ-12/125/5-61, оставить без удовлетворения.
Апелляционная жалоба на решение суда может быть подана в Верховный Суд Республики Коми через Сыктывкарский городской суд Республики Коми в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 03 сентября 2020 года.
Судья И.С.Мишарина