Дело №2-27/2020 (2-1004/2019)
УИД 24RS0031-01-2019-001178-93
РЕШЕНИЕ
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
07 февраля 2020г. пгт. Курагино Красноярского края
Курагинский районный суд Красноярского края в составе председательствующего: судьи Васильевой П.В.,
при секретаре судебного заседания Войтюк О.В.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску прокурора Курагинского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц к администрации Курского сельсовета Курагинского района Красноярского края о возложении обязанности зарегистрировать право постоянного бессрочного пользования, установить на территории кладбищ общественные туалеты выгребного типа с водонепроницаемыми выгребами, обеспечить хозяйственное-питьевое водоснабжение, установить урны для сбора мусора, оборудовать площадки для мусоросборников,
У С Т А Н О В И Л :
Прокурор Курагинского района в интересах неопределённого круга лиц обратился в суд с иском (с учётом уточнений) к администрации Курагинского района, администрации Курского сельсовета Курагинского района Красноярского края о возложении обязанности на администрацию Курагинского района предоставить администрации Курского сельсовета земельный участок для размещения кладбища по адресу: <адрес> и <адрес>, в постоянное бессрочное пользование в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу; на администрацию Курского сельсовета в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу - зарегистрировать право постоянного бессрочного пользования на земельный участок, занимаемый кладбищем по адресу: <адрес> и <адрес>; в соответствии с п. 4 Санитарных правил устройства и содержания общественных уборных №983-72 от 16 июня 1972, п.6.4 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» установить на территории указанных кладбищ общественные туалеты выгребного типа с водонепроницаемыми выгребами; в соответствии с п. 6.3 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» обеспечить хозяйственно-питьевое водоснабжение территории кладбищ, а также на территории кладбищ оборудовать зону стоянки для автокатафалков и автотранспорта, установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним в соответствии с требованиями п.6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11.
Свои требования мотивировал тем, что в ходе проведения прокурорской проверки исполнения требований земельного законодательства при организации ритуальных услуг установлено, что на территории муниципального образования <адрес> размещены два действующих кладбища по адресу: <адрес> и <адрес>. В нарушение Федерального закона № 8-ФЗ от 12 января 1996 года, СанПиН 2.1.2882-11 установление границ земельных участков, занимаемых указанными кладбищами на местности не произведено, в реестре муниципальной собственности земельные участки не состоят, постановка земельных участков на государственный кадастровый учёт и регистрация права собственности на них не производилась, не организовано содержание кладбищ, обваловка территории не осуществлена, территория вышеуказанных кладбищ не разделена на функциональные зоны, хозяйственно-питьевое водоснабжение, шахтные колодцы для полива и общественные туалеты выгребного типа на территории кладбищ отсутствуют, равно как отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с ограждением, твёрдым покрытием с подъездами к ним, стоянки для автокатафалков и автотранспорта.
В связи с чем, по мнению истца, администрацией Курского сельсовета Курагинского района ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории кладбищ в <адрес> и <адрес>, меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека не принимаются, что нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при их посещении кладбища, права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Определением Курагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГг. прекращено производство по вышеуказанному иску в части исковых требований, предъявленных к администрации Курагинского района о возложении обязанности предоставить администрации Курского сельсовета земельный участок для размещения кладбища в <адрес> в постоянное бессрочное пользование в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу; о возложении обязанности на администрацию Курского сельсовета зарегистрировать право постоянного бессрочного пользования на земельный участок, занимаемый кладбищем в <адрес>, на территории кладбищ в <адрес> и <адрес> оборудовать зону стоянки для автокатафалков и автотранспорта, в связи с отказом истца от иска в указанной части.
Определением Курагинского районного суда от ДД.ММ.ГГГГг. прекращено производство по вышеуказанному гражданскому делу по иску в части исковых требований, предъявленных к администрации Курагинского района о возложении обязанности предоставить администрации Курского сельсовета земельный участок для размещения кладбища в <адрес> в постоянное бессрочное пользование в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу, в связи с отказом истца от иска в указанной части.
