РЕШЕНИЕ
Именем Российской Федерации
14 марта 2014 года Ленинский районный суд города Самары
в составе председательствующего судьи Суркова В.П.,
при секретаре Кизовской В.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № по заявлению Осипенко А.В., Катеева Д.В. и Карпова А.Н., третье лицо Курбатов В.И. об обжаловании бездействия и действий ТУ Росимущества в Самарской области и возложении обязанности осуществить действия,
УСТАНОВИЛ:
Осипенко А.В., Катеев Д.В. и Карпов А.Н. обратились в суд с заявлением об обжаловании бездействия и действий ТУ Росимущества в Самарской области и возложении обязанности осуществить действия. В обоснование своих требований указали, что ДД.ММ.ГГГГ они обратились в ТУ Росимущества в <адрес> с заявлениями о разрешении на размежевание земельного участка площадью 9622 кв. м (кадастровый номер №), находящийся в собственности РФ, расположенного по адресу: <адрес>, которое необходимо для разделения данного земельного участка на два самостоятельных участка с последующим выкупом (первый участок площадью 335 кв. м под административным зданием Литера А + отмостка, второй участок площадью 9287 кв. м, что составляет оставшуюся площадь данного участка) и разрешение на размежевание земельного участка площадью 3496 кв. м (кадастровый номер № находящегося в собственности РФ и расположенного по адресу: <адрес>, которое необходимо для выделения с последующим выкупом земельного участка площадью 397 кв. м под нежилым зданием Литера Б + отмостка.
До настоящего момента ответ на данное обращение от ТУ Росимущества в Самарской области не получено.
Также ДД.ММ.ГГГГ они обратились в ТУ Росимущества в Самарской области о предоставлении в собственность за выкуп: части земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 397 кв. м, с кадастровым номером № земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 335 кв. м с кадастровым номером № земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 9 287 кв. м с кадастровым номером №
ДД.ММ.ГГГГ от ТУ Росимущества в Самарской области получен ответ, согласно которому в предоставлении земельных участков в собственность за выкуп отказано. Основанием отказа указано, что ими – заявителями не представлен ряд документов, предусмотренных перечнем, утверждённым приказом Минэкономразвития России от ДД.ММ.ГГГГ №475, а именно: копия паспортов заявителей, надлежащим образом заверенные доверенности и документы, свидетельствующие о нахождении на испрашиваемых земельных участках объектов недвижимого имущества, являющихся собственностью, а также не предоставлено сообщение заявителей, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках, в отношении которых поданы заявления о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
По мнению заявителей, отказ в предоставлении земельных участков в собственность по указанным основаниям является незаконным.
Ссылаясь на изложенные обстоятельства, просили признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в <адрес>, выразившееся в отсутствии ответа на обращения заявителей от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу о разрешении на размежевание земельного участка площадью 9622 кв. м (кадастровый номер № и земельного участка площадью 3496 кв. м (кадастровый номер №), находящихся в собственности РФ, расположенных по адресу: <адрес>, 8 (<адрес>).
Обязать ТУ Росимущества в <адрес> устранить нарушение прав и законных интересов заявителей путём совершения действий в виде ответа на обращение заявителей по вопросу о разрешении на размежевание земельных участков площадью 9 622 кв. м (кадастровый номер №) и 3 496 кв. м (кадастровый номер № находящихся в собственности РФ и расположенных по адресу: <адрес>, 8 (<адрес>).
Признать незаконным отказ ТУ Росимущества в Самарской области в предоставлении в собственность земельных участков.
Обязать ТУ Росимущества в Самарской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителей посредством принятия решения о предоставлении в собственность за выкуп следующих земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, 8 (<адрес>): земельного участка площадью 9 287 кв. м в общую долевую собственность Осипенко А. В. и Карпова А. Н. по 1/2 доле каждому; земельного участка площадью 397 кв. м в общую долевую собственность Осипенко А. В. - 1/4 долю, Карпову А. Н. - 1/4 долю и Катееву Д. В. - 1/2 долю; земельного участка площадью 335 кв. м в общую долевую собственность Осипенко А. В. - 1/4 долю, Карпову А. Н. - 1/4 долю и Катееву Д. В. - 1/2 долю, после формирования указанных земельных участков и постановки их на государственный кадастровый учёт.
