Дело № 2-2492/2019
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
г. Клин Московской области 09 октября 2019 года
Клинский городской суд Московской области в составе:
председательствующего судьи Вороновой Т.М.,
при секретаре Баламутовой А.Д.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по исковому заявлению Большакова В. А. к ИФНС России по г. Клин Московской области об обязании произвести зачет в счет предстоящих платежей налогоплательщика по земельному налогу,
УСТАНОВИЛ:
Большаков В.А. обратился в суд с иском к ИФНС России по г. Клин Московской области об обязании произвести зачет в счет предстоящих платежей налогоплательщика по земельному налогу.
В обоснование иска указывал на то, что на основании Постановления администрации Клинского муниципального района № 1376 от 15.06.2012г. «О продаже земельного участка» является собственником земельного участка площадью 3410 кв.м., кадастровый /номер/, расположенного по адресу: /адрес/ разрешенное использование «для размещения и обслуживания объектов недвижимости» (здание склада, помещение котельной), категория земель - «земли населенных пунктов». Земельный участок приобретался для размещения и обслуживания здания склада (свидетельство о государственной регистрации права от 16.05.2012г.) и помещения котельной (свидетельство о государственной регистрации права от 28.05.2008г.) как и указано в Постановлении № 1376 от 15.06.2012 г. С момента приобретения и по настоящее время земельный участок используется им по целевому назначению.
Земельный участок находится в промышленной зоне, согласно проекта планировки и застройки, что подтверждается выпиской из ведомственной информационной системы «Обеспечение градостроительной деятельности Московской области» (ВИС-ИСОГД).
В 2013 году проводилась массовая оценка земельных участков Московской области по заказу Министерства экологии и природопользования.
Поскольку оценка проводилась исключительно по сведениям, содержащимся в ЕГРН, без выезда и детального изучения земельных участков, при проведении вышеуказанных оценочных работ была допущена ошибка в отношении его земельного участка.
Так, в результате вышеуказанной оценки, принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок был ошибочно отнесен ко 2-ой группе, а именно «земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки», в связи с чем участок оценен в 5 999 690 рублей 40 копеек (1759 рублей 44 копейки за 1 кв.м.).
Однако, согласно методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39) спорный земельный относится к 9-й группе, а именно «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
Величина земельного налога рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Ставка налога на землю для физических лиц устанавливается нормативными актами региональных властей с учетом ограничений, предусмотренных на федеральном уровне, и составляет 1,5% от кадастровой стоимости.
Таким образом, начиная с 2013 года, истец ежегодно оплачивал земельный налог в сумме 89 995 рублей - 1,5% от ошибочно установленной кадастровой стоимости участка.
В 2018 году истец обратился в Администрацию городского округа Клин и в Министерство имущественных отношений по вопросу исправления допущенной в отношении земельного участка ошибки, приведшей к завышению кадастровой стоимости земельного участка, допущенная ошибка была устранена, то есть, фактически, указанные лица признали факт ее существования, установлена кадастровая стоимость 3 149 510 рублей 10 копеек (923 рубля 61 копейка за 1 кв.м.).
При применении налоговой ставки 1,5 % к вновь установленной кадастровой стоимости земельного участка в сумме 3 149 510 рублей 10 копеек, земельный налог за расчетный период должен составлять 47 242 рубля 65 копеек.
При таких обстоятельствах, по независящим от истца причинам, в период с 2013 года по 2018 год он был вынужден оплачивать земельный налог, несоответствующий виду разрешенного использования. Сумма излишне уплаченного земельного налога за три года составила 128 257 рублей 05 копеек.
В досудебном порядке истец обращался в ИФНС России по городу Клин и в УФНС России по Московской области с требованием произвести зачет в счет предстоящих платежей налогоплательщика по земельному налогу в отношении земельного участка в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Однако в обоих случаях был получен отказ со ссылкой на то, что администрирование налога осуществляется на основе информации, представляемой регистрирующими органами, от достоверности, актуальности и полноты которой зависит налоговое администрирование в отношении конкретного объекта налогообложения за определенный налоговый период и начисление налога произведено в соответствии со сведениями, поступившими из регистрирующего органа.
Учитывая указанные обстоятельства, просил обязать ИФНС России по городу Клин произвести зачет в сумме 128 257 рублей 65 копеек в счет предстоящих платежей налогоплательщика по земельному налогу в отношении земельного участка площадью 3410 кв.м., кадастровый /номер/, расположенного по адресу: /адрес/
Большаков В.А. и его представитель в судебное заседание явились, исковые требования поддержали.
