Дело № 2а-2555/2016
Р Е Ш Е Н И Е
Именем Российской Федерации
город Ульяновск 29 апреля 2016 год
Заволжский районный суд города Ульяновска в составе:
председательствующего судьи Калашниковой Е.В.
при секретаре Васькиной М.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело по административному иску Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области к Мореву АВ о взыскании санкций,
У С Т А Н О В И Л :
Управление Пенсионного фонда Российской Федерации (государственное учреждение) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области (далее по тексту – УПФР) обратилось в суд с административным иском к Мореву А.В. о взыскании санкций, указав следующее.
Административный ответчик был зарегистрирован налоговых органах в качестве индивидуального предпринимателя с ДД.ММ.ГГГГ, его государственная регистрация в качестве индивидуального предпринимателя утрачена ДД.ММ.ГГГГ.
Морев А.В. в соответствии с п. 2 ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» являлся плательщиком страховых взносов.
За административным ответчиком числится недоимка по страховым взносам за 2011-2012 годы, а именно: на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации – 16 488.04 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации – 4 946.41 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3 644,44 руб.
Поскольку уплата страховых взносов за 2011-2012 годы в установленный законом срок ответчиком не была произведена, Управлением на основании ст. 20 вышеуказанного Федерального закона были приняты постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика: в отношении недоимки за 2011 год – постановление от 22.05.2012 № (постановление о возбуждении исполнительного производства от 05.06.2012). Кроме того, в отношении недоимки за 2012 год было принято решение мирового судьи судебного участка № Заволжского судебного района города Ульяновска от 28.03.2013 (постановление о возбуждении исполнительного производства от 08.02.2014).
Данная обязанность административным ответчиком в установленные законом сроки не исполнена.
В соответствии с ч. 3 ст. 25 Федерального закона от 24.07.2009 № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» на вышеуказанную недоимку за период с 31.10.2014 по 15.10.2015 начислены пени в сумме 2 413.85 руб.. из них: на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии – 2 413,85 руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии – 476,1 руб., на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 350,78 руб.
В соответствии с нормами действующего законодательства в адрес ответчика направлено требование об уплате страховых взносов и пеней от 15.10.2015 № со сроком исполнения до 10.11.2015. Вышеуказанное требование ответчиком не исполнено.
Просили взыскать с административного ответчика Морева А.В. пени в сумме 2 413,85 руб., из которых: на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии – 1 586,97 руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии – 476,1 руб., на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 350,78 руб.
Представитель административного истца – УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска в судебное заседание не явился, о месте и времени рассмотрения дела извещен надлежащим образом. Просил рассмотреть дело без его участия, административный иск удовлетворить.
Административный ответчик – Морев А.В. в судебное заседание не явился, о времени и месте административного дела извещался судом надлежащим образом.
В соответствии с положениями п.2 ст. 150 КАС РФ, суд полагает возможным рассмотреть дело в отсутствии административного ответчика.
Изучив материалы дела, суд приходит к следующему.
Согласно ст.ст. 14, 62 КАС РФ административное судопроизводство осуществляется на основе состязательности и равноправия сторон. Лица, участвующие в деле, обязаны доказывать обстоятельства, на которые они ссылаются как на основания своих требований или возражений, если иной порядок распределения обязанностей доказывания по административным делам не предусмотрен настоящим Кодексом.
В соответствии с ч. 3 ст. 1 КАС РФ суды в порядке, предусмотренном настоящим Кодексом, рассматривают и разрешают подведомственные им административные дела, связанные с осуществлением обязательного судебного контроля за соблюдением прав и свобод человека и гражданина, прав организаций при реализации отдельных административных властных требований к физическим лицам и организациям, в том числе административные дела, в том числе административные дела о взыскании денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций с физических лиц.
В соответствии с ч.1 ст. 286 КАС РФ органы государственной власти, иные государственные органы, органы местного самоуправления, другие органы, наделенные в соответствии с федеральным законом функциями контроля за уплатой обязательных платежей (далее - контрольные органы), вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о взыскании с физических лиц денежных сумм в счет уплаты установленных законом обязательных платежей и санкций, если у этих лиц имеется задолженность по обязательным платежам, требование контрольного органа об уплате взыскиваемой денежной суммы не исполнено в добровольном порядке или пропущен указанный в таком требовании срок уплаты денежной суммы и федеральным законом не предусмотрен иной порядок взыскания обязательных платежей и санкций.
Согласно ч.1 ст. 5 Федерального закона «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» № 212-ФЗ (далее ФЗ-212 от 24.07.2009) индивидуальные предприниматели являются плательщиками страховых взносов.
В п. 13 ч.1 ст. 29 Федерального закона от 24.07.2009 №ФЗ-212 закреплено право органов Пенсионного фонда РФ определять расчетным путем фиксированные размеры страховых взносов, подлежащих уплате (перечислению) в государственные внебюджетные фонды плательщиками страховых взносов, указанными в пункте 2 части 1 статьи 5 настоящего Федерального закона.
Как следует из ст. 14 вышеуказанного Федерального закона индивидуальные предприниматели уплачивают соответствующие страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации и Федеральный фонд обязательного медицинского страхования в фиксированных размерах, определяемых в соответствии с частями 1.1 и 1.2 настоящей статьи (ч.1).
Размер страхового взноса по обязательному пенсионному страхованию определяется в следующем порядке, если иное не предусмотрено настоящей статьей: в случае, если величина дохода плательщика страховых взносов за расчетный период не превышает 300 000 рублей, - в фиксированном размере, определяемом как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации, установленного пунктом 1 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (п.1. ч.1.1. ст. 14).
Фиксированный размер страхового взноса по обязательному медицинскому страхованию определяется как произведение минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом на начало финансового года, за который уплачиваются страховые взносы, и тарифа страховых взносов в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования, установленного пунктом 3 части 2 статьи 12 настоящего Федерального закона, увеличенное в 12 раз (ч.1.2. ст. 14).
Если плательщики страховых взносов прекращают осуществлять предпринимательскую либо иную профессиональную деятельность после начала очередного расчетного периода, фиксированный размер страховых взносов, подлежащих уплате ими за этот расчетный период, определяется пропорционально количеству календарных месяцев по месяц, в котором утратила силу государственная регистрация физического лица в качестве индивидуального предпринимателя, прекращен либо приостановлен статус адвоката, прекращены полномочия нотариуса, занимающегося частной практикой. За неполный месяц деятельности фиксированный размер страховых взносов определяется пропорционально количеству календарных дней этого месяца по дату государственной регистрации прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, включительно (ч.4.1. ст. 14).
Сумма страховых взносов исчисляется плательщиками страховых взносов отдельно в отношении Пенсионного фонда Российской Федерации, Федерального фонда обязательного медицинского страхования (ч.3 ст. 16).
В случае прекращения физическим лицом деятельности в качестве индивидуального предпринимателя, прекращения либо приостановления статуса адвоката, прекращения полномочий нотариуса, занимающегося частной практикой, прекращения деятельности иных лиц, занимающихся в установленном законодательством Российской Федерации порядке частной практикой, уплата страховых взносов такими плательщиками страховых взносов производится не позднее 15 календарных дней с даты государственной регистрации прекращения (приостановления) их деятельности включительно (ч.8 ст. 16).
Судом установлено, что Морев А.В. с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ являлся индивидуальным предпринимателем, что подтверждается выпиской из Единого государственного реестра индивидуальных предпринимателей от ДД.ММ.ГГГГ.
Морев А.В., будучи индивидуальным предпринимателем, был зарегистрирован Управлением Пенсионного Фонда РФ (государственным учреждением) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области в качестве страхователя и являлся плательщиком страховых взносов.
За административным ответчиком числится недоимка по страховым взносам 2011-2012 годы, а именно: на страховую часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации – 16 488.04 руб., на накопительную часть трудовой пенсии в Пенсионный фонд Российской Федерации – 4 946.41 руб., в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 3 644,44 руб.
Поскольку уплата страховых взносов за 2011-2012 годы в установленный законом срок ответчиком не была произведена, Управлением на основании ст. 20 вышеуказанного Федерального закона были приняты постановления о взыскании страховых взносов за счет имущества плательщика: в отношении недоимки за 2011 год – постановление от 22.05.2012 №. Кроме того, в отношении недоимки за 2012 год было принято решение мирового судьи судебного участка № Заволжского судебного района города Ульяновска от 28.03.2013.
Данная обязанность административным ответчиком в установленные законом сроки не исполнена.
Административным истцом вышеуказанные постановления предъявлены к принудительному исполнению в службу судебных приставов.
Согласно п. 3 ст. 25 Федерального Закона от 24.07.2009 г. № 212-ФЗ за каждый календарный день просрочки исполнения обязанности по уплате страховых взносов начиная со дня, следующего за установленным сроком уплаты сумм страховых взносов, начисляются пени в размере одной трехсотой ставки рефинансирования Центробанка РФ от неуплаченной суммы страховых взносов.
В связи с чем, на указанную недоимку были начислены пени за период с 31.10.2014 по 15.10.2015 в сумме 2 413,85 руб., из них: на недоимку по страховым взносам на страховую часть трудовой пенсии – 2 413,85 руб., на недоимку по страховым взносам на накопительную часть трудовой пенсии – 476,1 руб., на недоимку по страховым взносам в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 350,78 руб.
В адрес административного ответчика было направлено требование об уплате страховых взносов и пеней от 15.10.2015 г. за № со сроком исполнения до 10.11.2015, однако до настоящего времени обязанность по уплате недоимки административным ответчиком не исполнена.
Неисполнение в добровольном порядке выставленного требования об уплате указанной суммы недоимки пеней послужило основанием для обращения УПФР за их принудительным взысканием.
Разрешая требования истца о взыскании пени за период с 31.10.2014 по 15.10.2015 на недоимку по страховым взносам за 2011, 2012 годы, суд приходит к следующему.
Исходя из положений ст.19 выше указанного Федерального закона заявление может быть подано в суд в течение шести месяцев после истечения срока исполнения требования об уплате страховых взносов, если иное не предусмотрено настоящей статьей. Решение о взыскании доводится до сведения плательщика страховых взносов – организации или индивидуального предпринимателя в течение шести дней после дня вынесения указанного решения. В случае невозможности вручения решения о взыскании плательщику страховых взносов под расписку или передачи иным способом, свидетельствующим о дате его получения, решение о взыскании направляется по почте заказным письмом и считается полученным по истечении шести дней со дня направления заказного письма.
В соответствии со ст.22 данного Федерального закона требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов направляется плательщику страховых взносов органом контроля за уплатой страховых взносов в течение трех месяцев со дня выявления недоимки. Требование об уплате недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов должно быть исполнено в течение 10 календарных дней со дня получения указанного требования, если более продолжительный период времени для уплаты недоимки по страховым взносам, пеней и штрафов не указан в этом требовании.
При этом предельный срок обращения в суд с заявлением о взыскании недоимки по страховым взносам и пеней представляет собой совокупность следующих сроков – трехмесячного срока на добровольное исполнение обязанности по уплате задолженности, указанного в направленном должнику требовании и шестимесячного срока, что предусмотрено статьями 19, 22 Федерального закона «О страховых взносах в пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» №212-ФЗ от 24.07.2009 года.
Таким образом, исходя из первоначальной даты обращения административного истца в суд с административным иском – 08.04.2016, сроки для взыскании пеней за период с 31.10.2014 по 21.06.2015 пропущены (трехмесячный срок для предъявления требования, 6 дней для получения заказного письма, 10 календарных дней со дня получения требования для уплаты недоимки и пени, шестимесячный срок для предъявления иска); за период с 22.06.2015 по 15.10.2015 - не истекли.
При таких обстоятельствах, обоснованными являются требования истца о взыскании пени за период с 22.06.2015 по 15.10.2015, исходя из следующего расчета.
16 488,04 руб. х 116 дн. х 0,0275 % = 525,97 руб. – пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхования в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии;
4 946,41 руб. х 116 дн. х 0,0275 % = 157,79 руб. – пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхования в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть пенсии;
3 644,44 руб. х 116 дн. х 0,0275 % = 116,26 руб. – пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
а всего: 800,02 руб.
В вышеуказанном размере с административного ответчика в пользу административного истца подлежат взысканию пени за период с 22.06.2015 по 15.10.2015 на недоимки по страховым взносам за 2011-2012 годы.
С учетом вышеприведенных правовых норм и установленных обстоятельств по делу, суд приходит к выводу, о том, что административные исковые требования истца УПФ РФ (ГУ) в Заволжском районе г. Ульяновска Ульяновской области подлежат удовлетворению частично. Законных оснований для снижения размера пени, не имеется.
Согласно ч.1 ст.114 КАС РФ судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением административного дела, и государственная пошлина, от уплаты которых административный истец был освобожден, в случае удовлетворения административного искового заявления взыскиваются с административного ответчика, не освобожденного от уплаты судебных расходов. В этом случае взысканные суммы зачисляются в доход федерального бюджета.
Таким образом, в силу ст.114 КАС РФ, ст.333.19 НК РФ, с ответчика в доход федерального бюджета надлежит взыскать госпошлину в сумме 400 руб.
Руководствуясь ст.ст.176-180, 290 КАС РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Административные исковые требования Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области к Мореву АВ о взыскании санкций удовлетворить частично.
Взыскать с Морева АВ, проживающего по адресу: <адрес> в пользу Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области пени в сумме 800,02, из них:
– пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхования в Пенсионный фонд Российской Федерации на страховую часть пенсии – 525,97 руб.;
– пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное пенсионное страхования в Пенсионный фонд Российской Федерации на накопительную часть пенсии – 157,79 руб.;
– пени, начисленные на недоимку по страховым взносам на обязательное медицинское страхование в Федеральный фонд обязательного медицинского страхования – 116,26 руб.
В удовлетворении остальной части иска Управления Пенсионного фонда Российской Федерации (государственного учреждения) в Заволжском районе города Ульяновска Ульяновской области отказать.
Взыскать с Морева АВ в доход федерального бюджета государственную пошлину 400 руб.
Решение может быть обжаловано в Ульяновский областной суд через Заволжский районный суд г. Ульяновска в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.
Судья Калашникова Е.В.