Р Е Ш Е Н И Е
ИМЕНЕМ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
09.07.2013 п.Володарский
Володарский районный суд Астраханской области в составе: председательствующего судьи Сливина Д.Н.,
при секретаре Куаналиевой С.Г.,
рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело по заявлению прокурора Володарского района Астраханской области в защиту неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Новокрасинский сельсовет» по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения незаконным и обязании устранить допущенные нарушения,
УСТАНОВИЛ:
в суд обратился прокурор Володарского района Астраханской области Книжников С.В. в защиту неопределенного круга лиц с заявлением о признании бездействия администрации МО «Новокрасинский сельсовет» по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения незаконным и обязании в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, устранить допущенные нарушения, а именно: устранить повреждения дорожного покрытия в виде колейности и просадок на участке дороги у МБОУ «<данные изъяты> ООШ» (<адрес> А); установить знаки дорожного регулирования 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на участке дороги у МБОУ «<данные изъяты>» (<адрес> А); установить стационарное электрическое освещение на участке дороги у МБОУ «<данные изъяты>» (<адрес> А).
Заявитель указал, что прокуратурой <адрес> в апреле месяце ДД.ММ.ГГГГ года, была проведена проверка соблюдения администрацией МО «Новокрасинский сельсовет» законодательства о безопасности дорожного движения, в результате которой выявлены указанные выше нарушения.
В судебном заседании представитель заявителя - помощник прокурора Володарского района Мухамбедьярова А.Н. заявленные требования поддержала в полном объеме, просила их удовлетворить по основаниям изложенным в заявлений.
Представитель администрации МО «Новокрасинский сельсовет» извещенный надлежащим образом о месте и времени слушания дела в судебное заседание не явился.
Суд, выслушав доводы прокурора, исследовав материалы дела считает, что требования прокурора Володарского района Астраханской области подлежат удовлетворению.
Согласно требованиям ст.1 ФЗ № 196-ФЗ от 10.12.1995г. «О безопасности дорожного движения» основополагающей задачей по обеспечению безопасности дорожного движения на территории РФ является охрана жизни, здоровья и имущества граждан, защита их прав и законных интересов, а также защита интересов общества и государства путем предупреждения дорожно-транспортных происшествий, снижения тяжести их последствий.
Основные требования по обеспечению безопасности дорожного движения при ремонте и содержании дорог определяются ст. 12 вышеуказанного Закона, в соответствии с которой ремонт и содержание дорог на территории РФ должны обеспечить безопасность дорожного движения. Обязанность по обеспечению соответствия состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам возлагается на лица, осуществляющие содержание автомобильных дорог.
Пунктом 4 статьи 6 Закона N 196-ФЗ предусмотрено, что к полномочиям органов местного самоуправления поселения в области обеспечения безопасности дорожного движения относится осуществление мероприятий по обеспечению безопасности дорожного движения на автомобильных дорогах местного значения, в том числе на объектах улично-дорожной сети, в границах населенных пунктов поселения при осуществлении дорожной деятельности, включая принятие решений о временных ограничении или прекращении движения транспортных средств на автомобильных дорогах местного значения в границах населенных пунктов поселения в целях обеспечения безопасности дорожного движения.
Полномочия органов местного самоуправления в области обеспечения безопасности дорожного движения являются расходными обязательствами муниципальных образований.
В соответствии со ст.ст. 15, 3 ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» осуществление дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения обеспечивается уполномоченными органами местного самоуправления.
Дорожная деятельность – это деятельность по проектированию, строительству, реконструкции, капитальному ремонту, ремонту и содержанию автомобильных дорог.
Автомобильная дорога - объект транспортной инфраструктуры, включающий в себя земельные участки в границах полосы отвода автомобильной дороги и расположенные на них или под ними конструктивные элементы (дорожное полотно, дорожное покрытие и подобные элементы) и дорожные сооружения, являющиеся ее технологической частью, - защитные дорожные сооружения, искусственные дорожные сооружения, производственные объекты, элементы обустройства автомобильных дорог.
В силу ст. 14 ч.1 п.5 ФЗ № 131- ФЗ от 06.10.2003г. «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» к вопросам местного значения поселения МО «Новокрасинский сельсовет» относятся дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения в границах населенных пунктов поселения, а также осуществление иных полномочий в области использования автомобильных дорог и осуществления дорожной деятельности в соответствии с законодательством РФ.
Государственным стандартом РФ ГОСТ Р 50597-93 «Автомобильные дороги. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения» установлены перечень и допустимые по условиям обеспечения безопасности движения предельные значения показателей эксплуатационного состояния автомобильных дорог, улиц и дорог городов и других населенных пунктов.
Согласно п. 3.1.1 указанного ГОСТа покрытие проезжей части не должно иметь просадок, выбоин, иных повреждений, затрудняющих движение транспортных средств с разрешенной Правилами дорожного движения скоростью. Предельные размеры отдельных просадок, выбоин и прочих повреждений, согласно п. 3.1.2, не должны превышать по длине 15 см., ширине – 60 см. и глубине – 5 см.
Согласно п.п. ДД.ММ.ГГГГ, 5.3.2, 5.3.6 Национального стандарта РФ «Технические средства организации дорожного движения. Правила применения дорожных знаков, разметки, светофоров, дорожных ограждений и направляющих устройств» (ГОСТ Р 52289-2004), утвержденного Приказом Ростехрегулирования от 15.12.2004 года № 120-ст, знаки дорожного регулирования Знаки 5.19.1 и 5.19.2 "Пешеходный переход" применяют для обозначения мест, выделенных для перехода пешеходов через дорогу.
Согласно п. 2.5 СНиПа 2.05.02-85 "Автомобильные дороги", ГОСТ Р 52766-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Общие требования" стационарное электрическое освещение на автомобильных дорогах следует предусматривать на участках в пределах населенных пунктов.
Согласно п. 4.6.1.1 ГОСТа Р 52766-2007 на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров, должно быть предусмотрено стационарное электрическое освещение.
По классификации технических средств и устройств организации и обеспечения безопасности дорожного движения (ГОСТ Р 52765-2007 "Дороги автомобильные общего пользования. Элементы обустройства. Классификация"), стационарное электрическое освещение является одним из элементов обустройства автомобильной дороги, предназначенного для улучшения условий видимости.
Освещение дороги в пределах всего населенного пункта или наиболее опасных участках является одним из основных мероприятий, направленных на повышение безопасности движения в населенных пунктах, через которые проходит автомобильная дорога.
Положения ГОСТа Р 52766-2007 о наличии стационарного электрического освещения на автомобильных дорогах на участках, проходящих по населенным пунктам и за их пределами на расстоянии от них не менее 100 метров, направлены на защиту жизни, здоровья граждан, имущества и в силу норм ФЗ "О техническом регулировании" подлежат обязательному исполнению.
В соответствии с ч. 1 ст. 17, ст. 34 ФЗ № 257-ФЗ «Об автомобильных дорогах и дорожной деятельности в РФ и внесении изменений в некоторые законодательные акты РФ» содержание автомобильных дорог осуществляется в соответствии с требованиями технических регламентов в целях обеспечения сохранности автомобильных дорог, а также организации дорожного движения, в том числе посредством поддержания бесперебойного движения транспортных средств по автомобильным дорогам и безопасных условий такого движения.
Дорожная деятельность в отношении автомобильных дорог местного значения осуществляет за счет средств местных бюджетов, иных предусмотренных законодательством РФ источников финансирования, а также средств физических и юридических лиц, привлеченных в порядке и на условиях, предусмотренных законодательством РФ.
Таким образом, администрация МО «Новокрасинский сельсовет» как уполномоченный орган местного самоуправления по обеспечению осуществления дорожной деятельности в отношении автомобильных дорог местного значения, в соответствии с вышеперечисленными нормами законодательства обязана обеспечивать их содержание и ремонт, соответствие состояния дорог при их содержании установленным правилам, стандартам, техническим нормам и другим нормативным документам.
Однако, как следует из материалов дела из акта обследования участка дороги <адрес> А <адрес> (<данные изъяты>) от ДД.ММ.ГГГГ комиссией в составе госинспектора дорожного надзора ОГИБДД ОМВД России по Володарскому району С.Д.А. и помощника прокурора Володарского района С.Е.Н. выявлены недостатки, в нарушение требований: ГоСТ Р 50597-93 п.3.1.2 – грунтовое покрытие проезжей части имеет колейность, просадки которые по размерам превышают по длине 15 см, ширине 60 см и глубине 5 см; ГоСТ Р 52289-2004 п.5.6.24 – отсутствуют дорожные знаки: 5.19.1, 5.19.2 «Пешеходный переход»; СНиП 2.05.0-85 п.2.5 – отсутствует стационарное электрическое освещение.
Таким образом, судом установлено, что администрация МО «Новокрасинский сельсовет» не выполняет возложенные на органы местного самоуправления полномочия в сфере безопасности дорожного движения.
Бездействие администрации МО «Новокрасинский сельсовет» по обеспечению надлежащего содержания и ремонта вышеуказанных участков дорог не обеспечивает безопасность дорожного движения, создает угрозу сохранения жизни, здоровья и имущества населения на территории МО «Новокрасинский сельсовет».
При таких обстоятельствах, суд приходит к выводу о том, что требования заявленные прокурором подлежат удовлетворению.
Признавая заявление прокурора обоснованным, бездействие администрации МО «Новокрасинский сельсовет», выразившееся в непринятии мер по организации ремонта автодорог, установки знаков дорожного регулирования и стационарного электрического освещения незаконным, суд полагает необходимым в соответствии со ст. 258 ч.1 ГПК РФ удовлетворить требование прокурора о возложении обязанности на администрацию МО «Новокрасинский сельсовет» устранить допущенные нарушения в полном объеме.
При этом в силу требований ст.ст. 258 ч. 3, 206 ч.2 ГПК РФ суд считает необходимым и достаточным для устранения в полном объеме допущенного нарушения срок в один месяц со дня вступления в законную силу решения суда.
Руководствуясь ст.ст.194 - 198, 258 ГПК РФ,
РЕШИЛ:
заявление прокурора Володарского района Астраханской области в интересах неопределенного круга лиц о признании бездействия администрации МО «Новокрасинский сельсовет» по исполнению законодательства о безопасности дорожного движения незаконным и обязании устранить допущенные нарушения – удовлетворить.
Признать незаконным бездействие администрации МО «Новокрасинский сельсовет» Володарского района Астраханской области, выразившееся в непринятии мер по организации ремонта автодороги, установки знаков дорожного регулирования, а также стационарного электрического освещения на участке дороги у МБОУ «<данные изъяты>» (<адрес> А).
Обязать администрацию МО «Новокрасинский сельсовет» Володарского района Астраханской области в течение 1 месяца со дня вступления решения суда в законную силу, устранить нарушения законодательства о безопасности дорожного движения, а именно: устранить повреждения дорожного покрытия в виде колейности и просадок на участке дороги у МБОУ «<данные изъяты>» (<адрес> А); установить знаки дорожного регулирования 5.19.1 и 5.19.2 «Пешеходный переход» на участке дороги у МБОУ «<данные изъяты>» (<адрес> А); установить стационарное электрическое освещение на участке дороги у МБОУ «<данные изъяты>» (<адрес> А).
Решение может быть обжаловано в Астраханский областной суд в течение месяца через районный суд, принявший решение.
Полный текст решения изготовлен и отпечатан 12.07.2013.
Судья Д.Н.Сливин