Представитель ИФНС России по г. Клин Московской области возражал против удовлетворения иска.
Представитель администрации городского округа Клин оставила разрешение спора на усмотрение суда.
Представитель третьего лица управления Росреестра по Московской области в судебное заседание не явился, представил заявление о рассмотрении дела в его отсутствие по имеющимся в материалах дела доказательствам.
Проверив материалы дела, с учетом представленных сторонами доказательств, оценив их в совокупности на основании ст.67 ГПК РФ, заслушав объяснения явившихся лиц, суд пришел к следующему выводу.
В силу ст. ст. 3, 45 НК РФ налогоплательщик обязан самостоятельно исполнить обязанность по уплате налога, если иное не предусмотрено законодательством о налогах и сборах.
В соответствии со ст. 1 Закона РФ от 11.10.1991 N 1738-1 "О плате за землю" использование земли в Российской Федерации является платным. Формами платы являются: земельный налог, арендная плата, нормативная цена земли.
Собственники земли, землевладельцы и землепользователи, кроме арендаторов, облагаются ежегодным земельным налогом (ст. 1 указанного Закона).
В соответствии со ст. 15 Закона РФ от 11.09.91 N 1738-1 "О плате за землю" основанием для установления налога на землю является документ, удостоверяющий право собственности, владения или пользования земельным участком.
В соответствии с п.1 ст.388 НК РФ налогоплательщиками земельного налога признаются организации и физические лица, обладающие земельными участками, признаваемыми объектом налогообложения, на праве собственности, праве постоянного (бессрочного) пользования или праве пожизненного наследуемого владения, если иное не установлено НК РФ.
Согласно п.1 ст.391 НК РФ налоговая база определяется в отношении каждого земельного участка как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Пунктом 4 ст.391 НК РФ предусмотрено, что для налогоплательщиков - физических лиц налоговая база определяется налоговыми органами на основании сведений, которые представляются в налоговые органы органами, осуществляющими государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество.
В соответствии с п.4 ст.85 НК РФ органы, осуществляющие государственный кадастровый учет и государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, органы, осуществляющие регистрацию транспортных средств, обязаны сообщать сведения о расположенном на подведомственной им территории недвижимом имуществе, о транспортных средствах, зарегистрированных в этих органах (правах и сделках, зарегистрированных в этих органах), и об их владельцах в налоговые органы по месту своего нахождения в течение 10 дней со дня соответствующей регистрации, а также ежегодно до 15 февраля представлять указанные сведения по состоянию на 1 января текущего года.
Расчет земельного налога осуществляется на основании информации о ставках налога, налоговой базе, о характеристиках и периоде владения в отношении налогооблагаемого земельного участка, а также о налоговых льготах.
Таким образом, администрирование имущественных налогов осуществляется на основании информации, представленной регистрирующими органами.
В соответствии с п. 1 ст. 78 НК РФ сумма излишне уплаченного налога подлежит зачету в счет предстоящих платежей налогоплательщика по этому или иным налогам, погашения недоимки либо возврату налогоплательщику в порядке, предусмотренном настоящей статьей.
В силу п. 4, п. 5 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих платежей осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа. Такое решение выносится в течение пяти дней после получения заявления при условии, что эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога.
По заявлению налогоплательщика и по решению налогового органа сумма излишне уплаченного налога может быть направлена на исполнение обязанностей по уплате налогов или сборов, на уплату пеней, погашение недоимки, если эта сумма направляется в тот же бюджет (внебюджетный фонд), в который была направлена излишне уплаченная сумма налога. Налоговые органы вправе самостоятельно произвести зачет в случае, если имеется недоимка по другим налогам.
Судом установлено, что на основании Постановления администрации Клинского муниципального района № 1376 от 15.06.2012г. «О продаже земельного участка» Большаков В.А. является собственником земельного участка площадью 3410 кв.м., кадастровый /номер/, расположенного по адресу: /адрес/, разрешенное использование «для размещения и обслуживания объектов недвижимости» (здание склада, помещение котельной), категория земель - «земли населенных пунктов». Земельный участок приобретался для размещения и обслуживания здания склада (свидетельство о государственной регистрации права от 16.05.2012г.) и помещения котельной (свидетельство о государственной регистрации права от 28.05.2008г.) как и указано в Постановлении № 1376 от 15.06.2012 г. С момента приобретения и по настоящее время земельный участок используется им по целевому назначению.
