РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
27 сентября 2021 года г. Салехард
Салехардский городской суд Ямало-Ненецкого автономного округа в составе
председательствующего судьи Токмаковой Н.А.,
при секретаре судебного заседания Рудяевой А.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело № 2-1490/2021 по иску и.о. прокурора г. Салехард в интересах неопределенного круга лиц к администрации МО г. Салехард о возложении по обеспечению наличия резерва материальных ресурсов МО г. Салехард для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с объемами, предусмотренными номенклатурой, утвержденной постановлением администрации МО г. Салехард от 09.06.2021 № 1749,
УСТАНОВИЛ:
И.о. прокурора г.Салехард, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с иском к администрации МО г. Салехард о возложении по обеспечению наличия резерва материальных ресурсов МО г. Салехард для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с объемами, предусмотренными номенклатурой, утвержденной постановлением администрации МО г. Салехард от 09.06.2021 № 1749.
В обоснование иска указано, что прокуратурой проведена проверка исполнения администрацией МО г. Салехард требований Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера». МО г. Салехард при решении вопросов местного значения обязано создать резерв материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций в соответствии с собственным порядком, то есть муниципальным нормативным правовым актом. По результатам проверки установлено, что утвержденная администрацией МО г. Салехард номенклатура резервов материальных ресурсов в целях гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не отвечает требованиям закона. Имеющийся объем резервов материальных ресурсов, согласно вышеуказанной номенклатуре, не отвечает необходимым объемам и видам ресурсов, в том числе достаточного резерва медикаментов и медицинского имущества (в наличии имелось лишь 19 из 164 наименований). Прокуратурой города главе города Салехарда 25.01.2021 внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, органом местного самоуправления разработано и принято постановление от 09.06.2021 № 1749, которым утверждена новая номенклатура резервов материальных ресурсов в целях гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории МО г. Салехард. Согласно информации администрации МО г. Салехард на 27.07.2021 резерв специального оборудования и инструментов (в том числе средств связи и оповещения) составляет 50 % от установленного Постановлением числа, медицинского имущества и медикаментов 30 %.
Просил возложить на администрацию МО г. Салехард обязанность в срок до 31.12.2021 обеспечить наличие резерва материальных ресурсов муниципального образования г. Салехард для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с объемами, предусмотренными номенклатурой, утвержденной постановлением администрации МО г. Салехард от 09.06.2021 № 1749.
В судебном заседании помощник прокурора Румянцев Д.А. исковые требования поддержал в полном объеме, приведя доводы, изложенные в иске.
Представитель ответчика администрации МО г.Салехард Соколов М.С., действующий на основании доверенности, не оспаривая законность требований иска прокурора указа на то, что работа по формированию резерва материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с объемами, предусмотренными номенклатурой, утвержденной постановлением администрации МО г. Салехард от 09.06.2021 № ведется, в короткий срок не представляется возможным сформировать резерв.
Выслушав стороны, исследовав материалы дела, суд приходит к следующему.
В соответствии с п.п. 7 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального района относится участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального района.
Согласно п.п. «в» п. 25 Указа Президента РФ от 11.01.2018 №12 «Об утверждении Основ государственной политики Российской Федерации в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций на период до 2030 года» основными механизмами ресурсного обеспечения мероприятий по реализации государственной политики в области защиты от чрезвычайных ситуаций являются, в том числе, создание резервов финансовых и материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти, субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Статьей 2 Закона № 68-ФЗ Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», установлено, что правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется Законом № 68-ФЗ, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В соответствии с пунктами «а, д» части 2 статьи 11 Закона № 68-ФЗ органы местного самоуправления самостоятельно уполномочены осуществлять подготовку и содержание в готовности необходимых сил и средств для защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций; создавать резервы финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Обязанность по созданию и использованию резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций установлена частью 1 статьи 25 Закона № 68-ФЗ, в силу которой указанные резервы создаются заблаговременно в целях экстренного привлечения необходимых средств в случае возникновения чрезвычайных ситуаций. Указанные резервы кроме федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации также создаются органами местного самоуправления.
При этом частью 2 статьи 25 Закона № 68-ФЗ установлено, что порядок создания и использования, указанных в части 1 статьи 25 Закона № 68-ФЗ, резервов (резервных фондов) и порядок восполнения использованных средств этих резервов определяется соответственно Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления.
Пунктами 8 и 28 части 1 статьи 16 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» к вопросам местного значения муниципального, городского округа отнесено участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций на территории муниципального, городского округа; организация и осуществление мероприятий по территориальной обороне и гражданской обороне, защите населения и территории муниципального, городского округа от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, включая поддержку в состоянии постоянной готовности к использованию систем оповещения населения об опасности, объектов гражданской обороны, создание и содержание в целях гражданской обороны запасов материально-технических, продовольственных, медицинских и иных средств.
Из представленных в суд документов установлено, что прокуратурой г. Салехард была проведена проверка исполнения администрацией МО г. Салехард требований Федерального закона от 21.12.1994 № 68-ФЗ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера».
По результатам проверки было установлено, что утвержденная администрацией МО г. Салехард номенклатура резервов материальных ресурсов в целях гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера не отвечает требованиям закона, имеющийся объем резервов материальных ресурсов, согласно вышеуказанной номенклатуре, не отвечает необходимым объемам и видам ресурсов, в том числе достаточного резерва медикаментов и медицинского имущества (в наличии имелось лишь 19 из 164 наименований).
25.01.2021 прокуратурой г. Салехард было внесено представление, которое рассмотрено и удовлетворено, органом местного самоуправления разработано и принято постановление от 09.06.2021 № 1749 «О резерве материальных ресурсов муниципального образования город Салехард для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (вместе с «Порядком создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов муниципального образования город Салехард для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»), которым утверждена новая номенклатура резервов материальных ресурсов в целях гражданской обороны и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера на территории МО г. Салехард.
Установлено, что по состоянию на 27.07.2021 резерв специального оборудования и инструментов (в том числе средств связи и оповещения) составлял 50 % от установленного Постановлением числа, медицинского имущества и медикаментов 30 %.
Вышеприведенная совокупность доказательств, а также позиция участников судебного заседания, позволяет суду прийти к выводу о том, что администрацией МО г. Салехард, не в полной мере выполняются мероприятия по исполнению законодательства об общих принципах организации местного самоуправления в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, в связи с чем, нарушаются права граждан, которые проживают и будут проживать на территории МО г. Салехард.
Таким образом, требования п.о. прокурора г. Салехард подлежат удовлетворению.
Согласно пп. 19 п. 1 ст. 333.36 НК РФ от уплаты государственной пошлины освобождаются государственные органы, органы местного самоуправления, выступающие по делам, рассматриваемым в судах общей юрисдикции, а также мировыми судьями, в качестве истцов (административных истцов) или ответчиков (административных ответчиков).
Согласно ч.4 ст. 103 ГПК РФ в случае, если обе стороны освобождены от уплаты судебных расходов, издержки, понесенные судом, а также мировым судьей в связи с рассмотрением дела, возмещаются за счет средств соответствующего бюджета.
На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 193-199 ГПК РФ, суд
РЕШИЛ:
Возложить на администрацию муниципального образования г. Салехард обязанность в срок до 31.12.2021 обеспечить наличие резерва материальных ресурсов муниципального образования г. Салехард для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в соответствии с объемами, предусмотренными номенклатурой, утвержденной постановлением администрации МО г. Салехард от 09.06.2021 № 1749 «О резерве материальных ресурсов муниципального образования город Салехард для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера» (вместе с «Порядком создания, хранения, использования и восполнения резерва материальных ресурсов муниципального образования город Салехард для ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера»).
Судебные расходы, понесенные судом в связи с рассмотрением дела, отнести на счет бюджетных ассигнований федерального бюджета.
Решение может быть обжаловано в суд Ямало-Ненецкого автономного округа в течение месяца со дня его вынесения в окончательной форме, путем подачи апелляционной жалобы, прокурором представления, через Салехардский городской суд.
Судья Н.А. Токмакова