Решение по делу № 33а-4477/2019 от 20.08.2019

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

КАЛИНИНГРАДСКИЙ ОБЛАСТНОЙ СУД

Судья: Ганин В.А. Дело № 33а-4477/2019

АПЕЛЛЯЦИОННОЕ ОПРЕДЕЛЕНИЕ

22 августа 2019 года г. Калининград

Судебная коллегия по административным делам Калининградского областного суда в составе:

председательствующего Струковой А.А.,

судей Корнюшенкова Г.В., Шубина Д.В.,

с участием прокурора Ботвиной Л.В.,

при секретаре Мазяр К.А.,

рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по апелляционной жалобе Ивакина В.О. на решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 9 августа 2019 года, которым административному истцу Ивакину Вячеславу Олеговичу отказано в удовлетворении заявленных административных требований к административному ответчику Пионерской территориальной избирательной комиссии о признании незаконным решения № 62/374-4 от 26 июля 2019 года о регистрации Стеценко Евгения Ивановича кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов Пионерского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

Заслушав доклад судьи Корнюшенкова Г.В., объяснения представителя Ивакина В.О. - Кравченко В.П., поддержавшего апелляционную жалобу, объяснения представителя Пионерской территориальной избирательной комиссии - председателя ТИК Высоцкой Т.В., представителя Стеценко Е.И. - Иманалиевой А.К., возражавших против апелляционной жалобы, заключение прокурора Ботвиной Л.В., полагавшей решение суда первой инстанции законным и обоснованным, подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, судебная коллегия

УСТАНОВИЛА:

Ивакин Вячеслав Олегович, кандидат в депутаты окружного Совета депутатов Пионерского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 (далее также – административный истец) обратился в суд с административным иском к Пионерской территориальной избирательной комиссии (далее также – Пионерская ТИК, административный ответчик), в котором просил суд признать незаконным и отменить решение Пионерской территориальной избирательной комиссии от 26 июля 2019 года № 62/374-4 о регистрации Стеценко Евгения Ивановича кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов Пионерского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

В обоснование иска административный истец указал, что согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности.

Пунктом 13 статьи 21 указанного Федерального закона определено, что Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в пределах своей компетенции вправе издавать инструкции по вопросам единообразного применения настоящего Федерального закона, обязательные для исполнения.

11 июня 2014 года Центральной избирательной комиссией Российской Федерации утверждены (Постановление №235/1486-6) методические рекомендации по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления.

В Приложении №3 к данным Методическим рекомендациям установлен текст заявления кандидата о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты.

Административный истец указывает, что кандидатом в депутаты Стеценко Е.И. текст заявления, утвержденный Центральной избирательной комиссией Российской Федерации, изменен.

В соответствии с Приложением № 3 текст первого абзаца заявления должен начинаться словами: «Я, Стеценко Евгений Иванович, даю согласие баллотироваться кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов Пионерского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2 избирательному объединению Пионерское местное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ».

Между тем, в заявлении Стеценко Е.И. первый абзац заявления начинается словами: «Заявляю о своем согласии баллотироваться кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов Пионерского городского округа по одномандатному избирательному округу № 2 выдвинутым избирательным объединением: Пионерское Местное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» на дополнительных выборах депутата окружного Совета депутатов Пионерского городского округа по одномандатному избирательному округу № 2, проводимых 08 сентября 2019 года».

В соответствии с Приложением № 3 второй абзац заявления должен иметь следующее содержание: «Обязуюсь в случае избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата окружного Совета депутатов Пионерского городского округа».

Между тем, в заявлении Стеценко Е.И. второй абзац заявления изложен в следующей редакции: «В случае своего избрания обязуюсь в пятидневный срок после получения мною от соответствующей избирательной комиссии извещения об избрании представить в эту избирательную комиссию копию приказа (иного документа) об освобождении меня от обязанностей либо копию документов, удостоверяющих подачу в установленный срок заявления об освобождении от обязанностей, несовместимых со статусом депутата окружного Совета депутатов Пионерского городского округа».

