УИД 63RS0№-28
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Самара 09 ноября 2021 года
Куйбышевский районный суд г. Самара в составе:
председательствующего Кузиной Н.Н.,
с участием прокурора Потаповой Е.М.,
при секретаре Кужеевой Э.Р.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1681/21 по иску Департамента управления имуществом г.о.Самара к Зубенко Т.И. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Девятайкиной А.Г., Девятайкина А.Г., Мальченкову Игорю И.А., Соколовой В.В. об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, встречному исковому заявлению Зубенко Т.И. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Девятайкиной А.Г., Девятайкина А.Г., Мальченкова И.А., Соколовой В.В, к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения,
УСТАНОВИЛ:
Департамент управления имуществом г.о.Самара обратился в суд с иском, в котором, просит изъять жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> путем выкупа у Зубенко Т.И. доли в праве общей долевой собственности (доля в праве <...>), Мальченкова И.А. (доля в праве <...>), Соколовой В.В. (доля в праве <...>), Девятвйкина А.Г. (доля в праве <...>), Девятайкиной А.Г. (доля а праве <...>) на жилое помещение, в том числе стоимость доли в праве общей долевой собственности на земельный участок за 650 000 рублей. Прекратить право общей долевой собственности Зубенко Т.И. в праве общей долевой собствнности (доля в праве <...>), Мальченкова И.А. (доля в праве <...>), Соколовой В.В. (доля в праве <...>), Девятайкина А.Г. (доля в праве <...>), Девятайкиной А.Г. (доля в праве <...>) на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> После выплаты денежной компенсации Зубенко Т.И., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Девятайкиной А.Г., Девятайкина А.Г., Мальченкову И.А., Соколовой В.В. признать право собственности на объект недвижимости, по вышеуказанному адресу за муниципальным образованием г.о. Самара.
В обоснование заявленных исковых требований указано, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара № от <дата>, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу. Указанный дом включен в государственную программу Самарской области, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 № 179 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года» до 2025 года». Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Самарской области. Постановлением Администрации г.о. Самара от 20.04.2020 № 280 принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> площадью <...> кв.м. и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей. Собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> являются Зубенко Т.И., Мальченков И.А., Соколова В.В., Девятайкин А.Г., Девятайкина А.Г. Согласно договору купли-продажи от <дата> вышеуказанное жилое помещение, было приобретено ответчиками за 650 000 рублей. В соответствии с указанным договором купли-продажи от <дата> Департаментом управления имуществом г.о.Самара подготовлен проект соглашения и направлено уведомление № от <дата> о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд. Проект соглашения об изъятии жилого помещения путем выкупа направлен в адрес ответчиков <дата> но не получен ими, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления. Ответчики до настоящего времени не выразили своего согласия на заключение соглашения о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд. Ссылаясь на изложенное просит исковые требования удовлетворить в полном объеме.
Ответчиками Соколовой В.В., Мальченковым И.А., Зубенко Т.И., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Девятайкиной А.Г., Девятайкина А.Г. предъявлен встречный иск к Департаменту управления имуществом г.о.Самара, в котором они просят обязать ответчика предоставить жилое помещение в границах г.о.Самара, отвечающее установленным санитарным и техническим требованиям.
В судебном заседании представитель истца-ответчика Департамента управления имуществом городского округа Самара – Соколова А.С., действующая на основании доверенности, исковые требования поддержала по вышеизложенным основаниям и просила их удовлетворить, против удовлетворения встречного иска возражала.
Ответчик-истец Зубенко Т.И., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Девятайкиной А.Г., Девятайкина А.Г. в судебном заседании исковые требования не признала, встречные исковые требования просила удовлетворить.
Ответчик-истец Мальченков И.А. представитель ответчика-истца Соколовой В.В. – Зубенко Т.И., действующая на основании доверенности, в судебном заседании исковые требования не признали, встречные исковые требования просили удовлетворить.
Выслушав стороны, заключение прокурора, полагавшего в удовлетворении иска Департамента управления имуществом г.о. Самара отказать, а встречные исковые требования удовлетворить, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
Судом установлено, что распоряжением первого заместителя главы г.о. Самара № от <дата>, многоквартирный дом, расположенный по адресу: <адрес> признан аварийным и подлежащим сносу.
Указанный дом включен в государственную программу Самарской области, утвержденную Постановлением Правительства Самарской области от 29.03.2019 № 179 «Об утверждении государственной программы Самарской области «Переселение граждан из аварийного жилищного фонда, признанного таковым до 01 января 2017 года» до 2025 года».
Финансирование программы строго целевое и осуществлялось за счет средств государственной корпорации – Фонда содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства и средств бюджета Самарской области.
Постановлением Администрации г.о. Самара от <дата> № принято решение изъять для муниципальных нужд земельный участок, находящийся по адресу: <адрес> и расположенные в многоквартирном доме по данному адресу жилые помещения у правообладателей.
Собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> являются Зубенко Т.И., Мальченков И.А., Соколова В.В., Девятайкин А.Г., Девятайкина А.Г.
Согласно выписке из ЕГРН № от <дата> собственниками жилого помещения, расположенного по адресу: <адрес> являются Соколова В.В., Мальченков И.А., Девятайкина А.Г., Девятайкина Т.И., Девятайкин А.Г.
<дата> Девятайкина Т.И. вступила в брак с Зубенко И Н. и после заключения брака ей присвоена фамилия Зубенко, что подтверждается свидетельством о заключении брака № выданным отдел ЗАГС Куйбышевского района г.о.Самара управления ЗАГС Самарской области <дата>
Согласно договору купли-продажи от <дата> вышеуказанное жилое помещение, было приобретено ответчиками за 650 000 рублей.
В соответствии с указанным договором купли-продажи от <дата> Департаментом управления имуществом г.о.Самара подготовлен проект соглашения и направлено уведомление № от <дата> о возмещении за изымаемое жилое помещение для муниципальных нужд. Проект соглашения об изъятии жилого помещения путем выкупа направлен в адрес ответчиков <дата>. но не получен ими, что подтверждается отчетом об отслеживании почтового отправления.
В соответствии со статьей 40 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на жилище. Никто не может быть произвольно лишен жилища. Органы государственной власти и органы местного самоуправления поощряют жилищное строительство, создают условия для осуществления права на жилище. Малоимущим, иным указанным в законе гражданам, нуждающимся в жилище, оно предоставляется бесплатно или за доступную плату из государственных, муниципальных и других жилищных фондов в соответствии с установленными законом нормами.
Федеральный закон от 21 июля 2007 г. №185-ФЗ "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" в целях создания безопасных и благоприятных условий проживания граждан, повышения качества реформирования жилищно-коммунального хозяйства, формирования эффективных механизмов управления жилищным фондом, внедрения ресурсосберегающих технологий устанавливает правовые и организационные основы предоставления финансовой поддержки субъектам Российской Федерации и муниципальным образованиям на проведение капитального ремонта многоквартирных домов, переселение граждан из аварийного жилищного фонда, модернизацию систем коммунальной инфраструктуры путем создания некоммерческой организации, осуществляющей функции по предоставлению такой финансовой поддержки, определяет компетенцию, порядок создания некоммерческой организации и ее деятельности, регулирует отношения между указанной некоммерческой организацией, органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления (статья 1).
В пункте 3 статьи 2 этого же Закона определено, что под переселением граждан из аварийного жилищного фонда понимается принятие решений и проведение мероприятий в соответствии со статьями 32, 86, частями 2 и 3 статьи 88 Жилищного кодекса Российской Федерации.
По общему правилу, жилищные права собственника жилого помещения в доме, признанном в установленном порядке аварийным и подлежащим сносу, обеспечиваются в порядке, предусмотренном ст. 32 Жилищного кодекса РФ.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 32 Жилищного кодекса РФ жилое помещение может быть изъято у собственника в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд. Предоставление возмещения за часть жилого помещения допускается не иначе как с согласия собственника. В зависимости от того, для чьих нужд изымается земельный участок, выкуп жилого помещения осуществляется на основании решения уполномоченного федерального органа исполнительной власти, исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления.
Изъятие жилого помещения в связи с изъятием земельного участка, на котором расположено такое жилое помещение или расположен многоквартирный дом, в котором находится такое жилое помещение, для государственных или муниципальных нужд осуществляется в порядке, установленном для изъятия земельного участка для государственных или муниципальных нужд (часть 2 статьи 32 ЖК РФ).
Частью 10 статьи 32 Жилищного кодекса РФ установлено, что признание в установленном Правительством Российской Федерации порядке многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции является основанием для предъявления органом, принявшим решение о признании такого дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, к собственникам помещений в указанном доме требования о его сносе или реконструкции в разумный срок. В случае, если данные собственники в установленный срок не осуществили снос или реконструкцию указанного дома, земельный участок, на котором расположен указанный дом, подлежит изъятию для муниципальных нужд и соответственно подлежит изъятию каждое жилое помещение в указанном доме, за исключением жилых помещений, принадлежащих на праве собственности муниципальному образованию, в порядке, предусмотренном частями 1 - 3, 5 - 9 данной статьи.
Исходя из вышеуказанных норм права, в случае, когда собственники жилых помещений в аварийном доме в предоставленный им срок не осуществили его снос или реконструкцию, органом местного самоуправления принимается решение об изъятии земельного участка, на котором расположен указанный аварийный дом, для муниципальных нужд и, соответственно, об изъятии каждого жилого помещения в доме путем выкупа.
Частью 8 статьи 32 Жилищного кодекса РФ предусмотрено, что по соглашению с собственником жилого помещения ему может быть предоставлено взамен изымаемого жилого помещения другое жилое помещение с зачетом его стоимости при определении размера возмещения за изымаемое жилое помещение.
Таким образом, обеспечение жилищных прав собственника жилого помещения, расположенного в доме, признанном аварийным и подлежащим сносу, может быть произведено путем предоставления другого жилого помещения с зачетом его стоимости в выкупную цену только по соглашению с собственником.
В Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации №1 (2019)" (утв. Президиумом Верховного Суда РФ 24.04.2019 г.) разъяснено, что если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п. 3 ст. 2, ст. 16 Федерального закона "О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства" имеет право на предоставление другого, равнозначного, жилого помещения либо его выкуп.
При этом собственник жилого помещения имеет право выбора любого из названных способов обеспечения его жилищных прав.
Суд считает, что включение жилых помещений в региональную адресную программу переселения граждан из аварийного жилищного фонда расценивается в качестве обстоятельства, расширяющего объем жилищных прав собственников помещений при переселении их из аварийного жилищного фонда по сравнению с положениями ч. 8 ст. 32 ЖК РФ.
Таким образом, если жилой дом, признанный аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то собственник жилого помещения в таком доме в силу п.3 ст.2, ст.16 ФЗ от 21.07.2007г №185-ФЗ «О Фонде содействия реформированию жилищно-коммунального хозяйства» имеет право на предоставление другого жилого помещения в собственность либо его выкуп.
Поскольку жилой дом, в котором расположено принадлежащее ответчикам жилое помещение, признан аварийным и подлежащим сносу, включен в региональную адресную программу по переселению граждан из аварийного жилищного фонда, то ответчики имеют право выбора способа реализации своих жилищных прав.
Как установлено судом, ответчики Зубенко Т.И., действующая в своих интересах и интересах несовершеннолетних Девятайкиной А.Г., Девятайкина А.Г., Соколова В.В., Мальченков И.А. намерены воспользоваться своим правом на предоставление жилья и заявили требования о предоставлении им жилого помещения, в связи с чем оснований для удовлетворения исковых требований Департамента управления имуществом г.о. Самара о выкупе у них спорного жилого помещения не имеется, а встречные исковые требования Зубенко Т.И., действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Девятайкиной А.Г., Девятайкина А.Г., Соколовой В.В., Мальченкова И.А. об обязании Департамента управления имуществом г.о.Самара предоставить им благоустроенное жилое помещение, взамен изымаемого для муниципальных нужд, подлежат удовлетворению.
На основании изложенного, руководствуясь ст.194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
В удовлетворении исковых требований Департамента управления имуществом г.о.Самара к Зубенко Т.И. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Девятайкиной А.Г., Девятайкина А.Г., Мальченкову И.А., Соколовой В.В, об изъятии недвижимого имущества путем выкупа, отказать.
Встречные исковые требования Зубенко Т.И. действующей в своих интересах и интересах несовершеннолетних Девятайкиной А.Г., Девятайкина А.Г., Мальченкова И.А,, Соколовой В,В к Департаменту управления имуществом г.о.Самара о предоставлении жилого помещения в границах г.о.Самара, отвечающего установленным санитарным и техническим требованиям, общей площадью не менее ранее предоставленной, удовлетворить.
После предоставления Зубенко Т.И., Девятайкиной А.Г., Девятайкину А.Г., Мальченкову И.А. Соколовой В.В, жилого помещения, прекратить право собственности на жилое помещение, расположенное по адресу: <адрес> и признать право собственности на него за муниципальным образованием г.о.Самара.
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в течение месяца со дня изготовления решения суда в окончательной форме.
Мотивированное решение изготовлено 16 ноября 2021 года.
Судья подпись Н.Н. Кузина
Копия верна
Судья Н.Н. Кузина
Подлинник решения находится в гражданском деле № 2-1681/21 Куйбышевского районного суда г. Самары.