Решение по делу № 33-800/2020 от 11.02.2020

Судья Кириленко Е.А.                    № 2-3831/2019

                                (в первой инстанции)

№ 33-800/2020

(в апелляционной инстанции)

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

27 февраля 2020 года                            г.Севастополь

Судебная коллегия по гражданским делам Севастопольского городского суда в составе:

председательствующего судьи Радовиля В.Л.,

судей Ваулиной А.В., Балацкого Е.В.,

при секретаре Выскребенцевой В.Ю.,

с участием прокурора Ведмидь А.И.,

рассмотрев в открытом судебном заседании апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя на решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 31 октября 2019 года по гражданскому делу по исковому заявлению прокурора Ленинского района города Севастополя в интересах Еркиной Елены Юрьевны к Департаменту капитального строительства города Севастополя (третье лицо, не заявляющее самостоятельных требований относительно предмета спора: Департамент образования и науки города Севастополя) о предоставлении жилого помещения по договору найма специализированных жилых помещений,

заслушав доклад судьи Ваулиной А.В.,

установила:

Прокурор Ленинского района города Севастополя в интересах Еркиной Е.Ю. обратился в суд с иском к Департаменту капитального строительства города Севастополя, в котором просил предоставить благоустроенное жилое помещение по договору найма специализированного жилого помещения.

В обоснование своих требований указал, что Еркина Е.Ю. является лицом, из числа детей, оставшихся без попечения родителей. Распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 29 октября 2015 года № 254 она включена в список детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, подлежащих обеспечению жилым помещением. Между тем, по настоящее время жилое помещение не предоставлено, чем нарушены жилищные права Еркиной Е.Ю., установленные Федеральным законом «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей».

Решением Гагаринского районного суда города Севастополя от 31 октября 2019 года иск прокурора Ленинского района города Севастополя удовлетворён, на Департамент капитального строительства города Севастополя возложена обязанность предоставить Еркиной Е.Ю. жилое помещение по договору найма специализированных жилых помещений, благоустроенное применительно к условиям города Севастополя по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма.

С таким решением суда Департамент капитального строительства города Севастополя не согласен и в апелляционной жалобе просит его отменить, как постановленное в нарушении норм материального и процессуального права, приняв новое решение об отказе истцу в иске. Указывает, что право Еркиной Е.Ю. на обеспечение жильём должно быть реализовано исходя из последовательности, определяемой датой принятия решения уполномоченным органом исполнительной власти Севастополя о включении истца в список лиц, подлежащих обеспечению жилым помещением в городе Севастополе. Поскольку внеочередное предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, действующим законодательством не предусмотрено. Данные обстоятельства при постановлении решения судом не учтены, в результате чего нарушены права иных лиц, состоящих в названной очереди на получения жилья в городе Севастополе. Также, апеллянт отмечает, что обязанность предоставить истцу жилое помещение не оспаривает, однако в своей деятельности ограничен бюджетным финансированием и установленной административной процедурой.

Прокурор Ленинского района города Севастополя в возражениях просит в удовлетворении апелляционной жалобы отказать.

В судебное заседание суда апелляционной инстанции представители Департамента капитального строительства города Севастополя, Департамента образования и науки города Севастополя не явились, были надлежащим образом извещены о времени и месте его проведения. В соответствии со статьёй 327 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия определила рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.

Еркина Е.Ю. и прокурор, участвующий в деле, решение суда просили оставить без изменения.

Выслушав сторону истца, проверив материалы дела, законность и обоснованность постановленного решения суда в порядке, установленном главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, с учётом положений части 1 статьи 327.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.

Разрешая спор, и удовлетворяя исковые требования прокурора Ленинского района города Севастополя, суд первой инстанции исходил из того, что истцом предоставлены достаточные доказательства, являющиеся основанием для возложения на Департамент капитального строительства города Севастополя обязанности предоставить Еркиной Е.Ю. применительно к условиям города Севастополя благоустроенное жилое помещение по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма в города Севастополе из специализированного жилищного фонда и заключить с ней договор найма специализированного помещения.

При этом суд первой инстанции правильно определил обстоятельства, имеющие значение для дела, дал надлежащую оценку доказательствам, их подтверждающим, и пришёл к обоснованным выводам, верно применив закон, подлежащий применению в спорных правоотношениях.

Согласно части 1 статьи 109.1 Жилищного кодекса Российской Федерации предоставление жилых помещений детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, по договорам найма специализированных жилых помещений осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.

Базовым нормативным правовым актом, регулирующим право детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, на обеспечение жилыми помещениями, является Федеральный закон от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей», который определяет общие принципы, содержание и меры государственной поддержки данной категории лиц.

В соответствии с пунктом 1 статьи 8 указанного Федерального закона детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые не являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, а также детям-сиротам и детям, оставшимся без попечения родителей, лицам из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые являются нанимателями жилых помещений по договорам социального найма или членами семьи нанимателя жилого помещения по договору социального найма либо собственниками жилых помещений, в случае, если их проживание в ранее занимаемых жилых помещениях признается невозможным, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, на территории которого находится место жительства указанных лиц, в порядке, установленном законодательством этого субъекта Российской Федерации, однократно предоставляются благоустроенные жилые помещения специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений (абзац 1).

Жилые помещения предоставляются лицам, указанным в абзаце первом названного пункта, по достижении ими возраста 18 лет, а также в случае приобретения ими полной дееспособности до достижения совершеннолетия (абзац второй).

По заявлению в письменной форме лиц, указанных в абзаце первом названного пункта и достигших возраста 18 лет, жилые помещения предоставляются им по окончании срока пребывания в образовательных организациях, учреждениях социального обслуживания населения, учреждениях системы здравоохранения и иных учреждениях, создаваемых в установленном законом порядке для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также по завершении получения профессионального образования, либо окончании прохождения военной службы по призыву, либо окончании отбывания наказания в исправительных учреждениях (абзац третий).

Аналогичные положения о дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, местом жительства которых является город Севастополь, установлены статьёй 8 Закона города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС «О дополнительных гарантиях по социальной поддержке детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, а также в городе Севастополе».

Жилые помещения из специализированного жилищного фонда города Севастополя по договорам найма специализированных жилых помещений для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (далее - специализированное жилое помещение), предоставляются лицам, указанным в части 1 настоящей статьи, в виде жилых домов, квартир, благоустроенных применительно к условиям города Севастополя, по нормам предоставления площади жилого помещения по договору социального найма и включенным в список, установленный законодательством города Севастополя для договоров социального найма (часть 3 статьи 8 Закона города Севастополя от 09 февраля 2015 года № 112-ЗС).

Таким образом, основаниями и условиями предоставления детям-сиротам и детям, оставшихся без попечения родителей, жилых помещений по договорам найма специализированных жилых помещений являются достижение ими возраста 18 лет, окончание срока пребывания в образовательной организации и нуждаемость в жилом помещении.

Судом установлено, что 18 июля 2010 года умерла В.Г.Ф. – мать Еркиной Е.Ю., что подтверждается свидетельством о смерти серии I-АС от 4 июня 2014 года, выданным Отделом государственной регистрации актов гражданского состояния Ленинского районного управления юстиции в г.Севастополе. Решением Балаклавского районного суда города Севастополя от 28 февраля 2011 года, вступившим в законную силу 11 марта 2011 года, Е.Ю.В. – отец Еркиной Е.Ю. лишён родительских прав в отношении последней.

На основании распоряжения Ленинской районной администрации города Севастополя от 29 марта 2011 года №133-р Еркиной Е.Ю. предоставлен статус ребёнка, лишённого родительского попечения. Еркина Е.Ю. относится к категории лиц, имеющих право на особую социальную защиту со стороны государства, в том числе защиту жилищных прав, что подтверждается распоряжением Департамента труда и социальной защиты населения города Севастополя от 29 октября 2015 года № 254, которым установлена нуждаемость и невозможность проживания истца в квартире площадью 45,9 кв.м, расположенной по адресу: <адрес>, в которой ей на праве общей долевой собственности принадлежит 1/16 доли, но приходящаяся на неё площадь жилого помещения составляет менее учётной нормы.

При таких обстоятельствах, решение суда об обязании ответчика предоставить Еркина Е.Ю. жилое помещение, которым она до настоящего времени не обеспечена, приведённым выше требованиям закона соответствует и является обоснованным.

Оснований для удовлетворения апелляционной жалобы судебная коллегия не усматривает ввиду следующего.

Установленный законом субъекта Российской Федерации порядок предоставления специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений определяет процедуру формирования соответствующего списка с целью определения требуемых объемов ежегодного финансирования (объем субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильем указанной категории лиц.

При этом отсутствие надлежащего финансирования на цели обеспечения жилыми помещениями детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, не может служить основанием для отказа в обеспечении указанной категории граждан жильём по договору найма специализированного жилого помещения.

Доводы апелляционной жалобы Департамента капитального строительства города Севастополя о том, что предоставление жилого помещения вне очереди в рассматриваемом случае законодателем не предусмотрено, и что предоставление жилого помещения Еркина Е.Ю. вне очереди повлечёт нарушение прав лиц, которые были поставлены на учёт ранее, а значит обеспечение жильём детей-сирот, должно происходить в порядке существующей очередности, сформировавшейся в городе Севастополе, судебной коллегией отклоняются.

Закрепляя право на предоставление жилого помещения, федеральный закон не определил срок, в течение которого должно предоставляться жилое помещение данной категории граждан, что не может толковаться иначе, как необходимость обеспечения возможности осуществления такого права непосредственно после его возникновения.

Содержащееся в пункте 3 статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1996 года № 159-ФЗ указание на то, что формирование списка детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, которые подлежат обеспечению жилыми помещениями, осуществляется в порядке, установленном законом субъекта Российской Федерации, само по себе не означает, что предоставление жилых помещений специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений должно осуществляться в соответствии с какой-либо очередностью.

В данном случае, установление законом субъекта Российской Федерации порядка предоставления жилых специализированного жилищного фонда по договорам найма специализированных жилых помещений предполагает установление процедурных правил по формированию Списка – определение перечня документов, которые должны быть представлены, органа, в который должны быть представлены соответствующие документы и т.п.

По своей сути формирование субъектом Российской Федерации Списка означает констатацию уполномоченным на то органом наличия предусмотренным федеральным законом оснований для реализации указанной категорией лиц права на предоставление жилого помещения по договору найма специализированного жилого помещения.

Кроме того, формирование Списка может иметь своей целью определение потребности в соответствующих объёмах финансирования (объём субвенций), выделяемого на цели обеспечения жильём детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, лиц из числа детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

В связи с чем, приведённые выше доводы апелляционной жалобы судебная коллегия признаёт несостоятельными.

Ссылок на обстоятельства, которые не были исследованы судом первой инстанции либо опровергали его выводы, а также на нарушения норм материального и процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов апелляционная жалоба не содержит, следовательно, оснований, установленных статьёй 330 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, для отмены постановленного по делу законного и обоснованного судебного акта не имеется.

Руководствуясь статьями 328, 329 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия

определила:

решение Гагаринского районного суда города Севастополя от 31 октября 2019 года оставить без изменения, а апелляционную жалобу Департамента капитального строительства города Севастополя – без удовлетворения.

Апелляционное определение вступает в законную силу со дня его принятия.

Председательствующий:                        В.Л. Радовиль

Судьи:                                    А.В. Ваулина

                                        Е.В. Балацкий

33-800/2020

Категория:
Гражданские
Истцы
Еркина Елена Юрьевна
Прокуратура Ленинского района г. Севастополя
Ответчики
Департамент капитального строительства г. Севастополя
Другие
Департамент образования г. Севастополя
Суд
Севастопольский городской суд
Судья
Ваулина Анна Викторовна
Дело на странице суда
gs.sev.sudrf.ru
11.02.2020Передача дела судье
27.02.2020Судебное заседание
17.03.2020Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
24.03.2020Передано в экспедицию
27.02.2020
Решение

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее