Гражданское дело № 2-280/2014
Решение
Именем Российской Федерации 28 апреля 2014 года
Енисейский районный суд Красноярского края в составе:
председательствующего Ремизовой Е.П.,
при секретаре Сушаковой Н.А.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по иску Военного прокурора- войсковой части №56681 в интересах Российской Федерации в лице ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, - к Иванюку Сергею Николаевичу, Иванюк Елене Аркадьевне, Иванюк Оксане Сергеевне об истребовании имущества из чужого незаконного владения и выселении без предоставления другого жилого помещения,
установил:
Военный прокурор войсковой части №56681, действуя в интересах Российской Федерации в лице ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ обратился в суд с иском к Иванюку С.Н. и членам его семьи, настаивая на истребовании из незаконного владения ответчиков имущества, принадлежащего Российской Федерации, путем их выселения из <адрес>, расположенной в <адрес> без предоставления другого жилого помещения. Свои требования прокурор мотивировал следующим:
Указанное выше жилое помещение предоставлено Иванюку С.Н. вместе с членами его семьи: супругой Иванюк Е.А. и дочерью Иванюк О.С. в период прохождения военной службы в ВЧ 14058. 18.06.1999 года на основании приказа № Главнокомандующего ракетными войсками Иванюк С.Н. уволен с военной службы и с 02.08.1999 года на основании приказа № исключен из списков личного состава ВЧ 14058.
14.03.2008 Иванюку С.Н. выдан государственный жилищный сертификат (далее – ГЖС), реализовав который ответчики приобрели в личную собственность жилое помещение в <адрес> и в 2-месячный срок были обязаны освободить названную выше служебную квартиру, сняться с регистрационного учета, между тем до настоящего времени отказываются её освобождать, чем причиняют вред интересам собственника – Российской Федерации и владельца - Министерства обороны РФ.
В судебном заседании прокурор Костяков П.К. на удовлетворении заявленных требований настаивал по основаниям, изложенным в исковом заявлении. Просил суд дать юридическую оценку представленному ответчиком Иванюком С.Н. договору найма служебного жилья от 30.05.2008 года, заключенному якобы на основании решения жилищной комиссии ВЧ 14058 № от 16.05.2008 года, и признать данную сделку ничтожной, так как о наличии этого договора истцу стало известно только 28.04.2014 года, а тот факт, что жилищной комиссией 16.05.2008 в отношении Иванюка С.Н. решение не принималось, подтверждено данными Журнала учета заседаний жилищной комиссии ВЧ 14058 за май 2008 года. Срок давности для защиты в суде нарушенного права исчисляется с момента прекращения Иванюком С.Н. трудовых отношений с Красноярской КЭЧ района, где он работал до момента ликвидации данного структурного подразделения, а не с даты реализации ГЖС, в связи с чем срок не пропущен.
Представители ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ о времени судебного заседания были надлежащим образом уведомлены, требования прокурора поддержали, просили рассматривать дело в свое отсутствие.
Представитель Войсковой части №14058 Шувалов М.С. требования прокурора считал обоснованными и просил их удовлетворить.
Ответчик Иванюк С.Н. в судебном заседании исковые требования не признал, заявил о пропуске истцом срока давности для защиты в суде нарушенного права, мотивируя тем, что государственный жилищный сертификат он реализовал в 2008 году и на протяжении последних 5 лет претензий по поводу пользования служебной квартирой к нему никто не предъявлял. Военный прокурор является ненадлежащим материальным истцом в связи с отсутствием документов, подтверждающих государственную регистрацию права собственности РФ на спорное имущество. Все документы представленные прокурором в материалы дела составлены с нарушениями норм и требований действующего законодательства. Прокурор не представил доказательств, подтверждающих соблюдение процедуры уведомления о выселении из жилого помещения, чем нарушил порядок выселения. Представитель третьего лица ВЧ 14058 Шувалов М.С. не представил доказательств, подтверждающих полномочия представителя ВЧ 14058 как материально заинтересованной стороны. В письменном отзыве на иск Департамент жилищного обеспечения признал отсутствие прав на спорное имущество, подтвердив право на проживание при наличии трудовых отношений с МО РФ. Департамент имущественных отношений не представил документов, подтверждающих право собственности или право оперативного управления, в том числе право собственности РФ на спорное имущество. Ответчики вселены и проживают в спорной квартире на законных основаниях и имеют право пользования спорной квартирой на основании договора найма служебного жилого помещения от 30.05.2008 и дополнения к нему от 10.10.2010 года, работают в филиале ОАО РЭУ «Иркутский», собственником которого является Министерство обороны РФ, являются членами профсоюзной организации гражданского персонала Вооруженных Сил РФ и поэтому не подлежат выселению. Кроме того Иванюк С.Н. работал в должности начальника Домоуправления №4 Красноярской КЭЧ, с сентября 2010 года возглавлял ликвидационную комиссию до момента ликвидации домоуправления 05.06.2012 года.
Ответчики Иванюк Е.А., Иванюк О.С., надлежащим образом уведомленные о времени и месте рассмотрения дела, в суд не явились, просили рассмотреть дело в свое отсутствие, о чем указали в заявлениях.
Третье лицо – ФГКУ «Центральное региональное управление правового обеспечения» Министерства обороны РФ, надлежащим образом уведомленное о времени и месте рассмотрения дела, своего представителя в суд не направило, ходатайств об отложении дела не заявило.
В соответствии со ст. 167 ГПК РФ суд считает возможным рассмотреть настоящее дело в отсутствие неявившихся участников процесса.
Исследовав материалы дела, выслушав доводы участников судебного разбирательства, суд приходит к следующему:
В соответствии со ст. 15 Федерального закона №76-ФЗ от 27.05.1998 "О статусе военнослужащих" государство гарантирует военнослужащим предоставление жилых помещений или выделение денежных средств на их приобретение в порядке и на условиях, которые устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.
На период службы военнослужащим предоставляется служебное жилье.
Военнослужащие, обеспечиваемые служебными жилыми помещениями, заключают с Министерством обороны Российской Федерации договор найма служебного жилого помещения. В указанном договоре определяется порядок предоставления служебного жилого помещения, его содержания и освобождения. Служебное жилье относится к категории специализированного жилищного фонда (ст. 92 ЖК РФ).
В соответствии с требованиями ст. 103, 104 ЖК РФ договор найма служебного жилого помещения заключается на период прохождения службы. Увольнение со службы является основанием прекращения договора найма служебного жилого помещения. В случае прекращения договора найма специализированного жилого помещения граждане должны освободить жилое помещение, которое они занимали по данному договору. В случае отказа освободить такие жилые помещения указанные граждане подлежат выселению в судебном порядке без предоставления других жилых помещений.
Аналогичные требования и правовые последствия прекращения трудовых отношений, отношений службы были закреплены ст.ст. 101, 106 ЖК РСФСР, действовавшего до 1 марта 2005 года, с той лишь разницей, что ранее право на вселение в служебную квартиру и заключение договора найма такого помещения возникало после выдачи соответствующего ордера.
В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей.
В соответствии со ст.ст. 15, 23 Закона РФ "О статусе военнослужащих" обеспечение жилым помещением военнослужащих-граждан, имеющих общую продолжительность военной службы 10 лет и более, при увольнении с военной службы по достижении ими предельного возраста пребывания на военной службе, состоянию здоровья или в связи с организационно-штатными мероприятиями и членов их семей при перемене места жительства осуществляется федеральными органами исполнительной власти, в которых предусмотрена военная служба, за счет средств федерального бюджета на строительство и приобретение жилого помещения, в том числе путем выдачи государственных жилищных сертификатов. Право на обеспечение жилым помещением на данных условиях предоставляется указанным гражданам один раз. Документы о сдаче жилых помещений Министерству обороны Российской Федерации (иному федеральному органу исполнительной власти, в котором федеральным законом предусмотрена военная служба) и снятии с регистрационного учета по прежнему месту жительства представляются указанными гражданами и совместно проживающими с ними членами их семей при получении жилого помещения по избранному месту жительства. Порядок предоставления социальных гарантий и возмещения расходов, связанных с предоставлением социальных гарантий, указанных в настоящем пункте, определяется Правительством Российской Федерации (ст. 15); по желанию военнослужащего - гражданина выдается государственный жилищный сертификат для приобретения жилого помещения на семью в избранном после увольнения с военной службы месте жительства в порядке, определяемом Правительством Российской Федерации (ст. 23).
Анализ перечисленных норм позволяет сделать вывод, что обязанность освободить занимаемое служебное жилое помещение у военнослужащего, уволенного с военной службы и имеющего право на предоставление жилых помещений для постоянного проживания или выделение денежных средств на приобретение жилья, возникает только после реального обеспечения таким жильем.
Положением о квартирно-эксплуатационной службе и квартирном довольствии Советской Армии и Военно-Морского Флота, утвержденным приказом Министерства обороны СССР от 22.02.1977 №75, было предусмотрено, что КЭЧ района руководит квартирно-эксплуатационной службой и ведает обеспечением всеми видами квартирного довольствия воинских частей, приписанных к КЭЧ района. Ответственность за организацию эксплуатации, своевременное производство ремонта и учет казарменно-жилищного фонда, коммунальных сооружений, а также за обеспечение квартирным довольствием воинских частей возлагается на начальника КЭЧ района. По вопросам использования казарменно-жилищного фонда, распределения жилой площади и благоустройства войск он выполняет указания начальников гарнизонов, обслуживаемых КЭЧ района.
Таким образом, квартирно-эксплуатационная часть района входила в структуру Министерства обороны РФ.
Исходя из п. 16, п. 18 Положения о порядке обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-морском Флоте, утвержденным приказом Министра обороны СССР от 10.11.1975 г. № 285 «О мерах по дальнейшему улучшению обеспечения жилой площадью в Советской Армии и Военно-Морском Флоте», предоставление жилой площади за счет жилищного фонда Министерства обороны СССР лицам, не имеющим трудовых отношений с Советской Армией не допускалось.
Постановлением Администрации города Енисейска № 386-п от 14 июля 2000 года весь жилищный фонд закрытого военного городка №1 (дома №1-14) признан служебным.
Распоряжением Правительства Российской Федерации от 17.04,2012 г. № 478-р внесены изменения в Постановление Правительства от 1 июня 2000 года № 752-р которым был утвержден Перечень имеющих жилой фонд закрытых военных городков Вооруженных Сил Российской Федерации, Пограничной службы Российской Федерации и органов ФСБ России, которым военный городок №1 в г. Енисейске Красноярского края исключен из указанного перечня.
В Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним право собственности на спорную квартиру не зарегистрировано, что подтверждено уведомлением Управления Росреестра от 25.02.2014. Между тем договором о закреплении в порядке использования закрепленного за государственным Учреждением Красноярская квартирно-эксплуатационная часть государственного имущества на праве оперативного управления от 01.08.2000 №07-685оу, выпиской из реестра федерального имущества от 28.03.2014 года № 256/1 подтверждено, что жилой дом № 14 в г.Енисейск-4 находится в федеральной собственности. В материалы дела представлена выписка из единого государственного реестра объектов капитального строительства от 26.12.2006, выданная ФГУП «Ростехинвентаризация» Красноярской квартирно-эксплуатационной части на жилой дом №14 в г.Енисесйск-4.
В соответствии с Приказом Министерства обороны РФ № 1871 от 17.12.2010 г. «О реорганизации федеральных государственных учреждений Министерства обороны РФ» весь жилищный фонд в составе имущества, а также все права и обязанности на него, переданы по передаточному акту от 01.04.2011 г. с приложением к нему, в котором указан и дом №14, где расположена спорная квартира, от Красноярской КЭЧ в ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ.
Право собственности Российской Федерации, право оперативного управления за ФГУ "Сибирское территориальное управление имущественных отношений" Министерства обороны РФ по настоящее время не зарегистрировано ввиду необходимости изготовления технической документации, однако это обстоятельство на существо данного спора вопреки позиции ответчика не влияет, поскольку никаких пресекательных сроков для такой регистрации не существует.
Таким образом, указанное выше жилое помещение отнесено к категории служебного жилья и является собственностью Российской Федерации, закреплено на праве оперативного управления за ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» МО РФ, которое является правопреемником Красноярской квартирно-эксплуатационной части (КЭЧ), о чем свидетельствует передаточный акт 01.04.2011, по которому ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» Министерства обороны РФ передало, а ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» Министерства обороны РФ приняло имущество, документацию, а также все права и обязанности ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района», в том числе жилой <адрес>
В судебном заседании установлено, что Иванюк С.Н. с 1979 проходил военную службу, уволен в запас приказом Главнокомандующего РВСН от 18.06.1999 №№, исключен из списков ВЧ 14058 с 02.08.1999 года. С февраля 2002 года по ноябрь 2010 года занимал должность начальника домоуправления №4 Красноярской КЭЧ района, с сентября 2010 года возглавил ликвидационную комиссию (ликвидация завершена 05.06.2012). С августа 2010 по сентябрь 2010 работал начальником РЭУ ГП-53, с сентября 2010 года начальником филиала ОАО РЭУ «Иркутский».
Протоколом заседания жилищной комиссии ВЧ 14058 от 16.10.1997 года подтверждено, что Иванюку С.Н. вместе с составом семьи, состоящим из 4 человек, предоставлено в пользование жилое помещение по адресу: Енисейск-4, <адрес>.
Ответчиком Иванюком С.Н. в материалы дела представлен подлинник протокола заседания жилищной комиссии ВЧ 14058 от 09.07.1999 года, из которого следует, что на заседании также рассматривался вопрос о предоставлении ему в пользование <адрес>.
09.09.2002 года Иванюку С.Н. Квартирно-эксплуатационной частью выдан ордер № на право занятия названной выше квартиры с составом семьи: Иванюк Е.А. (супруга), Иванюк Л.С. (дочь), Иванюк О.С. (дочь).
Таким образом, вселение ответчиков в 1999 году произведено в соответствии с действующим жилищным законодательством, что не оспаривается.
Между тем, 16.04.2008 года Иванюк С.Н. и члены его семьи Иванюк Е.А., Иванюк Л.С., как участники жилищной подпрограммы «Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством федеральной целевой программы «Жилище» на 2002 – 2010 годы, дали письменное обязательство о сдаче спорного жилого помещения в связи с предоставлением в соответствии с названными выше положениями Закона "О статусе военнослужащих», государственного жилищного сертификата для приобретения жилья на территории Красноярского края в 2-месячный срок с даты приобретения ими жилья.
Выдача государственного жилищного сертификата ответчикам на сумму 1937520 руб. состоялась 17.04.2008 года, на указанные денежные средства 23.06.2008 Иванюк С.Н., Иванюк Е.А., Иванюк Л.С., Иванюк О.С. приобрели в общедолевую собственность квартиру в <адрес>. Факт реализации государственного жилищного сертификата подтвержден и письмом ФГКУ «Центррегионжилье» № от 30.11.2012, где указано, что Иванюк С.Н. реализовал ГЖС 23.06.2008 путем приобретения жилого помещения в <адрес>.
В этой связи Иванюк С.Н. и члены его семьи были обеспечены жильем в избранном месте постоянного проживания с 23.06.2008 года и были обязаны в двухмесячный срок (с момента приобретения жилья), то есть до 23.08.2008 года включительно, освободить служебное жилое помещение и сняться с регистрационного учета.
Между тем судом установлено, что 28.10.2008 года приобретенное Иванюком С.Н. и членами его семьи жилое помещение продано ими по договору купли-продажи покупателю ФИО13, сделка зарегистрирована 25.11.2008 года.
Выписками из домовой книги, финансово-лицевого счета, выданными ОАО «Славянка», адресными справками подтверждено, что с регистрационного учета по адресу: <адрес> <адрес> семья ответчиков не снималась, Иванюком С.Н. в судебном заседании также не оспаривалось, что спорная квартира в связи с реализацией ГЖС не освобождалась, так как 30.05.2008 года между ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» и Иванюком С.Н. заключен договор найма служебного жилого помещения №№ по которому ответчикам в пользование предоставлена всё та же <адрес>-4 на основании решения жилищной комиссии ВЧ 14058 от ДД.ММ.ГГГГ №18. Кроме того, ответчиком представлено дополнительное соглашение к названному выше договору № датированное 10.10.2010 года, из текста которого следует, что спорная квартира предоставлена семье Иванюка С.Н. на время его трудовых отношений.
Вместе с тем из протокола № заседания жилищной комиссии ВЧ 14058 от 06.05.2008 следует, что 06.05.2008 комиссией рассматривался рапорт майора ФИО14 о постановке на учет как нуждающегося в обеспечении жильем и других вопросов на повестке дня не стояло.
В соответствии со ст. 10 ЖК РФ жилищные права и обязанности возникают из оснований, предусмотренных настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными правовыми актами, а также из действий участников жилищных отношений, которые хотя и не предусмотрены такими актами, но в силу общих начал и смысла жилищного законодательства порождают жилищные права и обязанности.
Согласно п.п. 43, 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", утвержденных постановлением Правительства РФ от 21.03.2006 N 153, - при получении сертификата гражданин - участник подпрограммы информируется о порядке и условиях получения субсидии по этому сертификату. Для получения сертификата гражданин - участник подпрограммы представляет следующие документы: ж) обязательство о сдаче (передаче) жилого помещения по форме согласно приложению N 6 (в 2 экземплярах), за исключением случаев, когда гражданин предъявит документ, подтверждающий отсутствие у него жилого помещения для постоянного проживания. В случае непредставления или неполного представления документов, указанных в настоящем пункте, сертификат не выдается. Обязательство, указанное в подпункте "ж" пункта 44 настоящих Правил, подписывается всеми совершеннолетними членами семьи. Исполнение этого обязательства должно осуществляться в 2-месячный срок после приобретения гражданином жилья за счет средств предоставленной ему субсидии.
Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 №80, действовавшей в момент заключения указанного договора найма служебного жилья 30.05.2008 года, предусматривалось, что жилые помещения в домах государственного жилищного фонда, закрепляемые за Министерством обороны, предоставляются военнослужащим и членам их семей, состоящим на учете нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий) (п.32). В случае освобождения жилых помещений, занимаемых военнослужащими и совместно проживающими с ними членами их семей, за исключением жилых помещений, находящихся в их собственности, указанные помещения предоставляются другим военнослужащим и членам их семей (п.33). Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими производится жилищной комиссией воинской части в порядке очередности исходя из времени принятия их на учет и включения в списки нуждающихся в получении жилых помещений (улучшении жилищных условий).
Распределение поступающих в воинскую часть жилых помещений между военнослужащими оформляется списком распределения жилых помещений по воинской части, который подписывается командиром и председателем жилищной комиссии воинской части, согласовывается с начальником КЭЧ района. Справка о сдаче жилого помещения выдается после фактического освобождения жилого помещения и снятия с регистрационного учета всех членов семьи (п.37). Заселение жилых помещений для постоянного проживания производится по соответствующим ордерам. Начальники КЭЧ районов при оформлении ордеров на жилое помещение запрашивают в КЭЧ района, выдавшей справку о сдаче жилья, по прежнему месту военной службы (жительства) военнослужащего, подтверждение факта сдачи жилого помещения. Выдача ордеров на служебное жилое помещение, а также вселение в служебное жилое помещение производятся в порядке, установленном для жилых помещений в домах государственного и муниципального жилищного фонда. Ордера на жилые помещения, в том числе на служебные жилые помещения и жилые помещения в общежитиях, находящиеся в закрытых военных городках, выдаются КЭЧ района. Выдача ордера на жилое помещение может быть приостановлена начальником КЭЧ района в случаях: когда фактический состав семьи не соответствует указанному составу семьи в списке распределения жилых помещений по воинской части; выявления других обстоятельств, которые могли повлиять на решение вопроса о предоставлении жилого помещения (п. 40). 43. Предоставление жилых помещений гражданскому персоналу Вооруженных Сил осуществляется в соответствии с жилищным законодательством (п.43).
В силу ст. 99, 100 ЖК РФ специализированные жилые помещения предоставляются на основании решений собственников таких помещений (действующих от их имени уполномоченных органов государственной власти или уполномоченных органов местного самоуправления) или уполномоченных ими лиц по договорам найма специализированных жилых помещений. Специализированные жилые помещения предоставляются по установленным настоящим Кодексом основаниям гражданам, не обеспеченным жилыми помещениями в соответствующем населенном пункте (ст. 99). Договор найма специализированного жилого помещения заключается на основании решения о предоставлении такого помещения (ст. 100).
На основании ст. 10 ГК РФ не допускаются осуществление гражданских прав исключительно с намерением причинить вред другому лицу, действия в обход закона с противоправной целью, а также иное заведомо недобросовестное осуществление гражданских прав (злоупотребление правом). В случае несоблюдения требований, предусмотренных пунктом 1 настоящей статьи, суд, с учетом характера и последствий допущенного злоупотребления отказывает лицу в защите принадлежащего ему права полностью или частично, а также применяет иные меры, предусмотренные законом. В случае, если злоупотребление правом выражается в совершении действий в обход закона с противоправной целью, последствия, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи, применяются, поскольку иные последствия таких действий не установлены настоящим Кодексом.
Как пояснил в судебном заседании ответчик Иванюк С.Н., из спорного жилого помещения он вместе с семьёй, с момента вселения в 1999 году, не выселялся, полагает, что приобрел право на жилье после реализации ГЖС на основании договора найма служебной квартиры 30.05.2008 года и на основании решения жилищной комиссии ВЧ 14058 от 06.05.2008 №18.
Между тем представленные Иванюком С.Н. в материалы дела доказательства вызывают неустранимые сомнения, поскольку исследованием Журнала заседаний жилищной комиссии ВЧ 14058 за май 2008 года судом достоверно установлено, что 16.05.2008 заседаний жилищной комиссии не проводилось.
Иванюк С.Н. вместе с членами своей семьи проживал в спорном жилом помещении на основании решения жилищной комиссии от 16.10.1997, ордера № от 09.09.2002 года. 27.04.2008 года Иванюку С.Н. начальником ГУ «Красноярской квартирно-эксплуатационной частью района» ФИО17 лично выдан жилищный сертификат, который был действителен до 14.12.2008 и подлежал предъявлению в банк до 14.05.2008 года (о чем указано в сертификате).
Однако несмотря на указанные обстоятельства, 30.05.2008 Иванюк С.Н., являясь начальником домоуправления №4 Красноярской КЭЧ района, не имея решения уполномоченного органа о предоставлении ему служебного жилья, используя свое служебное положение, заключил сделку – договор найма служебного жилого помещения, которая со стороны наймодателя подписана его непосредственным руководителем – начальником ФГУ «Красноярская КЭЧ района» ФИО17 самовольно, так как Иванюк С.Н. в установленном законом порядке нуждающимся в служебном жилье признан не был. В дополнительном соглашении к договору № от ДД.ММ.ГГГГ указано, что служебное жилое помещение предоставлено Иванюку С.Н. на период работы в ФГУ «Красноярская КЭЧ района» на состав семьи, состоящий из 4 человек, в том числе и на дочь Иванюк Людмилу Сергеевну, вместе с тем адресной справкой подтверждено, что ФИО19 (Иванюк) Л.С. убыла 12.05.2009 года в <адрес>.
Изложенное позволяет суду сделать вывод, что договор найма служебного жилого помещения 30.05.2008 года заключен сторонами заведомо с целью сохранить право пользования Иванюком С.Н. и членами его семьи спорным жилым помещением уже после реализации ГЖС и приобретения в собственность жилья, то есть путем злоупотребления правом. 23.06.2008 Иванюк С.Н. и члены его семьи реализовали ГЖС зарегистрировали на свое имя право общедолевой собственности на квартиру в <адрес>, утратив право пользования служебным жильем, между тем спорную квартиру не освободили, с регистрационного учета не снялись.
В силу ст. 166 ГК РФ суд вправе применить последствия недействительности ничтожной сделки по своей инициативе, если это необходимо для защиты публичных интересов, и в иных предусмотренных законом случаях.
В соответствии со ст.ст. 167, 168 ГК РФ недействительная сделка не влечет юридических последствий, за исключением тех, которые связаны с ее недействительностью, и недействительна с момента ее совершения (ст. 167). Сделка, нарушающая требования закона или иного правового акта и при этом посягающая на публичные интересы либо права и охраняемые законом интересы третьих лиц, ничтожна, если из закона не следует, что такая сделка оспорима или должны применяться другие последствия нарушения, не связанные с недействительностью сделки (п.2 ст. 168).
Оценивая в совокупности и взаимосвязи вышеприведенные доказательства, суд приходит к выводу, что договор найма служебного жилого помещения 30.05.2008 заключен между Иванюком С.Н. (наниматель) с ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» (наймодатель) с существенным нарушением порядка, установленного Инструкцией о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной приказом Министра обороны РФ от 15.02.2000 №80, ст.ст. 99, 100 ЖК РФ, ст. 15 Закона РФ "О статусе военнослужащих», п.п. 43, 44 Правил выпуска и реализации государственных жилищных сертификатов в рамках реализации подпрограммы "Выполнение государственных обязательств по обеспечению жильем категорий граждан, установленных федеральным законодательством" федеральной целевой программы "Жилище" на 2002 - 2010 годы", чем нарушены публичные интересы Российской Федерации, а также неопределенного круга лиц - военнослужащих, признанных нуждающимися в служебном жилье закрытого военного городка ВЧ 14058, то есть и интересы обороны страны, что является основанием для признания данной сделки ничтожной.
Исходя из изложенного, суд признает недействительным в силу ничтожности договор найма служебного жилого помещения от 30 мая 2008 года, заключенный между ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» (Наймодатель) и Иванюком С.Н. (Наниматель), и, как следствие, дополнительное соглашение к данному договору от 10.10.2010 года, что является основанием для выселения ответчиков без предоставление другого жилья. При этом суд принимает во внимание, что ни военный прокурор, ни государственные учреждения, интересы которых он представляет – ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ, не являлись стороной данной сделки и о её существовании не знали, о чем в судебном заседании 28.04.2014 пояснил военный прокурор Костяков П.К., в подтверждение своих доводов представил Журнал учета заседаний жилищной комиссии ВЧ 14058.
Кроме того, у суда нет оснований не доверять выпискам из финансово-лицевого счета, а также из домовой книги, выданным ОАО «Славянка», которые оспаривает ответчик, поскольку факт вселения в спорное жилое помещение, регистрация ФИО9 С.Н. и членов его семьи по месту жительства: ФИО9 С.Н. – с ДД.ММ.ГГГГ года, ФИО9 Е.А. – с ДД.ММ.ГГГГ года, подтверждена адресными справками УФМС России по <адрес>.
Доводы ФИО9 С.Н. о том, что он вселен в 1999 году в жилое помещение, которое на момент вселения не было признано служебным, не являются основанием для отказа в удовлетворении иска, поскольку приобретение ответчиками ДД.ММ.ГГГГ жилого помещения для постоянного проживания, явилось основанием для прекращения договора найма служебного жилья.
Наличие трудовых отношений с филиалом ОАО «Ремонтно-эксплутационное управление «Иркутский» не дает ФИО9 С.Н. и членам его семьи права занимать служебное жилье.
В соответствии со 93 ЖК РФ служебные жилые помещения предназначены для проживания граждан в связи с характером их трудовых отношений с органом государственной власти, органом местного самоуправления, государственным унитарным предприятием, государственным или муниципальным учреждением, в связи с прохождением службы, в связи с назначением на государственную должность Российской Федерации или государственную должность субъекта Российской Федерации либо в связи с избранием на выборные должности в органы государственной власти или органы местного самоуправления.
Согласно ч.2 ст. 104 ЖК РФ категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в жилищном фонде Российской Федерации, устанавливаются органом государственной власти Российской Федерации.
Таким образом, определяющее значение для предоставления служебных жилых помещений имеет характер трудовых отношений. Служебные жилые помещения, предоставляются не любым гражданам, а только тем, которые не обеспечены жильем в данном населенном пункте и их должности, либо характер трудовых отношений, позволяют занимать служебное жилье. Кодекс не предусматривает возможность предоставления служебных жилых помещений только по той причине, что у гражданина нет жилого помещения в данном населенном пункте и он состоит в трудовых отношениях с работодателем, имеющим отношение к Министерству обороны РФ и относится к так называемому гражданскому персоналу.
В соответствии с действовавшими ранее нормативными актами, в частности пунктом 20 Инструкции о порядке обеспечения жилыми помещениями в Вооруженных Силах Российской Федерации, утвержденной Приказом Министра обороны Российской Федерации от 15 февраля 2000 г. № 80, служебное жилье могло быть предоставлено не любому работнику из числа гражданского персонала Вооруженных Сил, а лишь тому, кто был непосредственно связан с обслуживанием и эксплуатацией казарменно-жилищного фонда и коммунальных сооружений. На эти цели предусматривалось выделение 3% от общей площади жилых помещений, закрепленных за Министерством обороны Российской Федерации.
Действующий Приказ Министра обороны Российской Федерации от 30 сентября 2010 г. № 1280 "О предоставлении военнослужащим Вооруженных Сил Российской Федерации жилых помещений по договору социального найма и служебных жилых помещений" регулирует вопросы жилищного обеспечения исключительно военнослужащих и граждан, уволенных с военной службы, и не затрагивает вопросов обеспечения жильем лиц гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации.
Как указано выше, Иванюк С.Н. по характеру своей работы непосредственным обслуживанием и эксплуатацией казарменно- жилищного фонда либо коммунальных сооружений не занимается, так как занимает руководящую должность начальника филиала РЭУ, в связи с чем исполнение им трудовых обязанностей не требует проживания в непосредственной близости к месту работы. Работа в качестве начальника филиала ОАО РЭУ «Иркутский» не относится ни к одной категории граждан, которым предоставляются служебные жилые помещения в жилищном фонде, принадлежащем Российской Федерации.
Более того, должность начальника филиала в структурном подразделении акционерного общества не может быть отнесена к гражданскому персоналу Вооруженных сил РФ, в связи с чем к Иванюку С.Н. не могут быть применены и положения п.65 Отраслевого соглашения между профсоюзами гражданского персонала Вооруженных Сил Российской Федерации и Министерством обороны Российской Федерации на 2011 - 2013 год, утвержденного Профсоюзом гражданского персонала Вооруженных Сил России, Министром обороны РФ 07.02.2011.
Иных доказательств того, что ответчики в настоящее время сохраняют право на спорное служебное помещение суду не представлено.
К категории лиц, которые не могут быть выселены из служебной квартиры без предоставления другого жилья, никто из ответчиков не относится.
Общий срок исковой давности устанавливается в три года (ст. 196 ГК РФ). Исходя из положений ч. 2 ст. 199 ГК РФ исковая давность применяется судом только по заявлению стороны в споре, сделанному до вынесения судом решения.
Трехлетний срок давности обращения в суд за защитой нарушенного права прокурором не пропущен, поскольку с 24.08.2008 года ответчики проживают в спорной квартире без наличия на то законных оснований, были обеспечены жильем в избранном ими месте жительства и распорядились им по своему усмотрению, сделка – договор найма служебного жилого помещения, заключенная 30.05.2008 года между ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» МО РФ (Наймодатель) и Иванюком С.Н. (Наниматель), а также дополнительное соглашение к нему от 10.10.2010 года, признана судом ничтожной, как совершенная с нарушением требований закона, самовольно, путем злоупотребления правом, в связи с чем срок давности на возникшие правоотношения не распространяется.
Кроме того, как пояснил в судебном заседании Иванюк С.Н., он являлся председателем ликвидационной комиссии Домоуправления №4 ФГУ «Красноярская квартирно-эксплуатационная часть района» (то есть структурного подразделения Министерства обороны РФ) до момента ликвидации домоуправления - 05.06.2012 года, в связи с чем, исходя из срока прекращения указанных полномочий с Красноярской КЭЧ района, обратившись в суд 14.01.2014 года, истец срок для обращения в суд для защиты нарушенного права не пропустил.
Документы, представленные в материалы дела военным прокурором, а также удостоверенные ВЧ 14058, не вызывают у суда сомнений, поэтому суд признает их достоверными доказательствами; выписка из реестра федерального имущества, которая оспаривается ответчиком, представлена непосредственно ФГУ «Сибирское ТУИО» Министерства обороны РФ. Кроме того, в материалы дела, по мнению суда, истцом представлены достаточные и достоверные документы, подтверждающие право государственной собственности на указанное в иске имущество, в связи с чем истребование дополнительных документов по ходатайствам ответчика, заявленным в судебном заседании 28.04.2014, не требовалось.
В соответствии со ст. 45 ГПК РФ прокурор вправе обратиться в суд с заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации. Прокурор, подавший заявление, пользуется всеми процессуальными правами и несет все процессуальные обязанности истца, за исключением права на заключение мирового соглашения и обязанности по уплате судебных расходов. В случае отказа прокурора от заявления, поданного в защиту законных интересов другого лица, рассмотрение дела по существу продолжается, если это лицо или его законный представитель не заявит об отказе от иска. Приказом Военного прокурора Ракетных войск стратегического назначения от 02.02.2011 №60 за военной прокуратурой РВСН закреплены объекты прокурорского надзора, в том числе воинская часть 14058, возложен надзор за исполнением законов, соблюдением прав военнослужащих, членов их семей и иных граждан; иные возложенные на органы военной прокуратуры функции (согласно компетенции), в связи с чем суд признает, что военный прокурор войсковой части 56681 является надлежащим процессуальным истцом, уполномочен представлять интересы Российской Федерации в силу закона.
Полномочия представителя ВЧ 14058 Шувалова М.С. подтверждены надлежащим образом удостоверенной командиром ВЧ 14058 доверенностью. Более того, поскольку ВЧ 14058 самостоятельных требований к ответчикам в рамках рассмотрения дела не заявило, участие данного представителя в судебном заседании не является основанием для отказа в удовлетворении иска и не влияет на исход рассмотрения дела. Формирование состава третьих лиц является правом истца.
Отсутствие уведомлений о выселении также не является основанием для отказа в удовлетворении исковых требований либо для оставления иска без рассмотрения, так как обязательный уведомительный порядок для данной категории дел жилищным законодательством не предусмотрен.
Определением Енисейского районного суда от 28.04.2014 года военному прокурору отказано в прекращении производства по иску к Иванюк О.С. в связи с отказом от иска к данному ответчику, поскольку такой отказ материальные истцы ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения» Министерства обороны РФ не заявили.
Вместе с тем, поскольку договором найма служебного жилого помещения № от 19.08.2013 подтверждено, что Иванюк О.С. с указанного времени проживает по адресу: <адрес>, и она снята с учета в спорной квартире с 12.02.2014 года, у суда отсутствуют основания для её выселения, в связи с чем исковые требования военного прокурора к Иванюк О.С. удовлетворению не подлежат.
Исходя из изложенного, требования военного прокурора о выселении Иванюка С.Н., Иванюк Е.А. из служебной квартиры, расположенной по адресу: <адрес> <адрес>, кВ. 80, являются обоснованными и подлежат удовлетворению, ответчиков следует выселить из занимаемого жилого помещения без предоставления другого жилого помещения.
Решение о выселении является основанием для снятия с регистрационного учета Иванюка С.Н., Иванюк Е.А. по указанному выше адресу.
Руководствуясь ст. 194-198 ГПК РФ суд
решил:
Исковые требования Военного прокурора - Войсковой части №56681 - удовлетворить частично.
Выселить Иванюка Сергея Николаевича, Иванюк Елену Аркадьевну из <адрес>, расположенной в <адрес> без предоставления другого жилого помещения.
В удовлетворении исковых требований к Иванюк Оксане Сергеевне об истребовании имущества из чужого незаконного владения и выселении без предоставления другого жилого помещения, военному прокурору войсковой части №56681, действующему в интересах Российской Федерации в лице ФГУ «Сибирское территориальное управление имущественных отношений» и ФГУ «Центральное региональное управление жилищного обеспечения», - отказать
Решение может быть обжаловано в Красноярский краевой суд в течение месяца с момента его изготовления в окончательной форме путем подачи апелляционной жалобы в Енисейский районный суд.
Председательствующий Е.П. Ремизова
Мотивированное решение изготовлено 16 мая 2014 года
Копия верна, решение не вступило в законную силу, судья Е.П. Ремизова