Судебный акт #1 (Решение) по делу № 2-2459/2017 ~ М-2126/2017 от 09.10.2017

К делу

Р Е Ш Е Н И Е

Именем Российской Федерации

г.Темрюк 23 октября 2017 года

Темрюкский районный суд Краснодарского края в составе:

председательствующего судьи Логвин Л.А.,

при секретаре Дяченко А.А.,

с участием помощника прокурора Темрюкского района Краснодарского края Зиркова В.С.,

представителя ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» – по доверенности Прийма Т.Г.,

представителя ответчика РМУП «Тепловые сети» – по доверенности Усольцева А.В.,

представителя третьего лица администрации МО Темрюкский район – по доверенности Мануйловой С.А.,

рассмотрев в судебном заседании материалы дела по исковому заявлению исполняющего обязанности прокурора Темрюкского района Краснодарского края Халилова Р.И. в интересах неопределенного круга лиц к ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», РМУП «Тепловые сети» об обязании РМУП «Тепловые сети» обеспечить бесперебойное горячее водоснабжение, а также теплоснабжение потребителей Темрюкского района; об обязании ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» возобновить газоснабжение котельных, расположенных на территории муниципального образования Темрюкский район и запрете вводить режим ограничения потребления газоснабжения в отношении котельных и иных объектов теплоснабжения, эксплуатируемых РМУП «Тепловые сети»,

У С Т А Н О В И Л :

Исполняющий обязанности прокурора Темрюкского района Краснодарского края Халилов Р.И. обратился в Темрюкский районный суд с исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц, в порядке ст.45 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, в котором просит суд обязать РМУП «Тепловые сети» обеспечить бесперебойное горячее водоснабжение, а также теплоснабжение потребителей Темрюкского района; обязать ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» возобновить газоснабжение следующих объектов РМУП «Тепловые сети»: котельные №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 13, 14, 8, 9, 10, 23, 57, 58, 24 «а», 52 «а», 26, 68, 30, 66, 64, 72, 43 «а», 47, 60, 62, 53, 16 «а», 12, 50, 18, 21, 24 «а», 45, 61, 65, 56, 42 «а», 59, 17, 15, расположенных на территории муниципального образования Темрюкский район; запретить ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» вводить режим ограничения потребления газоснабжения в отношении котельных и иных объектов теплоснабжения, эксплуатируемых РМУП «Тепловые сети», в связи с возросшей социальной напряженностью решение суда обратить к немедленному исполнению.

В обоснование исковых требований указано на то, что прокуратурой Темрюкского района проведена проверка соблюдения ресурсоснабжающими организациями законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и защите прав потребителей, в результате которой в деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» и РМУП «Тепловые сети» выявлены нарушения действующего законодательства.

В ходе проверки установлено, что между РМУП «Тепловые сети» и ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» заключены договоры на поставку газа, в соответствии с которыми ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» (далее – Поставщик) обязуется поставить газ РМУП «Тепловые сети», а последнее обязуется принять газ (далее – Потребитель) и оплатить в согласованных объемах.

Согласно сведениям реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, размещенного на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы РФ, ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» (<данные изъяты>) включен в вышеназванный реестр. Общество является единственным поставщиком газа на котельные расположенные на территории Темрюкского района.

Проверка показала, что РМУП «Тепловые сети» осуществляет эксплуатацию котельных, которые вырабатывают тепло и горячую воду для потребителей Темрюкского района.

В связи с образовавшейся задолженностью РМУП «Тепловые сети» по оплате потребленного газа, с 09.10.2017 ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» частично прекратило газоснабжение котельных: №№ 16 «а», 8, 4, 10, 12, 2, 13, 14, 9, эксплуатируемых РМУП «Тепловые сети», расположенных на территории муниципального образования Темрюкский район, которые обеспечивают теплоснабжение и горячее водоснабжение следующих дошкольных и среднеобразовательных учреждений: МАОУ СОШ № 2; МБДОУ ДС № 5; МБОУ СОШ № 3; МАДОУ № 12; МБДОУ ДС № 8; МБОУ СОШ № 20; МБОУ СОШ № 4; МБДОУ ДС № 20; МБОУ СОШ № 21; МДОУ ДС № 43; МБОУ СОШ № 10; МБОУ СОШ № 23; МОУ СОШ № 11; МБОУ СОШ № 24; МБОУ СОШ № 27; МБОУ СОШ № 26; МБОУ СОШ № 16; МБОУ СОШ № 9; МБОУ СОШ № 17; МБОУ СОШ № 19; МБОУ СОШ № 9; МБОУ СОШ № 2; МБДОУ ДС № 49; МБДОУ ДС № 52; МБДОУ ДС № 36; МБДОУ ДС № 25; МБДОУ ДС № 30; МБДОУ ДС № 21; МБДОУ ДС № 22; МБДОУ ДС № 2; МБДОУ ДС № 3; МБОУ ООШ № 14.

Кроме того, вышеуказанные котельные обеспечивают теплоснабжение и горячие водоснабжение многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования Темрюкский район.

Пунктами 2, 3 ст. 546 Гражданского кодекса Российской Федерации установлен перечень оснований, при которых допускается перерыв в подаче, прекращение или ограничение подачи энергии в одностороннем порядке.Так, прекращение или ограничение подачи коммунального ресурса без согласования с абонентом – юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В соответствии со ст.ст. 539-547, п. 548 Гражданского кодекса РФ к отношениям, связанным со снабжением через присоединенную сеть газом, нефтью и нефтепродуктами, водой и другими товарами, применяются правила о договоре энергоснабжения, если иное не установлено законом, иными правовыми актами или не вытекает из существа обязательства.

Согласно ст. 25 Федерального закона от 31.03.1999 № 69-ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством Российской Федерации.

Согласно п. 11 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245, Потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

Из смысла указанных положений в их взаимосвязи следует, что газоснабжающие организации по общему правилу вправе прекращать поставки газа организациям-потребителям при наличии непогашенной задолженности по их оплате, если соблюдена процедура по уведомлению (предупреждению) абонента – юридического лица. Исключение составляют лишь те организации-потребители, перечень которых утвержден Правительством Российской Федерации.

Проверкой установлено, что РМУП «Тепловые сети» после получения уведомлений об ограничении и предупреждений о прекращении подачи топливно-энергетических ресурсов в ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» для согласования необходимых для удовлетворения потребностей абонентов, своевременно оплачивающих коммунальные услуги, объемов топливно-энергетических ресурсов не обращалось.

Пунктом 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245 установлено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.

Между тем, действия ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг.

Таким образом, указанной нормой закреплен принцип недопустимости произвольного ограничения права на получение коммунальных услуг, которое неразрывно связано с правом на жилище, гарантированным ст. 40 Конституции Российской Федерации.

Согласно п.п. 121, 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается. Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается. Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Право на судебную защиту гарантировано ст. 46 Конституции Российской Федерации. Это право является непосредственно действующим и предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

В связи с этим при рассмотрении подобных споров суды не вправе ограничиваться формальным подтверждением того, что организация-потребитель не обращалась в ресурсоснабжающие организации для заключения соглашений о необходимых для обеспечения абонентов, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы, объемах этих ресурсов, учитывая, что взаимоотношения между ресурсоснабжающей организацией и организацией-потребителем не должны влиять на права таких абонентов, и должны выяснять, какие меры могли быть предприняты либо предпринимались ресурсоснабжающей организацией для заключения необходимых соглашений с организацией-потребителем в целях защиты интересов соответствующих потребителей независимо от того, имелась ли у таких ресурсоснабжающих организаций информация о таких потребителях (Обзор Верховного Суда Российской Федерации по отдельным вопросам судебной практики о применении законодательства о защите прав потребителей при рассмотрении гражданских дел, утвержденный Президиумом Верховного Суда РФ 01.02.2012). Иное умаляет предусмотренное ст. 46 Конституции Российской Федерации право на судебную защиту и не соответствует требованиям реального обеспечения прав и свобод граждан.

Принимая во внимание, что определить количество лиц, своевременно оплачивающих использованные топливно-энергетические ресурсы, права которых нарушены, в результате прекращения предоставления РМУП «Тепловые сети» коммунальной услуги горячего водоснабжения, определить невозможно, перечисленные обстоятельства подтверждают право прокурора обратиться в порядке ст. 45 Гражданского процессуального кодекса РФ с соответствующим заявлением в защиту, несовершеннолетних и неопределенного кура лиц.

В судебном заседании помощник прокурора Темрюкского района Зирков В.С. поддержал исковые требования прокурора, ссылаясь на обстоятельства, изложенные в исковом заявлении.

Представитель ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» – по доверенности Прийма Т.Г. в судебном заседании с иском прокурора не согласилась в части требований, предъявляемых к поставщику газа – ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», сославшись на то, что поставка газа на котельные РМУП «Тепловые сети» производится на основании заключенных без разногласий договоров поставки газа и от 19.10.2016, по условиям которых, Покупатель обязуется своевременно производить оплату за поставленный на котельные газ в согласованных объемах (п. 2.1. и п. 5.5.). В связи с тем, что Покупатель не исполнял свои обязательства по оплате текущих поставок газа, за РМУП «Тепловые сети» перед ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» по состоянию на 09.10.2017 образовалась задолженность в размере 220 626 853,63 рублей, которая сформировалась за период с ноября 2011 года по август 2017 года, из которой реестровая задолженность, образованная на 05.11.2014, составляет лишь <данные изъяты> рублей.

Все платежи за газ, осуществленные РМУП «Тепловые сети» в 2017 году, были проведены им с назначением платежа: «оплата задолженности по договору поставки газа от 21.10.2013». Таким образом, по договорам поставки газа, заключенным на 2015, 2016 и 2017 годы, ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» вообще не получило от РМУП «Тепловые сети» какой-либо оплаты за поставленный газ.

На основании ст. 25 Федерального закона № 69-ФЗ от 31 марта 1999 «О газоснабжении в Российской Федерации» при несоблюдении потребителями условий договоров право уменьшения или прекращения поставки газа в порядке, установленном Постановлением Правительства РФ, предоставлено поставщикам газа. Аналогичное условие закреплено в п. 3.3. договоров поставки газа.

В соответствии с п. 2 Правил ограничения подачи (поставки) и отбора газа (утв. постановлением Правительства РФ от 25 ноября 2016 г. № 1245) (далее - «Правила № 1245») основанием для полного ограничения подачи (поставки) газа являются полное или частичное неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

Из смысла указанных правовых положений следует, что энергоснабжающие и газоснабжающие организации по общему правилу вправе прекращать поставки электроэнергии и газа организациям-потребителям при наличии непогашенной задолженности по их оплате, если соблюдена процедура по уведомлению (предупреждению) потребителя - юридического лица. Исключение составляют лишь те организации-потребители, перечень которых утвержден Правительством РФ. Учитывая вышеизложенное, а также тот факт, что РМУП «Тепловые сети» в такой перечень не входят (п. 7 Правил № 1245), поставщик газа направил в адрес потребителя-должника Уведомления о самостоятельном ограничении отбора газа (<данные изъяты>), в соответствии с требованиями Правил №1245.

В силу п. 11 Правил № 1245, именно потребитель (РМУП «Тепловые сети»), к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

Также, в нарушение пп. «в» п. 12 Правил № 1245, РМУП «Тепловые сети» не направило поставщику газа обоснованный письменный расчет объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденный данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащенресурсоснабжаемые объекты, об отапливаемой площади таких объектов, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности.

Таким образом, со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», предпринимались все меры для урегулирования вопроса по способам погашения образовавшейся задолженности, а также возможному обеспечению поставок газа дляконечных потребителей данного предприятия-должника, надлежащим образом оплачивающих последнему стоимость коммунальных услуг по теплоснабжению и горячему водоснабжению. Не смотря на это, задолженность РМУП «Тепловые сети» так и не была погашена.

На основании изложенного, в соответствии с п. 13 Правил № 1245, а также условиями заключенных договоров поставки газа, ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» было вынуждено вводить полное ограничение поставки газа на газопотребляющие объекты потребителя-должника. В такой ситуации, ответственность за возможные перебои в теплоснабжении и горячем водоснабжении конечных потребителей Темрюкского района должна нести организация-потребитель газа - РМУП «Тепловые сети».

В соответствии с п. 9 Правил № 1245 ограничение подачи газа потребителю осуществляется поставщиком, а при отсутствии такой возможности прекращение отбора газа в соответствии с уведомлением поставщика газа осуществляется самим потребителем. Поскольку ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» является лишь поставщиком газа и не имеет права на осуществление мероприятий технического характера на газоиспользующем оборудовании потребителя, РМУП «Тепловые сети», имея соответствующую лицензию на осуществление данного вида деятельности, 09.10.2017 самостоятельно прекратило отбор газа на своих котельных, путем закрытия контрольных запорных устройств на газопотребляющем оборудовании. Таким образом, ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» собственными силами не производило отключения газа на котельных РМУП «Тепловые сети».

Требование прокурора о запрете и на будущее, даже при наличии задолженности у РМУП «Тепловые сети», прекращать ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» поставку газа на котельные, эксплуатируемые данным потребителем-должником, является незаконным, необоснованным и противоречащим федеральной судебной практике.

Помимо имеющегося у поставщика газа права ограничивать таких потребителей-должников, предоставленного вышеуказанными нормами – ст.546 ГК РФ, ст. 25 ФЗ № 69-ФЗ от 31 марта 1999 «О газоснабжении в Российской Федерации», пунктами 2 и 7 Правил № 1245, пунктом 34 Правил поставки газа в РФ (утв. постановлением Правительства РФ от 05.02.1998 г. № 162), а также условиями заключенных договоров поставки газа (п. 3.3.), считаем необходимым акцентировать внимание суда на следующем.

Кроме того, исполнение судебного акта в случае удовлетворения исковых требований прокурора, становится невозможным, поскольку для восстановления права (даже при испрошенном судебном запрете) прокурор вынужден будет обратиться к иным способам защиты права.

В данном случае спор фактически ведется между поставщиком и потребителем газа, по имеющимся обязательственным отношениям, основанным на заключенном договоре поставки газа, который относится к двухсторонним сделкам в соответствии со ст. 153, 154 ГК РФ и не оспаривается ни одной из сторон.

Из 40 эксплуатируемых РМУП «Тепловые сети» на территории МО Темрюкский район котельных, лишь 9, то есть 22%, являются «круглогодичными», а остальные имеют сезонный, отключаемый график работы.

По мнению представителя ответчика ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», суд общей юрисдикции не вправе вторгаться в договорные отношения, существующие между юридическими лицами – ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» и РМУП «Тепловые сети», и решать вопрос о возложении обязанности на поставщика газа по возобновлению поставки газа потребителю-должнику, как этого требует прокурор. На данные отношения не могут распространяться положения ФЗ «О защите прав потребителей». Отключения газа в отношении конкретных граждан-потребителей Темрюкского района со стороны ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» не имело место быть, а, следовательно, и права неопределенного круга лиц поставщиком газа не нарушались. Просит в иске прокурора, в части требований к ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар», отказать.

Представитель ответчика РМУП «Тепловые сети» – по доверенности Усольцев А.В. считает исковые требования прокурора законными, обоснованными и подлежащими удовлетворению. Суду пояснил, что РМУП «Тепловые сети» создано в целях обеспечения потребителей Темрюкского городского поселения и Темрюкского района тепловой энергией для отопления и горячего водоснабжения, а также проведения единой технической политики в области теплоснабжения.

Предприятие согласно распоряжению органа местного самоуправления о начале отопительного периода ежегодно осуществляет теплоснабжение (отопление) потребителей Темрюкского района в период с октября по апрель, а начало отопительного периода, как правило, зависит от среднесуточной температуры наружного воздуха, и начинается не позднее следующих суток когда такая температура ниже +8 градусов Цельсия в течение пяти суток. Ежегодно отопительный период начинается, как правило, в середине октября, примерно с 15 числа месяца.

Горячее водоснабжение потребителей района осуществляется круглый год, в связи с чем, потребление газа необходимо непрерывно, не зависимо от начала и окончания отопительного периода, среднесуточной температуры наружного воздуха и газ должен подаваться постоянно на котельные, принадлежащие и находящиеся в эксплуатации Предприятия для выработки тепловой энергии и поставки потребителям.

В связи с образовавшейся задолженностью за поставленный природный газ на газовые котельные Предприятия по договорам поставки газа и от 19.10.2016, ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» направив первичное уведомление от 20.09.2017 , повторное от 02.10.2017 об ограничении газопотребления 09.10.2017 с 10 часов 00 минут, принудительно ограничило подачу (поставку) газа посредством проведения мероприятий технического характера на котельных №2, №4, №8, №9, №10, №12, №13, №14, №16а, т.е. произвело отключение – ограничение поставки природного газа путем закрытия и опломбирования контрольных запорных устройств на газопотребляющем оборудовании Предприятия, представителем участка по работе с потребителями газа в Темрюкском районе ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» составлены акты от 09.10.2017 б/н об отключении от газопотребления с указанием оборудования и номерами пломб (копии прилагаются).

Причинами образования задолженности являются заниженные установленные экономически необоснованные тарифы на тепловую энергию, низкая эффективность взыскания дебиторской задолженности судебными приставами, отсутствие инвестиций. Тепловое оборудование и тепловые сети находятся в достаточно плохом техническом состоянии. Установленный тариф не может покрыть все расходы, связанные с ремонтом теплового оборудования, с эксплуатацией, страхованием ОПО, с оплатой за поставленные энергоресурсы. По этой же причине отсутствуют денежные средства в части инвестиций.

Дополнительной причиной образования задолженности является отсутствие законодательно установленного механизма компенсации выпадающих доходов Предприятия и ограничения потребления энергоресурсов, которые вводились энергоснабжающими организациями (газ, электрическая энергия, вода), и как следствие, снижение объемов поступлений от реализации услуг по горячему водоснабжению и отоплению.

Так, задолженность за период с ноября 2011 года по август 2017 года составляла 220626853,63 рублей, из которой <данные изъяты> рублей задолженность прошлых лет, образовавшаяся до ноября 2014 года и является реестровой задолженностью, <данные изъяты> рублей относится к текущей. Задолженность за энергоресурсы, привело Предприятие к несостоятельности (банкротству).

Решением Арбитражного суда Краснодарского края от 07.04.2016 Предприятие признано несостоятельным (банкротом), в отношении него открыто конкурсное производство.

При осуществлении платежей Предприятие руководствуется ст. 134 Закона о банкротстве, согласно которой требования кредиторов по коммунальным платежам, эксплуатационным платежам, необходимым для осуществления деятельности, удовлетворяются в четвертую очередь, текущие платежи в адрес ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» также относятся к четвертой очереди.

Вышеуказанные отключенные котельные вырабатывали для поставки Предприятием тепловую энергию непосредственно в многоквартирные дома, а также в социально-значимые учреждения, в том числе образовательное учреждение, расположенные на территории муниципального образования.

Так, из-за отключения котельной №2 невозможна выработка и осуществление горячего водоснабжения для потребителей населения, жилых домов по ул. Калинина в г.Темрюке №№5А, 71/1, 101/1, 101/2, 101/3, 99/1, 103/1, 73/1, 105/1, 107/1, котельной №10 для потребителей населения, жилых домов по ул. Набережной в г.Темрюке, №№ 1,2,3,4, котельной №14 для потребителей населения, жилых домов по ул. Макарова в г.Темрюке, №1/2, 13, 13А, 13/2, а так же жилых домов по ул. Мира №155, ул. Карла Маркса №150, ул.Строителей №№101А, 103А, 109, 111, 113, 113А, ул.Энгельса №№ 131, 131/1, из-за отключения котельной №16А невозможна выработка и осуществление горячего водоснабжения для потребителей населения, жилых домов по ул. Шопена №№102,104,106 в г.Темрюке, из-за отключения котельной №13 невозможна выработка и поставка тепловой энергии в социально значимое детское образовательное учреждение МБДОО ЦРР ДС №18.

ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» введено полное ограничение газоснабжения для котельных Предприятия, а вследствие ограничения газоснабжения на котельные без теплоснабжения остались многоквартирные дома, а также социально-значимые объекты, в том числе детское образовательное учреждение.

Дополнительно, в ответ на письмо Предприятия от 04.10.2017 о поставках газа на «сезонные котельные», в целях начала отопительного периода 2017-2018 года, ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» ответным письмом от 09.10.2017 сообщило, что рассмотрение согласования пуска сезонных котельных Предприятия возможно только после погашения просроченной задолженности.

Соответственно, так как поставка газа на котельные является необходимым элементом технологического процесса производства теплоснабжения и горячей воды, прекращение подачи газа на котельные исключает возможность обеспечения теплоснабжением и горячей водой жителей Темрюкского района, а так же дошкольных и среднеобразовательных учреждений, расположенных на территории Темрюкского района, своевременно и добросовестно вносящих необходимые коммунальные платежи, а начало отопительного периода 2017-2018 года без газа может быть сорвано, что не допустимо.

По мнению представителя РМУП «Тепловые сети», действия ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» по введению ограничения поставки природного газа на котельные Предприятия являются незаконными, так как по договору поставки газа газоснабжающая организация обязуется поставлять на котельные Предприятия через присоединенную сеть газ, а Покупатель обязуется оплачивать принятый газ.

Согласно п.1 ч.2 ст.546 Гражданского кодекса РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом – юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 №69-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 №1245 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждены Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа (далее - Правила ограничения газа), в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил ограничения газа предусмотрено основание для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа в связи с полном или частичным неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

В соответствии с п.7 Правил ограничения газа полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.

В соответствии с п. 8 Правил ограничения газа Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа.

В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.

Согласно п. 2 приложения к Правилам ограничения газа к категории потребителей газа, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Соответственно ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» обязано было направить Предприятию первичное уведомление с указанием основания и даты введения в отношении котельных Предприятия ограничения подачи (поставки) газа не менее чем за 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.

Так как первичное уведомление об ограничении газопотребления ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» направило 20.09.2017 за , которое получено Предприятием так же 20.09.2017 за вх. , а повторное уведомление от 02.10.2017 получено 02.10.2017 за вх. ограничение газопотребления могло быть введено не ранее 10 или даже 11.10.2017, т.е. ограничение газопотребления было произведено 09.10.2017 преждевременно и незаконно.

Согласно п. 10 Правил ограничения газа, ограничение подачи (поставки) газа по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, в отношении потребителей, к сетям которых подключены абоненты, не имеющие задолженности по оплате газа и (или) вырабатываемых при использовании газа и подаваемых им ресурсов (далее - абоненты, не имеющие задолженности), осуществляется поставщиком газа с учетом особенностей, предусмотренных пунктами 11-13 настоящих Правил.

Пунктом 11 Правил ограничения газа предусмотрено, что потребитель, к сетям которого подключены абоненты, не имеющие задолженности, обязан обеспечить им поставку газа и (или) вырабатываемых при использовании газа ресурсов в объемах, необходимых для их бесперебойного ресурсоснабжения.

Пунктом 12 Правил ограничения газа предусмотрено, что исполнение обязанности, предусмотренной пунктом 11 настоящих Правил, может осуществляться потребителем путем: а)    полного и (или) частичного ограничения подачи (поставки) газа или вырабатываемых при использовании газа ресурсов своим абонентам, имеющим задолженность по оплате использованного ими газа или иных вырабатываемых с использованием газа ресурсов, в соответствии с законодательством Российской Федерации; б) предварительного (не позднее чем за 5 рабочих дней до введения ограничения подачи (поставки) газа) обращения к поставщику газа с предложением о заключении договора поставки газа между поставщиком газа и потребителем в объемах, необходимых для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности; в)предоставления потребителем поставщику письменного расчета объема газа, необходимого для бесперебойного ресурсоснабжения абонентов, не имеющих задолженности, подтвержденного данными о мощности газоиспользующего оборудования, которым оснащен ресурсоснабжаемый объект, об отапливаемой площади такого объекта, а также о количестве абонентов, не имеющих задолженности, для заключения договора поставки газа, указанного в подпункте «б» настоящего пункта.

С соответствии с пунктом 13 Правил ограничения газа, в случае непредоставления потребителем данных, указанных в подпункте «в» пункта 12 настоящих Правил, поставщик газа ограничивает поставку газа до уровня, соответствующего среднемесячному значению количества газа, определяемому из расчета ранее фактически оплачиваемых потребителем объемов газа, подача (поставка) которых осуществлялась в течение 12 месяцев, предшествующих дате введения ограничения (или за меньший период, если предшествующий дате введения ограничения срок подачи (поставки) газа по договору составил менее 12 месяцев).

Поставщик газа не позднее чем за 3 рабочих дня до введения ограничения повторно направляет потребителю уведомление, предусмотренное пунктом 8 настоящих Правил, с указанием основания и даты введения ограничения, а также объемов газа, поставляемых в период ограничения и рассчитанных в соответствии с абзацем первым настоящего пункта.

Соответственно условия п. 13 Правил ограничения газа ООО «Газпром меж-регионгаз Краснодар» обязано было исполнить, что не исполнило и незаконно ввело полное ограничение газопотребления 09.10.2017 по 9 объектам Предприятия, из-за чего абоненты, не имеющие задолженности были лишены коммунальной услуги.

Прекратив поставку газа для Предприятия, ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» оставило жителей жилых домов, а также лиц пользующихся услугами социальных учреждений без горячего водоснабжения и отопления с начала отопительного периода, подвергнув опасности их жизнь и здоровье, а также вынудило население использовать газоэлектробытовые приборы в большом количестве, что создает большую нагрузку на газо-электросети и повышает вероятность аварий и пожаров.

ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» нарушаются права добросовестных плательщиков – получателей указанной коммунальной услуги. Несмотря на то, что ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» имело реальную возможность решить вопрос о взыскании сумм задолженности с организации-должника в судебном порядке, оно применило такой способ самозащиты своих прав, который привёл к нарушению прав граждан-потребителей, своевременно и добросовестно вносящих необходимые платежи.

По мнению Усольцева Предъявление прокурором указанного иска преследует своей целью защиту неопределенного круга лиц – потребителей соответствующих коммунальных услуг, невозможность предоставления которых при ограничении (прекращении) поставки ответчиком газа на котельные.

Представитель третьего лица администрации муниципального образования Темрюкский район – Мануйлова С.А., действующая на основании доверенности, в судебном заседании требования прокурора поддержала, считает их законными и обоснованными, пояснила, что согласно ст. 25 ФЗ «О газоснабжении в Российской Федерации» на основе договоров поставки газа и договоров об оказании услуг по его транспортировке потребители обязаны оплатить поставки газа и оказанные услуги. При несоблюдении потребителями условий договоров поставщики вправе уменьшить или прекратить поставки газа в порядке, установленном Правительством РФ. Правительство Российской Федерации Постановлением от 25.11.2016 № 1245 утвердило Правила прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям - потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов.

При этом в соответствии с указанными Правилами определены категории потребителей газа, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим и социальным последствиям. Пунктом вторым к такой категории потребителей отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Поставка газа на котельные РМУП «Тепловые сети» является необходимым элементом технологического процесса производства теплоснабжения и горячей воды, прекращение подачи газа на котельные исключает возможность обеспечения теплоснабжением и горячей водой жителей Темрюкского района, а также дошкольных и среднеобразовательных учреждений, расположенных на территории Темрюкского района.

В данном случае, правоотношения сторон возникли из договора энергоснабжения и регулируются параграфом 6 главы 30 Гражданского кодекса Российской Федерации.

При сложившейся ситуации поставщик топливно-энергетического ресурса во избежание нарушения прав и законных интересов добросовестных потребителей коммунальных ресурсов вправе и обязан был избрать иной способ защиты своих имущественных прав, нарушенных неуплатой либо неполной оплаты организацией-потребителем поставленного ресурса.

Суд, выслушав участников процесса, исследовав материалы дела, находит исковые требования прокурора подлежащими удовлетворению.

Как следует из материалов дела, прокуратурой Темрюкского района проведена проверка соблюдения ресурсоснабжающими организациями законодательства в сфере жилищно-коммунального хозяйства и защите прав потребителей, в результате которой в деятельности ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» и РМУП «Тепловые сети» выявлены нарушения действующего законодательства.

В ходе проверки установлено, что между РМУП «Тепловые сети» и ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» заключены договоры на поставку газа, в соответствии с которыми ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» обязуется поставить газ РМУП «Тепловые сети», а последнее обязуется принять газ и оплатить в согласованных объемах.

Согласно сведениям реестра хозяйствующих субъектов, имеющих долю на рынке определенного товара в размере более чем тридцать пять процентов или занимающих доминирующее положение на рынке определенного товара, размещенного на официальном сайте Федеральной антимонопольной службы РФ, ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» (ИНН <данные изъяты>) включен в вышеназванный реестр. Общество является единственным поставщиком газа на котельные расположенные на территории Темрюкского района.

Из материалов дела следует, что РМУП «Тепловые сети» осуществляет эксплуатацию котельных, которые вырабатывают тепло и горячую воду для потребителей Темрюкского района.

В судебном заседании установлено, что в связи с образовавшейся задолженностью РМУП «Тепловые сети» по оплате потребленного газа, с 09.10.2017 ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» частично прекратило газоснабжение котельных: №№ 16 «а», 8, 4, 10, 12, 2, 13, 14, 9, эксплуатируемых РМУП «Тепловые сети», расположенных на территории муниципального образования Темрюкский район, которые обеспечивают теплоснабжение и горячее водоснабжение следующих дошкольных и среднеобразовательных учреждений: МАОУ СОШ № 2; МБДОУ ДС № 5; МБОУ СОШ № 3; МАДОУ № 12; МБДОУ ДС № 8; МБОУ СОШ № 20; МБОУ СОШ № 4; МБДОУ ДС № 20; МБОУ СОШ № 21; МДОУ ДС № 43; МБОУ СОШ № 10; МБОУ СОШ № 23; МОУ СОШ № 11; МБОУ СОШ № 24; МБОУ СОШ № 27; МБОУ СОШ № 26; МБОУ СОШ № 16; МБОУ СОШ № 9; МБОУ СОШ № 17; МБОУ СОШ № 19; МБОУ СОШ № 9; МБОУ СОШ № 2; МБДОУ ДС № 49; МБДОУ ДС № 52; МБДОУ ДС № 36; МБДОУ ДС № 25; МБДОУ ДС № 30; МБДОУ ДС № 21; МБДОУ ДС № 22; МБДОУ ДС № 2; МБДОУ ДС № 3; МБОУ ООШ № 14. Кроме того, вышеуказанные котельные обеспечивают теплоснабжение и горячие водоснабжение многоквартирных домов, расположенных на территории муниципального образования Темрюкский район.

Согласно п.1 ч.2 ст.546 Гражданского кодекса РФ прекращение или ограничение подачи энергии без согласования с абонентом – юридическим лицом, но с соответствующим его предупреждением допускается в установленном законом или иными правовыми актами порядке в случае нарушения указанным абонентом обязательств по оплате энергии.

В соответствии с Федеральным законом «О газоснабжении в Российской Федерации» от 31.03.1999 №69-ФЗ, постановлением Правительства РФ от 25.11.2016 №1245 «О порядке ограничения подачи (поставки) и отбора газа, об изменении и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации» утверждены Правила ограничения подачи (поставки) и отбора газа (далее - Правила ограничения газа), в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 Правил ограничения газа предусмотрено основание для полного ограничения подачи (поставки) и отбора газа в связи с полном или частичным неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по оплате поставляемого газа и (или) услуг по его транспортировке в установленный срок, допущенное потребителем более 3 раз в течение 12 месяцев.

В соответствии с п.7 Правил ограничения газа полное или частичное ограничение подачи (поставки) газа (но не ниже брони газопотребления в отношении лиц, которым она установлена) в соответствии с подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил (за исключением потребителей, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации, а также потребителей, соответствующих критериям, установленным Правительством Российской Федерации, и обязанных предоставлять обеспечение исполнения обязательств по оплате газа) производится поставщиком.

В соответствии с п. 8 Правил ограничения газа Поставщик не позднее чем за 10 рабочих дней до планируемой даты введения ограничения по основаниям, предусмотренным подпунктом «е» пункта 2 и подпунктом «г» пункта 3 настоящих Правил, обязан направить потребителю уведомление с указанием основания и даты введения в отношении него ограничения подачи (поставки) газа. В отношении категорий потребителей, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, предусмотренных приложением, срок направления такого уведомления должен составлять не менее 20 календарных дней до планируемой даты введения ограничения.

Согласно п. 2 приложения к Правилам ограничения газа к категории потребителей газа, ограничение режима потребления газа которым может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям отнесены организации, осуществляющие эксплуатацию объектов централизованного водоснабжения и (или) теплоснабжения населенных пунктов, - в отношении этих объектов.

Как установлено в судебном заседании, РМУП «Тепловые сети» после получения уведомлений об ограничении и предупреждений о прекращении подачи топливно-энергетических ресурсов в ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» для согласования необходимых для удовлетворения потребностей абонентов, своевременно оплачивающих коммунальные услуги, объемов топливно-энергетических ресурсов не обращалось.

Пунктом 6 Порядка прекращения или ограничения подачи электрической и тепловой энергии и газа организациям-потребителям при неоплате поданных им (использованных ими) топливно-энергетических ресурсов, утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 25.11.2016 № 1245 установлено, что в случаях, когда к сетям, принадлежащим организации-потребителю, подключены абоненты, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, организация-потребитель обязана по соглашению с энергоснабжающей или газоснабжающей организацией обеспечить подачу этим абонентам топливно-энергетических ресурсов в необходимых для них объемах.

По смыслу указанного положения, организация-потребитель обязана обеспечить подачу абонентам, подключенным к сетям организации-потребителя, которые своевременно оплачивают использованные топливно-энергетические ресурсы, этих ресурсов в необходимых для них объемах. При этом отношения по поводу поставок необходимых в такой ситуации объемов топливно-энергетических ресурсов должны быть урегулированы на основании соответствующих соглашений между ресурсоснабжающими организациями и организациями-потребителями, их наличие является обязательным и должно предшествовать прекращению ресурсоснабжающими организациями подачи электроэнергии и газа организациям-потребителям во избежание нарушения прав указанных абонентов.

Согласно п.п. 121, 122 Правил предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденных Постановление Правительства РФ от 06.05.2011 № 354, приостановление или ограничение предоставления коммунальных услуг (либо подачи коммунальных ресурсов) потребителям, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, не допускается. Ограничение или приостановление исполнителем предоставления коммунальной услуги, которое может привести к нарушению прав на получение коммунальной услуги надлежащего качества потребителем, полностью выполняющим обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг, не допускается. Действия по ограничению или приостановлению предоставления коммунальных услуг не должны приводить к нарушению прав и интересов потребителей, пользующихся другими помещениями в этом многоквартирном доме и полностью выполняющих обязательства, установленные законодательством Российской Федерации и договором, содержащим положения о предоставлении коммунальных услуг.

Поставка газа на котельные РМУП «тепловые сети» является необходимым элементом технологического процесса производства теплоснабжения и горячей воды, прекращение подачи газа на котельные исключает возможность обеспечения теплоснабжением и горячей водой жителей г. Темрюка и Темрюкского района, а также дошкольных среднеобразовательных учреждений: МАОУ СОШ № 2; МБДОУ ДС № 5; МБОУ СОШ № 3; МАДОУ № 12; МБДОУ ДС № 8; МБОУ СОШ № 20; МБОУ СОШ № 4; МБДОУ ДС № 20; МБОУ СОШ № 21; МДОУ ДС № 43; МБОУ СОШ № 10; МБОУ СОШ № 23; МОУ СОШ № 11; МБОУ СОШ № 24; МБОУ СОШ № 27; МБОУ СОШ № 26; МБОУ СОШ № 16; МБОУ СОШ № 9; МБОУ СОШ № 17; МБОУ СОШ № 19; МБОУ СОШ № 9; МБОУ СОШ № 2; МБДОУ ДС № 49; МБДОУ ДС № 52; МБДОУ ДС № 36; МБДОУ ДС № 25; МБДОУ ДС № 30; МБДОУ ДС № 21; МБДОУ ДС № 22; МБДОУ ДС № 2; МБДОУ ДС № 3; МБОУ ООШ № 14.

Таким образом, суд считает, что действия ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» по прекращению поставки ресурсов организациям-потребителям, к сетям которых подключены абоненты, своевременно оплачивающие использованные топливно-энергетические ресурсы, при отсутствии соглашения о подаче топливно-энергетических ресурсов таким абонентам, в том числе гражданам-потребителям, ведут к нарушению их прав на получение коммунальных услуг. При этом, действия ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» ведут к невозможности исполнения РМУП «Тепловые сети» обязательств перед абонентами по отоплению и ГВС, и приводит к нарушению данным предприятием положений ч.1 ст.3 Федерального закона от 07.12.2011 № 416-ФЗ «О водоснабжении и водоотведении», ч.1 ст.3 Федерального закона от 27.07.2-10 № 190-ФЗ «О теплоснабжении». Кроме того, действия ответчиков отрицательно сказываются на благоприятных условиях проживания населения, приводят к дестабилизации работы социальных объектов.

Право на судебную защиту гарантировано ст. 46 Конституции Российской Федерации. Это право является непосредственно действующим и предполагает не только право на обращение в суд, но и возможность эффективного восстановления в правах посредством правосудия, отвечающего требованиям справедливости.

Суд считает, что исковое заявление прокурора подлежит удовлетворению, поскольку действия ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» идут вразрез с указанными выше нормами закона, а взаимоотношения ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» и РМУП «Тепловые сети» по договорам поставки газа, в том числе и задолженность РМУП «Тепловые сети» за поставку газа, не могут служить законным основанием для нарушения прав потребителей Темрюкского района на бесперебойное горячее водоснабжение и теплоснабжение.

Требование прокурора об обращении решения суда к немедленному исполнению в связи с возросшей социальной напряженностью, суд считает не противоречащим закону, соответствующим интересам потребителей Темрюкского района, и в силу ч.1 ст. 212 ГПК РФ, подлежит удовлетворению.

На основании изложенного, руководствуясь ст.ст. 194-198 ГПК РФ, суд

Р Е Ш И Л :

Исковое заявление исполняющего обязанности прокурора Темрюкского района Краснодарского края Халилов Р.И. – удовлетворить.

Обязать РМУП «Тепловые сети» обеспечить бесперебойное горячее водоснабжение, а также теплоснабжение потребителей Темрюкского района.

Обязать ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» возобновить газоснабжение следующих объектов РМУП «Тепловые сети»: котельные №№ 1, 2, 3, 4, 5, 6, 13, 14, 8, 9, 10, 23, 57, 58, 24 «а», 52 «а», 26, 68, 30, 66, 64, 72, 43 «а», 47, 60, 62, 53, 16 «а», 12, 50, 18, 21, 24 «а», 45, 61, 65, 56, 42 «а», 59, 17, 15, расположенных на территории муниципального образования Темрюкский район.

Запретить ООО «Газпром межрегионгаз Краснодар» вводить режим ограничения потребления газоснабжения в отношении котельных и иных объектов теплоснабжения, эксплуатируемых РМУП «Тепловые сети».

Обратить решение суда к немедленному исполнению.

Решение может быть обжаловано в апелляционном порядке в Краснодарский краевой суд через Темрюкский районный суд в течение месяца со дня принятия решения суда в окончательной форме.

Председательствующий: Л.А. Логвин

Решение суда в окончательной форме составлено 25 октября 2017 года.

2-2459/2017 ~ М-2126/2017

Категория:
Гражданские
Статус:
Иск (заявление, жалоба) УДОВЛЕТВОРЕН
Истцы
Прокурор Тр
Ответчики
ООО "Газпром межрегионгаз Крвснодар"
РМУП "Тепловые Сети"
Другие
Администрация МО ТР
Суд
Темрюкский районный суд Краснодарского края
Судья
Логвин Л.А.
Дело на странице суда
temruksky--krd.sudrf.ru
09.10.2017Регистрация иска (заявления, жалобы) в суде
09.10.2017Передача материалов судье
10.10.2017Решение вопроса о принятии иска (заявления, жалобы) к рассмотрению
10.10.2017Вынесено определение о подготовке дела к судебному разбирательству
12.10.2017Подготовка дела (собеседование)
23.10.2017Вынесено определение о назначении дела к судебному разбирательству
23.10.2017Судебное заседание
25.10.2017Изготовлено мотивированное решение в окончательной форме
31.10.2017Дело сдано в отдел судебного делопроизводства
25.12.2018Дело оформлено
26.12.2018Дело передано в архив
Судебный акт #1 (Решение)

Детальная проверка физлица

  • Уголовные и гражданские дела
  • Задолженности
  • Нахождение в розыске
  • Арбитражи
  • Банкротство
Подробнее