В судебном заседании истец – старший помощник прокурора Курагинского района Красноярского края Степанов С.А. уточнённые исковые требования поддержал по основаниям, указанным в иске, настаивал на их удовлетворении.
Представитель ответчика администрации Курского сельсовета Курагинского района Красноярского края Верстина Н.С. (полномочия по доверенности) исковые требования прокурора признала в части возложения обязанности зарегистрировать право постоянного бессрочного пользования на земельный участок, занимаемый кладбищем в <адрес> – <адрес>, установления на территории кладбищ по адресу: <адрес> и <адрес>, общественных туалетов выгребного типа с водонепроницаемыми выгребами и установления урн для сбора мусора, площадки для мусоросборников, в части обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения территории кладбищ просила отказать, указывая, что указанные кладбища находятся в небольших населённых пунктах, захоронения производятся редко, в связи с чем полагала указанное требование неактуальным и нецелесообразным, вместе с тем, требующим больших финансовых затрат.
Представители третьих лиц Межрегионального территориального Управления Росимущества в Красноярском крае, Республике Хакасия и Республике Тыва, ФГБУ «Федеральная кадастровая палата» Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Красноярскому краю, Министерства лесного хозяйства Красноярского края, Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия их прав в лице территориального отдела в г. Минусинске, надлежащим образом и своевременно (почтовыми уведомлениями, полученными лично ДД.ММ.ГГГГг. и ДД.ММ.ГГГГг. соответственно) извещённые о дате, времени и месте слушания дела, в судебное заседание не явились, адресовали суду заявления, в которых ходатайствовали о рассмотрении дела в их отсутствие.
Суд в соответствии с ч.3 ст. 167 ГПК РФ полагал возможным рассмотрение дела в отсутствие не явившихся лиц, участвующих в деле.
Выслушав стороны, исследовав письменные материалы дела, суд приходит к следующим выводам.
В соответствии со ст. 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" полномочиями на решение вопросов местного значения в области использования и охраны земель на территории сельского поселения обладает орган местного самоуправления соответствующего муниципального района.
Согласно ст. 16 Федерального закона от 12 января 1996 года № 8-ФЗ «О погребении и похоронном деле» предоставление земельного участка для размещения места погребения осуществляется органами местного самоуправления в соответствии с земельным законодательством, а также в соответствии с проектной документацией, утверждённой в порядке, установленном законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации.
В силу ч. 1 ст. 17 Закона деятельность на местах погребения осуществляется в соответствии с санитарными и экологическими требованиями и правилами содержания мест погребения, устанавливаемыми органами местного самоуправления.
Общественные кладбища предназначены для погребения умерших с учётом их волеизъявления либо по решению специализированной службы по вопросам похоронного дела. Общественные кладбища находятся в ведении органов местного самоуправления (ч. 1 ст. 18 Закона).
В соответствии ч. 1 ст. 2 Федерального закона от 30 марта 1999 года №52-ФЗ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения» санитарно-эпидемиологическое благополучие населения обеспечивается посредством выполнения санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий и обязательного соблюдения гражданами, индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами санитарных правил как составной части осуществляемой ими деятельности.
Законодательство в области обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения основывается на Конституции Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона, других федеральных законов, а также принимаемых в соответствии с ними иных нормативных правовых актов Российской Федерации, законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации (ст. 3 Закона).
В силу ст. 8 Закона граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека.
Постановлением Главного государственного санитарного врача РФ от 28 июня 2011 года № 84 утверждены правила СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения», распространяющиеся на кладбища, здания и сооружения похоронного назначения независимо от их вида, организационно-правовых форм и форм собственности и устанавливающие санитарно-эпидемиологические требования к условиям их размещения, проектирования, строительства, реконструкции, реставрации (в том числе воссозданию) и эксплуатации.
Настоящие санитарные правила являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, деятельность которых связана с размещением, проектированием, строительством, реконструкцией, реставрацией (в том числе воссозданием) и эксплуатацией кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения и имеющими право на занятие данными видами деятельности.
Согласно 2.7 СанПиН 2.1.2882-11 устройство кладбища осуществляется в соответствии с утверждённым в установленном порядке проектом, в котором необходимо предусмотреть следующее: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа; систему дренажа; обваловку территории; характер и площадь зелёных насаждений; организацию подъездных путей и автостоянок; планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, при этом площадь мест захоронения должна быть не более 70% общей площади кладбища; разделение территории кладбища на функциональные зоны (входную, ритуальную, административно-хозяйственную, захоронений, зелёной защиты по периметру кладбища); канализование, водоснабжение, теплоэлектроснабжение, благоустройство территории.
Для питьевых и хозяйственных нужд на кладбищах и других объектах похоронного назначения следует предусматривать хозяйственно-питьевое водоснабжение. Качество воды должно отвечать требованиям санитарных правил для питьевой воды (п. 6.3).
При отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил (п. 6.4).
На участках кладбищ, крематориев, зданий и сооружений похоронного назначения необходимо предусмотреть зону зелёных насаждений, стоянки автокатафалков и автотранспорта, урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с подъездами к ним (п. 6.6).
В силу 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 площадки для мусоросборников должны быть ограждены и иметь твёрдое покрытие (асфальтирование, бетонирование).
Как следует из материалов дела, в ходе проверки, проведённой прокуратурой Курагинского района, установлено, что на территории муниципального образования <адрес> размещены два кладбища по адресу: <адрес> и <адрес>, которые являются действующими, регистрация права собственности на которые органом местного самоуправления не производилась, содержание кладбищ должным образом не организовано: обваловка территории не осуществлена, территория указанных кладбищ не разделена на функциональные зоны, канализование, водоснабжение, электроснабжение, благоустройство территории не обеспечено, планировочное решение зоны захоронений с разделением на участки, различающиеся по типу захоронений, отсутствуют, хозяйственно-питьевое водоснабжение, шахтные колодцы для полива и общественные туалеты выгребного типа на территории кладбищ отсутствуют. На территории кладбищ отсутствуют урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников с ограждением, твёрдым покрытием с подъездами к ним.
Прокурор Курагинского района в интересах неопределённого круга лиц, ссылаясь на нарушения прав граждан на охрану здоровья и санитарное-эпидемиологическое благополучие, просит устранения указанных нарушений.
В ходе рассмотрения гражданского дела прокуратурой Курагинского района с привлечением специалиста-эксперта территориального <...> в лице <...> по поручению суда, в присутствии главы Курского сельсовета Курагинского района Фролкова А.П., ДД.ММ.ГГГГг. был проведён осмотр кладбищ, расположенных в <адрес> и <адрес>, на предмет соблюдения требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологического законодательства при содержании указанных кладбищ.
По результатам проведения проверки установлено, что кладбища, находящиеся на территории <адрес> по адресу: <адрес> и <адрес>, включены в санитарную классификацию СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов». Согласно санитарной классификации, сельские кладбища относятся к объектам V класса опасности с санитарно-защитными зонами – 50 метров, что в данном случае предусмотрено. Кладбище в <адрес> размещено за границами вышеназванного населённого пункта на расстоянии более 300 метров от жилой застройки; кладбище в <адрес> – на расстоянии более 1000 метров от жилой застройки. Участки указанных кладбищ благоустроены, ограждены по периметру, имеют удобные подъездные пути для автотранспорта, стоянку для автотранспорта, что соответствует требованиям СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
В нарушение требований СанПиН 2.1.2882-11 на участке вышеназванных кладбищ отсутствует площадка для мусоросборников, имеющая ограждение и твёрдое покрытие, отсутствуют урны для сбора мусора, что не соответствует требованиям п.6.6 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения».
В нарушение п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 на участке вышеназванных кладбищ и прилегающей к ним территории отсутствуют централизованные системы водоснабжения и канализации, отсутствует общественный туалет выгребного типа.
Согласно вышеназванному пункту при отсутствии централизованной системы водоснабжения допускается устройство шахтных колодцев для полива, что в данном случае также не предусмотрено.
В нарушение п.6.3 СанПиН 2.1.2882-11 на кладбище в <адрес> и <адрес> для питьевых и хозяйственных нужд не предусмотрено хозяйственно-питьевое водоснабжение.
В силу п. 6.4 СанПиН 2.1.2882-11 при отсутствии централизованных систем водоснабжения и канализации допускается устройство шахтных колодцев для полива и строительство общественных туалетов выгребного типа в соответствии с требованиями санитарных норм и правил.
В настоящее время земельные участки в <адрес> и <адрес>, используются для погребения.
Администрацией Курского сельсовета Курагинского района не предоставлены правоустанавливающие документы на земельные участки кладбищ по вышеуказанным адресам.
Санитарно-эпидемиологическая оценка земельного участка под размещения кладбищ и утверждённые в установленном порядке проекты кладбищ не представлены, в связи с чем не представляется возможным оценить следующие вопросы: наличие водоупорного слоя для кладбищ традиционного типа, систему дренажа, обваловку территории, планировочное решение зоны захоронений для всех типов кладбищ с разделением на участки.
Разрешая исковые требования прокурора в части возложения на администрацию Курского сельсовета обязанности в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право постоянного бессрочного пользования на земельный участок, занимаемым кладбищем в <адрес>, суд приходит к выводу о том, что непринятие администрацией Курского сельсовета мер по осуществлению регистрации права постоянного бессрочного пользования на земельный участок с размещённом на нем общественным местом погребения (кладбищем) в <адрес>, входящего в состав Курского сельсовета Курагинского района Красноярского края, нарушает права неопределённого круга лиц на организацию и благоустройство территории кладбища. При этом, осуществление захоронений умерших на обезличенной территории приведёт к нарушению санитарно-эпидемиологических правил в местах захоронения и, как следствие, прав неограниченного круга лиц на благоприятную окружающую среду.
Более того, отсутствие государственной регистрации права муниципальной собственности на вышеуказанный земельный участок с размещённым на нем кладбищем препятствует осуществлению санитарного и экологического контроля за местом погребения в целях безопасности жизни и здоровья населения, создаёт трудности в содержании и обслуживании кладбища.
Рассматривая требования прокурора Курагинского района в интересах неопределённого круга лиц в части возложения обязанности на администрацию Курского сельсовета обязанности в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу установить на территории кладбищ, расположенных по адресу: <адрес> и <адрес>, общественные туалеты выгребного типа с водонепроницаемыми выгребами, обеспечить хозяйственно-питьевое водоснабжение, установить урны для сбора мусора, площадки для мусоросборников, суд приходит к выводу к частичному удовлетворению исковых требований в указанной части.
В судебном заседании письменными материалами дела и пояснениями сторон установлено, что в нарушение п. 23 ч. 1 ст. 16 Федерального закона № 131-ФЗ, ст. 17 Федерального закона № 8-ФЗ от 12.01.1996 (ред. от 01.10.2019) «О погребении и похоронном деле» администрацией Курского сельсовета Курагинского района ненадлежащим образом осуществляются полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения на территории кладбищ по адресу: <адрес> и <адрес>, меры по устранению допущенных нарушений и ликвидации неблагоприятного воздействия места погребения на окружающую среду и здоровье человека не принимаются.
Несоблюдение администрацией Курского сельсовета Курагинского района требований законодательства о погребении и похоронном деле, санитарно-эпидемиологических требований к устройству и содержанию кладбищ по вышеуказанным адресам нарушает социальные, эстетические и религиозные права граждан при их посещении, права граждан на охрану здоровья и санитарно-эпидемиологическое благополучие.
Непринятия мер по приведению кладбищ в соответствие с требованиями земельного законодательства, неосуществление их кадастрового учёта и регистрации прав в установленном законом порядке может привести к обезличиванию территории кладбищ в <адрес> и <адрес>, влечёт нарушение прав на достойное отношение после погребения, а также санитарных правил и прав граждан на благоприятную окружающую среду при осуществлении захоронений умерших.
Таким образом, поскольку администрация Курского сельсовета Курагинского района осуществляет полномочия по организации ритуальных услуг и содержанию мест захоронения в настоящее время, в связи с чем, в целях обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, как одного из основных условий реализации конституционных прав граждан на охрану здоровья и благоприятную окружающую среду, должна руководствоваться СанПиН, которые являются обязательными для исполнения всеми юридическими лицами, чья деятельность связана с содержанием кладбищ.
Вместе с тем, суд принимает ко вниманию доводы ответчика о нецелесообразности обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения территории кладбищ в <адрес> и <адрес>, поскольку указанные кладбища находятся в небольших населённых пункта, общая численность которых составляет 213 человек, где не все улицы села имеют дороги с твердым покрытием, захоронения производятся редко, о чем свидетельствуют представленные статистические данные.
Согласно информации, предоставленной администрацией Курагинского района, за период ДД.ММ.ГГГГ.-ДД.ММ.ГГГГ от жителей <адрес> заявлений и жалоб на ненадлежащее содержание, обустройство кладбища, не поступало.
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу об отказе в удовлетворении исковых требований в части обеспечения хозяйственно-питьевого водоснабжения территории кладбищ в <адрес> и <адрес>.
В соответствии со ст. 206 ГПК РФ, при принятии решения суда, обязывающего ответчика совершить определённые действия, не связанные с передачей имущества или денежных сумм, суд в том же решении может указать, что, если ответчик не исполнит решение в течение установленного срока, истец вправе совершить эти действия за счёт ответчика с взысканием с него необходимых расходов. В случае, если указанные действия могут быть совершены только ответчиком, суд устанавливает в решении срок, в течение которого решение суда должно быть исполнено.
Суд находит указанный в иске срок – в течение одного года со дня вступления решения суда в законную силу - разумным и достаточным для совершения ответчиком действий по устранению выявленных недостатков и полагает необходимым возложить обязанность на ответчика по проведению вышеуказанных работ в указанный срок.
Кроме того, ответчик в соответствии со ст. 203 ГПК РФ при возникновении объективных причин невозможности исполнения судебного акта в установленный срок, вправе обратиться с заявлением о предоставлении отсрочки исполнения решения суда, представив доказательства в обоснование своих доводов.
На основании изложенного руководствуясь ст. ст. 194-199 ГПК РФ, суд
Р Е Ш И Л :
Исковые требования прокурора Курагинского района Красноярского края в интересах неопределённого круга лиц удовлетворить частично.
Возложить обязанность на администрацию Курского сельсовета Курагинского района Красноярского края в течение одного года с момента вступления решения суда в законную силу зарегистрировать право постоянного бессрочного пользования на земельный участок, занимаемый кладбищем в <адрес> по адресу: <адрес>, <...> муниципальный район, сельское поселение <...>, тип территории, урочище <...>, имеющее кадастровый номер № площадью <...> кв.м.; в соответствии с требованиями 6.3, 6.4, 6.6, 6.7 СанПиН 2.1.2882-11 «Гигиенические требования к размещению, устройству и содержанию кладбищ, зданий и сооружений похоронного назначения» установить на территории кладбищ в <адрес>, <адрес> общественные туалеты выгребного типа с водонепроницаемыми выгребами; установить на территории кладбищ в <адрес>, <адрес> урны для сбора мусора, оборудовать на территории кладбищ в <адрес>, <адрес> площадки для мусоросборников с подъездами к ним.
В остальной части исковых требований отказать.
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд путём подачи жалобы в Курагинский районный суд Красноярского края в течение месяца со дня изготовления мотивированного решения, то есть с 14 февраля 2020г.
Председательствующий: судья П.В. Васильева