Обязать ТУ Росимущества в Самарской области заключить договор купли-продажи вышеуказанных земельных участков с заявителями: Осипенко Александром Викторовичем, Карповым Анатолием Николаевичем и Катеевым Дмитрием Викторовичем.
В судебном заседании представитель заявителей, действующая на основании доверенности, заявленные требования, поддержала в полном объёме, просила их удовлетворить.
Представитель ТУ Росимущества в Самарской области в судебное заседание не явился, извещён надлежащим образом, представил отзыв, согласно которому просил рассмотреть дело в его отсутствие. В отзыве указано, что территориальное управление лишено возможности принять решение об образовании земельных участков, поскольку, у него не имелось соответствующего поручения центрального аппарата Росимущества, в компетенцию которого входит принятие соответствующих решений.
Кроме того, заявители не сослались на норму действующего законодательства, на основании которого на госорган возможно возложить обязанность раздела принадлежащего государству участка.
Также указано на то, что заявители не представили все документы, необходимые для принятия решения по существу обращения. Кроме того, заявителями пропущен срок для признания незаконным бездействия по вопросу о разрешении на размежевание.
Курбатов В.И., привлечённый к участию в деле в качестве третьего лица, в судебном заседании пояснил, что не возражает против удовлетворения заявленных требований, поскольку, его права при разрешении настоящего дела не затрагиваются. Он также является собственником нежилого помещения, расположенного по вышеуказанному адресу. Однако там расположено несколько жилых помещений, которые принадлежат ему и заявителям. Иных собственников, кроме него и заявителей, по указанному адресу, не имеется. Заявители не ставят перед заинтересованным лицом вопрос о предоставлении им земельного участка под строением, принадлежащим ему на праве собственности, в связи с чем, он считает возможным удовлетворение заявленных требований.
Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, приходит к следующему.
В соответствии с положениями ст.11.3 Земельного кодекса РФ образование земельных участков из земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, осуществляется на основании решений исполнительных органов государственной власти или органов местного самоуправления, предусмотренных статьёй 29 настоящего Кодекса, за исключением случаев: 1) раздела земельных участков, предоставленных садоводческим, огородническим или дачным некоммерческим объединениям граждан, а также земельных участков, предоставленных гражданам на праве постоянного (бессрочного) пользования, праве пожизненного наследуемого владения; 2) образования земельных участков из земельных участков, предоставленных для комплексного освоения в целях жилищного строительства; 3) образования земельных участков из земельных участков, находящихся в границах застроенной территории, в отношении которой в соответствии с Градостроительным кодексом РФ принято решение о ее развитии и заключен договор о развитии застроенной территории; 4) перераспределения земельных участков в соответствии со статьёй 11.7 настоящего Кодекса; 5) иных предусмотренных федеральными законами случаев.
2. Решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, могут быть приняты на основании заявлений землепользователей, землевладельцев, арендаторов земельных участков, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки. Для принятия решения об образовании земельных участков, указанных в пункте 1 настоящей статьи, необходимы следующие документы: 1) кадастровые паспорта образуемых земельных участков или кадастровый паспорт образуемого земельного участка; 2) правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки.
2.1. Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления запрашивают документы, указанные в подпункте 1 пункта 2 настоящей статьи, в органах и подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организациях, в распоряжении которых находятся указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них).
Землепользователи, землевладельцы, арендаторы земельных участков при подаче заявления, указанного в пункте 2 настоящей статьи, прилагают к нему правоустанавливающие и (или) правоудостоверяющие документы на земельные участки, из которых при разделе или объединении образуются земельные участки, если указанные документы (их копии, сведения, содержащиеся в них) не находятся в распоряжении органа государственной власти, органа местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций.
Согласно п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ граждане и юридические лица, имеющие в собственности, безвозмездном пользовании, хозяйственном ведении или оперативном управлении здания, строения, сооружения, расположенные на земельных участках, находящихся в государственной или муниципальной собственности, приобретают права на эти земельные участки в соответствии с настоящим Кодексом.
Если иное не установлено федеральными законами, исключительное право на приватизацию земельных участков или приобретение права аренды земельных участков имеют граждане и юридические лица - собственники зданий, строений, сооружений. Указанное право осуществляется гражданами и юридическими лицами в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Кодексом, федеральными законами.
Пунктом 5 ст.36 Земельного кодекса РФ предусмотрено, что для приобретения прав на земельный участок граждане или юридические лица, указанные в настоящей статье, совместно обращаются в исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, с заявлением о приобретении прав на земельный участок.
Перечень документов, необходимых для приобретения прав на земельный участок, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере земельных отношений.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления дополнительных документов, за исключением документов, предусмотренных указанным перечнем.
Исполнительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, не вправе требовать от заявителя представления документов, которые находятся в их распоряжении, распоряжении иных государственных органов, органов местного самоуправления либо подведомственных государственным органам или органам местного самоуправления организаций в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации, муниципальными правовыми актами, за исключением случаев, если такие документы включены в определенный Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ №210-ФЗ «Об организации предоставления государственных и муниципальных услуг» перечень документов.
Согласно п.6 ст. 36 Земельного кодекса РФ в месячный срок со дня поступления указанного в пункте 5 настоящей статьи заявления исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, принимает решение о предоставлении земельного участка на праве собственности, в аренду или в случаях, указанных в п.1 статьи 20 настоящего Кодекса, на праве постоянного (бессрочного) пользования. В месячный срок с даты принятия решения о предоставлении земельного участка на праве собственности или в аренду исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, осуществляет подготовку проекта договора купли-продажи или аренды земельного участка и направляет его заявителю с предложением о заключении соответствующего договора.
В соответствии с п.7 ст. 36 Земельного кодекса РФ в случае, если не осуществлен государственный кадастровый учет земельного участка или в государственном кадастре недвижимости отсутствуют сведения о земельном участке, необходимые для выдачи кадастрового паспорта земельного участка, орган местного самоуправления на основании заявления гражданина или юридического лица либо обращения предусмотренного статьёй 29 настоящего Кодекса исполнительного органа государственной власти в месячный срок со дня поступления указанных заявления или обращения утверждает и выдает заявителю схему расположения земельного участка на кадастровом плане или кадастровой карте соответствующей территории. Лицо, которое обратилось с заявлением о предоставлении земельного участка, обеспечивает за свой счет выполнение в отношении этого земельного участка кадастровых работ и обращается с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета этого земельного участка в порядке, установленном Федеральным законом «О государственном кадастре недвижимости».
Местоположение границ земельного участка и его площадь определяются с учетом фактического землепользования в соответствии с требованиями земельного и градостроительного законодательства. Местоположение границ земельного участка определяется с учетом красных линий, местоположения границ смежных земельных участков (при их наличии), естественных границ земельного участка.
В силу п.8 ст.36 Земельного кодекса РФ исполнительный орган государственной власти или орган местного самоуправления, предусмотренные статьёй 29 настоящего Кодекса, в двухнедельный срок со дня представления кадастрового паспорта земельного участка принимает решение о предоставлении этого земельного участка лицам, указанным в пункте 5 настоящей статьи, и направляет им копию такого решения с приложением кадастрового паспорта этого земельного участка.
Из материалов дела следует, что Осипенко А.В. на праве собственности принадлежит 1/4 доля в праве общей долевой собственности на нежилое помещение площадью 344, 1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, литер «А». Сособственниками указанного помещения наряду с Осипенко А.В. являются Катеев Д.В, в размере 1/2 доли и Карпов А.Н. в размере 1/4 доли. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о праве собственности на здание и кадастровым паспортом здания.
Также Осипенко А.В. принадлежит 1/4 доля в праве общей долевой собственности на нежилое здание (гараж) площадью 244,1 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, литер «Б» (гаражный проезд, 8). Сособственниками указанного помещения наряду с Осипенко А.В. являются Катеев Д.В, в размере 1/2 доли и Карпов А.Н. в размере 1/4 доли. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о праве собственности на здание и кадастровым паспортом здания.