Таким образом, на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, среди документов, представленных Стеценко Е.И. для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, имелись документы, оформленные с нарушением требований закона, что являлось основанием для отказа в регистрации кандидата в депутаты Стеценко Е.И. на основании подпункта «в.1» пункта 24 статьи 38 Федерального закона «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Кроме того при рассмотрении административного иска в судебном заседании суда первой инстанции представитель административного истца указал на дополнительные основания для признании оспариваемого решения Пионерской ТИК незаконным, а именно:

- Стеценко Е.И. не заверил копию своего паспорта, т.е. не пронумеровал все страницы и не прошнуровал их, поэтому считается, что он заверил копию паспорта только 21-ю страницы, на которой стоит его подпись;

- выдвижение Стеценко Е.И. от политической партии «Единая Россия» совершено с нарушением, так как из решения местного отделения партии не следует, что исполняющий обязанности секретаря местного отделения партии действовал по его письменному поручению секретаря местного отделения партии.

Светлогорским городским судом Калининградской области по административному делу вынесено решение от 9 августа 2019 года, изложенное выше.

В апелляционной жалобе Ивакина В.О. ставится вопрос об отмене решения суда первой инстанции, как незаконного и необоснованного, вынесенного с нарушением норм процессуального и материального права, и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований административного истца. Настаивая на доводах иска, податель жалобы полагает, что суд первой инстанции заранее установил критическую позицию в отношении доводов административного истца, нарушив предусмотренный КАС РФ принцип состязательности и равноправия сторон при активной роли суда.

Рассмотрев апелляционную жалобу по правилам статьи 308 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее также – КАС РФ), судебная коллегия находит решение суда подлежащим оставлению без изменения.

В соответствии с Конституцией Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы (статья 3, часть 2), граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти, органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме (статья 32, часть 2). Данные конституционные положения согласуются со статьей 3 Протокола № 1 к Конвенции о защите прав человека и основных свобод и пунктом «b» статьи 25 Международного пакта о гражданских и политических правах, согласно которым каждый гражданин должен иметь без какой-либо дискриминации и без необоснованных ограничений право и возможность голосовать и быть избранным на подлинных периодических выборах, проводимых на основе всеобщего и равного избирательного права при <данные изъяты> голосовании и обеспечивающих свободное волеизъявление избирателей.

Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года № 67-ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» (далее - Федеральный закон № 67-ФЗ).

Решением Пионерской ТИК от 18 июня 2019 года № 59/348-4 на 8 сентября 2019 года назначены дополнительные выборы депутатов окружного Совета депутатов Пионерского городского округа по одномандатным избирательным округам 1, 2, 7 и 11.

Административный истец Ивакин В.О. зарегистрирован кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов Пионерского городского округа седьмого созыва по одномандатному избирательному округу № 2.

Оспариваемым административным истцом решением Пионерской ТИК (с полномочиями окружных избирательных комиссий по одномандатным избирательным округам №№ 1, 2, 7, 11 по дополнительным выборам депутатов окружного Совета депутатов Пионерского городского округа седьмого созыва) от 26 июля 2019 года № 62/374-4 Стеценко Евгений Иванович, выдвинутый избирательным объединением Пионерское местное отделение Партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», зарегистрирован кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов Пионерского городского округа по одномандатному избирательному округу № 2.

Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона № 67-ФЗ решение избирательной комиссии о регистрации кандидата может быть отменено судом, если будет установлено, что оно принято с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного закона, иных требований, предусмотренных этим законом, иным законом.

В пункте 24 статьи 38 Федерального закона № 67-ФЗ указаны основания отказа в регистрации кандидата, в том числе:

- отсутствие среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата (подпункт «в»);

- наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований поименованного закона, иного закона (подпункт «в.1»).

Аналогичные условия предусмотрены подпунктами 3 и 4 статьи 79 Закона Калининградской области от 18 марта 2008 года № 231 «О муниципальных выборах в Калининградской области» (далее - Закон Калининградской области № 231).

Вместе с тем судебная коллегия, как и суд первой инстанции, указанных правовых оснований для отмены решения Пионерской ТИК от 26 июля 2019 года № 62/374-4 не усматривает.

В соответствии с пунктом 2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ соответствующая избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат, за исключением случая, предусмотренного пунктом 14.3 статьи 35 настоящего Федерального закона, считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления в нее заявления в письменной форме выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу с обязательством в случае его избрания прекратить деятельность, несовместимую со статусом депутата или с замещением иной выборной должности. В заявлении указываются фамилия, имя, отчество, дата и место рождения, адрес места жительства, серия, номер и дата выдачи паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, наименование или код органа, выдавшего паспорт или документ, заменяющий паспорт гражданина, идентификационный номер налогоплательщика (при наличии), гражданство, сведения о профессиональном образовании (при наличии) с указанием организации, осуществляющей образовательную деятельность, года ее окончания и реквизитов документа об образовании и о квалификации, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа. Кандидат вправе указать в заявлении свою принадлежность к политической партии либо не более чем к одному иному общественному объединению, зарегистрированному не позднее чем за один год до дня голосования в установленном законом порядке, и свой статус в этой политической партии, этом общественном объединении при условии представления вместе с заявлением документа, подтверждающего указанные сведения и подписанного уполномоченным лицом политической партии, иного общественного объединения либо уполномоченным лицом соответствующего структурного подразделения политической партии, иного общественного объединения.

Аналогичные по содержанию положения предусмотрены пунктом 2 статьи 24 Закона Калининградской области № 231.

Проанализировав содержание представленного кандидатом в депутаты Стеценко Е.И. в Пионерскую ТИК заявления о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты окружного Совета депутатов Пионерского городского округа по одномандатному избирательному округу № 2 (л.д. 16), суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что данное заявление не противоречит требованиям Федерального закона № 67-ФЗ.

Приведенная в приложении № 3 Методических рекомендаций по вопросам, связанным с выдвижением и регистрацией кандидатов, списков кандидатов на выборах в органы государственной власти субъектов Российской Федерации и органы местного самоуправления, утвержденных Постановлением ЦИК России от 11 июня 2014 года № 235/1486-6, форма заявления о согласии баллотироваться, как прямо следует из ее содержания, является лишь рекомендуемой формой, в связи с чем ее несоблюдение, при условии выполнения предусмотренных законом требований, основанием для отказа в регистрации кандидата признано быть не может.

В соответствии с подпунктом «а» пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона № 67-ФЗ вместе с заявлением, предусмотренным пунктом 2 настоящей статьи, представляется копия паспорта (отдельных страниц паспорта, определенных Центральной избирательной комиссией Российской Федерации) или документа, заменяющего паспорт гражданина, заверенная соответственно кандидатом или уполномоченным представителем избирательного объединения.

Аналогичные по содержанию положения предусмотрены подпунктом «а» пункта 2-1 статьи 24 Закона Калининградской области № 231.

Из материалов дела следует (л.д. 17-27), что кандидат в депутаты Стеценко Е.И. представил в избирательную комиссию копию паспорта в полном объеме, заверив ее надписью «копия верна» и собственноручной подписью.

Доводам административного истца о несоблюдении порядка выдвижения политической партией Стеценко Е.И. кандидатом в депутаты в обжалуемом судебном решении дана надлежащая правовая оценка.

В соответствии с пунктом 14.10 Устава Всероссийской политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ», во время отсутствия секретаря местного отделения партии, его обязанности исполняет один из заместителей секретаря местного отделения партии или членов местного политического совета по его письменному поручению или по решению президиума регионального политического совета либо Президиума Генерального совета партии.

Судом первой инстанции по правилам оценки доказательств, предусмотренным статьей 84 КАС РФ, установлено наличие письменного поручения секретаря местного отделения политической партии «ЕДИНАЯ РОССИЯ» члену местного политического совета М. о проведении собрания Пионерского местного отделения политической партии по выдвижению кандидата в депутаты.

Достоверность установленных судом обстоятельств доводы апелляционной жалобы не опровергают, в связи с чем ставить их под сомнение у судебной коллегии оснований не имеется.

Данных о нарушении избирательных прав административного истца Ивакина В.О. в части соблюдения принципа равенства кандидатов, судебной коллегией, как и ранее судом, исходя из материалов дела, не установлено.

С учетом изложенного, предусмотренных законом правовых оснований для удовлетворения административного иска и отмены решения Пионерской ТИК от 26 июля 2019 года № 62/374-4, не имеется.

Довод апелляционной жалобы о нарушении судом первой инстанции норм процессуального права судебной коллегией также признается несостоятельным.

Одним из принципов административного судопроизводства является состязательность и равноправие сторон административного судопроизводства при активной роли суда (пункт 7 статьи 6 КАС РФ).

Исходя из этого принципа в части 1 статьи 62 КАС РФ установлена прежде всего обязанность административного истца доказывать обстоятельства, на которые он ссылается как на основания своих требований, если иной порядок распределения обязанностей доказывания не предусмотрен поименованным кодексом.

Глава 24 КАС РФ, регламентирующая производство по административным делам о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации, закрепляя право кандидата обращаться в суд за защитой исключительно собственного пассивного избирательного права путем обжалования в сокращенный срок (не подлежащий восстановлению в случае его пропуска) решений избирательной комиссии о регистрации кандидата или об отказе в регистрации, не устанавливает иной порядок распределения обязанностей доказывания.

Зарегистрированный кандидат, заявляя требования об отмене постановления избирательной комиссии о регистрации своего конкурента, фактически оспаривает право другого кандидата, обладающего таким же объемом прав и обязанностей, принять участие в выборах, преследуя цель исключить его из избирательного процесса.

При таком положении, административный истец обязан в административном исковом заявлении указать конкретные фактические обстоятельства и подтверждающие их доказательства, являющиеся, по его мнению, основаниями для признания решения избирательной комиссии о регистрации кандидата незаконным, которые суд обязан проверить.

Поскольку указанные Ивакиным В.О. факты в обоснование заявленных требований не предусмотрены законом в качестве основания для отказа в регистрации кандидата, нарушения закона при принятии решения о регистрации Стеценко Е.И. кандидатом в депутаты судом не установлены, суд первой инстанции правильно отказал в удовлетворении административного искового заявления.

Доводы, изложенные в апелляционной жалобе по существу сводятся к переоценке выводов суда, однако их не опровергают, основаны на неверном толковании норм материального и процессуального права, не содержат фактов, которые бы не были проверены и учтены судом первой инстанции при рассмотрении дела, а в суде апелляционной инстанции могли бы повлиять на законность и обоснованность принятого судебного акта.

Оснований, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, для отмены или изменения решения суда, в том числе по доводам апелляционной жалобы, судебной коллегией не установлено. Решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба – без удовлетворения.

Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия

ОПРЕДЕЛИЛА:

решение Светлогорского городского суда Калининградской области от 9 августа 2019 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Ивакина Вячеслава Олеговича - без удовлетворения.

Председательствующий

Судьи

33а-4477/2019

Категория:
Административные
Статус:
РЕШЕНИЕ оставлено БЕЗ ИЗМЕНЕНИЯ
Истцы
Ивакин Вячеслав Олегович
Светлогорская межрайонная прокуратура Калининградской области
Ответчики
Пионерская территориальная избирательная комиссия
Другие
Стеценко Евгений Иванович
Суд
Калининградский областной суд
Судья
Корнюшенков Григорий Викторович
22.08.2019[Адм.] Судебное заседание
26.08.2019[Адм.] Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
26.08.2019[Адм.] Передано в экспедицию
Решение (?)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее