РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Тюмень ДД.ММ.ГГГГ
Тюменский районный суд Тюменской области в составе:
председательствующего судьи Берсеневой Н.В.,
при секретаре Тисенко Д.Д.,
с участием представителя истца Шороховой О.А., представителя ответчика Розановой М.С.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по иску ФИО2 к Департаменту имущественных отношений <адрес> о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату,
УСТАНОВИЛ:
Истец ФИО2 обратилась в суд с иском к Департаменту имущественных отношений <адрес> о возложении обязанности предоставить земельный участок в собственность за плату. Требования мотивирует тем, что ДД.ММ.ГГГГ по договору № аренды ей был предоставлен земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером 72:17:2314003:693 по адресу: <адрес>, участок №. ДД.ММ.ГГГГ соглашением о продлении срока действия договора аренды от ДД.ММ.ГГГГ № продлен срок действия договора до ДД.ММ.ГГГГ. ДД.ММ.ГГГГ истец зарегистрировала право собственности на индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 72:17:2314003:1179 по адресу: <адрес> Юсю Червишево, <адрес>, участок №. В 2020 году жилому дому присвоен адрес, внесены изменения в ЕГРН и получена выписка на индивидуальный жилой дом с адресным описанием: <адрес>. ДД.ММ.ГГГГ истец обратилась в Департамент имущественных отношений <адрес> с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:17:2314003:693 по адресу: <адрес>, участок № в собственность за плату. ДД.ММ.ГГГГ получила ответ о невозможности предоставления в собственность за плату земельного участка, так как участок расположен в границах земель, находящихся в собственности Российской Федерации. С момента заключения договора и по настоящее время истец исполняет все условия договора № аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, арендную плату оплачивает регулярно, земельный участок использует в соответствии с целевым назначением, согласно п.3.1.3 договора построила индивидуальный жилой дом и оформила право собственности на него, не нарушает условия договора аренды и имеет право оформить земельный участок в собственность за плату. Учитывая что договор аренды земельного участка от ДД.ММ.ГГГГ, заключенный с истцом, не оспорен, недействительным не признан, на указанном земельном участке расположен индивидуальный жилой дом, право собственности на который зарегистрирован за истцом, просит обязать Департамент имущественных отношений <адрес> предоставить ей в собственность за плату земельный участок для ведения личного подсобного хозяйства с кадастровым номером 72:17:2314003:693 по адресу: <адрес>, участок № под существующий индивидуальный жилой дом с кадастровым номером 72:17:2314003:1179 с адресным описанием: <адрес>.
Определениями суда к участию в деле в качестве третьих лиц, не заявляющих самостоятельных требований относительно предмета спора привлечены: Управление Росреестра по <адрес>, Департамент лесного хозяйства по <адрес>, МТУ <адрес>, ХМАО-Югры, ЯНАО, Департамент лесного комплекса <адрес>, Федеральное агентство лесного хозяйства (Рослесхоз).
В судебное заседание истец не явилась, извещена надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, дело рассмотрено в ее отсутствие.
Представитель истца ФИО4, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании заявленные исковые требования поддержала в полном объеме по основаниям, изложенным выше.
Представитель ответчика Департамента имущественных отношений <адрес> ФИО5, действующая на основании доверенности от ДД.ММ.ГГГГ, в судебном заседании не согласилась с заявленными требованиями по основаниям, изложенным выше.
Представители третьих лиц – Департамента лесного комплекса <адрес>, Управления Росреестра по <адрес>, Департамента лесного хозяйства по <адрес>, МТУ <адрес>, ХМАО-Югры, ЯНАО, Федерального агентства лесного хозяйства (Рослесхоз) в судебное заседание не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела судом, доказательств уважительности причин неявки суду не представлено, дело рассмотрено в их отсутствие.
Выслушав представителя истца, представителя ответчика, изучив материалы дела, оценив представленные сторонами доказательства в их совокупности, суд находит заявленные исковые требования обоснованными и подлежащими удовлетворению в связи со следующим.
Судом установлено, что ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Тюменского муниципального района (арендодатель) и истцом ФИО2 (арендатор) заключен договор № аренды земельного участка (землеустроительное дело №), по условиям которого арендодатель передает, а арендатор принимает в аренду земельный участок площадью 1349кв.м., расположенный по адресу: <адрес>, участок №, категория земель – земли населенных пунктов, кадастровый №.
В соответствии с п.1.4 договора земельный участок предоставляется для ведения личного подсобного хозяйства.
Срок действия договора определен сторонами в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (п.7.2 договора).
Указанный выше договор аренды зарегистрирован в установленном законом порядке.
ДД.ММ.ГГГГ между Администрацией Тюменского муниципального района и ФИО2 заключено соглашение о продлении срока действия договора аренды с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
На арендуемом земельном участке истцом возведен индивидуальный жилой дом площадью 268,8кв.м., право собственности на который зарегистрировано за истцом, что подтверждается свидетельством о государственной регистрации права от ДД.ММ.ГГГГ и не оспорено ответчиком.
Согласно выписке из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ индивидуальный жилой дом общей площадью 268,8кв.м. ДД.ММ.ГГГГ поставлен на государственный кадастровый учет, жилому дому присвоен кадастровый №, адрес (местоположение): ФИО1, <адрес>, Тюменский муниципальный район, Червишевское МО, <адрес>.
Из выписки из ЕГРН от ДД.ММ.ГГГГ усматривается, что земельный участок с кадастровым номером № поставлен на кадастровый учет ДД.ММ.ГГГГ, местоположение: <адрес>, участок №, площадь 1349кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для ведения личного подсобного хозяйства.
Как следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ Департаментом имущественных отношений <адрес> в адрес ФИО2 направлен ответ на обращение, из которого следует, что принять решение о предоставлении земельного участка с кадастровым номером № в собственность за плату под существующий объект недвижимости в <адрес>, участок № не представляется возможным, поскольку согласно информации, имеющейся в Департаменте имущественных отношений <адрес> испрашиваемый земельный участок расположен в границах земель, находящихся в собственности Российской Федерации.
В силу подпункта 5 пункта 1 статьи 1 Земельного Кодекса Российской Федерации (далее по тексту Земельный кодекс РФ либо ЗК РФ) принципом земельного законодательства является единство судьбы земельных участков и прочно связанных с ними объектов.
Согласно статье 15 Земельного Кодекса РФ, граждане и юридические лица имеют право на равный доступ к приобретению земельных участков в собственность. Земельные участки, находящиеся в государственной или муниципальной собственности, могут быть предоставлены в собственность граждан и юридических лиц, за исключением земельных участков, которые в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами не могут находиться в частной собственности.
В соответствии со ст. 39.3 Земельного Кодекса РФ, продажа земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на торгах, проводимых в форме аукционов, за исключением случаев, предусмотренных пунктом 2 настоящей статьи.
Без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, на которых расположены здания, сооружения, собственникам таких зданий, сооружений либо помещений в них в случаях, предусмотренных статьей 39.20 Земельного Кодекса РФ.
Согласно ст.39.4 Земельного Кодекса РФ, при заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка, если иное не установлено федеральными законами, определяется в порядке, установленном: 1) Правительством Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности; 2) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, в отношении земельных участков, находящихся в собственности субъекта Российской Федерации, и земельных участков, государственная собственность на которые не разграничена; 3) органом местного самоуправления, в отношении земельных участков, находящихся в муниципальной собственности.
При заключении договора купли-продажи земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов цена такого земельного участка не может превышать его кадастровую стоимость или иной размер цены земельного участка, если он установлен федеральным законом.
В силу ст. 39.20 Земельного Кодекса РФ, если иное не установлено настоящей статьей или другим федеральным законом, исключительное право на приобретение земельных участков в собственность или в аренду имеют граждане, юридические лица, являющиеся собственниками зданий, сооружений, расположенных на таких земельных участках.
Подпунктом 8 пункта 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации определено, что одним из основных принципов земельного законодательства является принцип деления земель по целевому назначению на категории, согласно которому правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к определенной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий и требованиями законодательства.
Согласно абзацу первому пункта 2 статьи 7 указанного Кодекса земли используются в соответствии с установленным для них целевым назначением. Правовой режим земель определяется исходя из их принадлежности к той или иной категории и разрешенного использования в соответствии с зонированием территорий, общие принципы и порядок проведения которого устанавливаются федеральными законами и требованиями специальных федеральных законов.
В силу абзацев первого и второго статьи 42 данного Кодекса собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту.
Судом при рассмотрении настоящего гражданского дела учитываются положения Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель».
Согласно ч.7 ст. 62.4 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №7-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «Об охране окружающей среды» земельный участок, права граждан или юридических лиц на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ и который в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости и (или) правоустанавливающими документами на земельные участки к иной категории земель, земельный участок, который образован из земель лесного фонда и на котором расположен объект недвижимости, права на который возникли до ДД.ММ.ГГГГ, земельный участок, который в результате уточнения границ и устранения пересечений с границами лесного участка в соответствии со статьей 60.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости» оказался полностью или частично расположен в границах лесопаркового зеленого пояса, подлежат исключению из лесопаркового зеленого пояса в случае, если разрешенное использование такого земельного участка или назначение такого объекта недвижимости противоречит режиму лесопаркового зеленого пояса с учетом положений подпункта 6 пункта 3 настоящей статьи.
В силу ст.14 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №172-ФЗ «О переводе земель или земельных участков из одной категории в другую» (в ред. Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель») в случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта Российской Федерации, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей статьи применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до ДД.ММ.ГГГГ (ч.3 ст.14 указанного Закона).
В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).
В силу ч. 15 ст. 34 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ (ред. от ДД.ММ.ГГГГ) «О государственной регистрации недвижимости», если при внесении в реестр границ сведений о местоположении границ лесничества, лесопарка органом регистрации прав выявлено пересечение их с границами земельных участков, сведения о местоположении которых содержатся в Едином государственном реестре недвижимости (за исключением земельных участков, пересечение границ которых с границами лесничеств, лесопарков допускается в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации), орган регистрации прав в течение пяти рабочих дней со дня выявления указанного пересечения вносит в реестр границ описание местоположения границ таких лесничества, лесопарка, в том числе изменения в сведения об их местоположении, в соответствии с описанием местоположения границ указанных земельных участков, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости.
Орган регистрации прав вносит в реестр границ указанные в части 15 настоящей статьи сведения о местоположении границ лесничества, лесопарка таким образом, чтобы границы лесничества, лесопарка не пересекали границы земельного или лесного участка, а земельные участки, не отнесенные к категории земель лесного фонда, не были включены в границы лесничества, лесопарка, расположенных на землях лесного фонда.
Согласно ст. 4.6 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №201-ФЗ «О введении в действие Лесного кодекса Российской Федерации» внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о местоположении границ ранее учтенных лесных участков осуществляется по заявлению органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, которым переданы полномочия по предоставлению в границах земель лесного фонда лесных участков, или правообладателей лесных участков в порядке, установленном Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №218-ФЗ «О государственной регистрации недвижимости», для уточнения границ земельного участка.
Внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенном лесном участке осуществляется на основании межевого плана, в котором указывается кадастровый номер, условный номер или учетный номер лесного участка в соответствии со сведениями государственного лесного реестра (при их наличии).
Не допускается внесение в Единый государственный реестр недвижимости сведений о ранее учтенных лесных участках, если их границы имеют пересечения с границами иных лесных и (или) земельных участков (за исключением случаев пересечения с границами лесного участка, образованного для использования лесов в целях геологического изучения недр, разработки месторождений полезных ископаемых, строительства, реконструкции, эксплуатации линейных объектов и сооружений, являющихся их неотъемлемой технологической частью), а также с границами лесничеств, лесопарков, если иное не предусмотрено федеральным законом.
Таким образом, границы земельных участков лесного фонда должны соответствовать границам земельных участков, учтенным в ЕГРН в силу прямого указания закона.
Между тем, суду не представлено доказательств, подтверждающих, что сведения, содержащиеся в ЕГРН о местоположении границ земельного участка лесного фонда, информация о котором была предоставлена Департаментом лесного комплекса <адрес>, внесены в ЕГРН по результатам проведения кадастровых работ (межевания), доказательств, подтверждающих пересечение его границ с границами земельного участка с кадастровым номером 72:17:2314003:693, также суду не представлено.
В ходе рассмотрения дела судом достоверно установлено, что категория земельного участка с кадастровым номером 72:17:2314003:693, расположенного по адресу: <адрес>, участок №, с которой он поставлен на государственный кадастровый учет, определена как земли населенных пунктов. Земельный участок был предоставлен изначально истцу для ведения личного подсобного хозяйства. Истец добросовестно исполняла свои обязанности арендатора земельного участка, возвела на земельном участке жилой дом, в отношении которого зарегистрировала право собственности.
Учитывая изложенные выше обстоятельства в их совокупности, суд приходит к выводу о том, что Департаментом имущественных отношений <адрес> незаконно было отказано истцу в предоставлении земельного участка с кадастровым номером 72:17:2314003:693 в собственность за плату, в связи с чем исковые требования являются обоснованными и подлежат удовлетворению.
Руководствуясь ст.ст.3, 10, 12, 56, 67, 194-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования ФИО2 удовлетворить.
Обязать Департамент имущественных отношений <адрес> предоставить ФИО2 в собственность за плату земельный участок с кадастровым номером 72:17:2314003:693, расположенный по адресу: <адрес>, участок №, площадью 1349кв.м., категория земель: земли населенных пунктов, разрешенное использование: для ведения личного подсобного хозяйства.
Решение может быть обжаловано в Тюменский областной суд путем подачи апелляционной жалобы через Тюменский районный суд <адрес> в течение месяца со дня составления решения суда в окончательной форме.
Мотивированный текст решения изготовлен ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий: (подпись) Н.В. Берсенева