Земельный участок находится в промышленной зоне, согласно проекта планировки и застройки, что подтверждается выпиской из ведомственной информационной системы «Обеспечение градостроительной деятельности Московской области» (ВИС-ИСОГД).
В 2013 году проводилась массовая оценка земельных участков Московской области по заказу Министерства экологии и природопользования.
Поскольку оценка проводилась исключительно по сведениям, содержащимся в ЕГРН, без выезда и детального изучения земельных участков, при проведении вышеуказанных оценочных работ была допущена ошибка в отношении земельного участка истца.
Так, в результате вышеуказанной оценки, принадлежащий истцу на праве собственности земельный участок был ошибочно отнесен ко 2-ой группе, а именно «земельные участки, предназначенные для размещения домов малоэтажной жилой застройки, в том числе индивидуальной жилой застройки», в связи с чем участок оценен в 5 999 690 рублей 40 копеек (1759 рублей 44 копейки за 1 кв.м.).
Однако, согласно методическим указаниям по государственной кадастровой оценке земель населенных пунктов (утв. Приказом Минэкономразвития РФ от 15.02.2007 № 39) спорный земельный относится к 9-й группе, а именно «Земельные участки, предназначенные для размещения производственных и административных зданий, строений, сооружений промышленности, коммунального хозяйства, материально-технического, продовольственного снабжения, сбыта и заготовок».
Величина земельного налога рассчитывается как процент от кадастровой стоимости земельного участка по состоянию на 1 января текущего налогового периода. Ставка налога на землю для физических лиц устанавливается нормативными актами региональных властей с учетом ограничений, предусмотренных на федеральном уровне, и составляет 1,5% от кадастровой стоимости.
Таким образом, начиная с 2013 года, истец ежегодно оплачивал земельный налог в сумме 89 995 рублей - 1,5% от ошибочно установленной кадастровой стоимости участка.
В 2018 году истец обратился в Администрацию городского округа Клин и в Министерство имущественных отношений по вопросу исправления допущенной в отношении земельного участка ошибки, приведшей к завышению кадастровой стоимости земельного участка, допущенная ошибка была устранена, то есть, фактически, указанные лица признали факт ее существования, установлена кадастровая стоимость 3 149 510 рублей 10 копеек (923 рубля 61 копейка за 1 кв.м.).
При таких обстоятельствах, по независящим от истца причинам, в период с 2013 года по 2018 год он был вынужден оплачивать земельный налог, несоответствующий виду разрешенного использования.
В досудебном порядке истец обращался в ИФНС России по городу Клин и в УФНС России по Московской области с требованием произвести зачет в счет предстоящих платежей налогоплательщика по земельному налогу в отношении земельного участка в соответствии со ст. 78 НК РФ.
Однако в обоих случаях был получен отказ со ссылкой на то, что администрирование налога осуществляется на основе информации, представляемой регистрирующими органами, от достоверности, актуальности и полноты которой зависит налоговое администрирование в отношении конкретного объекта налогообложения за определенный налоговый период и начисление налога произведено в соответствии со сведениями, поступившими из регистрирующего органа.
В результате того, что земельный налог исчислялся и уплачивался заявителем в повышенных размерах, его сумма оказалась излишне уплаченной, и, в силу ст. 78 НК РФ, заявитель имеет право на ее зачет в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
Согласно п. 4 ст. 78 НК РФ зачет суммы излишне уплаченного налога в счет предстоящих осуществляется на основании письменного заявления налогоплательщика по решению налогового органа.
При этом, в соответствии с п. 8 ст. 78 НК РФ заявление о возврате излишне уплаченного налога может быть подано в течение трех лет со дня уплаты указанной суммы.
Истец указывал на то, что сумма земельного налога за 2015 - 2017 гг. в размере 128 257 рублей 65 копеек была уплачена им и подлежит зачету в счет предстоящих платежей по земельному налогу в отношении земельного участка.
В соответствии с пп.1.1 п.1 ст.391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка в течение налогового периода не учитывается при определении налоговой базы в этом и предыдущих налоговых периодах, если иное не предусмотрено настоящим пунктом.
Изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения качественных и (или) количественных характеристик земельного участка учитывается при определении налоговой базы со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
В случае изменения кадастровой стоимости земельного участка вследствие исправления технической ошибки в сведениях Единого государственного реестра недвижимости о величине кадастровой стоимости, а также в случае уменьшения кадастровой стоимости в связи с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости, пересмотром кадастровой стоимости по решению комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости или решению суда в случае недостоверности сведений, использованных при определении кадастровой стоимости, сведения об измененной кадастровой стоимости, внесенные в Единый государственный реестр недвижимости, учитываются при определении налоговой базы начиная с даты начала применения для целей налогообложения сведений об изменяемой кадастровой стоимости.