Осипенко А.В. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на нежилое здание (склад) площадью 455,2 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, литер «Г» (гаражный проезд, 8). Сособственником указанного помещения наряду с Осипенко А.В. являются Карпов А.Н. в размере 1/2 доли. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о праве собственности на здание и кадастровым паспортом здания.
Осипенко А.В. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на нежилое здание (склад) площадью 458,2 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, литер «Д» (гаражный проезд, 8). Сособственником указанного помещения наряду с Осипенко А.В. являются Карпов А.Н. в размере 1/2 доли. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о праве собственности на здание и кадастровым паспортом здания.
Осипенко А.В. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на нежилое здание (склад) площадью 449,2 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, литер «Е» (гаражный проезд, 8). Сособственником указанного помещения наряду с Осипенко А.В. являются Карпов А.Н. в размере 1/2 доли. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о праве собственности на здание и кадастровым паспортом здания.
Осипенко А.В. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на нежилое помещение площадью 385,8 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, литер «Ё». Сособственником указанного помещения наряду с Осипенко А.В. являются Карпов А.Н. в размере 1/2 доли. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о праве собственности на здание и кадастровым паспортом здания.
Осипенко А.В. принадлежит 1/2 доля в праве общей долевой собственности на нежилое здание (склад) площадью 878,7 кв. м, расположенного по адресу: <адрес>, литер «Ж». Сособственником указанного помещения наряду с Осипенко А.В. являются Карпов А.Н. в размере 1/2 доли. Указанные обстоятельства подтверждаются свидетельствами о праве собственности на здание.
Распоряжением администрации Куйбышевского района города Самары от ДД.ММ.ГГГГ № адрес: <адрес> признан недействительным. Зданиям под литерами А, Б, Г, Д, Е, Ё, Ж и зданию без литеры, присвоены адреса: <адрес>, ул. <адрес>, 8, строение 1-8.
Материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в ТУ Росимущества в <адрес> с заявлениями о разрешении на размежевание земельного участка площадью 9622 кв. м (кадастровый номер 63:01:0415004:26), находящегося в собственности РФ, расположенного по адресу: <адрес>, которое необходимо для разделения данного земельного участка на два самостоятельных участка с последующим выкупом (первый участок площадью 335 кв. м под административным зданием Литера А + отмостка, второй участок площадью 9287 кв. м, что составляет оставшуюся площадь данного участка) и разрешение на размежевание земельного участка площадью 3496 кв. м (кадастровый номер 63:01:0415004:24), находящийся в собственности РФ и расположенный по адресу: <адрес>, которое необходимо для выделения с последующим выкупом земельного участка площадью 397 кв. м под нежилым зданием Литера Б + отмостка.
Установлено, что до настоящего момента ответ на данные обращения от ТУ Росимущества в Самарской области не получено.
Также материалами дела подтверждается, что ДД.ММ.ГГГГ заявители обратились в ТУ Росимущества в Самарской области о предоставлении в собственность за выкуп: части земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 397 кв. м, с кадастровым номером № части земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 335 кв. м с кадастровым номером № земельного участка, расположенного по адресу: <адрес>, площадью 9 287 кв. м с кадастровым номером №
ДД.ММ.ГГГГ от ТУ Росимущества в Самарской области получен ответ, согласно которому в предоставлении земельных участков в собственность за выкуп отказано. Основанием отказа указано, что заявителями не представлен ряд документов, предусмотренных перечнем, утверждённым приказом Минэкономразвития России от 13.09.2011 года №475, а именно: копия паспортов заявителей, надлежащим образом заверенные доверенности и документы, свидетельствующие о нахождении на испрашиваемых земельных участках объектов недвижимого имущества, являющихся собственностью заявителей, а также не предоставлено сообщение заявителей, содержащее перечень всех зданий, строений, сооружений, расположенных на данных земельных участках, в отношении которых поданы заявления о приобретении прав, с указанием (при их наличии у заявителя) их кадастровых (инвентарных) номеров и адресных ориентиров.
Установлено, что местоположение и конфигурация земельного участка площадью 9621 кв. м кадастровый номер: № участка площадью 3496 кв. м кадастровый номер № соответствующими кадастровыми выписками.
Согласно градостроительному обоснованию подготовленному Муниципальным предприятием г.о. Самара «Архитектурно-планировочное бюро» целевое использование земельного участка площадью 9621 кв. м кадастровый номер: № по карте правового зонирования Правил застройки и землепользования, утв. Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № рассматриваемый земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м; ПК-1).
По градостроительному регламенту использование земельного участка под производственную базу соответствует основным разрешённым видам использования
Объект представляет собой площадку с размещёнными на нём нежилыми зданиями, асфальтобетонной площадкой и инженерными коммуникациями, участок имеет ограждение.
Прилегающая территория занята производственными предприятиями со сложившейся планировочной и инженерно-транспортной инфраструктурой.
Градостроительное обоснование определяет: существующую структуру территории и использование земельного участка для организации подъездных путей, парковочной зоны и благоустройства территории на основании положений генерального плана г.о. Самара; структуру землепользования в границах земельного участка, необходимого для функционирования нежилых зданий.
Планировочное решение: земельным участком фактически сложившегося объекта застройки является территория, составляющая ресурс объекта для самодостаточного обеспечения, функционирования и эксплуатационного обслуживания.
Планировка территории площадки складывается из земельных участков следующего назначения: земельный участок, занятый существующими объектами недвижимости; нежилые здания ориентированы по сторонам света, что соответствует нормативным требованиям инсолирования помещений.
Основные показатели: на земельных участках с кадастровыми номерами: №, правообладателем которых является Российская Федерация, расположены нежилые здания, в комплексе, здания представляют собой производственную базу по ремонту грузовых автомобилей.
По заявлению заказчиков следует произвести разделение земельных участков на которых расположены нежилые здания, принадлежащие физическим лицам: Осипенко А.В., Карпову А.Н. и Катееву Д.В. При разделении земельных участков на которых находятся нежилые здания следует обозначить сервитут, для беспрепятственного проезда грузовых и пожарных машин.
Сервитутом является территория общего пользования, которая не принадлежит приватизации.
Общая площадь сервитута земельного участка, состоящего из двух участков с кадастровыми номерами №26, составляет 11 033 кв. м. Сервитут наложен на всю территорию производственной базы по ремонту грузовых машин, где каждое нежилое здание может функционировать как самостоятельный объект.
Следует произвести разделение земельного участка с кадастровым номером № котором расположены нежилые здания, на два самостоятельных земельных участка.
Земельный участок площадью 335 кв. м, на котором расположено административное здание, Литера А, которое находится в общей долевой собственности Осипенко А.В., Катеева Д.В. и Карпова А.Н.
Второй земельный участок площадью 9 287 кв. м, на котором расположено: нежилое здание (склад), Литера Ж; нежилое помещение, Литера «Ё», нежилое здание (склад), Литера Е; -нежилое здание (склад), Литера Д; нежилое здание (склад), Литера Г., которые находятся в общей долевой собственности Осипенко А.В. и Карпова А.Н.
Согласно ст.11.3, 11.4 и 36 Земельного кодекса РФ возможно произвести раздел земельного участка под объектом недвижимости, на два земельных участка площадью 335 кв. м и площадью 9287 кв. м с соответствующим каталогом координат поворотных точек, приведённых в тадлице.
Земельный участок площадью 9 287 кв. м обременён сервитутом. Площадь сервитута составляет 1 322,8 кв. м.
Согласно градостроительному обоснованию подготовленному Муниципальным предприятием г.о. Самара «Архитектурно-планировочное бюро» целевое использование земельного участка площадью 3496,3 кв. м кадастровый номер: № карте правового зонирования Правил застройки и землепользования, утв. Постановлением Самарской городской Думы от ДД.ММ.ГГГГ № рассматриваемый земельный участок расположен в зоне предприятий и складов V-IV классов вредности (санитарно-защитные зоны до 100 м, ПК-1).
По градостроительному регламенту использование земельного участка под нежилое здание соответствует основным разрешённым видам использования недвижимости в указанной зоне.
Градостроительное обоснование использования земельного участка выполнено на основании задания заказчика.
Объект представляет собой площадку с размещённым на нём нежилым зданием, асфальтобетонной площадкой и инженерными коммуникациями.
Участок имеет ограждение.
Прилегающая территория занята производственными предприятиями со сложившейся планировочной и инженерно-транспортной инфраструктурой.
Градостроительное обоснование определяет: существующую структуру территории и использование земельного участка для организации подъездных путей, парковочной зоны и благоустройства территории на основании положений генерального плана г.о. Самара; структуру землепользования в границах земельного участка, необходимо для функционирования нежилого здания.
Планировка территории площадки складывается из земельных участков следующего назначения: земельный участок, занятый существующим объектом недвижимости. Нежилое здание ориентировано по сторонам света, что соответствует нормативным требованиям инсолирования помещений.
Данным обоснованием рассматривается земельный участок, стоящий на кадастровом учёте под номером: 63:01:0415004:24; правообладателем которого является Российская Федерация. На данном земельном участке расположены нежилые здание, в комплексе, здания представляют собой производственную базу по ремонту грузовых автомобилей.
По заявлению заказчиков, следует произвести разделение земельного участка на котором расположено нежилое здание, литера Б, принадлежащее физическим лицам в общей долевой собственности, а именно Осипенко А.В., Карпову А.Н. и КатеевуД.В.
Нежилые здания, расположенные на земельном участке с кадастровым номером 63:01:0415004:24, функционируют как отдельные самостоятельные объекты недвижимости.
По заданию заказчиков, следует выделить земельный участок под зданием литера Б с отмосткой, площадью 397 кв. м.
Нежилое здание, литера Б, расположено вдоль дороги, чем обеспечивается беспрепятственный подъезд пожарной техники к данному зданию.
Из этого следует, что на земельном участке с кадастровым номером № нежилое здание, (гараж), литера Б, находящейся в общей долевой собственности Осипенко А.В., Карпова А.Н. и Катеева Д.В., согласно ст.36 Земельного кодекса РФ возможно произвести раздел земельного участка под объектом недвижимости, площадью 397 кв. м с каталогом координат поворотных точек.
Информация, содержащаяся в градостроительных обоснования обоих участков, подтверждается схемами размежевания данных участков с координатами поворотных точек, расстояниями и дирекционными углами, приведёнными в таблице.
При наличии указанных обстоятельств, учитывая, что заинтересованное лицо не рассмотрело по существу обращение заявителей по вопросу о разрешении на размежевание земельных участков, суд приходит к выводу о том, что заинтересованным лицом допущено бездействие, в связи с чем, требования заявителей в указанной части, подлежат удовлетворению.
Доводы заинтересованного лица о том, что оно лишено возможности принять решение об образовании земельных участков, поскольку, у него не имелось соответствующего поручения центрального аппарата Росимущества, в компетенцию которого входит принятие соответствующих решений, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, ввиду того, что направление такого поручения относится к внутриведомственным отношениям между Росимуществом и его территориальными органами, и его отсутствие, в силу п.1 ст.36 Земельного кодекса РФ не может служить препятствием для реализации прав собственников объектов недвижимого имущества на приватизацию земельных участков.
Ссылка заинтересованного лица на то, что заявителями пропущен срок для признания незаконным бездействия по вопросу о разрешении на размежевание, также не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований. Так, из материалов дела следует, что заявители с заявлениями по вопросу о разрешении на размежевание и о предоставлении в собственность земельных участков обратились 09.06.2012 года. 27.09.2013 года заинтересованным лицом оформлен отказ в предоставлении в собственность земельных участков. При этом, позиция заинтересованного лица в части обращения заявителей по вопросу о разрешении на размежевание, по существу, не приведена. Таким образом, с момента получения заявителями соответствующего сообщения, в котором до них не доводилась информация по их обращению относительно разрешения на размежевание, им стало известно о нарушении их прав. Соответственно, обратившись в суд с настоящим заявлением, заявители не пропустили срок для обжалования бездействия заинтересованного лица.
Требования заявителей о возложении на заинтересованное лицо обязанности предоставить в собственность за выкуп испрашиваемые земельные участки, по мнению суда, также подлежат удовлетворению, поскольку, основания, по которым заявителям отказано в предоставлении земельных участков, приведённые в сообщении от ДД.ММ.ГГГГ года, не основаны на законе.
Судом установлено, что к заявлениям от ДД.ММ.ГГГГ года, заявителями приложены все документы, которые необходимы для принятия решения по их обращению, для последующего согласования, либо отказа в согласовании по вопросу о предоставлении земельных участков за выкуп. Так, заявителями представлены свидетельства о государственной регистрации права на нежилые здания, расположенные на испрашиваемых земельных участках, правоустанавливающие документы на эти объекты недвижимости и кадастровые паспорта на данные здания. Кроме того, представлены схемы размежевания земельных участков на кадастровой карте территории и кадастровом квартале, градостроительные обоснования о разделении земельных участков, выполненные МП «АПБ» г.о. Самара, с указанием всех объектов недвижимого имущества, расположенных на нём, а также сведения об объектах, расположенных на испрашиваемых земельных участках из ФГУП «Ростехинвентаризация».
Кроме того, как следует из материалов дела, все обращения в ТУ Росимущества осуществлялись заявителями через представителя, т.е. лично. Соответственно при поступлении документов, необходимых для выполнения административной процедуры от заявителя, ответственный исполнитель осуществляет их рассмотрение на предмет комплектности, а также оснований для отказа в предоставлении государственной услуги. Максимальный срок выполнения данного действия составляет 1 рабочий день (п. 3.2.2 Административного регламента).
В случае, если представлен неполный комплект документов, к письму об отказе в предоставлении государственной услуги прилагаются (возвращаются) представленные заявителем документы. Максимальный срок подготовки такого письма составляет 1 рабочий день (п. 3.2.3).
Отказ же в предоставлении испрашиваемых земельных участков получен ДД.ММ.ГГГГ года, т.е. спустя 15 (пятнадцать) месяцев после обращения.
При предоставлении государственной услуги при личном обращении заявитель осуществляет взаимодействие с должностным лицом, осуществляющим предоставление государственной услуги... (п. 2.26 регламента). Информация о порядке предоставления государственной услуги и перечне документов, необходимых для ее получения может быть получена в порядке индивидуального консультирования лично (п. 1.4, 1.5, 1.6). Согласно п. 1.11, должностные лица подразделений, предоставляющих государственную услугу, при ответе на обращения граждан и организаций обязаны дать ответ по вопросам предоставления государственной услуги самостоятельно.
Таким образом, из пакета представленных заявителями документов следует, что они являются собственниками всех объектов недвижимого имущества, находящихся на испрашиваемом земельном участке, указанные объекты представляют собой производственную базу, участок имеет ограждение, прилегающая территория занята производственными предприятиями со сложившейся планировочной и инженерно-транспортной инфраструктурой.
С учётом вышеизложенного, доводы заинтересованного лица о том, что заявителями не представлены все документы, предусмотренные перечнем, утверждённым приказом Минэконом развития России от ДД.ММ.ГГГГ №475, не могут служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований.
Согласно положениям ст.11.3 Земельного кодекса РФ при разделе земельного участка образуется несколько земельных участков, а земельный участок, из которого при разделе образуются земельные участки, прекращает своё существование, за исключением случаев, указанных в пункте 4 и 6 настоящей статьи, и случаев, предусмотренных другими федеральными законами.
При разделе земельного участка у его собственника возникает право собственности на все образуемые в результате раздела земельные участки.
В соответствии с п.1 ст.22.2 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ №122-ФЗ «О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним» одним из оснований для государственной регистрации прав собственности и иных вещных прав на земельные участки, образуемые при разделе, объединении, перераспределении земельных участков или выделе из земельных участков, является решение о разделе или об объединении находящихся в государственной или муниципальной собственности земельных участков.
Таким образом, для принятия уполномоченным органом решения о разделе земельного участка и о предоставлении вновь образованных при этом земельных участков в собственность гражданам и юридическим лицам, такие лица, в силу прямого указания закона, должны обеспечить кадастровый учёт всех объектов, образованных при разделе.
Удовлетворяя заявленные требования, судом учтено также, что заинтересованное лицо, допустив бездействие по вопросу о разрешении на размежевание земельных участков, фактически исключило возможность проведения заявителями за свой счёт процедуры постановки вновь образованных земельных участков на кадастровый учёт. Из пояснений представителя заявителей следует, что они против этого не возражали и в настоящее время также готовы за свой счёт провести мероприятия по постановке на учёт вновь образованных участков с целью последующего их выкупа. В случае обжалования бездействия заинтересованного лица отдельно от обжалования действий последнего по возложению соответствующих обязанностей, при наличии отказа от ДД.ММ.ГГГГ года, заявителями был бы пропущен срок обжалования действий заинтересованного лица, предусмотренный законом.
Соответственно, при проведении за счёт заявителей процедуры постановки вновь образованных участков на кадастровый учёт, заявители вправе выкупить вновь образованные земельные участки.
Ссылка заинтересованного лица на то, что законом не предусмотрена безусловная обязанность делить земельный участок, принадлежащий государству на праве собственности, по мнению суда, также не может служить основанием для отказа в удовлетворении заявленных требований, поскольку, практическая реализация права собственника здания на выкуп земельного участка, на котором данное здание находится, в силу положений ст.36 Земельного кодекса РФ, в рассматриваемой ситуации невозможна без раздела земельного участка. Противоположный вывод суда означает отказ собственникам зданий, заявителям по данному делу в реализации их исключительного права на приватизацию земельных участков, расположенных под зданиями, что противоречит закону.
На основании изложенного и руководствуясь ст. ст.194-198 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
Заявление Осипенко А.В., Катеева Д.В. и Карпова А.Н. об обжаловании бездействия и действий ТУ Росимущества в <адрес> и возложении обязанности устранить допущенные нарушения - удовлетворить.
Признать незаконным бездействие ТУ Росимущества в Самарской области, выразившееся в отсутствии ответа на обращения заявителей от ДД.ММ.ГГГГ по вопросу о разрешении на размежевание земельного участка площадью 9622 кв. м (кадастровый номер 63:№ и земельного участка площадью 3496 кв. м (кадастровый номер № находящихся в собственности РФ, расположенных по адресу: <адрес>, 8 (<адрес>).
Обязать ТУ Росимущества в <адрес> устранить нарушение прав и законных интересов заявителей путём совершения действий в виде ответа на обращение заявителей по вопросу о разрешении на размежевание земельных участков площадью 9 622 кв. м (кадастровый номер № 3 496 кв. м (кадастровый номер № находящихся в собственности РФ и расположенных по адресу: <адрес>, 8 (<адрес>).
Признать незаконным отказ ТУ Росимущества в <адрес> в предоставлении в собственность земельных участков.
Обязать ТУ Росимущества в Самарской области устранить нарушение прав и законных интересов заявителей посредством принятия решения о предоставлении в собственность за выкуп следующих земельных участков, расположенных по адресу: <адрес>, 8 (<адрес>):
земельного участка площадью 9 287 кв. м в общую долевую собственность Осипенко А.В. и Карпова А.Н. по 1/2 доле каждому;
земельного участка площадью 397 кв. м в общую долевую собственность Осипенко А.В. - 1/4 долю, Карпову Анатолию Николаевичу - 1/4 долю и Катееву Д.В. - 1/2 долю;
земельного участка площадью 335 кв. м в общую долевую собственность Осипенко А.В. - 1/4 долю, Карпову А. Н. - 1/4 долю и Катееву Д. В. - 1/2 долю, после формирования указанных земельных участков и постановки их на государственный кадастровый учёт.
Обязать ТУ Росимущества в <адрес> заключить договор купли-продажи вышеуказанных земельных участков с заявителями: Осипенко А.В., Карповым А.Н. и Катеевым Д.В..
Решение может быть обжаловано в Самарский областной суд в апелляционном порядке в 30-дневный срок через Ленинский районный суд города Самары.
Председательствующий /подпись/ Сурков В.П.
Копия верна: судья