В соответствии с Постановлением Администрации городского округа Клин «О подтверждении изменения вида разрешенного использования земельного участка» №61 от 06.03.2018 года подтверждено изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /номер/ с вида «для размещения и обслуживания объектов недвижимости» на вид «склады» (код 6.9).
Изменение вида разрешенного использования земельного участка с кадастровым номером /номер/, а также изменение кадастровой стоимости указанного земельного участка, произошло 06.03.2018 года (внесено в ЕГРН - 17.04.2018г.).
Согласно пункту 1 статьи 391 НК РФ изменение кадастровой стоимости земельного участка вследствие изменения вида разрешенного использования земельного участка учитывается при определении налоговой базы по налогу со дня внесения в Единый государственный реестр недвижимости (далее - ЕГРН) сведений, являющихся основанием для определения кадастровой стоимости.
Нормы НК РФ и Федерального закона от 27.11.2017 N 335-ФЗ, применяющиеся начиная с налогового периода 2018 года, не предусматривают перерасчет налога за предшествующие налоговые периоды в случае изменения сведений ЕГРН о разрешенном использовании земельного участка в течение 2018 года, за исключением случая, когда такое изменение связано с исправлением ошибок, допущенных при определении кадастровой стоимости земельного участка.
В результате того, что земельный налог исчислялся и уплачивался заявителем в повышенных размерах, его сумма оказалась излишне уплаченной, то в силу ст. 78 НК РФ, заявитель имеет право на ее зачет в счет предстоящих платежей по земельному налогу.
Вместе с тем, суд не может согласиться с расчетом истца о зачете в сумме 128 257 рублей 65 копеек в счет предстоящих платежей налогоплательщика по земельному налогу в отношении земельного участка площадью 3410 кв.м., кадастровый /номер/, расположенного по адресу: /адрес/, стр. 6.
При исчислении сумм земельного налога необходимо иметь ввиду следующие показатели:
Налоговый период (год) |
2015 |
2016 |
2017 |
Налоговая база (руб.) |
5 999 690 |
5 999 690 |
4 944 026 (с учетом льготы пп.8 п.5 ст.391 НК РФ) |
Налоговая база (руб.) начиная с 01.01.2019 |
3 149 510 |
3 149 510 |
2 595 344 (с учетом льготы пп.8 п.5 ст.391 НК РФ) |
Налоговая ставка (%) |
1.5 |
1.5 |
1.5 |
Сумма налога, исчисленная налоговым органом (руб.) |
89 995 |
89 995 |
74 160 |
Сумма налога, рассчитанная с учетом низменной кадастровой стоимости (руб.) |
47 243 |
47 243 |
38 930 |
Разница: |
42 752 |
42 752 |
35 230 |
Разница между суммой налога, исчисленной налоговым органом за 2015-2017 годы и суммой налога, рассчитанной исходя из измененной кадастровой стоимости, составляет 120 734 рубля.
Таким образом, сумма земельного налога, уплаченная заявителем в сумме 120 734 рубля, подлежит зачету ИФНС России по г. Клин в счет предстоящих платежей по земельному налогу в отношении земельного участка площадью 3410 кв.м., кадастровый /номер/, расположенного по адресу: /адрес/
Руководствуясь ст. ст. 194 - 199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Исковые требования Большакова В. А. к ИФНС России по г. Клин Московской области об обязании произвести зачет в счет предстоящих платежей налогоплательщика по земельному налогу – удовлетворить частично.
Обязать ИФНС России по городу Клин произвести зачет в сумме 120 374 (сто двадцать тысяч триста семьдесят четыре) рубля в счет предстоящих платежей налогоплательщика Большакова В. А. по земельному налогу в отношении земельного участка площадью 3410 кв.м., кадастровый /номер/, расположенного по адресу: /адрес/.
В удовлетворении иска Большакова В. А. об обязании ИФНС России по городу Клин произвести зачет в счет предстоящих платежей налогоплательщика по земельному налогу в большей сумме в размере 128 257 рублей 65 копеек - отказать.
Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Московский областной суд через Клинский городской суд в течение месяца со дня составления мотивированного решения.
Мотивированное решение составлено 16 октября 2019 года.
Судья Воронова Т.М.